Мы в соц. сетях:

Что это? Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленно организованный педагогический процесс усвоения и принятия учащимися культурных, духовных и нравственных ценностей.

На что обратить внимание? Во многих отношениях духовное воспитание похоже на любой другой вид образовательных программ. Оно включает в себя изучение различных аспектов духовности, таких как верования, ценности, ритуалы, символы, истории, а также развитие навыков для более глубокого самосознания и личностного роста.

Из этого материала вы узнаете:

  1. Понятие и содержание духовно-нравственного воспитания
  2. Основы духовно-нравственного воспитания
  3. Цель духовно-нравственного развития и воспитания
  4. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания
  5. Направления духовно-нравственного воспитания и развития

Понятие и содержание духовно-нравственного воспитания

Понятие «духовно-нравственное воспитание» подразумевает педагогический процесс, организованный с целью приобретения учащимися духовных, культурных, нравственных ценностей.

Эта сфера воспитания направлена в первую очередь на постепенное и последовательное развитие системы ценностей ребенка. Задачей является формирование у детей умения находить прекрасное, способности видеть его, воспринимать и оценивать, основываясь на культурных и моральных нормах и традиционных устоях.

Понятие и содержание духовно-нравственного воспитания

Что необходимо воспитывать, формировать и развивать в рамках духовно-нравственной направленности:

  1. Любовь к своей Родине, чувство патриотизма, умение уважать права и свободы каждого человека.
  2. Эстетическое сознание, нравственность.
  3. Трудолюбие, позитивное отношение к работе, учебе, жизни.
  4. Благоприятное отношение к правильному образу жизни и своему здоровью, умение любить, уважать и ценить семью.
  5. Уважительное отношение к окружающему миру, формирование способности ценить природу и родную землю.
  6. Ценностное отношение ко всему прекрасному, развитие представления о системе ценностей и идеалов.

Основными принципами духовно-нравственного воспитания являются:

  • личный нравственный пример;
  • социально-педагогическое сотрудничество всех участников процесса воспитания и образования;
  • индивидуальный подход в воспитании;
  • интегрированный характер программ воспитания;
  • актуальность и востребованность воспитания.

Основы духовно-нравственного воспитания

Как на практике осуществляется процесс духовного воспитания, сохранение и развитие нравственных качеств у детей?


Основным фактором является личный пример родителей, бабушек и дедушек. Но существуют и другие обстоятельства, влияющие на воспитательный процесс. К этим факторам относятся телевидение, соцсети, Интернет, компания друзей, воспитатели в детском саду, учителя в школе. В связи с этим родители должны обращать особенное внимание на окружение своего ребенка, его увлечения и мысли.

Вот почему в процессе духовно-нравственного воспитания необходимо обращать внимание на любые, даже незначительные, детали. Ведь когда ребенку исполнится тринадцать, его сознание будет полностью сформировано, «переформатировать» его практически невозможно. Поэтому очень важно ограждать детей от влияния модных безнравственных тенденций, начиная с раннего детства.

Цель духовно-нравственного развития и воспитания

Без четкой и ясной цели достижение успешных результатов невозможно. Духовно-нравственное воспитание направлено в первую очередь на гармоничное развитие личности, формирование главных принципов нравственности, в основе которых лежат культурно-исторические, православные традиции нашей страны.

Правильно воспитанный человек обладает следующими важными качествами:

  • духовно здоров;
  • творческий, креативный и созидательный;
  • компетентный, знающий, думающий;
  • инициативный, изобретательный, решительный;
  • трудолюбивый, старательный;
  • ответственный, серьезный;
  • самостоятельный;
  • способный трудиться в коллективе, жить в социуме;
  • патриотичный, любящий свою Родину;
  • высоконравственный;
  • подготовленный к вечной жизни, для которого Бог занимает главную ступень в системе ценностей (если семья религиозная).

Чтобы все вышеизложенные цели были достигнуты, нужно справиться с несколькими промежуточными задачами.

Цель духовно-нравственного развития и воспитания

Теоретические основы духовно-нравственного воспитания

Чтобы воспитать высоконравственного человека, необходимо немало потрудиться. Современная педагогика использует для решения этой сложной задачи три подхода:

  • философско-методологический;
  • психологический;
  • педагогический.

Целью философско-методологического аспекта является обоснование необходимости духовно-нравственного воспитания и его нормативные основы для детей разных возрастов. В связи с этим методики обучения и подход к ним должны различаться в зависимости от школьного звена (младшее или старшее). В процессе просвещения ученики получают представление о морали и нравственности, а также о духовном развитии и воспитании, которые служат базовыми основами образования в целом.

Понятие духовно-нравственного воспитания рассматривается с философской точки зрения, а также с ориентацией на религию, социологию, культурологию.

Применяется междисциплинарный подход к процессу воспитания, основанный на разработке разных вариантов, в соответствии с точкой зрения материализма и идеализма.


Задача философской методологии духовно-нравственного воспитания – привить детям умозрительный взгляд на окружающий мир. В соответствии с данной позицией происходит сравнение противоположных подходов к истине (естественно-научного и религиозного) и констатация ее относительности.

Учебный процесс выстраивается по принципу: воспитывать учащихся активными, сознательными, основываясь на научности. Преподаватели требуют от учеников последовательных, связных и целостных ответов на уроке. В учебном процессе должна присутствовать максимальная наглядность, то есть необходимо проводить тематические экскурсии, использовать различные визуальные материалы соответствующей тематики (картины, иллюстрации, схемы, графики и другие.).

Психологическая сторона духовно-нравственного воспитания отражает диалог между преподавателем и учащимся. Наставник должен строить учебный процесс, ориентируясь в первую очередь на психологические особенности каждого возраста.

Ученики младших классов лучше воспринимают материал в процессе игры с включением искусственно созданных постановочных ситуаций. Это помогает детям быстрее усвоить духовно-нравственные принципы, определенная доля которых впоследствии превращается в привычку, лежащую в основе поведения человека.

Теоретические основы духовно-нравственного воспитания

Ученики старшего школьного звена постигают более сложные азы духовности и нравственности, приближенные к реальной жизни, на уровне собственного сознания. На этом этапе преподаватели применяют эффективный метод обучения – моделирование реальных проблемных ситуаций. Ученик должен самостоятельно найти решение, основываясь на знаниях, приобретенных ранее.

Педагогическая сторона духовно-нравственного воспитания заключается в аналитическом подходе. Разные жизненные ситуации сопоставляются между собой. Задачей учеников является объективная оценка всевозможных версий поведения. После рассмотрения всех плюсов и минусов выбирается оптимальный вариант решения проблемы, наиболее соответствующий разбираемому духовно-нравственному понятию.

Направления духовно-нравственного воспитания и развития

Современный учебный процесс предполагает комплексное воздействие на сознание учащихся. Оно осуществляется в нескольких направлениях, касающихся разных сторон жизни.

Затрагиваются такие сферы, как:

  • религия;
  • семейные отношения;
  • творчество;
  • общество;
  • государство.

Задача религиозного воспитания – выработать у ребенка взгляды, основанные на представлениях о Боге, о божественном происхождении всего живого. Это является самой высокой ступенью духовно-нравственного поведения, осуществляемого с помощью:

  • верующих членов семьи;
  • учителей в школе;
  • служителей церкви;
  • религиозных организаций;
  • СМИ;
  • литературных источников религиозного содержания.

Процесс воспитания осуществляется посредством семинаров, лекций, уроков, религиозных праздников, проводимых в церкви, паломнических экскурсий. Воздействие может реализовываться в самых разных формах, отражающих основы вероучения близкой ребенку религиозной конфессии. С помощью различных методов у детей формируют определенные взгляды и вырабатывают стиль поведения в повседневной жизни.

Семейное воспитание, являющееся одним из главных, направлено на:

  • развитие и сохранение физического, духовного и морального здоровья детей;
  • обеспечение экономической и моральной свободы ребенка, чтобы он мог в полной мере реализовать весь свой потенциал;
  • предоставление детям возможности узнавать окружающий мир во всех его красках;
  • формирование чувства прекрасного, правильной эстетической позиции;
  • способствование полной самореализации личности, достигаемой благодаря созданной в семье благоприятной атмосфере любви, домашнему теплу и уюту;
  • привитие детям нравственных и культурных ценностей с использованием личных примеров, демонстрирующих заботу, сострадание, милосердие, проявляемые близкими людьми друг к другу;
  • первое знакомство с нравственной стороной полового воспитания;
  • привитие интереса к соблюдению семейных традиций;
  • знакомство с генеалогическим древом своего рода, акцент на единстве поколений;
  • воспитание правильной гражданской позиции, развитие чувства патриотизма;
  • поддержание гармоничности процесса развития личности.
Направления духовно-нравственного воспитания и развития

Творческая составляющая духовно-нравственного воспитания предполагает мероприятия по развитию эстетической и познавательной сфер сознания ребенка. Современные школьники находятся под влиянием многих культур других народов, порой чуждых и неблагоприятно воздействующих на них. Язык и культуру ребенка могут поменять чужие мультфильмы, кинофильмы (ужасы и прочее), отрицательных героев которых он воспринимает как положительных. В результате отечественные сказки и мультики с добрыми сюжетами и нравственными персонажами заменяются негативными произведениями.

Фольклор (устное народное творчество) еще надежно сохраняется в детском сознании. Дети впервые о нем узнают в раннем возрасте, в семье.

В школе эта традиция продолжает развиваться. Фольклор используется для того, чтобы:

  • оказывать психологическое воздействие на учеников;
  • изучать и анализировать эмоциональный мир школьников;
  • воспитывать духовность, высокие нравственные качества;
  • формировать и развивать эстетические взгляды;
  • вырабатывать метафорическое мышление, применяя образы персонажей русских сказок;
  • расширять лексический словарный запас детей за счет включения в него эмоционально-экспрессивных слов.

Социальное воспитание схоже с патриотическим, так как понятие «настоящий патриот» близко с понятием «настоящий гражданин». Они подразумевают наличие у человека гуманности идеалов, уважительного отношения к законам, государственной власти, другим людям, вне зависимости от их национальной принадлежности.

Школьное духовно-нравственное воспитание патриота и гражданина имеет целью развитие у учащихся:

  • привязанности к малой родине, к местам, где родился;
  • уважительного отношения к своему родному языку;
  • соблюдения общественных и государственных интересов;
  • желания защищать свою Родину, оставаться верным Отечеству в любое, даже самое трудное время.

От воспитания в ребенке правильного духовно-нравственного взгляда на происходящее вокруг зависит как личное, так и общее благополучие (включая благополучие Отечества). Педагогическая наука расценивает этот момент в процессе обучения как ключевой, ведь благодаря ему освоение учениками других наук становится осмысленным.