Мы в соц. сетях:

Какие? Названия поколений людей у многих на слуху. Это бумеры, иксы, игреки, зумеры, альфы. Рожденные в разные периоды обладают разными чертами характера, обусловленными эпохой.

Зачем знать? Понимая типичные особенности, будет проще выстроить отношения со сверстниками и старшим или младшим поколениями, чтобы избежать возможных конфликтов.

В статье мы расскажем:

  1. Теория поколений

  2. Значение теории поколений

  3. Поколения по годам

  4. Часто задаваемые вопросы о названиях поколений людей

Теория поколений

Под поколением понимают объединение людей в группу по хронологическому принципу. Разделение на группы происходит не только по дате рождения, но и с опорой на условия, в которых росли их представители.

Считается, что каждые 20–25 лет рождаются люди, составляющие новые поколения. Среда оказывает на них существенное влияние, они формируют свои убеждения и взгляды, отличные от предыдущего поколения.

Опорой для теоретической базы стало изучение исторического контекста. Новое сообщество возникает на стыке периодов экономического роста. Поэтому теорию поколений активно изучают, когда планируют заниматься маркетингом, продвижением и бизнес-процессами.

При выстраивании тактик общения с различными людьми использование основ из теории поколений может быть очень полезным.

Для понимания каждой группы нужно подробнее рассмотреть теорию поколений.

Значение теории поколений

Чем изучение этой концепции может быть полезно? Социологи используют теорию поколений, чтобы исследовать процессы в обществе, опираясь на знания о прошлом. Таким образом, возникают научные работы, позволяющие выявить ценности, интересы, изучить образ жизни людей разных возрастных групп.

Эта информация интересует маркетологов, журналистов, блогеров и преподавателей. Ведь, понимая потребности потенциальной аудитории, можно формировать контент, который она будет лучше воспринимать.

Что еще дает изучение теории поколений? Приведем аргументы, позволяющие шире смотреть на поставленную задачу.

Благодаря разговорам в медиа и в жизни можно провести мостик между поколениями, избегая конфликтов и недопонимания. Если учитывать особенности, эмпатично и заинтересованно относиться к потребностям группы людей, можно выстроить с ними сотрудничество и реализовать совместные проекты.

Теория поколений позволяет на основе ее изучения создавать прогнозы о том, каким общество станет в будущем, определяться с планами, опираясь на экономику, культуру и политику.

Сейчас продвинутые структуры используют такой опыт, чтобы развиваться, грамотно выстраивать аналитику. Бизнес-процессы тоже затачивают под теорию поколений, чтобы максимально попадать в свою аудиторию и действовать на опережение.

2.jpg

Образовательная сфера не может гармонично развиваться без учета теории поколений. Педагоги, учителя и коучи изучают потребности в поколенческих срезах, чтобы каждому подобрать удобный и комфортный способ обучения. В целом следование такой стратегии позволяет сделать образовательный процесс современным и эффективным.

К минусам теории поколений можно отнести слишком общий подход, не учитывающий индивидуальные различия. Еще одно допущение касается контекста культуры и общества, который может меняться внутри поколения. Сегодня тенденции, тренды стремительно сменяют друг друга, все это делает традиционный взгляд на теорию поколений несколько старомодным и не всегда актуальным.

Поколения по годам

Классификация предлагает четко определиться с названиями поколений людей по хронологическому принципу:

  • поколение молчания – рождены в период с 1928 по 1945 год;

  • беби-бумеры – рождены в период с 1946 по 1964 год;

  • поколение X – родившиеся с 1965 по 1983 год;

  • поколение Y – родившиеся с 1984 по 2000 год;

  • поколение зумеров – родившиеся с 2001 по 2010 год;

  • поколение альфа – родившиеся с 2010 года по настоящее время.

Временные промежутки могут сдвигаться, потому что исследователи берут за основу разные принципы и подходы. Названия поколений людей по годам не всегда точно определяют группу. Иногда считается, что те, кто родились в 2000 годы, являются миллениалами, поколением Y, но бывает, что их причисляют к зумерам. Для понимания особенностей нужно рассмотреть каждую группу отдельно.

  • Поколение молчания. Эту категорию людей принято отделять от другой части общества, опираясь на дату их рождения. Считается, что к поколению молчания относят родившихся с 1928 по 1945 годы. Почему появившихся на свет в этот период считают молчаливыми? Известно, что в мире в эти годы происходили разрушительные события, тектонические сдвиги в истории. Это и войны, и распад строев и систем в некоторых странах, катаклизмы, великая депрессия, голод и обнищание населения. Все это повлияло на людей, сделав их немыми свидетелями страшных событий, с которыми предстояло столкнуться на протяжении всей жизни.

Люди стали подозрительными, запасались впрок, копили деньги и предпочитали не распространяться о своих доходах. Они работали на износ, чтобы прокормить свои семьи. На душе у представителей этого поколения всегда было тревожно, хотя они и выдержали, справились со всеми испытаниями, став примером мужества и стойкости.

  • Беби-бумеры. Это поколение росло в 60-е годы XX века, когда в мире прошли крупные катаклизмы, а народ начал подниматься и строить на руинах новую жизнь. Бумеры застали экономический рост, открытия в мире науки и культуры, они верили в лучшее, поэтому не боялись создавать большие семьи.

3.jpg

Понятие «беби-бумер» не рассматривают в контексте изучения советского времени, потому что жизнь в СССР тогда выстраивалась по-другому. Сходства между бумерами той же Америки и представителями советского поколения все же есть. Например, этих людей характеризует образованность, интерес к технологиям и развитию всего нового.

  • Поколение X. Иксами считают людей, родившихся в период с 1965 по 1983 годы. Это поколение характеризует прежде всего эпоха индивидуализма. Развитие капитализма, новые стратегии в социуме толкнули людей смотреть на свою жизнь сквозь призму собственных личностей. Иксы увидели возможность для самореализации через труд, хотя многие страны столкнулись в этот период с экономическим спадом. Но людей сложности закалили, сделали из них трудоголиков, способных на перестройку. Именно этим названием в России обозначают исторический период, когда экономика в стране рухнула, но вместе с тем поднялось поколение людей, состоящих из предприимчивых граждан, способных мыслить по-новому.

Иксы не верят демагогии политиков, они очень настойчивы в зарабатывании денег, довольно жестоки и часто бескомпромиссны. При этом им интересно все новое, они вкладывались в образование своих детей.

  • Поколение Y. Игреков, или миллениалов, называют еще «новым поколением», потому что их становление пришлось в цифровую эпоху, поменявшую наш мир. Миллениалы застали распады стран, появление Интернета, экономические реформы. В этот период происходили крупные теракты, локальные конфликты и даже эпидемии. Все это сделало игреков продвинутыми, но не всегда уверенными в завтрашнем дне. Такие люди часто с трудом принимают решения, боятся заводить детей, поэтому сейчас и образовалась демографическая яма. Игреки ищут личного счастья в технологиях, творчестве, но не очень доверяют миру политики и новым веяниям в социуме.

4.jpg

Российские игреки живут в мире соцсетей, но его они освоили не сразу. Существуя на стыке эпох, эти люди прибегают к разным способам коммуникации. Так как миллениалы всегда хотят развиваться, они следят за мировой повесткой, поддерживают активизм, обращают внимание на здоровье и стремятся к экологичному общению.

  • Поколение зумеров. Еще одно название поколения людей — это «зумеры». Оно считается молодым и формирующимся, ведь его представители родились с 2000 по 2010 годы. Зумеры все свое время проводят с гаджетами в руках, это поколение, которое мыслит себя в цифровой эпохе. Поэтому развивается в данном направлении, активно включая все технологические новшества в свою жизнь. Зумеры очень быстро переключаются, но у них рассеянное внимание и часто поверхностное отношение к изучению информации. Они с трудом глубоко погружаются в тему, потому что им тяжело сосредоточиться на чем-то одном.

Также это поколение связывают с индустрией развлечений, они и учатся через игру, а не привычную предыдущим сообществам зубрежку. Зумеры мыслят независимо, с ними трудно найти компромисс. При этом одержимость гаджетами делает поколение нелюдимым, им привычнее написать сообщение, чем лично пообщаться. Также их характеризует повышенная тревожность из-за неумения отдыхать и расслабляться без гаджетов.

  • Поколение А. Альфы появились не так давно, в это поколение вошли люди, родившиеся с 2011 по 2020 годы. Исследователи считают, что период для данного сообщества еще не определен, он продолжается. Для альф характерно то, что они еще формируются, поэтому сложно делать определенные выводы об их социально-экономическом развитии. В любом случае, поколение характеризуется цифровой грамотностью, заинтересованностью в новых культурах и явлениях. Альфы в будущем могут влиять на жизнь, предотвращать кризисы и страдания человечества.

Беспокоит только зависимость от технологий. Так называемая цифровая усталость и поиск быстрого дофамина может привести это поколение к депрессивным состояниям и неспособности правильно отдыхать. Альфы всегда онлайн, хотя сейчас появилась тенденция на цифровой детокс, которую как раз исследуют, смотря на взросление этого поколения.

  • Бета — будущее человечества. Этим названием определяют поколение людей, которое придет на смену альфам. Считается, что можно спрогнозировать, какими они будут в скором времени:

  • Новые технологические решения повлияют на таких людей. Например, нейросети облегчат сложные виды работ, дав больше свободного времени на саморазвитие.

  • Индустрии будут формироваться благодаря искусственному интеллекту, которым начнут управлять беты.

  • Этические вопросы будут изучать и разрешать представители поколения бета. В частности, это тема влияния искусственного интеллекта на рабочую силу, а также вопросы авторского права и этики.

  • Бета-поколение начнет серьезнее заниматься экологией, используя знания и технологии, развиваемые предшественниками.

  • Погружение в виртуальную реальность станет нормальным видом проведения досуга, на это окажет влияние и климат, который с годами будет только ухудшаться из-за плохой экологии. Поколение загрузит себя в метавселенные, где будет строить виртуальные миры вместо миров реальных.

  • Это поколение начнет следить за потреблением, потому что планета уже страдает от последствий капитализма. Они будут менять привычки, чтобы спасти окружающую среду.

Часто задаваемые вопросы о названиях поколений людей

Кто придумал и обосновал теорию поколений?

Считается, что первыми, кто заговорил на обозначенную тему, стали американские социологи Нейл Хоу и Уильям Штраус. В 90-е годы прошлого века они придумали концепцию, которая основывалась на слове «поколения». 

В это же время вышла их книга с одноименным названием. В социально-философском исследовании они обосновали свою теорию, проследив за поколениями в США до девяностых годов двадцатого века. Затем вышла еще одна книга «Четвертое превращение», где раскрываются особенности разных сообществ и показаны черты четырех разновидностей поколений, которые меняются каждые 20 лет.

Что такое великое поколение?

Первая четверть 20 века считалась временем больших свершений. Рожденные в эти годы люди оказались втянуты в серьезные жизненные катаклизмы. Если брать США, где зародилась теория поколений, то это войны и экономический спад, пандемия гриппа и эпоха упадка моральных норм. Поколение, выросшее в эти тяжелые годы, стало считаться «великим», его представителям присуще трудолюбие, честность, открытость и эмпатия.

Насколько точными являются границы поколений?

У многих исследователей данные о точных границах разнятся. Кто-то считает, что смена поколений происходит через 20 лет, кто-то уменьшает этот промежуток до 15. Разница в пять лет достаточно условная, но, если в этот период происходит какое-то великое событие, то с ним нельзя не считаться. Поэтому нужно понимать, что строгий подсчет ни к чему не приводит, необходимо смотреть на закономерность под углом индивидуальных особенностей. 

5.jpg

Нельзя всех людей считать мыслящими одинаково, эта теория обобщает, дает условное понимание о поколении. Каждый родившийся в 2000 году необязательно будет считаться миллениалом, хотя бы потому, что сам не относит себя к этой группе людей. Но без теории трудно понять, как внешние изменения меняют привычки и образ жизни окружающих в определенный период.

Разные поколения людей имеют свои условные названия. Осознание этих особенностей позволяет прогнозировать будущее, учиться правильной коммуникации с представителями разных социальных групп.