В статье мы расскажем:
- Автор методики
- Методика «Рисунок семьи»: описание
- Что можно узнать из такого рисунка
- Интерпретация рисунка семьи
- Заключение
Методика «Рисунок семьи» – один из самых популярных приемов, используемых в практической работе. Цель этого теста – выявить эмоциональные проблемы и сложности семейных отношений. В статье мы расскажем вам все о методике «Рисунок семьи», поделимся интерпретацией результатов, проведем анализ рисунков на примерах.
Автор методики
Это название объединяет целую группу приемов, которые служат для оценки семейных отношений. Сама техника основана на анализе и интерпретации рисунков. Их обычно используют при обследовании детей, но иногда применяют и ко взрослым.
-
В литературе указывают, что В. Хьюлс (в 1951 году) является самым первым, кто упомянул о технике «Рисунок семьи». Но сложно с этим согласиться, ведь эту методику применяли намного раньше.
-
Следующий этап развития этого теста сопоставляют с такими учеными, как Л.Корман (1964), Р. Бернс и С.Кауфман (1972).
-
Сегодня наши отечественные психологи все больше применяют методику, которую предложили В.К.Лосева и Г.Т. Хоментаускас.
Мы будем рассматривать именно последний вариант. Методика “Рисунок семьи” предлагает проводить анализ рисунка по трем уровням:
-
Общая структура рисунка
-
Изображение отдельных членов семьи
-
Анализ процесса рисования
Методика «Рисунок семьи»: описание
Одна из немногих диагностик, которые можно использовать с раннего возраста. Даже, когда вместо людей “головоноги” или даже палочки, уже всё понятно.
Как правило, первым ребёнок рисует значимого взрослого. Его силуэт обычно большой и с различными “элементами декора”. Затем остальных членов семьи. Иногда ребёнок забывает кого-то нарисовать, что говорит о напряженных (по мнению ребёнка) отношениях или присутствии обиды со стороны ребёнка.
Также на таком рисунке видны, как относятся друг к другу братья и сёстры. Иногда мама посередине своих детей, а иногда и с кем-то одним, особенно часто так рисуют, когда появляется малыш в доме.
Иногда ребёнок забывает сам себя нарисовать, что говорит о непринятии себя и отчужденности от семьи.
Ещё бывает много-много всех. И бабушки-дедушки, и тёти-дяди, и даже кошки. На самом деле, ребёнок окружает себя всеми, прячась от одиночества.
О детском рисунке семьи можно судить по многим признакам, но главное это должен делать специалист. И, как правило, для точного анамнеза одной диагностики недостаточно.
#THREE_STEPS#Инструкция: Предлагаем ребенку лист бумаги, карандаши и просим нарисовать свою семью. Важно позволить ему рисовать так, как ему хочется, и кого хочется. Пока он рисует, мы наблюдаем за тем, как он это делает.
Что можно узнать из такого рисунка?
-
Кого ребенок включает в «семью»: только родители или расширенный вариант, с бабушками, дядями, нянями, домашними животными и пр. Как правило, в рисунок включаются те, кто для ребенка важен и дорог.
-
Как ребенок воспринимает отношения в семье. Все ли члены семьи вместе или кто-то обособлен, существуют ли группировки и пр. Кто как расположен по отношению к другим членам семьи. Все ли одинаковые или кто-то сильно выделяется внешним видом.
-
Кого ребенок считает более значимым и влиятельным в семье: размер человека на рисунке пропорционален влиятельности в глазах малыша.
-
К кому ребенок испытывает наиболее теплые чувства: этих людей он будет «прорисовывать» с особенной аккуратностью и добавлять как можно больше украшений и деталей, а также нарисует их первыми, наверняка поближе к себе.
-
Как ребенок видит свое положение в семье и свою безопасность: место расположения себя, размер, количество деталей , выделяется ли он на фоне других и пр.
Здесь важно помнить, что нарисованное на бумаге, это видение ребенка. Нельзя ругать его за то, что он не нарисовал младшего брата или забыл бабушку. И вообще нарисовал все «не так», как есть на самом деле.
Ваша задача — понять, нравится ли вам виденье малыша? И подумать о том, как скорректировать отношения в семье или сделать их более понятными для ребенка.
Интерпретация рисунка семьи
На что обратить внимание в готовом рисунке
-
Состав семьи. Если дети спокойны, их обычно привлекают все члены семьи. Если кого-то не хватает, то в этом кроется некий эмоциональный конфликт, недовольство семейным положением.
-
Размещение персонажа. Когда члены семьи держатся за руки или имеют что-то общее, это положительный знак, говорящий о единстве и тесной эмоциональной связи. Если одна фигура человека очень далека от семьи, это связано с отрицательным отношением ребенка или низкой значимостью и отчуждением этого человека от семьи.
-
Изображение фигур. Как правило, люди, с которыми складываются хорошие эмоциональные отношения, более хорошо прорисовываются(много деталей, разные цвета). Напротив, негативное отношение часто проявляется в более схематичном или даже неполном виде определенных частей тела.
-
Размер персонажей. Чем больше, тем более выраженным, сильным и влиятельным его воспринимает ребенок. И наоборот.
Общая композиция
Характеристика | Интерпретация |
Один член семьи отдален | Обследуемый заметил, что один член семьи держится в стороне |
Один персонаж выше всех | Он главный в семье |
Если персонаж ниже всех | У него минимальное влияние |
Первый персонаж | Самый любимый член семьи |
Если ребёнок кого-то не нарисовал | С этим человеком напряжённые отношения, нужно наладить эмоциональный контакт |
Сильная штриховка или нажим карандаша | По отношению к этому персонажу ребёнок испытывает чувство тревоги |
Все члены семьи одинакового роста | Благополучие семьи |
Персонаж ближе | С ним сильнее связь |
Персонаж больше остальных | Значимее он для ребёнка |
Все держатся за руки | В семье дружественные отношения |
Ребёнок в центре | Уверен, родители его любят |
Ребенок в стороне | Нуждается в поддержке и внимании |
Малыш нарисовал себя очень маленьким | Самооценка низкая |
Нарисовал себя крупным | Уверен в себе, у него задатки лидера |
Голова и тело персонажей
Характеристика | Интерпретация |
Отсутствуют уши | Этот член семьи не слышит |
Персонаж с большим ртом | Источник угрозы для ребёнка |
Маленький рот персонажа | Скрытный, неэмоциональный человек |
Большие руки | Властность |
Маленькие руки | Не имеющий власти |
Большая голова | Ребёнок считает самым умным |
Большие глаза | Чувство тревоги |
Маленькие глаза | Запрет на плач, выражение эмоций |
Другие детали
Характеристика | Интерпретация |
Солнце и приборы освещения | Показатель тепла в семье |
Облака и тучи | Чувства тревоги |
Вымышленные персонажи | Символы неудовлетворённых потребностей |
Заключение
Методика «Рисунок семьи» довольна популярная для анализа отношений внутри семьи. Но кроме этой проективной методики есть и другие.