Что это? Эго-состояния – паттерны мышления и поведения, которые человек демонстрирует в определенный момент времени. Эрик Берн в транзактном анализе выделил три основных типа: «родитель», «взрослый» и «ребенок».
На что обратить внимание? В каждом человеке сочетаются все три эго-состояния, которые сменяют друг друга в зависимости от ситуации. Важно поддерживать баланс и стремиться к тому, чтобы основным типом был «взрослый» – он помогает принимать взвешенные решения и конструктивно взаимодействовать с окружающими.
В статье мы расскажем:
- Что такое транзактный анализ
- 3 эго-состояния по Берну
- Как взаимосвязаны эго-состояния
- Как использовать эго-состояния в общении
- Практическое применение эго-состояний
- Часто задаваемые вопросы об эго-состояниях
Что такое транзактный анализ
Чаще всего термин «транзакция» звучит в финансовом контексте, а в психологии он означает процесс изучения общения. Исходя из этого, транзактный (он же транзакционный) анализ – направление психологии, которое исследует, как человек общается с окружающими.
Фото: Kaleidico / unsplash.com
Транзактный анализ эго-состояния – эффективный инструмент, анализирующий личность и помогающий понять, что влияет на поведенческую реакцию в определенной ситуации, почему люди ведут себя по-разному в одинаковых условиях. Например, разумный совет от одного человека воспринимается как помощь, а от другого – вызывает обиду и считается нарушением личных границ.
Автор транзактного анализа Эрик Берн считал, что линия поведения при взаимодействии с окружающими выстраивается в зависимости от эго-состояния – мыслей и эмоций, которые складываются и укрепляются в детском возрасте. Выделяют три эго-состояния по Берну:
-
Родитель.
-
Взрослый.
-
Ребенок.
Если определить, в каком эго-состоянии находится ваш визави, придет понимание истоков его поведения, удастся найти взаимопонимание, снизить уровень конфликта и даже предотвратить его.
Три эго-состояния по Берну
Наша манера общения зависит от характера, эмоционального настроя, жизненного опыта. Какие есть эго-состояния, выделенные Берном? Они присутствуют в каждом человеке, но ведущее место может занимать любое из них:
Родительское эго
Родители для ребенка в первые годы жизни – абсолютный авторитет. Они проецируют на него свои мысли, эмоции, реакции, и малыш их впитывает и закрепляет. Взрослых забавляет и умиляет, когда их чадо грозит пальчиком, как бабушка, или говорит с игрушками строго и назидательно, как папа.
А при встрече с соседкой может выдать такое, что у той округляются глаза – но этими словами мама обсуждала тетю со своими подружками. Ребенок уверен в непогрешимости своих близких, не подвергает сомнению их поведение и копирует его.
Фото: Vitolda Klein / unsplash.com
Часто мы произносим слова, фразы, которые когда-то слышали в детстве, потому что они закрепились на подсознательном уровне, и мы автоматически выдаем реакцию на возникшую ситуацию, поступки, реплики.
При доминировании родительского эго человек общается с окружающими так, словно перед ним ребенок, вне зависимости от возраста собеседника. Назидательным тоном он наставляет, стыдит, поучает и это происходит постоянно, с неизменной интонацией. Примеры эго-состояния «родителя» сложно не заметить, его выдают фразы: «Ты должен», «Тебе следует», «Прислушайся к моему совету».
Так с этим человеком говорили в детстве, а теперь он считает необходимым передать другим свои убеждения – следует поступать только так, а не иначе.
Человек, взявший на себя роль «родителя», дает непрошенные советы, критикует, указывает другим, как поступать, снисходительно улыбается, всем своим видом показывает, что перед ним неразумное дитя. И это неприятно, хочется избежать такого общения, которое может привести к недопониманию и даже конфликту.
Функция «родителя»:
-
Заботливый «родитель» дарит любовь и поддержку, дает ощущение безопасности и защищенности, ненавязчиво направляет, одобряет и поощряет новые начинания, не бросает на произвол судьбы при возникающих проблемах, вселяет веру в себя.
-
Поддержка «родителя» приветствуется, если необходимо решать каждодневные задачи, не требующие особого подхода и глубокого осмысления.
-
Критикующий «родитель» постоянно требует соблюдения им же установленных правил, контролирует и ограничивает. Может проявлять гиперопеку и жесткость, что приводит к неуверенности в своих силах и подавлению желаний и стремлений.
Взрослое эго
Позиция эго-состояния взрослого, по мнению Берна, – наиболее эффективная форма общения. При взаимодействии двух людей в позиции взрослого ниже вероятность недопонимания и возникновения конфликта.
Эго-состояние взрослого формируется на основе жизненного опыта и дает возможность человеку здраво воспринимать происходящее, подходить к принятию решений рационально и обдуманно.
Фото: Kelly Sikkema / unsplash.com
Взрослый тип эго-состояния отслеживает отношения «родителя» и «ребенка», в которых «родитель» может проявлять негатив к «ребенку», осуждая его действия и поступки. Высказывания типа «У тебя руки растут не оттуда, ты все портишь», «Я лучше знаю, как поступить тебе в данной ситуации» травмируют «ребенка», но авторитет близких людей заставляет согласиться с их мнением: «Да, у меня ничего не получается, лучше и не браться», принимает предложенное решение и этим ставит на своих устремлениях крест.
Близкие не всегда понимают внутреннее состояние «ребенка», а «взрослый» внимателен к деталям, видит неочевидное, считывает эмоции и умеет решительно поддержать «ребенка», убедить в необходимости следовать к своей цели.
Взрослое эго позволяет человеку просчитать свои действия, брать на себя ответственность за принятое решение, контролировать эго-состояние и укреплять его.
«Взрослый» сосредоточен, обладает аналитическим умом и высоким эмоциональным интеллектом, умеет убеждать.
Функция «взрослого»:
-
Модель эго-состояния взрослого регулирует проявления детских эмоций, которые рождаются на фоне критики «родителя. Он изучает отношение «родителя», контролирует «ребенка», так как умеет управлять эмоциями и трезво анализировать ситуацию.
-
Если человек стоит перед необходимостью принять судьбоносное решение, ему нужно включить эго-состояние взрослого: оно поможет с холодной головой изучить факты, оценить перспективы, ответственно отнестись к процессу.
-
Когда доминирует «взрослый», все строится на расчете и рациональности, но при этом творческий потенциал и гибкость отходят на второй план.
Детское эго
Это отголосок детских чувств, эмоций и переживаний, проявляемых безудержной радостью, импульсивными решениями, стремлением к приятным впечатлениям, тягой к творчеству. Главный тезис «ребенка» – «хочу!»
Фото: Artur Aldyrkhanov / unsplash.com
Структура эго-состояния ребенка просыпается в нас, когда мы дурачимся, занимаемся любимым делом, совершаем необдуманные поступки, опасаемся взять ответственность за решение важной задачи. Холодок по спине и дрожащий неуверенный голос при общении с руководителем – это тоже эго-состояние ребенка.
Функции «ребенка»:
-
«Ребенок» отвечает за импульсивность, творчество, искренние эмоции, безоглядную веру в чудо. Это эго-состояние помогает контролировать ресурсное состояние: как выражаем эмоции, способны ли позитивно смотреть в будущее, насколько ярко проявляется удовлетворенность жизнью.
-
Детский вид эго-состояния помогает переключаться, воплощать самые невероятные идеи, радоваться обычным вещам, мечтать, смотреть уверенно вперед.
-
Если «ребенок» преобладает, мы часто злимся, спорим, упрямимся, перекладываем ответственность, нас раздражают очевидные вещи, установленные правила и нормы, есть опасность впасть в зависимости, проявлять излишнюю эмоциональность.
Как взаимосвязаны эго-состояния
В каждую минуту жизни человек испытывает разные эмоции и чувства, совершает действия, реагирует на происходящее, и все это определяется одним из эго-состояний. Радуемся яркому солнцу, пению птиц, распустившемуся цветку, испытываем восторг, ступая по морскому песку – в нас просыпается счастливый «ребенок», которому хорошо и весело. Детское эго призывает к действию, помогает вспыхнуть искре творчества, фантазировать, мечтать, верить в чудо.
В определении эго-состояния родителя подразумевается способность поддерживать и оказывать заботу о родных (и о себе), развивать навыки, контролировать, опекать, проявлять сочувствие.
Фото: nci / unsplash.com
«Взрослый» же трезво оценивает ситуацию, просчитывает варианты, планирует действия, задает вопросы и принимает решения, умеет управлять эмоциями.
На примере основных эго-состояний можно рассмотреть предпринимаемые действия для достижения целей. «Ребенок»: немедленно приступает к реализации спонтанно вспыхнувшей идеи, и на месте маминой клумбы вырастает индейский вигвам, выполненный из подручного материала. «Взрослый»: все продумывает и рассчитывает, оценивает риски, планирует, изучает ресурсы. «Родитель»: поддерживает, заботится, контролирует, критикует, обеспечивает надежный тыл.
В человеке уживаются все эго-состояния, но лишь при условии их гармоничного взаимодействия личность может стать успешной. Важно, чтобы эго-состояния соответствовали ситуации и не являлись причиной конфликтов. В идеале человек, эффективно управляя состояниями, легко переключается, без труда осуществляет переход от одного к другому.
Однако не все способны отодвинуть функциональные эго-состояния ребенка и опереться на позицию взрослого. Часто одно из состояний является приоритетным, более устойчивым и тормозит другие. Труднее всего преодолеть «ребенка» и «родителя» – они считаются в практике наиболее мощными установками.
Если дисгармония имеет место, активизация других позиций запаздывает, что негативно отражается на поведении человека. Например, конструктивную критику сотрудник может воспринять, как «ребенок»: надуть губы, обидеться, вступить в полемику, показывая, что замечания руководителя несправедливы.
Что происходит? Все просто: человек не смог принять позицию «взрослого» в кабинете начальника и выглядел бунтующим ребенком.
Другая ситуация: если член семьи постоянно выполняет функции «родителя», он может стать чрезмерно придирчивым, требовать соблюдения им же установленных правил. Он читает нравоучения, контролирует все происходящее, докучает близким, в результате чего атмосфера в доме становится нервозной и напряженной.
Читайте также
Дисбаланс отследить несложно:
-
Отметьте в себе стремление высказывать критические замечания в адрес окружающих, навязывание своей помощи, что может оказаться неуместным и не ко времени. Есть сильное желание все предусмотреть, везде успеть, а собственные потребности при этом игнорируются? Эти факты говорят об устойчивом состоянии «родителя».
-
Человек часто обижается, не имеет собственного мнения, принимает спонтанные решения, не способен планировать действия, требует чужой помощи? Это поведение инфантильного «ребенка».
-
Важно уравновесить эго-состояния, что повысит чувство удовлетворенности жизнью и добиться успехов.
Как использовать эго-состояния в общении
Транзакция, по Берну, – это единица общения, состоящая из стимула и реакции между двумя эго-состояниями. Психолог выделил следующие формы транзакции:
Дополняющие, или параллельные
Стимул одного человека дополняется реакцией другого, и люди взаимодействуют в одинаковых эго-состояниях. Например, стимул: «Ты когда к нам приедешь?», реакция: «Разберусь с делами и приеду». В данном случае коммуницируют два «взрослых», и в результате общения каждый получает ожидаемое. Конфликтных ситуаций обычно не возникает.
Пересекающиеся, или перекрестные
Если стимул и реакция не совпадают, речь идет о пересекающихся структурных эго-состояниях, которые могут привести к недопониманию и спорам, хлопанью дверьми. В этом случае на стимул дается реакция, запускающая неподходящее эго-состояние.
Смоделируем ситуацию. Девушка решила разобраться в причинах некоторого охлаждения отношений, предлагает партнеру поговорить и открыто объясняет, что ее не устраивает. Это позиция «взрослый». Парень может принять претензии девушки, и из такого же эго-состояния дает реакцию: «Да, я согласен. В последнее время у меня много работы, я устаю. Давай вместе подумаем, как мы можем вернуть взаимопонимание».
Стимул соответствует реакции, два «взрослых» наверняка договорятся. Но вполне возможен и другой вариант: партнер раздраженно бросает: «Придумала… У тебя что, дел нет? Вечно я у тебя виноват». Эти слова идут от обиженного «ребенка», который не хочет разбираться в проблеме и искать выход. Это и есть пересекающаяся транзакция.
Скрытые
Это наиболее сложный тип транзакции. Помните, Тося из фильма «Девчата» произносит простую фразу: «Пойдем по этой дороге, она же короче» (вполне приемлемый стимул), а влюбленный Илья Ковригин предлагает выбрать другой путь: «А так длиннее», и всем становится ясен романтический подтекст – реакция дана на скрытое сообщение.
Анализ эго-состояния лежит в основе психологических игр, описанных Берном в труде «Игры, в которые играют взрослые». Большинства семейных проблем можно избежать, если обсудить их открыто и из правильных позиций.
Фото: Mayur Gala / unsplash.com
Поглаживания
Берн выделяет еще один вид транзакций – поглаживания, которые наиболее эффективны для взаимодействий «родителя» и «ребенка». Они могут быть вербальные (комплимент, похвала), невербальные (жесты, мимика), физические (рукопожатия, похлопывания по плечу).
Практическое применение эго-состояний
Как использовать эго-состояния в повседневной жизни?
-
Наблюдайте за собой. Для осознания характеристик эго-состояния распознавайте и анализируйте проявления эмоций в своем поведении. Обращайте внимание на доминирующую позицию и ее влияние на отношения.
-
Анализируйте свои взаимодействия. При общении определяйте эго-состояние собеседника и соотносите его со своим эго.
-
Выбирайте подходящую позицию. Эго-состояния в психологии можно менять самостоятельно. Опирайтесь на «взрослого», если для решения проблемы необходима логика и аналитика. Для поддержки и проявления сочувствия идеальна позиция «родителя». Не сдерживайте «ребенка», если есть возможность отвлечься от важных дел.
-
Работайте над балансом. Учитесь управлять тремя эго-состояниями, соблюдайте их пропорции. Если вы отмечаете, что в вас слишком много «родителя», переключитесь на беззаботного «ребенка», повеселитесь, займитесь любимым делом, совершите поступок, который давно вас привлекал.
Часто задаваемые вопросы об эго-состояниях
Почему важно понимать, в каком эго-состоянии я нахожусь?
Наблюдение за своими эмоциями, мыслями, поведенческими паттернами помогают проявлять осознанность в выборе эго-состояний, управлять ими, что способствует лучшему общению с окружающими.
Как определить, в каком эго-состоянии в общении находится другой человек?
Наблюдайте за поведением собеседника, его позой, жестами, выражением лица. Много скажут манера разговора, тон, реакции, проявление эмоций. Будьте внимательны, и вы без труда определите эго-состояние визави.
Может ли доминировать какое-то одно эго-состояние личности? Хорошо ли это?
Конечно, у человека может доминировать одно из эго-состояний. В вашем окружении наверняка есть «родитель», который поучает и морализирует; безалаберный, но веселый «ребенок», внимательный и практичный «взрослый».
Однако идеально, если все эти позиции сбалансированы. Только в этом случае можно проявлять гибкость и легко адаптироваться в любых условиях.
Итак, отслеживая эго-состояния человека и управляя ими, мы лучше понимаем себя и окружающих, находим объяснение мотивам поведения, привычным реакциям (часто приносящим неприятности). Овладев навыками перехода от позиции к позиции, мы эффективно контролируем эмоции, легко справляемся со стрессом, решаем конфликты, улучшая этим качество жизни.
Источник изображения на шапке: Kelly Sikkema / unsplash.com