Мы в соц. сетях:

В статье мы расскажем:

  1. Виды коммуникации по форме общения
  2. Виды коммуникации по направленности
  3. Виды коммуникации по цели сообщения
  4. Виды коммуникации по субъекту и средствам коммуникаций
  5. Виды коммуникации по количеству коммуникантов
  6. Другие виды коммуникации

Традиционная философия выделяла всего два вида коммуникаций: вербальную и невербальную. А еще она ошибочно полагала, что коммуникация есть синоним общения. Но сегодня мы понимаем, что это далеко не так. Да, для общения мы используем всего два канала: вербальный, то есть речь, и невербальный, который позволяет считывать информацию по мимике, движениям и т. д.

Но понятие коммуникации гораздо шире. Как, например, трактовать электронную переписку? Для передачи информации мы используем слова, но при этом их не произносим. Можно ли считать это невербальным каналом? Поэтому нужно иначе трактовать виды коммуникации, ведь мир гораздо шире.

Виды коммуникации по форме общения

В этой статье мы рассмотрим понятие и виды коммуникации, их цели, особенности, а также те факторы, которые оказывают огромное влияние на процесс общения между людьми.

Итак, какие существуют виды коммуникации?

Вербальная коммуникация

Преобладающее количество различных видов коммуникации между людьми основано на речевой передаче информации. Человеческая речь считается универсальным способом общения, ведь именно с ее помощью можно сохранить наиболее точный смысл передаваемых сведений. Психологическими составляющими вербального вида коммуникации являются «говорение» и «слушание». Человек, который говорит, сперва формирует идею относительно сообщения, после чего реализовывает ее посредством знаков. Человек, который слушает, распознает смысл этого сообщения одномоментно с расшифровкой.

Виды коммуникации по форме общения

Коммуникативное событие заключается во взаимодействии между конкретными людьми. Вследствие чего одно высказывание в различных коммуникативных событиях будет нести разный смысл. Соответственно, на процесс коммуникации оказывают влияние условия, в которых он протекает, а также психологические особенности вовлеченных в него людей. Именно поэтому имеет большое значение изучение различных видов коммуникации в психологии. Уникальность каждого коммуникативного акта доказывается разницей в опыте конкретных участников. Кроме того, эта же разница приводит к проявлению кардинальной неоднозначности языка в процессе коммуникации.

Невербальная коммуникация

Зачастую интонация, с которой произносится фраза, в значительной степени влияет на передаваемый в сообщении смысл. Из этого можно сделать вывод, что слова не являются единственным и основополагающим средством коммуникации, нередко их необходимо сопровождать невербальными компонентами.

Чтобы наглядно показать, как может проявиться данный вид коммуникации, приведем примеры. Сотрудники компании сразу поймут, что руководитель недоволен, если тот нахмурит лоб и сложит на груди руки крестом. Для любой мамы улыбка малыша является показателем хорошего самочувствия ребенка. Женщины часто понимают отношение мужчин без их объяснений в любви. Невербальное общение является одним из основных видов коммуникации.

3 важных шага, которые
должна пройти каждая
женщина

Аника Снаговская

Автор и ведущая женских тренингов по гармонизации женской энергии. Мастер по снятию ограничивающих убеждений и мастер расстановок.
HUG - 3 важных шага, которые должна пройти каждая женщина
Я подготовила для вас три урока, которые помогут вам лучше понять себя, снять ограничения, мешающие почувствовать себя любимой и жить счастливо.
01

Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности

Вы узнаете про 5 женских состояний, которые есть в каждой женщине, как они проявляются и какие архетипы у вас больше всего проявлены, а какие не развиты.
02

Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения

Рассказываю, что необходимо сделать, чтобы освободить свое сердце от старых чувств, и разорвать энергетические нити связывающие вас с прошлым партнером.
03

Аудио запись: Нейро-аффирмация «Любовь к себе»

Благодаря этой нейро-аффирмации вы сможете вернуть любовь к себе и почувствовать искреннюю благодарность и счастье за каждый свой день.
Заберите
Ваши подарки!

Огромное количество информации воспринимается нами от собеседников без лишних слов. Систему внеречевых способов, которыми передается информация, называют невербальным общением.

Наиболее распространенными средствами такого вида коммуникации являются:

  • мимика (можно менять выражение лица, показывать на что-то взглядом);

  • жестикуляция;

  • изменение позы, другие движения тела;

  • прикосновения (в частности, пожатие рук, объятия, поцелуи, поглаживания по плечу);

  • изменение интонаций;

  • определенная дистанция при общении (как правило, людей, с которыми нам приятно и интересно общаться, мы готовы подпустить ближе к себе).

Названные средства невербального общения в большинстве своем являются универсальными, однако возможно возникновение определенных преград вследствие национальных особенностей, различия в характерах и менталитете.

Виды коммуникации по направленности

Существует множество различных видов и форм коммуникации человека. По своей направленности она может быть прямой или косвенной.

  • Прямая коммуникация подразумевает, что действия собеседников направлены четко друг на друга, получение информации происходит от первого лица.Виды коммуникации по направленности

    Прямую коммуникацию можно разделить на непосредственную и опосредованную. При непосредственной коммуникации происходит прямое общение между собеседниками, при котором используются как вербальные, так и невербальные средства. Такая форма общения наиболее распространена при межличностном взаимодействии, она применима в огромном количестве сфер актуализации, в том числе в процессе обмена информацией личного или делового характера.

    Опосредованный вид прямой коммуникации – это такой, под которым подразумевается обмен информацией между людьми в письменной форме или посредством технического оборудования (речь идет о применении телефонов, телеграфов, общении через Интернет и так далее), при котором могут возникнуть определенные сложности или потребоваться время для получения обратной связи от собеседника.

  • Другим видом коммуникации человека является косвенное общение. При такой форме процесс передачи сообщения собеседнику происходит не напрямую, а через различные действия над окружающими предметами или людьми.

Виды коммуникации по цели сообщения

По целям сообщения различают пять видов коммуникации в общении – познавательную, убеждающую, экспрессивную, суггестивную и ритуальную. Каждый из названных типов подразумевает конкретные цели и результаты общения, определенные условия для протекания этого процесса, формы и средства коммуникации.

  • Познавательная коммуникация

Ее целью является расширение информационного фонда собеседника, донесение до него нужной информации, комментирование полученных сведений.

  • Убеждающая коммуникация

Целью этого типа общения является провоцирование необходимых чувств у собеседника, формирование установок на определенные ценности и ориентиры, убеждение его в верности выбранных стратегий и методов работы, достижение единства мнений.

  • Экспрессивная коммуникация

Такая модель применяется с целью формирования у собеседника определенного психоэмоционального состояния, с ее помощью можно выразить определенные переживания, чувства и эмоции, подтолкнуть к требующимся действиям.

  • Суггестивная (внушающая) коммуникация

Ставит своей целью изменить мотивацию собеседника, дать ориентиры и установки на конкретные ценности, изменить его поведение и отношение посредством внушения.

  • Ритуальная коммуникация

Ее целью является сохранение традиций или создание новых для определенной коммуникативной группы – это может быть семья, дружеский круг людей, рабочий коллектив, компания в целом.

Виды коммуникации по субъекту и средствам коммуникаций

В зависимости от того, кто является субъектами, какие средства задействованы в процессах коммуникаций, можно выделить следующие виды коммуникации.

Коммуникации с помощью информационных технологий, технических средств

Виды коммуникации по субъекту и средствам коммуникаций

Такая модель является одним из наиболее значимых современных видов коммуникации. Речь идет о применении информационных технологий и различных технических устройств. Для общения используются телекоммуникационные системы, электронная почта, социальные сети, управленческие информационные средства (УИС). УИС дает возможность для общения между сотрудниками организации с целью выяснения необходимой для решения производственного вопроса информации, кроме того, при помощи этих средств сотрудники могут изучить литературу по важной для них теме.

Межличностные коммуникации

К виду межличностных коммуникаций следует отнести прямое взаимодействие собеседников или групп людей между собой посредством вербальных и невербальных способов общения. Изучение такого типа коммуникаций является одной из самых важных и первостепенных задач. На межличностные коммуникации оказывают влияние огромное количество факторов.

Результат такого общения наиболее зависим от получаемой обратной связи – благодаря ей адресант может понять, ушло ли сообщение, получил ли его собеседник, верно ли его воспринял.

На процесс межличностных коммуникаций оказывает влияние социально-культурная среда, в которой происходит общение, в том числе система ценностей собеседников, присущие им традиции и обычаи. Важно принимать во внимание данный фактор при построении процесса коммуникации между представителями разных народностей. Различия в культуре собеседников проявляются в таких видах коммуникации, как вербальная и невербальная.

Виды коммуникации по количеству коммуникантов

Профессиональные коммуникаторы уделяют большое внимание такому параметру, как число участников, ведь от него зависит выбираемая технология работы в каждой конкретной ситуации. Например, при разговоре с самим собой, с одним партнером или с большим количеством собеседников будет значительно различаться уровень громкости голоса.

  • Интраперсональной коммуникацией называется диалог с собственным я, то есть изложение внутреннего монолога человека, разговора с внутренним голосом, совестью или собственным эго в форме диалога.

  • Межличностная коммуникация в большинстве случаев носит первичный характер, с ней соотносят некую идеальную модель коммуникации, в которой принимают участие двое собеседников (однако могут присутствовать наблюдатель, включенный и посторонний наблюдатели, процесс коммуникации может проходить в присутствии свидетелей, в многолюдном месте и так далее).

Виды коммуникации по количеству коммуникантов
  • Под групповой коммуникацией понимают разговор внутри определенной группы, между группами людей, между отдельным человеком и группой (например, между начальником фирмы и его подчиненными). Здесь большее значение имеет разница не в количестве, а в качестве, в частности, в каждой из ситуаций будет ставиться своя определенная цель коммуникации – между собеседниками в малой группе или в большой (chat rooms и forums в сети Интернет; message boards и так далее).

  • В случае массовой формы коммуникации речь идет о донесении информации большому числу людей, чаще всего имеющих различные интересы и коммуникативный опыт (сообщения на телевидении или радио, выпуск компакт-дисков, информация в Интернете – к различиям здесь стоит отнести уровень охвата аудитории, всеобщую «обязательность», индивидуально-групповую избирательность; передача сообщений посредством телефонов или почты отнести сюда можно лишь количественно, не беря в расчет массовую и целевую – иными словами, групповую рассылку почтовых сообщений).

Другие виды коммуникации

Существует также большое количество прочих типов и видов коммуникации, перечислим некоторые из них.

По инициативности коммуникаторов

По данному признаку коммуникации могут быть активными и пассивными.

  • Под пассивной коммуникацией понимают ситуацию, при которой происходит воздействие коммуникатора на адресата, не показывающего никакой реакции на отправленную ему информацию, иными словами, играющего пассивную роль.

  • Под активной коммуникацией, в свою очередь, понимают ситуацию, при которой послания инициируются всеми коммуникаторами, задействованными в процессе общения, при этом они сразу показывают определенную реакцию, выполняют некоторые действия в ответ на полученные сообщения.

По степени организованности

Речь идет о случайных и неслучайных (организованных) видах коммуникации – кратко расскажем, что имеется в виду. Главное различие между ними в том, что возникновение случайных коммуникаций происходит в стихийной форме – то есть люди обмениваются информацией случайным образом. Незапланированная встреча может вылиться в обсуждение важных деловых моментов, результатом чего окажется принятие весьма серьезных решений. Благодаря таким формам случайных коммуникаций повышается самоорганизованность системы в целом.

В зависимости от направления потока информации

Формами передачи информации по различным каналам могут быть:

  • Восходящие коммуникации, направленные снизу вверх (к примеру, от сотрудников фирмы к ее руководству).

  • Нисходящие коммуникации, направленные сверху вниз (к примеру, от руководства фирмы к ее сотрудникам).

  • Диагональные коммуникации – этот вид коммуникаций наблюдается при взаимодействии работников различных отделов компании, находящихся на разных иерархических уровнях. К нему прибегают в ситуациях, при которых наблюдаются некоторые затруднения или полное отсутствие возможности общения между сотрудниками посредством других способов.

  • Горизонтальные коммуникации – их задачей является интеграция и координация деятельности сотрудников компании, работающих в различных отделах на одном уровне, в стремлении достичь поставленных фирмой целей. Эти виды коммуникации позволяют повысить эффективность применения всех ресурсов организации.

Другие виды коммуникации

Если обратиться к результатам различных исследований, степень эффективности горизонтальных видов коммуникации равна 90 %. Причиной является то, что деятельность работников компании на одном уровне управления приводит к пониманию сути труда окружающих, осознанию их проблем и вероятных посылов исходящей от них информации.

Эффективность вертикальных коммуникаций значительно ниже. Сотрудники компании могут получить и корректно понять около 20–25 % исходящей от руководителей информации. При этом количество полезных сведений, усвоенных из разговора с директором фирмы различными сотрудниками, не будет одинаковым: начальник отдела вынесет 40 %, бригадир – лишь 30 % информации.

При восходящем виде коммуникаций руководство фирмы получит до 10 % направленной на него сотрудниками информации.