Мы в соц. сетях:

В статье мы расскажем:

  1. Что изучает психология общения
  2. 9 разновидностей общения
  3. Функции человеческого общения
  4. Возможные проблемы в общении
  5. 6 хитростей, которые помогут сделать общение эффективным
  6. pdf
    Узнай, какой мужчина тебе подходит по дате рождения
    Скачать бесплатно

Психология общения обращена на изучение всех сфер человеческого взаимодействия. Ведь именно коммуникация лежит в основе психического, когнитивного и социального развития личности.

С детства у человека формируются навыки общения, которые позволяют ему нормально адаптироваться в социуме. И если на каком-либо этапе развития возникают преграды, мешающие адекватно воспринимать коммуникативный смысл, становление будет существенно затруднено. О других сферах изучения психологии общения мы сейчас и поговорим.

Что изучает психология общения

Целью изучения психологии общения являются межличностные взаимоотношения и решение возникающих проблем. В рамках этой науки специалисты исследуют и развивают вербальный и невербальный типы общения, методы, языки общения, организацию переговоров, выход из конфликтов и другие темы.

В начале любой коммуникации стоит заранее определять цели и смысл взаимодействия с конкретным человеком. Когда люди не знают, для чего вступают в разговор, это может привести к неприятным последствиям или конфликту. В этом случае обычно общение является стихийным, неорганизованным. Оно никак не контролируется и не приносит желанных результатов. Чаще всего люди просто не представляют, как нужно строить диалог и доносить свои мысли до собеседника. При проведении деловых переговоров обязательно должен присутствовать план общения, чтобы стороны смогли прийти к соглашению.

Что изучает психология общения

Понятие общения включает в себя не только вид деятельности человека, но и другие процессы:

  • усвоение специфических образцов и моделей поведения;

  • взаимодействие людей;

  • двустороннее влияние людей друг на друга;

  • передача информации;

  • отношения между людьми;

  • способ поддержки и понимания другого;

  • формирование личности.

В общении содержатся данные, которые один человек передает другому. Тип информации и характер взаимодействия может быть разнообразным, но выделяют несколько больших тем:

  • материальная – бартер изделиями и предметами деятельности;

  • когнитивная – передача знаний;

  • деятельная – обмен действиями, операциями, умениями;

  • кондиционная – передача психологических или физиологических состояний;

  • мотивационная – обмен мыслями, идеями, вдохновением, потребностями.

Начни лучше понимать своего мужчину, прочитав нашу бесплатную подборку материалов
author
Александра Новосад
Семейный психолог, ароматерапевт, эксперт по работе с символизмом
Хочешь ли ты стать настоящим экспертом в понимании мужчин? Не упусти возможность раскрыть все тайны мужской психологии! Наши эксклюзивные материалы помогут тебе глубже проникнуть в мир мужского восприятия и лучше понять своего партнера или желанного мужчину.
Узнай, как понимать его поведение, прочитать между строк его слов и действий, как разгадать его скрытые желания и расшифровать его сигналы. Наша бесплатная подборка станет твоим надежным проводником в мире отношений, к его мыслям и чувствам - скачай бесплатно и начни поглощать мужчин!
author
Александра Новосад
Семейный психолог, ароматерапевт, эксперт по работе с символизмом
pdf
Погрузись в мир его эмоций и создай связь, о которой мечтала
pdf
Раскрой секреты и создайте свой путь к новому началу
pdf
Словами к пламени: возбуди мужчину, будь то рядом или на расстоянии, откроем 7 хитростей
pdf
Как ведет себя любящий мужчина – самые явные признаки
pdf
Загляни в его игру: секреты того, как мужчины испытывают женщин 21 способом
Скачать подборку бесплатно
PDF 2,5 mb
Уже скачали 27173 человек

Целью общения является всё, что хочет достигнуть человек, начинающий взаимодействие. Существует множество разных целей.

  1. Целью общения становится само вербальное и невербальное взаимодействие людей друг с другом для удовлетворения соответствующей потребности.

  2. Цель общения бывает связана с материальным объектом, который не является частью собеседников. Этика и психология делового общения касается профессиональной деятельности людей – производства, науки, бизнеса, управления и прочего.

  3. Цель общения заключается в передаче собственных идей, опыта и в привлечении собеседника к традициям и ценностям. Это общение между двумя личностями, которых объединяют общие вопросы психологического и нравственного характера.

Что изучает психология общения

К средствам общения относятся все варианты шифрования, передачи, переработки и расшифровки информации.

Средства общения могут быть вербальные, основой которых является человеческая речь и письмо, и невербальные, выраженные в жестах, движениях, интонациях, мимике и прочем.

9 разновидностей общения

Современная наука разделяет весь спектр общения на несколько распространенных типов:

  1. Примитивное. Основными чертами такого типа общения является равнодушие по отношению к собеседнику, пренебрежительный тон, небольшое количество слов.

  2. Формальное, при котором люди используют маски. Собеседники не заинтересованы друг в друге, взаимодействуют с целью выполнить принятые нормы и шаблоны поведения. Общение сопровождается лестью, показной учтивостью, ложными словами и штампами.

  3. Светское общение представляет собой обмен ничего не значащими сведениями, типовыми диалогами, выполнением условностей. У собеседников отсутствует интерес друг к другу.

  4. Ролевое общение происходит с целью исполнения определенной социальной роли.

  5. Деловой тип общения предполагает большую заинтересованность у собеседников по отношению друг к другу. В данном случае учитываются черты характера, настроение и интересы партнера. Общение происходит на более серьезном уровне, в ходе которого соблюдаются личные границы и принципы.

  6. Межличностное общение. Психология определяет межличностное общение как тесное взаимодействие людей друг с другом при наличии искреннего интереса к собеседнику.

  7. Манипулятивный стиль. Психология выделяет общение людей, основанное на манипуляции, в отдельный тип. Целью взаимодействия в данном случае становится получение выгоды одним участником диалога от другого.

  8. Неформальное общение. Это непринужденная беседа с юмором, флиртом или игрой слов, не предполагающая построения серьезных отношений.

  9. Общение на духовном уровне. Личность полностью раскрывается в диалоге с другим человеком, люди испытывают друг к другу доверие и чувство близости.

Психология профессионального общения является отдельной большой категорией, обозначающей взаимодействия двух и более человек. Люди общаются по поводу разных деловых вопросов, спектр которых может быть очень широким, в зависимости от направления деятельности.

Функции человеческого общения

  • Коммуникативная функция общения в психологии определяется во взаимодействии одного человека с другим либо с группой. Такая деятельность удовлетворяет одну из важнейших потребностей личности.

  • Развивающая функция раскрывается в том, что коммуникации между людьми способствуют их внутреннему росту и совершенствованию. Общение обогащает участников процесса, помогает людям усваивать социальные нормы, традиции, моральные принципы, знания и опыт.

  • Подтверждающая функция заключается в возможности участников идентифицировать себя и получить признание другого.

  • Объединяющая (разобщающая) функция. Психология устраняет барьеры в процессе общения. Люди не только устанавливают друг с другом контакты, получают интересующую информацию, но и объединяются для создания одного продукта, воплощения общей идеи, реализации одних и тех же задач. Особенностью данной функции является то, что коммуникация может строиться таким образом, что люди будут отдаляться друг от друга, группироваться в зависимости от собственных интересов и принципов.

  • Организационная функция, включающая в себя не только объединение людей вокруг одной общей цели, налаживание контактов, но и поддержание коммуникации на должном уровне, комфортное совместное пребывание разных личностей в одной группе, эффективную реализацию программ.

  • Внутриличностная функция состоит в способности человека строить внутренний диалог с самим собой. Общение может протекать мысленно или выражаться вербально.

Функции человеческого общения

Проанализировав все моменты, которые решает общение, можно выделить три основных стороны процесса:

  1. Коммуникативная сторона обеспечивает обмен сведениями между участниками диалога.

  2. Интерактивная – характеризует взаимодействие людей в процессе построения разговора.

  3. Перцептивная сторона дает возможность участникам коммуникации понимать и принимать друг друга, формировать собственное представление о собеседнике.

Возможные проблемы в общении

Психология общения – это еще наука и про решение возможных проблем в начале и в процессе коммуникации разных людей между собой.

  • «Конфликт поколений». Знания в области психологии общения дают возможность установить гармоничное и уважительное взаимодействие между людьми из разных поколений путем нахождения общих интересов.

  • Общение между представителями разных полов. Информация о том, что мужчины и женщины существенно отличаются по принципу устройства психики, помогает в понимании возникающих сложностей в отношениях и способствует поиску вариантов установления позитивных контактов с учетом особенностей каждого. Например, психология общения с мужчинами предполагает небольшие хитрости, с помощью которых можно установить взаимопонимание.

  • Обладание навыками общения помогает в преподавательской деятельности учителям и наставникам эффективнее передавать ученикам информацию.

  • Знание психологии общения помогает наладить взаимодействие в трудовом коллективе между сотрудниками и с руководством компании. Коммуникационные способности пригодятся для качественного выполнения поручений управляющего, а также для работы в сфере «человек – человек».

  • Психология общения помогает разрешать конфликты меду людьми и в коллективе. Для результативной работы и комфортного климата в группе людей очень важно научиться слышать другого, находить точки соприкосновения, договариваться. Подобные способности пригодятся в семье, в личных отношениях, на работе, в кругу друзей.

  • Обладание информацией о психологии общения и способах восприятия данных другими людьми помогает профессионалам сферы маркетинга и рекламы эффективнее доносить идеи, смыслы, ценности продуктов и всего, что они продвигают в массы.

6 хитростей, которые помогут сделать общение эффективным

В результате длительных наблюдений у психологов накопился опыт, каким образом можно сделать общение более эффективным. Вот несколько способов:

Эффект Бенджамина Франклина

Смысл этого парадокса заключается в том, что человек, один раз сделавший доброе дело для другого, в следующий раз с охотой сделает подобное опять, нежели если бы он получил помощь сам. Таким образом, попросив вежливо об одолжении собеседника и получив одобрение, в будущем можно снова рассчитывать на благосклонность этого человека.

6 хитростей, которые помогут сделать общение эффективным

Просите большего – получите меньше

Всегда стоит просить у другого человека больше благ, чем вам требуется, тогда вы гарантированно получите в соответствии со своими потребностями. Вначале собеседник откажет в вашей просьбе, у него возникнет чувство долга, он пойдет на уступки и согласится дать вам меньше, чем вы просили в первый раз.

Подражание

Психология невербального общения утверждает, что люди подстраиваются друг под друга и даже повторяют те же движения, интонации и мимику, которые производит собеседник. Если делать это сознательно, у другого человека появится симпатия по отношению к вам, он отнесется более лояльно к вашим просьбам и идеям.

Имя

Дейл Карнеги как-то заметил, что звучание собственного имени очень приятно для человека. Называя собеседника по имени, вы имеете все шансы получить его расположение.

Умение слушать

Если в сложном разговоре постоянно указывать другому человеку, что он не прав, спорить с ним и вставать в конфронтацию, нельзя прийти к соглашению, побудить собеседника к изменениям. Сначала нужно найти сходства во мнениях, высказать их, получить подтверждение от визави, а затем можно переходить к обсуждению разногласий в уважительном тоне.

Используйте перефразирование

Чтобы сохранить дружественные отношения или приветливый тон, можно перефразировать то, что заявляет собеседник. Также можно задавать уточняющие вопросы. Это поможет лучше понять человека и использовать его утверждения для перемены его мнений.

6 хитростей, которые помогут сделать общение эффективным

Всю жизнь человека сопровождает общение с другими людьми. Без этого условия он не может получить должного развития и стать цельной личностью. Изучением этой сферы человеческой деятельности занимается отдельный вид психологии – психология общения. Умение устанавливать контакты и эффективно общаться определяет состояние множества сфер в жизни каждой личности: успех, достижения, счастье, самосовершенствование, признание и реализацию.