Мы в соц. сетях:

В статье мы расскажем:

  1. Тест «Нарисуй человека»: методика и интерпретация результатов
  2. Интерпретация результатов теста
  3. Пример анализа рисунка
  4. Заключение

Тест «Нарисуй человека» является проективной рисуночной методикой для исследования личности. Тест был разработан еще в 1948 году К.Маховером. Основой этой методики служил тест Ф.Гудинафа, который был разработан для установления уровня развития детей. Сегодня эту методику применяют для исследования как детей, так и взрослых. А также возможно обследование группы лиц.

В статье мы расскажем, что представляет собой тест «Нарисуй человека», расскажем его методику, а также раскроем интерпретацию результатов.

Тест «Нарисуй человека»: методика и интерпретация результатов

Нам понадобится:

  • Карандаши
  • Три или четыре листа бумаги

Задание 1. Нарисуйте человека

Скорее всего, вы сами знаете, человека какого именно пола вы нарисовали, но посмотрите на получившийся рисунок непредвзято и постарайтесь определить, насколько понятен постороннему зрителю пол нарисованного вами человека.

Задание 2. Определите пол

  • Если пол непонятен, нарисуйте человека какого-нибудь определенного пола.
  • Если же пол понятен, нарисуйте человека противоположного пола.

Задание 3. На одном листе нарисуйте двух людей разного пола

Если пол на первом рисунке был непонятен, то необходимо вернуться к нему и определить пол и возраст нарисованного человека.

Вопросы к рисунку человека

При желании после выполнения всех рисунков на тему человек психолог может попросить ответить на серию весьма полезных и информативных вопросов:

  • пол и возраст для каждого рисунка человека
  • что за человек нарисован?
  • чем он занимается?
  • чего боится?
  • кто его самый значимый человек?
  • что для него главное? В чем его счастье?

Перед вами шаблонный набор вопросов из книги К.Маховер «Проективный рисунок человека».

Психолог также может дать больший простор для фантазии, попросив автор рисунка сочинить рассказ об изображённом человеке как если бы тот был персонажем пьесы или рассказа. Такой подход возможен к рисункам на любую другую тему. Особенная ситуация, когда нарисованная сцена не ясна.

Первоисточник такого ассоциативного подхода – книга К.Маховера «Проективный рисунок человека». Она есть свободном доступе в интернете. Как вы помните Маховер разработал свою методику, сравнивая рисунки одних и тех же людей, созданные ими в разные годы.

3 важных шага, которые
должна пройти каждая
женщина

Аника Снаговская

Автор и ведущая женских тренингов по гармонизации женской энергии. Мастер по снятию ограничивающих убеждений и мастер расстановок.
HUG - 3 важных шага, которые должна пройти каждая женщина
Я подготовила для вас три урока, которые помогут вам лучше понять себя, снять ограничения, мешающие почувствовать себя любимой и жить счастливо.
01

Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности

Вы узнаете про 5 женских состояний, которые есть в каждой женщине, как они проявляются и какие архетипы у вас больше всего проявлены, а какие не развиты.
02

Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения

Рассказываю, что необходимо сделать, чтобы освободить свое сердце от старых чувств, и разорвать энергетические нити связывающие вас с прошлым партнером.
03

Аудио запись: Нейро-аффирмация «Любовь к себе»

Благодаря этой нейро-аффирмации вы сможете вернуть любовь к себе и почувствовать искреннюю благодарность и счастье за каждый свой день.
Заберите
Ваши подарки!

Те рисунки изначально были получены для оценки интеллектуального развития по методике Ф.Гудинаф. А после доработки его учеником Харрисом, методика стала известна как методика Гудинафа – Харриса.

Этапы эволюции рисунка человека

В связи с этим не лишним будет напомнить основные этапы эволюции рисунка человека:

  • 3-4 года дети рисуют головастика
  • 4- 5 лет появляется на рисунке человека пупок
  • В 5 летнем – половая дифференциация
  • 5-6 лет – изображение пальцев и ладоней
  • 6 лет – руки с туловищем становится больше, чем голова
  • 6-7 лет - появляется пуговицы
  • 8 лет – плечи
  • После 8 лет дети переходят к двухмерному изображению с перспективой

Этапы эволюции рисунка человека

Интерпретация результатов теста

Локусы тела

Локусы тела

Ноги

Ноги

Ступни

Ступни

Руки

Руки

Напоминание! Признаки, обнаруженные на левой руке, относятся к сфере семейных отношений. На правой руке – к проблематике за пределами семьи. На обеих руках – к человеку в целом.

Рисунок человека

Расположение рук

Расположение рук

Пальцы рук

Количество пальцев говорит о силе и могущественности амбициозности, которые автор рисунка приписывает той или иной фигуре.

Пальцы рук

Голова

Голова – рациональность, сфера интеллекта.

Характеристика Интерпретация
Большая Неосознанное подчёркивание убеждения важного значения интеллекта
Маленькая Переживание интеллектуальной неадекватности
Большая голова у фигуры противоположного пола Декларация его превосходства и более высокого авторитета

Волосы

Волосы Волосы

Лицо

Лицо – признак персональности, характеристика состояния сенсорного контакта с действительностью.

Обязательные признаки, отсутствие которых является диагностически значимым:

  • глаза;
  • рот;
  • нос;
  • уши.
Характеристика Интерпретация
Лицо робота Деперсонализации, ощущение внешнего контроля
Подчёркнуто и выбивается из остального рисунка Сильная озабоченность отношениями с другими людьми, своим внешним видом

Уши

Уши – это орган восприятия критики и вообще любого мнения другого человека о себе.

Уши

Глаза

Глаза

Рот

Рот
  • Полные губы при изображении мужчины расцениваются, как показатель женственности. Они могут часто изображаться на ряду с другими чертами, отражающими тщеславия и нарциссические интересы.
  • Зубы четко видны – агрессивность.
  • Большой или заштрихованный рот, или и то, и другое источник угрозы, осуждения или нежелательного словесного воздействия.
  • Рот клоуна – вынужденная приветливость, неадекватные чувства.
  • Если нет рта или рот черточкой, или точечкой, то человек либо не имеет возможности словесно влиять на других людей, либо это состояние напряженности, вытеснения вины, понимаемой как рассогласования собственного поведения с ожиданиями других.

Те, кто находятся в состоянии напряженности, часто изображают рот одной линией на рисунках, так как-будто рот либо плотно сжат, либо закрыт от чего-то.

Мужчина может пропустить рот в женской фигуре, если он страдает от брани своей жены или матери.

Нос

Нос – чувственность.

Характеристика Интерпретация
Нет носа Неразвитая чувственность
Видны ноздри Примитивная чувственность, агрессивность

Если рисунок двух людей противоположного пола и у одного из персонажей нет носа, то, возможно, проблема во взаимоотношениях мужчины и женщины.

Шея

Шея – рациональная регуляция, орган символизирующая связь между сферой контроля (головой) и сферой влечения (телом), посредник между рассудком и чувствами.

Шея

Плечи

Плечи – признак физической силы или потребности во власти.

Характеристика Интерпретация
Плечи «мелкие» Ощущения малоценности и собственной ничтожности или ничтожность этой фигуры, у которой они маленькие
Слишком угловатые Признак чрезмерной осторожности, защиты .потребности в защите
Плечи покатые Уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненных сил
Плечи широкие Сильные телесные импульсы
Чрезмерно крупные Ощущение большой силы, власти

Сокрытие

Рисунок человека без существенных частей тела

Рисунок человека без существенных частей тела указывает на телесную дезорганизацию, отвержение, непризнание человека в целом или того что символизируют отсутствующие в изображении части тела.

Признаки телесных дезорганизации в рисунке могут свидетельствовать о неудачных попытках справиться с подчинением телесным импульсам.

Человек, который избегает сложных тем, связанных с телом, отказывается закончить рисунок ниже линии пояса или едва намечает несколько линий для этой части тела.

То есть, если нет тела – это свидетельствует о вытеснении телесности, о желание что-то преподнести как чисто психическое состояние.

  • Если нет лица, то, как мы уже говорили, это либо сокрытие личности конкретного человека, либо изображение статиста для фиксирования поступка как такового, когда важен не человек, в действие, которое воспроизводит он.
  • Если мужчина изображен со спины, возможно, идентификации с женщиной, смены гендерной роли.

Отрывы

«Отрыв» от фигуры части тела символически выражает страх утраты этой функции, которая символизируется этой частью.

Характеристика Интерпретация
Отрыв ноги Страх утратить опору
Отрыв правой ноги Страх утратить пору в социальной реальности, то есть , потерять работу, статус своей организации
Левой ноги Страх потерять опору межличностных взаимоотношениях в семье
Отрыв руки Страх утратить влияние, контроль
Правой руки Страх потери контроля над своей карьерой
Левой руки Неспособность контролировать взаимоотношения
Отрыв головы от тела Тело мной руководит, а я не могу повлиять

Признак: одежда

Неподходящая по размеру одежда – недовольство положением, статусом.

Характеристика Интерпретация
Одежда выглядит меньшего, чем надо, размера Недовольство своим положением, человек метит на повышение
Одежда большего, чем надо, размера Ощущение, что человек не дорос до того,  что имеет
Слишком много одежды Потребность в социальном одобрении, недовольство собой
Наличие фасонных деталей одежды Говорит о важности внешних признаков социального статуса
Штриховка одежды Проблемные отношения к телесности

Интерпретация зависит от того, какая часть тела оказалось заштрихована. Чаще всего затемняется нижняя часть тела, что отражает возможные сексуальные проблемы.

Характеристика Интерпретация
Прозрачная одежда Подглядывания за окружающими
Шляпы Оглупление
Прозрачная шляпа Примитивная сексуальность
Если только шляпа на схематическом человеке Выраженные регрессивные тенденции
Пояс, ремень Сексуальная неадекватность, с пряжкой – сила зависимости от матери
Оружие Агрессивность
Сережки Концентрация на сексуальности
Трость, палка Осознание своей беспомощности
Пуговицы по оси тела Озабоченность, телесными проблемами, чувство телесного несовершенство, также это может быть эмоциональная незрелость и зависимость от матери

Сексуальность

  • Если она выражена слабо, это ограниченность сексуального поведения, скованная самоидентификация;
  • Если выражена сильная сексуальность – неудовлетворенность.
  • Подчеркнутая сексуальность – соблазнительность, агрессивное использование секса, то есть, он используется как средство для достижения внесексуальных целей, например, для продвижения по службе.
  • Подчёркивание грудей – зависимость от матери.
  • Фиксация сосков – регрессия на оральный

Пример анализа рисунка

Девочка – 13 лет

Диагноз – легкая умственная отсталость.

Пример анализа рисунка

Негативные проявления, такие как черточки носа и рта, а также неподходящий угол наклона туловища, указывают на психические расстройства человека. Большой размер головы указывает на то, что обследуемый хочет компенсировать свою умственную отсталость, поэтому можно сделать вывод, что она знает о своем психическом расстройстве. Это позволяет предположить, что оно проявляется в легкой форме.

Судя по размеру глаз, испытуемый интересуется окружающим миром. Изображение рта и отсутствие шеи говорит о незрелости и внутреннем напряжении ребенка. Хотя при этом она старается быть в обществе, что демонстрирует наклон всего изображения вправо. Крупные руки показывают темперамент и желание подчиняться не уму, а силе. Направление пальцев ног указывает на неуверенность в себе. Судя по отсутствию волос, у ребенка проблемы с определением пола.

Заключение

Подведем краткие итоги про тест «Нарисуй человека». По тому, как изображена фигура человека можно судить об основных проблемах автора рисунка. Напомним главное:

  • голова символизирует сферу рассудка;
  • уши – отношение к мнению других;
  • шея – рациональное регулирование, связь между головой и телом;
  • руки – воздействия на других;
  • ноги – самостоятельность;
  • ступни – устойчивость.

Еще раз напомним, что право, лево определяется из плоскости листа:

  • Правая – сфера социума;
  • Левая – сфера эмоциональных отношений.