Мы в соц. сетях:

В статье мы расскажем:

  1. Мягкие и жесткие навыки
  2. Список 14 самых востребованных мягких навыков
  3. 11 советов по развитию мягких навыков

Мягкие навыки (или soft skills) важны при выполнении работы, и потому без них не обойтись при выстраивании карьерной лестницы. Но что же они означают? Существуют определенные навыки, которые можно условно обозначить как профессиональные, по сути представляющие собой ваши компетенции. То есть они помогают качественно выполнять рабочие обязанности.

Но в процессе взаимодействия с другими людьми (коллегами, партнерами, клиентами) каждый из нас применяет навыки коммуникации, которые не заложены в должностную инструкцию. Они помогают наладить общение, договориться, аргументировать свою позицию, поэтому незаменимы для менеджеров по продажам, дизайнеров, прорабов и многих других. Именно эти навыки и получили название мягких.

Мягкие и жесткие навыки

В двадцатом веке нарасхват были специалисты узкой направленности. Профессионалов своего дела было не так много. Чтобы обучиться новой специальности, требовалось много времени, технологии не менялись годами, и люди работали на одном предприятии всю свою жизнь.

С началом нового тысячелетия произошли кардинальные перемены в представлениях людей о профессионализме. Смена технологий происходит значительно быстрее, что требует от специалиста постоянной переподготовки и прохождения обучения. Получить новые навыки можно, не выходя из дома. От соискателя на рынке труда требуется уже не только знание своей специальности, но и смежных профессий, а также мягкие навыки. Это компетенции, какие необходимы в разных сферах деятельности.

Мягкие и жесткие навыки

В конце двадцатого века появились два новых понятия:

  • Твердые навыки (hard skills) – это конкретные знания и умения, предназначенные для узкой специальности или для одного предприятия.

  • Мягкие навыки (soft skills) – это гибкие способности, которые можно использовать в нескольких областях.

Твердые и мягкие навыки – что в приоритете в современном мире? Для успешной карьеры в любой сфере требуются именно широкие, гибкие умения. Людей, обладающих мягкими навыками, работодатели предпочитают другим специалистам, потому что такой человек сможет быстро вникнуть в любую проблему и освоить любую профессию.

Иногда soft skills путают с человеческими качествами, но доброта, спокойствие, чувство такта не относятся к мягким навыкам. Это когнитивные, социальные, эмоциональные компетенции, которые находят отражение в профессиональной деятельности специалиста.

Для их определения используются глаголы:

  • формировать;

  • модифицировать;

  • анализировать и другие.

Совершенствование собственных мягких навыков доступно только самому человеку. Даже от природы нерешительный и скромный сотрудник может добиться успехов, если поставит такую цель. Важно личное стремление, на которое никто повлиять не может.

Список 14 самых востребованных мягких навыков

1. Коммуникация

Список 14 самых востребованных мягких навыков

Коммуникационные навыки — это способность эффективно обмениваться информацией с другими людьми. Общение сопровождает человека на протяжении всей его жизни и происходит в разных ситуациях. Коммуникационные мягкие навыки необходимы для работы в команде, чтобы установить контакт, удовлетворять потребности в признании и общении, а также решать различные деловые и производственные вопросы. Если вы живете в обществе, без способности устанавливать связи с другими людьми не обойтись.

2. Критическое мышление

Критическое мышление — навык разумно и логически принимать и оценивать поступающую информацию. Со всех каналов человек получает очень много разных сведений и новостей. Это может быть достоверная информация, а может быть откровенная ложь. Необходимо уметь разбираться в потоке данных, уметь сопоставлять факты, причины и следствие, чтобы принять верное решение.

3. Клиентоориентированность

Под этим понятием подразумевают способность своевременно устанавливать потребности и мнения собственной аудитории для того, чтобы отвечать на них с максимальной пользой. Любому специалисту, который по роду деятельности контактирует с клиентами, обязательно требуется такой мягкий навык. Это пример умения, без которого просто невозможно завоевать лояльность покупателей. В частности, когда человек не может прийти в магазин, стоит привезти товар ему домой. Это поможет увеличить лояльность целевой аудитории и приобрести постоянных клиентов.

Клиентоориентированность выгодно отличает компанию от конкурентов, помогает расти и развиваться в условиях рыночной экономики.

4. Управление проектами

Любое дело можно назвать проектом. Создание сайта, строительство дома, торжество – все это проекты. Всеми этими предприятиями должен управлять один человек, вокруг которого организуются другие исполнители. Проект-менеджер знает, как взаимодействовать с каждым человеком, как координировать действия всех помощников и организовать весь ход дела. От способностей этого человека зависит успех мероприятия. Большинство современных компаний и организаций строят свою работу по типу проектного управления, поэтому навык управления проектом необходим многим людям.

5. Наставничество и менторство

Сложившаяся система профессионального образования не удовлетворяет потребности учащихся во многих аспектах, не дает тех знаний, которые необходимы при работе на предприятиях. Наставники и менторы помогают определить сильные и слабые стороны специалиста, выбрать собственную модель совершенствования мягких навыков, адаптироваться к изменяющимся условиям.

6. Ненасильственное общение

Список 14 самых востребованных мягких навыков

Ненасильственное общение (ННО) — способ понятно и мягко, без давления, сообщить информацию собеседнику и получить его одобрение. Во время такой коммуникации человек обращается к оппоненту с позиции собственного я, говорит о своих потребностях, оперирует фактами и выражает просьбу спокойным тоном. Ненасильственное общение носит позитивный характер и не причиняет никому вреда. При работе с людьми необходим этот мягкий навык: управлять группой подчиненных, успешно контактировать с коллегами, клиентами, вести переговоры с партнерами.

7. Принятие решений

Принятие решений — способность выбрать из всех вариантов самый оптимальный. Человек, обладающий этим навыком, способен к быстрому реагированию, что помогает ему достигать собственных целей. При необходимости принять решение он не будет тянуть время и не упустит счастливую возможность.

8. Решение проблем

Способность сосредоточиться на решении проблемы, а не на жалости к себе. Этот навык пригодится и в повседневной жизни, и на профессиональном поприще. Его может освоить каждый. Начинать можно с совсем легких задач и проблем, постепенно переходя на более сложные. Решение проблем можно сравнить с управлением проектами, потому что в обоих случаях требуется преодолевать трудности и упорно идти к своей цели.

9. Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект — способность различать собственные и чужие эмоции, намерения, а также управлять ими. Навык необходим при общении с подчиненными и клиентами. Человек, который умеет понимать эмоции других людей и адекватно на них реагирует, находит больше понимания и принятия со стороны своей аудитории.

10. Управление знаниями и обучаемость

Обучаемость — умение усваивать новые знания и применять их для решения различных проблем. Информация способствует приобретению умений, а умения в итоге формируют навыки. Ценится не просто осведомленность о различных фактах, но способность применить это знание на практике. Управление знаниями подразумевает использование мягких навыков, которые помогают выбирать актуальную информацию (в том числе и в цифровом пространстве), обрабатывать и анализировать, а также разрабатывать план обучения.

11. Работа в режиме неопределенности

Список 14 самых востребованных мягких навыков

Современные люди живут в нестабильном, неопределенном, сложном и неоднозначном мире. Умение функционировать в ситуации неопределенности предполагает способность своевременно реагировать на изменения, принимать решения, управлять своим временем и проектами. Человек будет успешным, если он может приспосабливаться к меняющимся условиям, не утрачивая работоспособности и адекватности. Очень востребованным навыком является стрессоустойчивость.

12. Бережливое производство

Бережливое производство предполагает разумное использование разных ресурсов, минимизацию потерь и улучшение рабочих процессов. Используя этот мягкий навык, можно регулировать нагрузки на собственный организм или целый трудовой коллектив, а также умело оптимизировать производственные процессы, чтобы выпускать продукт, экономя материалы и ресурсы. Организация деятельности с учетом бережливости пригодится как обычным людям, так и предпринимателям различного уровня.

13. Экологическое мышление

Экологическое мышление подразумевает осознанное отношение человека к самому себе, к окружающим и событиям. Этот навык включает в себя знание собственных границ, ответственность за свои поступки и оптимистический взгляд на мир. Человек, обладающий экологическим мышлением, постарается не причинить вреда ни себе, ни ближним. Он ответственно и увлеченно относится к своему делу; при возникающих трудностях не паникует, а сохраняет спокойствие духа. При любых обстоятельствах человек ищет выход из сложившейся ситуации и сосредоточенно работает на результат.

14. Саморефлексия

Список 14 самых востребованных мягких навыков

Саморефлексия — способность анализировать собственные мысли и поступки. Этот навык дает человеку возможность осознать свои ошибки и выбрать, что нужно изменить в себе, как нужно действовать. С помощью саморефлексии человек может стать более осознанным, так как он будет знать свои сильные и слабые стороны, а также здраво себя оценивать.

11 советов по развитию мягких навыков

Любой человек имеет способность самосовершенствоваться и развивать мягкие навыки. В зависимости от сложности умения и исходных данных потребуется разное время на обучение.

Есть несколько рекомендаций, которые помогут быстрее освоить мягкие навыки.

1. Начинайте с малого.

Тренировать мягкие и гибкие навыки нужно начинать постепенно, понемногу осваивая компетенции. К примеру, чтобы научиться выступать на публике, не стоит сразу выходить к большой аудитории. Сначала можно потренироваться на родных или коллегах. Получив опыт выступлений, стоит развиваться дальше и переходить на следующий этап.

2. Выбирайте четкие задачи.

Легче всего достичь цель, которая является наиболее понятной. Поэтому нужно правильно формулировать собственные задачи. Вместо расплывчатого «хочу быть успешным человеком», стоит выбирать более ясные определения.

3. Наберитесь терпения.

Не стоит думать, что освоение мягких навыков займет мало времени. Для успеха потребуются многочасовые тренировки. Мягкие навыки приобретать намного сложнее, чем hard skills, по причине того, что это требует изменения мышления и старых убеждений.

4. Регулярно тренируйтесь.

Недостаточно просто прочитать книгу или посетить тренинг. Нужно постоянно тренировать собственные мягкие и жесткие навыки и компетенции. Если вы не будете оттачивать мастерство, то не сможете закрепить результат.

5. Анализируйте и подводите итоги.

Чтобы контролировать ход обучения, необходимо подводить промежуточные итоги. Оценивайте, чему смогли научиться, устраивает ли вас результат.

6. Будьте любопытны.

11 советов по развитию мягких навыков

Всегда интересуйтесь окружающим миром. Стремитесь узнать что-то новое, научиться чему-то. Расширяйте кругозор, тогда вы будете интересны другим.

7. Используйте информацию из разных источников.

Узнать полезную информацию можно из разных источников. Чтобы освоить навыки презентации, полезно будет посетить не только тренинг по ораторскому искусству, но и по маркетингу. Если вы сконцентрированы на одной цели, то будете искать возможности достичь ее любыми способами.

8. Узнавайте обратную связь.

Узнать, достигли ли вы успеха в приобретении мягких навыков, можно, спросив мнение своих родственников, семьи, коллег – всех, кто поддерживает вас в этом стремлении.

9. Создавайте подходящую среду.

Лучший способ приобрести мягкие навыки – узнать, что это для начала. То есть полностью окунуться в среду единомышленников, общаться с профессионалами и другими людьми. К примеру, чтобы научиться эффективно контактировать с клиентами, стоит почаще общаться.

Если ваша профессия не связана с людьми, можно вступить в разговорный клуб или принять участие в переговорных поединках. Практика в подходящей среде помогает быстро обучиться навыкам.

10. Увеличивайте сложность.

Тренируясь только на легких задачах, нельзя хорошо прокачать навыки полностью. Нужно постепенно повышать уровень сложности, выходить из зоны комфорта. Без этого нельзя достичь успеха.

11. Найдите наставника.

11 советов по развитию мягких навыков

Развить мягкие навыки самостоятельно возможно, но это потребует много времени. Эффективнее проходить обучение у специалистов своего дела – наставников и коучей. Сейчас в них нет недостатка. Найдите себе наставника, который поможет обучиться новому навыку.