Мы в соц. сетях:

Зачем? Знать, как давать отпор людям, которые являются токсичными или погружают нас в эмоциональный стресс, крайне важно для самосохранения. Речь идет не о буквальной физической защите, а об умении постоять за себя словесно и психологически. Ведь, находясь в постоянном дисбалансе и душевном раздрае, вы просто не сможете ощущать себя счастливым человеком.

Как? Сегодня есть много возможностей приобрести данный навык: психологические тренинги, специальные курсы, всевозможные статьи и книги. Если чувствуете в себе уверенность, что сможете справиться самостоятельно, то можно прибегнуть к медитациям и духовным практикам. Главное – найти самый действенный для себя способ.

В статье мы расскажем:

  1. Почему мы позволяем нападать на нас
  2. Как распознать агрессию собеседника
  3. Как научиться давать отпор людям
  4. 5 способов дать отпор оппоненту
  5. Эффективные фразы, которые помогут дать отпор людям
  6. Книги, которые помогут давать отпор токсичным людям

Почему мы позволяем нападать на нас

Не каждый человек способен пресечь бестактность собеседника. Робким, интеллигентным, застенчивым натурам бывает ох как непросто давать отпор людям, которые бесцеремонно вторгаются в личное пространство окружающих. Что мешает?

  • Боязнь остаться в одиночестве. Многие сдерживают себя, даже если сталкиваются с хамством, потому что опасаются показаться невежливыми, оттолкнуть от себя окружающих и лишиться возможности общения.

Почему мы позволяем нападать на нас
  • Потребность в признании. Любому человеку хочется вызывать одобрение и симпатию окружающих, ради этого многие готовы терпеть грубость и бестактность собеседников. Но, допуская пренебрежение в свой адрес, зачастую человек, напротив, теряет уважение окружающих, да и самооценка падает.

  • Боязнь агрессивной реакции. Нередко напористому и раздражительному оппоненту не перечат лишь потому, что опасаются неадекватной реакции с его стороны: проще согласиться или сменить острую тему разговора, чем выслушивать оскорбления.

  • Чувство долга и нежелание отказать в помощи. Некоторые ставят чужие интересы всегда выше собственных, считая, что нельзя быть неотзывчивым к просьбам кого бы то ни было. Разумеется, важно дружить и проявлять самоотверженность, но не всегда это оправдано. Нельзя забывать и о личных интересах и обязательствах перед самим собой.

Как распознать агрессию собеседника

Некоторые люди, не стесняясь, могут сказать другим: «Ты одет безвкусно», «У тебя ужасная прическа», «У тебя не машина, а хлам». Хоть звучит это обидно и грубо, но они открыто выражают свое мнение, и по нему можно понять, с кем имеешь дело и как давать отпор таким людям. Гораздо хуже, когда человек маскирует хамство и бестактность благими намерениями, создает вид, что беспокоится о ком-то, делая замечание, а сам злорадствует: «Зачем обижаться, я всего лишь сказал, что думаю, хотел как лучше».

За скрытой агрессией нередко стоят зависть, осуждение, насмешки. Например, рассмотренные выше ситуации могут представляться так: «У тебя новое платье? Оно очень приметное, как и сумочка – у моей бабушки на фотографиях в молодости точь-в-точь такая», «Решила сменить имидж? Каре тебе идет, хоть оно и вышло давно из моды», «У меня есть знакомый автомеханик, он любую машину может до ума довести, даже такую, как у тебя».

Как распознать агрессию собеседника

Как понять, что имеешь дело со скрытой агрессией? Прежде всего нужно оценить свои чувства, возникающие в ответ на колкие замечания, а потом подумать, как дать отпор людям, позволяющим себе подобные выпады. Если вам стало не по себе после непрошенных откровений, скорее всего, они высказаны не из благих побуждений. В таком случае спросите себя или самого агрессора, какое ему дело до ваших вещей, стрижки, автомобиля.

Подумайте, с какой целью он выражает свое мнение. Хочет, чтобы вы стильно одевались, модно стриглись и ездили на элитной иномарке? Вряд ли. Тогда напрашивается вывод о том, что злопыхатель просто ищет возможность выразить свою неприязнь или завидует.

Есть немало других фраз, которые на первый взгляд кажутся безобидными, но на самом деле способны ранить:

  • «Жениха не нашла? В твоем возрасте уже пора быть замужем».

  • «Давай без обид, я же не со зла говорю».

  • «Ты неплохо справляешься с вождением, хоть и женщина».

  • «Какая у тебя зарплата? Ого, даже я столько не получаю».

  • «Подежурь за меня сегодня, тебе ж все равно спешить некуда: ни семьи, ни детей».

  • «А ты почему с нами не пьешь? Игнорируешь коллектив?».

Как научиться давать отпор людям

Окружающие будут ценить и уважать вас только в том случае, если вы сами с достоинством относитесь к своей личности. Для большей уверенности в себе назовите все свои положительные качества.

Чтобы знать, как давать отпор людям, надо уметь предвидеть всевозможные ситуации в диалоге и вести его аргументированно. Если есть сомнения в своих силах, лучше потренироваться перед зеркалом, выработать громкий голос, четкую дикцию и уверенную интонацию. Настройте себя перед разговором на то, что вы способны одержать победу в словесной схватке.

Следите за своими эмоциями. Ответьте обидчику несколькими хлесткими фразами, пусть он почувствует всю степень вашего негодования. Можете выразить гнев мимикой и повышенным тоном. Но говорите ровным и спокойным голосом. Такая реакция приведет оппонента в замешательство, ведь он ожидает от вас другого ответа.

Подавлять негативные эмоции вредно для психики, поэтому лучше дайте себе эмоционально выговориться.

Когда тебя оскорбляют, трудно сохранить хладнокровие, но даже из такой ситуации можно выйти с достоинством, вежливо ответив на грубость и зная, как давать отпор людям, которые ведут себя нагло.

Есть несколько способов:

  • не перенимайте агрессивную манеру общения и старайтесь говорить спокойно;

  • пропускайте мимо ушей обидные высказывания, покажите, что вам нет до этого дела;

  • если нападки, несмотря на ваше равнодушие, продолжаются, поставьте человека на место, пошутив над ним так, чтобы это его серьезно задело, но свою обиду никак не демонстрируйте;

  • не спорьте с агрессором и не доказывайте его неправоту.

Не получив ожидаемой ответной реакции, не увидев слезной истерики, обидчик потеряет к вам интерес и прекратит травлю.

Чтобы давать отпор людям, нужны как внутренние духовные силы, так и физическая выносливость. Поэтому нелишним будет заняться спортом, борьбой или боксом, они воспитывают выносливость и смелость. Сумев достойно ответить на оскорбления, вы отобьете у наглеца желание приставать к вам в дальнейшем.

5 способов дать отпор оппоненту

Будьте на чеку

Внимательно следите за развитием диалога, который может вылиться в неприятную словесную перепалку, и будьте готовы действовать по заранее намеченному плану. Тогда вас невозможно будет напугать или выбить из колеи внезапным нападением.

Следите за своей реакцией

Если человеком нельзя манипулировать, это дает ему огромное преимущество и силу. Если чьи-то слова или поведение вас огорчают, задайтесь вопросом, почему вам это небезразлично.

Контролировать других людей или менять их вы чаще всего не имеете возможности, а вот сдерживать себя в ответ на их неподобающее поведение способны. Умение держать себя в руках не только служит своеобразной защитной реакцией, но и лишает оппонента рычагов управления происходящим.

5 способов дать отпор оппоненту

Умейте противостоять эмоциональному давлению

Найдется немало желающих манипулировать вами при помощи чувств: собеседник злится, и вы тоже начинаете испытывать гнев, он кричит – вы тут же повышаете голос. Некоторые считают, что если им грустно и больно, то и все окружающие должны ходить в подавленном настроении. Не подчиняйтесь чужой воле!

Поддерживайте разговор, слушайте собеседника, но не позволяйте манипуляторам вызвать у вас нужные им отрицательные эмоции.

Помните о своих интересах

Заранее определите, для чего вы собираетесь встретиться с агрессивным собеседником, не отступайте от своей цели во время разговора и не давайте возможности спровоцировать вас на конфликт.

Если в общении с токсичным визави вы получили то, что хотели, можно считать, что вы знаете, как давать отпор бесцеремонным людям.

Умейте отпускать ситуацию

Постарайтесь быстро переключиться после общения с токсичным человеком. Если результат оказался не таким, как хотелось, попробуйте все исправить, а если возможности нет, просто не вспоминайте о случившемся.

Эффективные фразы, которые помогут дать отпор людям

Даже отъявленного циника можно поставить на место, если вовремя использовать некоторые фразы. Они помогают держать агрессоров на безопасной дистанции:

  • Извини, я задумался и прослушал. Можешь заново это сказать?

  • Твои мысли ошибочные, но любопытные. Благодарю.

  • Может, хватит уже обо мне. У тебя какие новости?

  • Пусть у тебя все будет хорошо!

  • Как ни странно, но есть и другие мнения на этот счет.

  • Шути не так сильно, а то я смущаюсь.

  • Не вижу повода для дискуссии.

  • Это ты так свою самооценку повышаешь?

Если вы будете всегда относиться к себе с уважением и достоинством, стремиться развивать кругозор и пополнять свой словарный запас, научитесь нестандартно мыслить и умело поддерживать разговор на разные темы, то в любой обстановке поймете, как давать отпор грубым и наглым людям.

Книги, которые помогут давать отпор токсичным людям

  • Шахида Араби «Токсичные люди». Автор, признанный эксперт по проблеме психологического насилия, рассматривает пять типов манипуляторов и показывает, как эффективно противостоять каждому из них, используя специальные упражнения. Читатели, знакомясь с методами поведенческой терапии, учатся самостоятельно распознавать попытки манипулирования собой и пресекать их. Книга «Токсичные люди» помогает установить правильные границы личности, разорвать токсичные связи, пересмотреть отношение к себе и начать доверять своему сердцу и разуму.

  • Нэнси Левин «Твои границы». На основе личного опыта установления границ Нэнси Левин рассказывает об эффективных инструментах, которые ей в этом помогли. Книгу можно считать практическим руководством, с помощью которого легко разобраться в понятии личных границ и способах их выстраивания. Кроме того, автор разъясняет, почему те, кто стремятся всегда и во всем быть «хорошими девочками (мальчиками)», ошибаются в выборе стратегии.

Книги, которые помогут давать отпор токсичным людям
  • Марк Гоулстон «Как разговаривать с мудаками». Прочитав книгу знаменитого психиатра Марка Гоулстона, можно научиться побеждать в деструктивных спорах и правильно общаться с иррациональными личностями. Предлагаемые автором методы успешно использовались им самим в примирении поссорившихся коллег и супругов на грани развода. Они будут полезны тем, кому приходится иметь дело с иррациональными людьми, чтобы держать их под контролем.

  • Павел Бабяк, Роберт Хаэр «Змеи в костюмах». Нельзя недооценивать токсичных людей: они умны, сообразительны, расчетливы, держат в узде свои эмоции и хорошо ориентируются в критических ситуациях. При этом идут к успеху по чужим головам, не щадя коллег. Вывести их на чистую воду не так просто, но книга «Змеи в костюмах» учит это делать. Прочитав ее, можно не только распознавать офисных хищников по характерным особенностям и методам воздействия на жертв, но и выработать эффективную стратегию поведения, чтобы выйти из-под гнета агрессоров и смело защищаться от этих вредоносных элементов.

  • «Общение с трудными людьми», Harvard Business Review. Немного найдется тех, кто умеет жить без конфликтов, споров и тяжелых дискуссий. Особенно проблематично справляться с ними в деловой сфере. Советы, представленные в сборнике «Общение с трудными людьми», помогают найти эффективные решения в сложных ситуациях. Читателям даются стратегии взаимодействия с коллегами, склонными к скрытой агрессии. Авторы публикуют практические советы, как работать в условиях хронических дедлайнов, побороть неприязнь к начальству и давать отпор токсичным людям. Каждая тема иллюстрируется примерами из жизни.

  • Роберт Саттон «Не работайте с мудаками». Автор помогает выявить деструктивных коллег, которые ничего, кроме критики, насмешек и унижения, не умеют, и дает рекомендации, как изменить таких типов либо расстаться с ними (если они неисправимы). В книге много классных советов о том, как наладить внутрикорпоративные связи и работу на пользу компании.