Мы в соц. сетях:

В статье мы расскажем:

  1. Понятие невербальной коммуникации
  2. Функции невербальной коммуникации
  3. Элементы невербальной коммуникации
  4. Ошибки в толковании невербальной коммуникации
  5. 9 советов по распознаванию и развитию невербальной коммуникации

Невербальная коммуникация, по мнению ученых, способна передавать до 60 % информации во время общения, что делает ее не менее важной, чем вербальный метод. Конечно, не стоит воспринимать эти цифры «в лоб» – основные смыслы мы передаем с помочью речи, однако невербальный аспект очень важен для полного понимания собеседника и выстраивания отношений.

Чтобы разбираться в этом способе взаимодействия, необходимо не только развивать собственные навыки невербальной коммуникации, но и научиться верно оценивать сигналы других людей. В нашей статье мы расскажем, из чего состоит данный способ общения, какие ошибки в интерпретации допускают чаще всего и как самостоятельно развить невербальные навыки.

Понятие невербальной коммуникации

Под понятием невербальной коммуникации принято понимать все, что имеет свое значение в общении и при этом не включено в словесную составляющую. К невербальным средствам коммуникации относятся такие параметры, как внешний вид собеседников, голосовые качества, жестикуляция, движения, мимика. Иными словами, все невербальное – это окружение речи, и оно, безусловно, играет свою роль в формировании озвученного текстового сообщения. Эта тема является достаточно емкой для изучения. Итак, начнем.

Понятие невербальной коммуникации

Любое индивидуальное действие человека либо прямо, либо косвенно взаимосвязано с окружающими. Каждое из них следует рассматривать не только с физической точки зрения, но и с коммуникативной, причем значение последнего аспекта достаточно высоко. Под понятием коммуникативных действий следует определять те взаимосвязи, которые настроены на принятие посторонними их смысловой нагрузки.

Слово «коммуникация» произошло от итальянского communico, что в переводе означает «делать общим». Именно этот перевод и трактует социальное взаимодействие людей. Общение дает возможность производить обмен мнениями, мыслями, чувствами. Все, что лежит глубоко внутри нас, выходит на свободу именно во время общения. Особенность коммуникации заключается в следующем: простое озвучивание информации может быть принято неверно, если озвучить ее, не используя невербальную технику. Отсюда следует вывод: огромное значение имеет способ преподнесения информации.

Ученые доказали, что невербальные аспекты плохо поддаются контролю со стороны участников общения. Сознание не контролирует то, что окружает нашу речь, поэтому все невербальное можно ограничить рамками бессознательного. Тем не менее, эти проявления не могут остаться незамеченными со стороны другого собеседника, они помогают правильно понять смысл произнесенных слов. 

Таким образом, невербальное общение придает окраску озвученному тексту, помогает акцентировать внимание на определенных моментах. Очевидно, что оно имеет огромную ценность, и очень часто ценится гораздо выше, нежели сама речь одного из собеседников.

Функции невербальной коммуникации

Во время общения мы не можем сидеть без движения: меняются позы, используется жестикуляция. Именно такие нюансы делают речь наиболее эмоциональной и дают возможность слушателю правильно трактовать услышанные сообщения. Но это не все, невербальная коммуникация имеет 5 основных функций, которые были выделены психологами:

  • Дублирование информации. Мимика и жесты воспринимаются как подтверждение правдивости и важности произнесенных слов.
  • Противоречие. Некоторые жесты со стороны собеседника могут указывать на противоречивость произнесенных слов. К примеру, если человек говорит о каком-то общеизвестном факте, с которым сам не согласен, он может кивать головой или недовольно поднимать брови.
  • Подмена смысла. Зачастую текст, который мы озвучиваем, воспринимается собеседником неправильно. Тогда на помощь приходят жесты, мимика и движения. Именно они дают возможность понять истинный смысл произнесенных слов.
  • Дополнение к сказанному. Иногда мы не можем окрасить свои слова эмоциями, а бывает такое, что некоторые из них лучше вовсе не произносить вслух. Поэтому, чтобы собеседник понял, что именно мы хотим сказать, он использует жесты и телодвижения.
  • Усиление смысла. Вербальной составляющей разговора чаще всего явно недостаточно, чтобы понять полную силу услышанных слов. Тогда на помощь приходят невербальные методы. К примеру, сила слов поддержки растет вместе с улыбкой, а понять серьезность намерения собеседника будет еще проще, если он ударит кулаком по столу.
Функции невербальной коммуникации

Элементы невербальной коммуникации

Невербальные коммуникации иными словами можно назвать сигналами, которые используются для передачи информации. Остановимся на них несколько подробнее.

  • Мимика лица.

Выражение лица играет огромную роль среди прочих способов передачи информации. Мимика позволяет понять настроение человека и его эмоции независимо от возраста, пола и национальности.

  • Взгляд «в упор».

Пристальный взгляд тоже относится к приемам невербальной коммуникации. Если человек смотрит на вас в упор, это говорит о том, что с его стороны есть интерес к вам. В каких-то случаях это может быть влюбленность или влечение, в некоторых, напротив, – агрессия.

  • Язык тела.
Элементы невербальной коммуникации

Не только лицо является средством невербального общения. По движениям и положению тела собеседника также можно сделать определенные выводы. К примеру, если он старается держать спину прямо, – это признак внимательности. Значит, человек заинтересован в получении информации. Если собеседник скрещивает руки на груди или коленях, – это означает, что он желает защитить себя от окружающих.

  • Внешность.

Как известно, встречают по одежке. Поэтому внешность – это первый фактор, по которому мы оцениваем коммуникативные навыки человека. К примеру, вы пришли на собеседование в престижную фирму в спортивном костюме. Из-за этого вас, скорее всего, воспримут как несерьезного человека, незнакомого с деловым этикетом.

  • Тон голоса.

Текстовое сообщение, произнесенное с различной интонацией, может быть понято по-разному. Предназначение интонации заключается в донесении не только объективной информации, но и ее смысловой нагрузки. Психологи дали название этому разделу невербальной коммуникации – паралингвистика.

  • Жесты.

Жестикуляция – это еще один вид невербальной коммуникации. При помощи жестов можно донести информацию до собеседника. Они не универсальны и, в отличие от мимики, могут иметь разный смысл в зависимости от национальности человека.

 


  • Личное пространство.

Каждому из нас важно иметь личное пространство, но право на определение его границ имеем только мы сами. Зачастую меняем их в зависимости от того, какой собеседник оказывается рядом с нами.

Личное пространство

Приведем примеры личного пространства как формы невербальной коммуникации: сокращение дистанции между собеседниками может говорить о привязанности. В иных случаях человек может приблизиться с целью запугивания.

  • Прикосновения.

Физический контакт между собеседниками также может о многом рассказать. Он прекрасно передает информацию. Например, рукопожатие может выражать не только приветствие, но и согласие с чужим мнением. Привычное похлопывание по плечу может означать поддержку и желание помочь.

Ошибки в толковании невербальной коммуникации

Изучение роли невербальной коммуникации, а также ее видов обязательно принесет свои плоды. Человек, знакомый с ее основами, добьется успеха в социальной и личной жизни, а также сможет достичь высот в карьере.

Ошибки в толковании невербальной коммуникации

Но при изучении этого раздела психологии следует понимать, что интерпретация не должна быть однобокой. Если вы, к примеру, анализируете позу человека, в которой у него скрещены руки на груди, не спешите делать вывод, что он не доверяет собеседнику. Здесь нужно оценить еще множество факторов. Невербальная коммуникация – это комплекс, состоящий из поз, жестов и мимики. Поэтому и анализ необходим строго комплексный.

 


Давайте разберем главные ошибки, которые допускаются при анализе:

  • Мимика не способна полностью отражать психологическое состояние собеседника. Пример: человек облизывает губы. Возможно, это выражение переживаний или предвкушение какого-то действия. Но все может быть гораздо проще: облизывание губ можно рассмотреть и как стандартную физическую реакцию на раздражение слизистой.
  • Одно телодвижение собеседника не говорит ни о чем. Еще раз повторим, что особенность невербальных коммуникаций заключается в том, что их анализ будет эффективным лишь в случае, если вы рассматриваете нескольких явлений в комплексе.
  • Некоторые признаки в поведении человека – это просто привычка и не более. Представьте, что собеседник во время разговора периодически грызет ногти. Вам, наверное, кажется, что это от волнения или страха? А что, если это всего лишь дурная привычка, от которой его не отучили в детстве?
  • Физические особенности зачастую ошибочно принимаются за проявления психоэмоционального состояния. И опять пример: человек во время беседы наклоняет голову набок. Со стороны кажется, что он очень заинтересован темой разговора. Но это не всегда так. Наклон головы также может свидетельствовать, что у него есть проблемы со здоровьем. К примеру, зажат нерв в области шеи.

9 советов по распознаванию и развитию невербальной коммуникации

Использование невербальной коммуникации играет важную роль во многих аспектах нашей жизни. По-другому у нас не получится эффективно взаимодействовать с людьми. Поэтому, чтобы добиться нужной эффективности, нам необходимо научиться давать правильную трактовку телодвижениям, позам, жестам и мимике собеседника.

 9 советов по распознаванию и развитию невербальной коммуникации

Мы подготовили для вас 9 советов для того, чтобы у вас получалось распознавать невербальные сигналы и правильно понимать их:

  1. Обращайте внимание на невербальные сигналы и учитесь распознавать их.
  2. В общении с собеседником старайтесь обращать внимание не только на его речь, но и на невербальную коммуникацию, которая включает в себя жесты, мимику, телодвижения, интонацию. Задумывайтесь, о чем говорит то или иное движение. Возможно, именно в нем заложен скрытый смысл, который вы не смогли распознать в речи.

  3. Уделите должное внимание неконгруэнтному поведению.
  4. Психологи и ученые провели ряд исследований, которые доказали следующий факт: в случае расхождения невербальных сигналов и смысла озвученных фраз, большее доверие вызывают жесты и мимика человека. Приведем пример: если человек с печальным выражением лица скажет, что у него счастливая семья или что он безумно любит свою работу, вы навряд ли ему поверите.

  5. Не забывайте о необходимости зрительного контакта.
  6. Если во время беседы вы избегаете зрительного контакта с собеседником, эффективной невербальной коммуникации у вас не получится. Партнер будет думать, что вы не рады этому общению или же хотите скрыть какую-то информацию. Если же будете смотреть в упор, вероятно, беседа для напарника тоже будет тяжелой. Ваш взгляд может не только смутить, но и напугать. Психологи настоятельно рекомендуют во время зрительного контакта делать перерывы. Продолжительность паузы должна быть не менее 4-5 секунд.

  7. Задавайте вопросы.
  8. Если некоторые особенности невербальной коммуникации для вас непонятны, не стесняйтесь этого. Спросите своего собеседника напрямую.

  9. Учитывайте, что речь собеседника имеет свой контекст.
  10. Когда вы ведете диалог, обращайте внимание на контекст и складывающиеся вокруг обстоятельства. Некоторые ситуации требуют от вас максимально формального поведения, другие, в свою очередь, позволяют вести себя более раскрепощено.

  11. Не думайте, что ваше толкование невербальных сигналов единственно верное.
  12. Выше мы уже говорили о том, как часто мы неверно трактуем невербальные сигналы. Поэтому если ваше личное мнение противоречит тому, что вы распознали в поведении собеседника, не спешите судить его. Возможно, вы просто ошиблись.

     


  13. Использование невербальных сигналов поможет повысить уровень эффективности контакта.
  14. Запомните: грамотная устная речь и правильное использование невербальных знаков гарантируют вам успех в области взаимодействия в социальной среде. Явное ваше преимущество будет заключаться в том, что вас будет гораздо легче понять.

  15. Сосредоточенность на тоне своего голоса даст возможность собеседнику почувствовать ваш настрой.
  16. Ваш голос – тембр, интонация, громкость – прямо указывают на эмоциональный настрой. Поэтому следует отдавать должное внимание тому, как вы звучите.

  17. Практика должна быть постоянной.
  18. Вы, наверное, знакомы с такими людьми, которые знают о невербальных коммуникациях практически все. Во время общения с ними создается впечатление, что собеседник для него будто открытая карта. От него ничего не скроешь, как ни старайся.

Вы тоже можете стать таким профессионалом в сфере невербальных коммуникаций. Самое главное – это постоянная практика. Наблюдайте за тем, как ведут себя окружающие вас люди и сопоставляйте их вербальные сигналы с речью. Кстати, если научитесь разбираться в чужих сигналах, то сможете научиться управлять своим поведением.