В статье мы расскажем:
- Что такое креативность
- 5 обязательных атрибутов креативности
- Особенности креативности человека
- Рекомендации по развитию креативности
- 8 упражнений для развития креативности
Ответив для себя на вопрос, что такое креативность, вы сможете не только оценить свои навыки в этой сфере, но и понять, насколько данное качество важно для карьеры и учебы. При этом стоит избегать бытового понимания этого термина, ведь порой под креативностью понимают хитрость или путают с творчеством.
Другое заблуждение заключается в том, что креативность относят к таланту или врожденным навыкам, но в действительности вы вполне можете развивать эту черту. В нашей статье мы расскажем, что такое креативность, из чего она состоит и какие правила и упражнения помогут вам улучшить свои способности в этом плане.
Что такое креативность
Креативность – это способность мыслить не как все, видеть мир с другого ракурса, придумывать и воплощать в жизнь новаторские идеи. Если человек креативный, то это значит, что у него прекрасно работает фантазийная и творческая составляющая. Причем эту способность можно применять совершенно в разных областях.
Для того чтобы стать успешным, в настоящее время очень важно креативно мыслить. Благодаря этому человек может быстро подстроиться под предлагаемые условия.
Слово «креативность» произошло от английского «creativity», означающего «созидание». Это постоянное создание чего-то нестандартного: подходов, предметов, идей. Вследствие этого наш мир становится гораздо разнообразнее и быстрее эволюционирует.
Для развития креативных способностей нужно отталкиваться от двух основных параметров:
-
Интеллект. С его помощью человек может воспринимать и обдумывать полученную информацию. Он ищет связь между объектами и явлениями, может прогнозировать развитие различных ситуаций, оценивать, насколько они важны и т. п.
-
Воображение. Полученные с помощью интеллекта данные человек перерабатывает в своей голове. В итоге у него рождаются необычные идеи и пути решения. Создается что-то новое, при этом ломаются старые шаблоны и стереотипы.
Понятие креативный подразумевает человека, который не мыслит стандартными категориями. Он способен придумать что-то инновационное, что еще никем и никогда не использовалось. Благодаря таким людям происходят революции и постоянное движение вперед. Без них в нашей жизни еще с древних времен ничего бы не изменилось.
5 обязательных атрибутов креативности
К пяти основным характеристикам креативности можно отнести следующие:
-
Беглость. Это умение быстро генерировать и выдавать идеи. Люди, способные к беглости, могут за 1 минуту придумать около 20 различных способов применения какого-либо предмета, например, ручки.
-
Гибкость. Это способность видеть различные стороны проблемы и продумывать совершенно разные пути ее решения. Гибкость помогает понимать причинно-следственные связи явлений, принципы их действия, находить общее между, казалось бы, совершенно разными предметами и событиями.
-
Оригинальность. Это способность генерировать непредсказуемые и инновационные идеи, которые выходят за стандартные рамки. Благодаря такому мышлению человек с легкостью находит выход из нештатных ситуаций.
-
Разработанность. Это не просто умение придумать идею, а понимание всего процесса ее осуществления. Именно такое детальное продумывание является отличительной особенностью изобретателей и конструкторов.
-
Сопротивление замыканию. Это способность постоянно собирать и впитывать новую информацию, не зацикливаясь на ее самой удобной для вас стороне. Позволяет стать еще более эрудированным и находить необычные решения в любой ситуации.
Особенности креативности человека
Любая человеческая способность состоит из нескольких разнообразных качеств. Личностная креативность не исключение. Выделим 3 основные группы ее индивидуальных и психологических особенностей, которые помогают добиваться высокого результата: когнитивные, волевые и эмоциональные.
1. Когнитивная особенность.
Слово «когнитивность» происходит от латинского «сognito», что означает «познание». Когнитивные способности связаны с познанием. Сам этот процесс занимает лидирующую позицию в развитии креативности. Творческие люди, как правило, мыслят отлично от обычных.
Выдающиеся психологи давали процессу мышления свои определения, например, Дж. Гилфорд называл его основой творческих способностей, дивергентным (направленным в разные стороны), Э. де Боно – латеральным (боковым) или нешаблонным, Т. Бьюзен – радиантным. Хоть определения и разные, но суть понятия одна, и она состоит в том, что креативное мышление очень широкое, оно не узконаправленное и не урегулированное определенным образом.
2. Эмоциональная особенность.
Способность творчески мыслить нельзя ограничивать лишь знаниями. Творческая креативность не заключается только в особом взгляде на окружающий мир, отличном мышлении и фантазиях. Когнитивные способности помогают в развитии творческого начала, а вот достаточно ли этого для того, чтобы добиться успехов в творчестве, зависит от силы воли и эмоциональных особенностей личности.
К эмоциональным особенностям творческих людей можно отнести:
-
общее позитивное состояние духа и настрой;
-
яркое и сильное проявление эмоций;
-
принятие себя и всего, что происходит вокруг (что помогает сделать вывод, что такие люди очень уверены в себе);
-
восприятие творчества для себя, как своеобразное лекарство от всех болезней, в том числе психологических;
-
активность действий для достижения цели, упрямство, отстаивание до последнего своей точки зрения.
Очень важным аспектом является развитие волевых качеств. Они очень важны в процессе творчества.
3. Волевая особенность.
Для развития креативности волевые качества человека играют 2 роли: импульса и тормоза. Импульсивная роль позволяет активно действовать для достижения своей цели. Просто придумать что-то необычное недостаточно, нужно сделать так, чтобы это стало реальностью.
Даже если художник придумали что-то гениальное, то без упорной работы это никогда не станет произведением искусства. Писатель может задумать прекрасное произведение, но работа над ним займет долгое время, бессонные ночи и дни сложнейшего мыслительного процесса. А после еще нужно обратиться в издательства и доказать, что это действительно стоящее произведение, которое будет востребовано, и только после этого его напечатают. Поэтому можно смело сказать, что любое самое гениальное произведение так и останется просто задумкой автора, если не приложить к его воплощению в жизнь всевозможные усилия.
Наверняка много прекрасных идей и изобретений так и останутся неизвестны человечеству, и виной этому будет банальная лень создателя.
Для того чтобы действовать и помочь своей новаторской задумке воплотиться в жизнь, необходимы следующие качества:
-
независимость;
-
активность;
-
способность принимать решения;
-
вера в себя;
-
сила воли;
-
упрямство.
Наличие возможности и большого желания добиться успеха несмотря на порой неодобрительные взгляды окружающих – это тоже отличительные черты креативных людей. Без этого невозможна их успешная деятельность. Создание чего-то нового не всегда изначально воспринимается положительно. Как правило, общество опасается каких-то изменений и предпочитает придерживаться существующего строя, потому что не всякое новаторство оказывается во благо.
Рекомендации по развитию креативности
Креативность тесно связана с интеллектуальными особенностями и талантами человека. Но не нужно их считать одним целым. Креативность вполне можно в себе развить. Для этого есть несколько способов.
-
Задавайте себе вопрос: «Как это можно сделать по-другому?». Для развития креативных способностей старайтесь отвечать себе на этот вопрос в любой ситуации. Например, вы ходите на работу все время одним и тем же путем, считая, что он короче. Попробуйте пройти другим. Потом сравните длительность и удобство пути. Может, вы ощутили или заметили что-то более интересное, отклонившись от привычного маршрута.
-
Используйте для решения задачи свои знания из других областей. Взять, к примеру, строительство дома. Для того чтобы сделать его необычным, можно вспомнить креативный процесс выпекания торта, а конкретно – разную окраску его слоев. Можно применить этот же принцип при наружной отделке строения.
-
Поразмышляйте, благодаря чему услуга или вещь (а каждый из нас на работе что-то производит) может стать более качественной. Что можно придумать, чтобы обойти всех конкурентов? Например, когда-то портные изобрели карман. Он был нужен для того, чтобы у одежды появилась еще одна полезная опция. В настоящий момент мы не представляем жизни без карманов, в которые легко помещаются необходимые мелочи.
-
Подумайте, возможно ли внести изменения в структуру или процесс вашей деятельности. Для этого сначала проведите ее анализ. Вы должны четко понимать, что зачем следует. Если работа делится на этапы, то подумайте, а возможно ли поменять какие-то из них местами, и что из этого выйдет.
-
Прислушивайтесь к внутреннему голосу. Бывают случаи, когда человек может довольно долго пытаться найти решение проблемы, но все безуспешно. В таких ситуациях иногда вдруг появляются какие-то спонтанные мысли и идеи. Не упускайте их. Не поленитесь и запишите, особенно если это произошло в ночное время. Ведь именно такие спонтанные идеи иногда становятся ключевыми.
-
Положитесь на интуицию, абстрагируйтесь от знаний. В современном мире почти у каждого есть смартфон с выходом в Интернет. Соответственно, с помощью этого устройства можно найти мгновенный ответ на любой вопрос. Если вы работаете над креативным мышлением, то старайтесь как можно реже пользоваться такой помощью.
-
Осмотритесь вокруг. Креативное мышление – это мышление, выходящее за общепринятые рамки, ассоциативное. Гуляя по улице, обращайте внимание на то, что происходит вокруг: звуки или явления. Возможно, это поможет вам сгенерировать какую-то полезную идею для решения проблемы или новый подход к работе.
8 упражнений для развития креативности
Есть множество различных упражнений, которые могут помочь развить креативное мышление. Рассмотрим наиболее эффективные из них. Они специально представлены в форме игры, в которой легко участвовать.
-
Из определенного набора слов сочинить историю. На листе бумаги пишутся несколько слов. Их можно употреблять совершенно в любой последовательности. Попробуйте составить только из них небольшой рассказ или стихотворение. Именно то, что набор слов строго ограничен, позволит вам искать новые необычные пути и применения для них. Если ваша история какая-то фантастическая и не имеет отношения к жизни, в данных обстоятельствах это только пойдет на пользу.
-
Игра в слова-перевертыши. Называйте все предметы, которые вы видите на пути следования, задом наперед. Например, «столб» будет «блотс», а «горка» станет «акрог». Можно попробовать произносить не только слова, но и целые фразы. Ваше подсознание запомнит возможность оценки предмета с другой стороны.
-
Надевать выдуманные шляпы. Представьте, что вы обладатель нескольких шляп, которые все разных цветов. Про себя вспомните какую-то проблему или задачу. Далее представьте, что вы надели белую шляпу, с ее помощью можете дать четкий анализ проблемы благодаря интеллектуальным способностям и логике. Красная шляпа дает волю эмоциональной составляющей. Зеленая – помогает придумывать идеи, желтая – искать позитивные моменты, а черная – выявить негативные стороны. Получается, что мы пробуем исследовать вопрос, применяя разные методы.
-
Научитесь связывать слова. Выберите любые 2 слова, которые, казалось бы, совершенно из разных областей. Например, кресло и краб. Подумайте, какое предложение можно составить, чтобы оба слова там органично присутствовали. Пытаемся для себя связать совершенно разные по значению слова. Например, в нашем случае можно придумать, что краб является товарным знаком мебельной фабрики, где изготавливают кресла. Его изображение ставится в виде печати на задней стенке всей производимой мебели.
-
Ментальные карты. Берем лист бумаги и в его центре пишем ключевое слово. Придумываем к нему всевозможные ассоциации. Рисуем их в виде ответвлений от основного слова. Причем это необязательно слова, могут быть рисунки, схемы или таблицы. От них тоже проводятся ассоциативные связи. Тем самым мы закрепляем данную картинку в своей памяти.
-
Мозговой штурм. Это довольно распространенный метод, когда происходит развитие креативности одновременно у всего коллектива. Суть в том, чтобы одни выдавали идеи, а другие их анализировали. Одна сторона может предлагать абсолютно разные способы, как решить проблему. А другая анализирует, оценивает и предлагает, как их улучшить.
-
Разделение с последующим объединением. Объект исследования – неважно, вещь это или явление – раскладывается на составляющие части. Каждая из этих частей обладает определенным набором характеристик, из которых потом составляется новый объект. Например, возьмем квадрат. У него есть 2 синие и 2 желтые стороны. Из них легко можно сложить разноцветный треугольник.
-
Придуманный персонаж. Обдумывая какое-то решение, мы опираемся на собственные знания и опыт. Давайте представим, что мы на время превратились в какого-то кино- или мультипликационного героя, например, Белоснежку или Железного человека. Как бы он поступил, если бы оказался в подобной ситуации? Такое упражнение позволит избавиться от мышления стереотипами.
Читайте также
«Внутренняя свобода: как обрести и сохранить»Все эти техники можно использовать сколько угодно раз и тогда, когда вам будет удобно. Если тренировать свою креативность постоянно, то ее уровень значительно повысится, и ваша деятельность обязательно станет успешнее.