Мы в соц. сетях:

Критика — неотъемлемая часть нашей жизни. Мы критикуем, нас критикуют, мы иногда реагируем спокойно, иногда бурно. Есть люди, которые не могут жить без критики. Для некоторых из нас это движок, запускающий многие важные процессы в жизни. А для кого-то это действие вызывает лишь чувство боли и желание сбежать. Так что же такое критика и почему мы так по-разному на нее реагируем?

В этой статье мы расскажем:

  1. Что такое критика и почему мы критикуем.
  2. Чем отличается критика от самоутверждения.
  3. Алгоритм реагирования на критику.

«Ну что за ерунду ты опять натворил(-а)»! Кто не слышал в свой адрес или не говорил подобное? Наверное, среди нас нет таких. И вроде бы ничего страшного не сказано. Но если эта ерунда особенно важна для того, кто ее натворил, какие чувства это вызовет? Гнев, негодование, боль, обиду, желание закрыться… Вариантов много. 

Мы лишний раз не сделаем что-то и не расскажем об этом, боясь той самой негативной оценки, критики, которую часто даже не просим. Получается, причина наших негативных чувств — критика? Или просто неумение ее воспринимать, не отказываясь от своего мнения? Давайте разбираться.

Что такое критика и почему мы критикуем

Критика — анализ, оценка какой-либо деятельности человека. Она направлена на выявление противоречий, ошибок и их разбор, на исследование и научную проверку достоверности чего-либо. Получается, что это слово, которое у большинства из нас вызывает неприятные чувства, не представляет из себя ничего дурного.

В быту же мы привыкли к тому, что критика носит сугубо негативный характер. Критикующий обязательно ткнет носом в ошибки и как следует пожурит за них. А мы сразу окажемся в более слабой позиции. С чего мы это взяли, не очень понятно, но ощущаем себя именно так, а потому хотим защититься: огрызаемся, начинаем спорить, даже если человек говорит по сути, и бросаемся на амбразуру.

Что такое критика

Иногда критикующий действительно перегибает палку, забывая, что его задача проанализировать и дать рекомендации по улучшению. Но и многие из нас не пробуют смотреть на это как на нечто позитивное, направленное на улучшение нашей жизни. Если в следующий раз, когда начальник начнет нас отчитывать, мы посмотрим на это с точки зрения роста собственного профессионализма, то будет не так сложно воспринять критику. Ведь не все золото, что блестит.

Почему люди критикуют?

  • Стремление расслабиться.

Допустим, человек не может ни на что повлиять, но ситуация для него важна и даже болезненна. И тогда он начинает критиковать действия другого, чтобы хоть как-то поучаствовать в процессе. Мы не критикуем то, что нам безразлично. В деструктивной, назовем ее так, критике всегда кроется очень много эмоций и боли.

 #THREE_STEPS#

  • Подтверждение чувства собственной важности (ЧСВ).

Осознавать свою важность нужно многим, но большинству из нас достаточно того, что мы важны для своей семьи и нас любят коллеги. Когда же ЧСВ — это диагноз, тогда человек теряет возможность адекватно оценивать себя и свои профессиональные навыки. Люди с ЧСВ уверены, что в их советах и критике другие остро нуждаются. И они с барского плеча вдоволь критикуют остальных, совершенно не думая об уместности этого действа.

Почему люди критикуют?

  • Оправдание собственной никчемности.

Если первом случае человек действительно не может повлиять на ситуацию, то в этом он не хочет прилагать усилий. Отличить одно от другого очень сложно. Человек, видя успех другого, страстно желает быть таким же, но не готов проявить стремление к этому. 

Его единственным желанием будет остановить успешного, чтобы тот перестал делать то, что делает, и «опустился» до его уровня. В основе лежит зависть и очень низкая самооценка. Часто родители, не реализовав свои детские мечты, мешают детям идти к своим. Конечно, они подводят правильные доводы, но если посмотреть глубже, то в основе будут их непрожитые разочарования и ощущение собственной никчемности.

  • Стремление самоутвердиться за чужой счет.

Очень опасное желание, потому что, как правило, критикующий действительно хорош в том, о чем говорит. Но в его действиях нет стремления улучшить, он хочет подтверждения своей уникальности и крутости. То есть такой человек будет не только по делу говорить, но и создаст ощущение у собеседника, что тот ни на что не годен и убьет на корню всякие стремления к успеху.

Вот те самые посылы, которые сделали из критики монстра, уничтожающего все живое. И придали безобидному по своей сути слову дьявольский окрас.

Чем критика отличается от самоутверждения

В оcнове здоровой критики и адекватного ее восприятия лежит, конечно же, нормальная самооценка. Если я знаю, что я молодец, и у меня есть подтверждение этому в жизни, то никакой критикан меня не переубедит. Если же я сомневаюсь в своих силах, не уверен, что достаточно хорош — например, для должности, которую занимаю, — то мне будет казаться, что всякое слово это подтверждает. Да и потом, если я сильно не уверен в чем-то, то обязательно найдется кто-то, кто эту неуверенность подтвердит.

Чем критика отличается от самоутверждения

Но даже если с самооценкой у нас все в порядке и мы нормально воспринимаем себя, нам может встретиться начальник-самодур, имеющий своей целью испортить жизнь другим, хотя сам он, конечно, так не думает. И для того чтобы из здорового не стать больным, нужно понимать, чем критика отличается, например, от самоутверждения.

  • Суждения объективны и измеряемы.

«Мне так не нравится» — это субъективно. «Переделай, потому что недостаточно фактов или потеряна логика» — это объективно. Критикующий человек дает пояснение, что именно его не устраивает и почему нужно сделать лучше.

Если критика переходит в область полного обесценивания всех заслуг, то она носит деструктивный характер.

  • Критика не продиктована гневом или агрессией.

Если критикующий точит на вас зуб, то его задача не сделать лучше. Он руководствуется затаенной обидой, которая перекрывает конструктив и уничтожает не только сделанное, но и того, кто это сделал. Он переходит на личность, и нам сложно понять, в чем мы неправы.

Алгоритм реагирования на критику

Профессор психологии Марина Мелия предлагает очень действенный механизм реагирования на критику, который поможет обратить любые суждения во благо для себя и вырасти и личностно, и профессионально.

Алгоритм реагирования на критику

Шаг 1. Говорим «Да»

Первое, что стоит сделать, — согласиться с тем, что человек имеет право на свое мнение и право это мнение выражать. Нужно научиться не запрыгивать в эмоциональные качели, которые лишь распалят наши чувства и унесут нас самих далеко от конструктива.

Мы можем сказать: «Да, я согласен с вами, ваше мнение очень важно». Так мы снимаем эмоциональный заряд. Более того, мы можем поблагодарить человека за его оценку: «Спасибо, что уделили время и проанализировали мою работу». 

После такой реакции два человека готовы обсуждать детали спокойно. А самое главное, оба нацелены на лучший результат.

Шаг 2. «Но…»

Когда мы поняли и приняли мнение другого человека, самое время начать разбираться. Наше мнение и наш взгляд могут отличаться от того, что говорит второй человек. И сейчас, когда он готов нас слушать, можно объяснить свою позицию. Мы можем привести аргументы и объяснить, чем руководствовались, когда делали свою работу. Бывает так, что критикующий не смотрит на предмет с этой точки зрения. И либо он примет нашу сторону, либо объяснит, что сам имел в виду. В любом случае это будет выглядеть как диалог двух людей, решающий одну проблему, а не бьющихся каждый за свою правоту.

Шаг 3. «Давайте...»

Когда ситуация рассмотрена со всех сторон и оба человека понимают, что есть разные мнения, самое время принимать решение. В этот момент мы можем начать высказывать свои предложения. И очень часто мы берем мнение критикующего, потому что видим в нем ценность и добавляем к тому, что думаем сами. Так появляется решение, устраивающее всех.

Критика будет в нашей жизни всегда. Более того, понимая, зачем она нужна и чем нужно руководствоваться, мы сами можем стать человеком, к мнению которого всегда будут прислушиваться. И если раньше мы относились к критике с опаской и стремились избежать ее, то есть смысл увидеть в ней тот самый движок, который может сделать лучше и нас самих, и процессы вокруг. Для этого нужно немного поменять угол зрения, научиться критиковать экологично и перестать воспринимать ее как личное оскорбление.