Мы в соц. сетях:

В статье мы расскажем:

  1. Понятие социальной коммуникации
  2. Процесс социальной коммуникации
  3. Информация как предмет социальной коммуникации
  4. Функции и виды социальной коммуникации
  5. Критерии эффективности социальной коммуникации

Социальная коммуникация представляет собой процесс передачи информации в малые и большие группы людей. Любое информационное послание формулируется с помощью символов и знаков. Во времена технического прогресса данный вид коммуникативного взаимодействия обрел разнообразные формы.

Современные теоретики также рассматривают коммуникацию как способ воздействия на обширные группы, с помощью чего реализуются трансляторы информации. Чтобы разобраться в том, верное ли это предположение, читайте наше статью. Также расскажем о понятии социальной информации и ее основных видах.

Понятие социальной коммуникации

Социальная коммуникация – это процесс, без которого невозможно представить взаимодействие в обществе людей. В крайне редких случаях установление контакта обходится без неё.

Коммуникацией называется взаимный обмен информацией участников с оценочной и смысловой составляющими. Акторы данного действия предполагают получить от собеседника в ответ равноценный информационный отклик. Такой взаимообмен осуществляется двумя возможными способами: вербальным и невербальным или, говоря иначе, в словесной и бессловесной формах.

Понятие социальной коммуникации

Невербальный тип коммуникации является древнейшим из видов социального взаимодействия, так как осуществляет социальную коммуникацию, минуя слова, через мимику, жесты, музыку, танцы и все виды изобразительного искусства. Данный способ позволил нашим предкам молча передать человечеству свою информацию на языке архитектуры, живописи, храмового зодчества, скульптур и музыкальных произведений.

Коммуникационный процесс по своему определению имеет цель передачи сообщения с информацией другому актору (индивиду или социальной группе). А раскрытие своих мыслей и чувств другому субъекту социальной коммуникации называется в социологии сигналом.

Социальная коммуникация исполняет функцию символического процесса, в котором обязательно участвует носитель символа и знака, какой-либо актор. Символ и знак – это такие объекты, которые помогают раскрыться смыслу в передаваемом сообщении (слово, мимика, поза, жест, эмоция, поведение).

Главным средством социальной коммуникации, необходимым для принятия и понимания получаемой информации отдельными индивидами и группами, является язык. Язык – это уникальная знаковая система и самый мощный концептуальный аппарат для передачи и интерпретации информации. Также он часть культуры общества, отражающий структуру социума, несущий в себе специфические черты и характер коммуникационного обмена.

Намерение собеседников манипулировать и оказывать влияние друг на друга полагается одной из самых важных характеристик социальной коммуникации.

Понятие социальной коммуникации

Процесс влияния происходит при использовании специальных механизмов воздействия:

  • убеждения;

  • внушения.

Убеждение — это метод, представляющий собой целенаправленное интеллектуально-эмоциональное воздействие на сознание, волю и чувства оппонента, основанное на логике и доказательствах, имеющее целью отстоять свою правоту или добиться согласия от того, на кого направлено.

#THREE_STEPS#

Внушение – это целенаправленное влияние на уровне подсознания, оказываемое для того, чтобы вызвать у собеседника определённое состояние духа, чувства, эмоции или отношения. Такой метод влияния подавляет волю объекта внушения.

Процесс социальной коммуникации

В процессе коммуникации присутствуют пять составляющих, без которых он не может состояться:

  1. Коммуникатор – лицо, создающее и передающее сообщение в речевой, текстовой, аудио- и видеоформах.

  2. Само сообщение.

  3. Канал – средство передачи информации.

  4. Аудитория, которой предназначается информация.

  5. Цель передачи и уровень воздействия сообщения.

Соответственно, социальная коммуникация осуществляется последовательными действиями при общении людей: коммуникатор передаёт сообщение через канал связи аудитории, которая затем интерпретирует полученное. Массовая социальная коммуникация предусматривает общение с широким кругом получателей и имеет целью воздействовать на сознание, эмоции и поведение людей. Бывает и такая подача информации, при которой основное намерение – это культурное развитие и расширение кругозора аудитории. Такая подача является нейтральной, не содержит оценочных элементов, попыток манипулировать, и поэтому для неё характерна максимально возможная объективность.

Процесс социальной коммуникации

Важно отметить, что коммуникация отнюдь не представляет собой однонаправленный процесс, как может показаться, а напротив, чаще является диалогом, нежели монологом. Участники диалога, отправитель и получатель, – это взаимозависимые ситуативные роли в полноценном процессе обмена информацией друг с другом. Например, преподаватель колледжа по окончании лекции просит студентов задавать ему вопросы, или подписчики в социальной сети коммуникации оставляют комментарии после просмотра очередного видеообращения ведущего канала. Диалог предусматривает обоюдный контакт.

Как раз поэтому в теории социальной коммуникации появилось понятие обратной связи. Дело в том, что обмен информацией можно считать эффективным только тогда, когда получатель демонстрирует понимание идеи из переданного ему сообщения, высказывая своё мнение или производя определённые, соответствующие полученной информации, действия. Отправителю важна ответная реакция на его сообщение.

Такая реакция может возникнуть как в словесной, так и в несловесной форме, например, проявиться в поведении. Имеет вес и полное отсутствие ответной реакции, потому что это показатель авторитарного, тоталитарного стиля поведения в общении.

При нормальном социальном взаимодействии мы обычно согласовываем своё поведение с действиями других людей, и эффективная социальная коммуникация поэтому не обходится без обратной связи. Например, на суде просто необходимо убедиться в том, что ваши аргументы были верно истолкованы и оказали необходимое воздействие, иначе результатом этой коммуникации может стать противоположное ожидаемому вами решение. Или если мы просим кого-то о помощи, то нам нужно подтверждение, готов ли человек нам помогать, хочет ли он это делать вообще.

Информация как предмет социальной коммуникации

Информация, которой обмениваются в человеческом обществе, называется социальной информацией.

Ее виды:

По способу восприятия

По форме представления

По цели создания

Визуальная

Аудиальная

Тактильная

Обонятельная

Вкусовая

Текстовая

Числовая

Звуковая

Графическая

Видеоинформация

Массовая

Групповая

Межличностная

Социальная информация обладает определенными свойствами:

  1. Имеет смысловой (понятийный) характер, так как все наиболее важные признаки окружающих нас предметов, процессов, жизненных явлений обобщаются именно в понятиях.

  2. Имеет языковую природу (кроме нескольких видов невербальной информации, например, музыки и танца). Одно и то же содержание передаётся на любых языках, записывается как математическая формула и т. д.

  3. Способна к кумуляции. Растущее количество информации со временем накапливается, подвергается оценке, обобщению и систематизации. Данное свойство называется кумулированием (увеличением, скоплением).Информация как предмет социальной коммуникации

  4. Способна к рассеянию. Рассеяние социальной информации — это факт публикации статей определённой темы в различных изданиях, не относящихся к этой теме. Феномен рассеяния приводит к утрате человеком существенной части необходимой для него информации.

  5. Стареет. Старение информации проявляется в обесценивании её со временем. Появляется новая, более актуальная информация, которая дополняет, изменяет или опровергает предыдущую. Научно-техническая информация стареет очень быстро, а эстетическая (классическая литература, музыка) – неизмеримо медленнее.

Функции и виды социальной коммуникации

Важнейшая функция социальной массовой коммуникации – интенция (направление, намерение), потому что от этого напрямую зависит качество восприятия информации. Существует несколько основных видов интенций:

  1. Проинформировать людей, передать знания об окружении.

  2. Распространять идеи добра, культуру и достоверную информацию о ней, обращать внимание общества на непреходящие ценности, рассказывать о них.

  3. Менять общественное мнение и сознание, воздействовать на эмоциональное состояние аудитории.

  4. Поддерживать в решении трудных задач, помогать в прояснении ситуаций.

  5. Нейтрально или псевдообъективно освещать события.

  6. Устанавливать диалог между источниками вещания и аудиторией.

Что касается видов, социальная коммуникация может включать и отдельных людей, и их группы. На этом основании определяют:

  • межличностную коммуникацию — мало ограниченное рамками условностей общение не менее двух человек, предполагающее личный, неформальный характер контакта;

  • коммуникацию в малых группах — непосредственное общение людей в небольших объединениях, имеющее достаточную организованность в силу совокупности позиций членов групп относительно структуры коммуникационных потоков;

  • массовую коммуникацию — широкое общение, в которое вовлекаются различные слои общества, порой и все общество в целом.

Для иллюстрации различий между тремя видами коммуникации приведём примеры. Встретив друга или родственника, мы общаемся, как правило, спонтанно, не задумываемся сильно о содержании разговора, спрашиваем о жизни, делимся новостями. Это минимально регламентированное общение, так как в основном мы сами выбираем, о чём хочется поговорить.

Функции и виды социальной коммуникации

Приблизительно так же выглядят и другие случаи повседневного общения (например, разговор с водителем такси, с сотрудником на работе, с врачом в поликлинике). Это всё межличностная коммуникация. По сравнению с ней коммуникация в малых группах более организована.

Несложно заметить различие, если посмотреть, например, на коммуникацию в офисе, на производстве. Здесь происходит значительно более жесткое распределение по ролям. Старший менеджер уполномочен отдавать приказания и принимать все серьёзные решения, на него возлагается большая ответственность также и за работу его подчинённых. Другие, младшие работники офиса, общаются совершенно иначе, потому что их роль подразумевает сообщение начальнику о выполнении поставленных задач или о возникших трудностях.

Каким образом проявляется социальная природа коммуникации?

1. Коммуникация является социальным действием.

Человек, хочет он того или нет, предстает как часть социума, в котором сформировалась его личность. Говоря словами Пола Вацлавика: «Как бы человек ни старался, он не сможет не общаться». Следовательно, коммуникация всегда ориентируется на традиции, исторически сложившиеся в конкретном обществе, на нормы и правила, регулирующие взаимодействие внутри социальных групп, на возможную реакцию на полученную информацию и обязательно на общественное мнение, сформированное из системы ценностей индивида и общества в целом.

Очевидно,что перечисленные признаки неизменно соотносятся с социальным действием. Поэтому любой акт коммуникации или даже компоненты его становятся частью общественного мнения. Но, пожалуй, самой важной во всём этом является оценка общественного мнения, т. е. то, как социум оценивает те или иные явления и сферы, затронутые в социальной коммуникации.

Функции и виды социальной коммуникации

2. Коммуникация подчиняется нормам, имеющим социальную природу.

Человек рождается в обществе – носителе определённого языка. И на его социальное взаимодействие с другими будут неизменно влиять характерные языковые особенности, включая этикет речи, табу и эвфемизмы. Речевой этикет – это сложившиеся в обществе правила и принципы, которые помогают людям эффективно общаться. Эти принципы регулируют способы вербального и невербального общения собеседников соответственно их социальным ролям и отношениям.

3. Язык связан со стратификационной структурой общества.

Наблюдения подтверждают теорию Б. Бернстайна об условном разделении языка на классы и различиях между ограниченным и развитым речевыми кодами. Дело в том, что низший социальный слой использует такой тип речи, когда сказанные слова приобретают размытое значение и могут быть истолкованы по-разному в зависимости от контекста. В то время как развитый код относится к противоположному типу речи, в котором смысл слов конкретизируется и отвечает специфическим требованиям определённой ситуации, позволяет выражать мысли абстрактно и, таким образом, мало зависит от контекста.

Бернстайн предположил, что различия между кодами речи прививаются людям с самого детства той социальной средой, в которой они родились, и, более того, транслируются (навязываются) системой образования. Таким образом, представители среднего класса воспринимают оба кода, что повышает их адаптивность в социальном взаимодействии, а низшие слои общества используют только ограниченный, и они менее адаптивны в социальной коммуникации.

Существует также гендерная дифференциация речевого поведения, т. е. различия в использовании языка в зависимости от пола говорящего. Более пристальное внимание уделяется изучению специфических особенностей языка женщин, предположительно, потому, что данный вариант выраженно обусловлен их ролями в представленном социуме.

Мужчины склонны доминировать в разговоре и сами стремятся выбирать тему, им тяжело переключаться с предмета на предмет, они могут не обращать внимание на попытки собеседника изменить русло диалога и упорно продолжать свою линию. Женщины, напротив, с лёгкостью переходят с темы на тему, а зачастую сами инициируют переход своей же репликой. Мужчины часто следуют логической речевой цепочке, иерархии, отслеживают причинно-следственную связь, задают конкретные вопросы; женщины нередко используют образную речь, вопросительные и мягкие формы, задают гораздо более открытые вопросы.

Тем не менее существует ряд культур, в которых гендерные языковые различия выражаются заметнее.

В японском языке имеется разновидность, присущая только женской речи, которая выражается в структурной особенности форм вежливости и в системе местоимений.

Функции и виды социальной коммуникации

Крайне редкий случай разделения языка по гендерным особенностям известен на Антильских островах, где женщины используют язык, принадлежащий к отдельной языковой группе (конечно, мужчины-островитяне понимают его, так как изменена лишь часть лексики и грамматики). Это разделение исторически обусловлено захватом женщин индейского племени Аравак, коренного населения Антильских островов, караибами, которые истребили мужчин племени, а женщин оставили. Женщины и дети продолжали говорить на аравакском, и мужчины-караибы вскоре переняли их язык, оставив в нём некоторые элементы своего исконного, в качестве мужского признака.

На этом примере видно, что для сохранения двух самостоятельных языков необходимо, чтобы носители их не вступали в тесный контакт.

4. Социальная природа коммуникации проявляется в конвенциональности (условности) языка и языкового знака.

В каждом языке существует понимание знаков, основанное на «договоре». Знаки одинаково воспринимаются только потому, что все участники речевого обмена знают, что они обозначают.

Демонстрацией условности знаков служит то, что один и тот же предмет в разных языках называется по-разному (ср.: русское «ложка», английское spoon, немецкое löffel, испанское cuchara).

Критерии эффективности социальной коммуникации

Основой социальной системы любого вида коммуникации является диалог между адресатом и адресантом. Плохо установленный диалог с искажённой интерпретацией приводит к непониманию. Поэтому обзор видов и типов коммуникации является важной для обсуждения темой.

Критерии эффективности социальной коммуникации

Имеется ряд параметров, по которым определяется эффективность этого явления:

  • Обязательное условие для коммуникатора – понятно донести аудитории цель своего сообщения.

  • Другой критерий – доверие. Диалог можно считать успешным, если слушатели доверяют коммуникатору и средству трансляции, через которое поступает информация. Важно при этом, чтобы цели автора и аудитории совпадали.

  • Желание построить информационное сообщение на основе общечеловеческих ценностей, расставив верные приоритеты.

  • Подача информации не должна быть навязчивой или преподноситься в излишне нейтральном ключе, так как это нарушит её естественность и снизит эффективность воздействия, поставив под сомнение её правдоподобность.