Мы в соц. сетях:

В статье мы расскажем:

  1. Что такое коммуникация простыми словами
  2. Составляющие коммуникации
  3. Понятие эффективной коммуникации
  4. 5 правил эффективной коммуникации

О том, что такое коммуникация, знают все, кто хотя бы немного знаком с общением. Ведь эти слова нередко употребляются как синонимы, хотя у них все же есть различия. Коммуникация начинается с первого осознанного взаимодействия малыша со своими родителями. Да, поначалу в ней не участвуют слова, но ребенок учится понимать реакцию на свои действия.

Постепенно круг тех, с кем взаимодействует маленький человек, растет. А значит, увеличиваются и его навыки коммуникации. По мере взросления мы понимаем, что без коммуникации невозможно включение человека в общественную жизнь. И потому так важно знать, как сделать ее максимально эффективной, чтобы всегда находить взаимопонимание с окружающими.

Что такое коммуникация простыми словами

Если кратко говорить, что такое коммуникация, то стоит отметить, что изначально это слово произошло от латинского communication, что переводится как «сообщение, связь». Оно, в свою очередь, стало производным от слова communicare, в переводе «связывать, сообщать, делать общим».

Значение этих слов в принципе понятно, но с течением времени оно сильно изменилось. Приобрело немного другое, дополнительное, значение, от которого теперь стоит отталкиваться при его объяснении.

Что такое коммуникация простыми словами

Например, communicare переводится, как «сообщать, связывать», а значит, производить действие по передаче сообщений и других сигналов. Что такое современная коммуникация? Это обмен информацией и сведениями или их передача между объектами природы, как естественными, так и искусственными.

Изначально происхождение слова communication основано на понятиях сообщества, единства, которые занимают значительное место в теориях социологии, философии и гуманитарных дискуссиях. Под этим углом различные объединения, общества и сообщества рассматриваются в качестве цели или условия для успешного взаимодействия.

Только на заре ХХ века в философии обратили особое внимание на вопросы коммуникации. Да, общество не сразу выдало ответную реакцию, но это произошло лишь потому, что социальные проблемы стали более острыми, и их необходимо было быстро решать. Как раз в это время и конкретизировали термин «коммуникация». И хотя ранее в ней выделяли только вербальную и невербальную составляющую, со временем характеристики существенно расширились. И это позволило рассматривать данное понятие гораздо глубже.

И такая формулировка считается официальной. Но не стоит забывать и про другие определения, что такое коммуникация, которые рассматривают ее с разных позиций. Наиболее популярными и часто встречающимися считаются следующие два. Первое: коммуникация выступает как основной инструмент, с помощью которого создаются межличностные связи и совершенствуется социальная культура. Второе: под коммуникацией подразумеваются основные постулаты отношений между людьми, которые влияют на их взаимодействие.

Составляющие коммуникации

Что такое коммуникация и в чем ее суть? Сам процесс обмена информацией зависит от общества и его особенностей. Поэтому в это понятие вложено много разнообразных социально-культурных смыслов.

Составляющие коммуникации

Говоря о том, что такое межличностная коммуникация, стоит отметить, что ей можно дать разные определения, но неизменным остается одно: она состоит из пяти основных компонентов, которые определяют успешность разного рода сотрудничества.

  1. Источник. Назовем так человека, который хочет объяснить свою точку зрения собеседнику. По сути, это отправитель, который формирует сообщение для его дальнейшей передачи.

  2. Проводник (преобразователь). Это то, что позволяет трансформировать информацию в сигналы. Если говорить проще, некий передатчик, который пересылает сообщения по различным каналам связи.

  3. Канал связи. Это путь или средство, с помощью которых распространяется информация.

  4. Приемник информации. Это то, благодаря чему мы воспринимаем информацию. Можно сказать, что это некий декодер, который помогает восприятию сообщений.

  5. Получатель. Это тот, кто получает информацию. Некий адресат, для которого было создано и передано сообщение.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что отправитель создает и шифрует определенную информацию, используя для этого специальные средства, которые применяются в знаковой системе какого-то канала связи.

#THREE_STEPS#

Тот, кому адресована эта информация, чтобы ее получить, делает те же действия, только наоборот. Результатом чего является расшифровка полученной информации. Что такое коммуникация людей? Если говорить об этом процессе (обычной передаче сообщения) в целом, то он включает в себя много различных ступеней и ответвлений, происходящих в определенной последовательности.

Основная единица коммуникации – сообщение (сигнал или посыл). Обычно оно выполняет одну или сразу несколько основных функций:

  • интерактивные (контакты);

  • гносеологические (восприятие);

  • информативно-коммуникативные (обмен информацией);

  • социально-практические (передача знаний, опыта);

  • аксиологические (обмен ценностями, как духовными, так и культурными);

  • нормативные (фиксирование или распространение норм).

От этих функций зависит информативность коммуникации, ее характер, что также является исходной точкой для процесса обмена информацией.

Составляющие коммуникации

При этом для успешной коммуникации требуются некоторые условия – от наличия каналов передачи информации и инструментов ее усвоения до минимального набора структурных составляющих. В них, как правило, входят:

  • участники процесса коммуникации;

  • случай или ситуация для дискуссии;

  • суть сообщения (текст, сигнал);

  • цель и мотив рассказать что-то собеседнику путем передачи сообщения;

  • сам процесс передачи информации.

Для того, чтобы осуществить процесс коммуникации, необходимы сопоставимые с целями знаковые системы (свои для каждой культуры). Чаще всего передача информации происходит с помощью языка. Он используется и при написании, и при разговоре.

Понятие эффективной коммуникации

Чтобы детальнее разобраться в том, что такое коммуникация, нужно рассмотреть ее основные виды. Она бывает эффективная и успешная. Важно усвоить: эффективная коммуникация и успешная коммуникация – это два совершенно разных понятия.

Проще говоря, успешная – это когда обмен информацией произошел, и не важно, положительный результат или отрицательный. Что такое эффективная коммуникация? Это когда после процесса коммуникации достигнуто взаимопонимание или какие-то определенные цели.

Чтобы ваша коммуникация была действительно эффективной, необходимо обладать специальными навыками общения. Мы говорим не о том, что вы прекрасный легкий собеседник и сумеете выбраться из любой ситуации, а о том, что здесь нужны способности к доброжелательному, легкому и партнерскому общению (синтонному).

Синтоны – это психологически позитивные элементы общения, своеобразные эмоциональные поглаживания, помогающие установить контакт и способствующие взаимопониманию.

Отвечая на вопрос, что такое эффективная коммуникация с точки зрения психологии, можно сказать, что это высший уровень передачи информации, построенный не на сухих фактах. Основа – чувства и эмоции человека, которые помогают в достижении определенных целей. Тому, кто воспроизводит информацию (коммуникатор), необходимо не только четкое понимание мотивов и целей собеседника, но также и использование в своих интересах его эмоционального состояния.

Понятие эффективной коммуникации

В противовес эффективной коммуникации, существует неэффективная. Она представляет собой неприятное общение, когда собеседники не понимают друг друга, что может стать причиной ссоры или даже затяжного конфликта с серьезными последствиями.

5 правил эффективной коммуникации

Как сделать наше каждодневное общение наиболее эффективным? Есть правила, которые помогут усовершенствовать навыки общения и ответить на вопрос, что такое коммуникация, на наглядных примерах.

1. Искренность и эмпатия.

Старайтесь откровенно выражать свои эмоции и чувства, при этом уважая личностные границы собеседника. Если вы действительно рады кого-то видеть, то скажите об этом. Если во время разговора вы почувствовали, что ситуация накаляется, то либо возьмите паузу на обдумывание происходящего, либо честно скажите, что вас не устраивает такое общение. Помните, что главное – преподнести любую информацию в вежливой и доброжелательной форме.

2. Вежливость и дружелюбие.

Обязательное условие. Всегда думайте о том, какие обстоятельства могли предшествовать тому или иному поведению. Например, вас подрезал водитель – возможно, он недавно сел за руль и не сумел правильно оценить ситуацию. Вам нахамила женщина – не исключено, что она работает в больнице и столько всего за день наслушалась, что просто не смогла сдержать эмоции. Конечно, это не говорит о том, что они не должны соблюдать те же правила.

3. Понятность.

Что такое коммуникация в речи? Это навык говорить понятно и строить простые предложения. Не стоит показывать свои знания и разговаривать терминами среди людей, которые являются профессионалами в других областях. Этого никто не оценит. Гораздо приятнее оставить хорошее впечатление о себе, сумев рассказать о своем деле так, чтобы поняли все окружающие и даже дети. Это же можно отнести и к иностранным словам. Если вы знаете русский аналог, то используйте лучше его.

Избегайте слишком длинных и не несущих никакого смысла рассказов. Как правило, такими бывают предыстории. Проще изложить сразу суть дела, чем растянуть всю историю надолго, с подробностями, которые не несут абсолютно никакой смысловой нагрузки. К концу вашего пространного повествования собеседник может потерять основную мысль разговора. Делайте все проще.

Понятие эффективной коммуникации

4. Внимание и бережность к собеседнику.

Внимательно слушайте собеседника и наблюдайте за его невербальными реакциями. Вы сможете понять, что такое коммуникация в общении, просто получше присмотревшись к участнику диалога. Если вы боитесь не запомнить имя нового человека, то повторите его:

—Здравствуйте, я Олег.

—Добрый день, Олег.

Если вы планируете деловые переговоры, то постарайтесь предварительно узнать побольше информации о вашем партнере. Будет здорово, если в процессе разговора вы вдруг найдете какие-то общие интересы. Возможно, это даже может повлиять на ход переговоров.

Обращайте внимание на даты и фиксируйте их для себя. Сейчас это очень просто сделать с помощью телефона. Добавляя контакт в записную книжку, можно записать всю дополнительную информацию и поставить уведомление, например, о дне рождения или каком-то другом значимом празднике или событии.

5. Применение этих правил и по отношению к себе.

Обязательно старайтесь сами соблюдать эти правила. Оставайтесь открытыми, вежливыми и доброжелательными. Не засоряйте голову ненужной или неприятной информацией, живите здесь и сейчас. Не критикуйте себя по каждому поводу, все должно быть в меру.

Не бойтесь ошибаться и не корите себя за промахи. Жизнь вокруг станет гораздо проще, и вам легче будет понять и простить других. Тренируйтесь очищать мысли. Почаще задавайте себе вопросы, на которые можно ответить только односложно: да или нет. Всегда находите ответ на них, а если не получается, то переформулируйте вопрос. Это очень полезная привычка, которая может изменить качество жизни.

Для каждого из нас очень важно быть любимым и значимым для близких, признанным окружающими. Такова естественная потребность любого человека. Только с помощью правильно налаженного процесса коммуникации все становится возможно, и хочется двигаться дальше и достигать большего.