Мы в соц. сетях:

В статье мы расскажем:

  1. К чему приводят крики родителей на ребенка
  2. 12 видов наказаний
  3. Ситуации, в которых нельзя наказывать
  4. 14 советов, как воспитывать детей без наказаний

На протяжении столетий процесс воспитания детей сопровождался наказанием. Считалось, что без этого невозможно правильно сформировать личность ребенка. Без наказаний он не сможет понять, в каких ситуациях не прав и как надо поступать, чтобы все были им довольны.

Современные родители более свободны в вопросах воспитания подрастающего поколения и допускают, что малыш и без криков способен понять, как себя вести, каких опасностей избегать. Причем не наказывать ребенка – не значит идти у него на поводу. Дело в том, что многие родители умеют видеть в сыне или дочери личность и понимают, как важно помочь этой личности развиваться. Как воспитывать детей без наказаний, и возможно ли это, расскажем далее.

К чему приводят крики на ребенка

Далеко не все родители соглашаются с мнением, что почти любая, даже самая сложная ситуация может разрешиться без крика. Однако чаще всего поведение старших является причиной капризов детей, которые приходится регулировать, используя повышенный тон и наказания.

К чему приводят крики на ребенка

К примеру, ребенок ждет отца с работы, чтобы вместе построить что-нибудь из конструктора. Но, придя домой, папа вовсе не хочет играть с малышом, жалуясь на усталость. Ребенок начинает капризничать, потому что ему это трудно понять. В результате оживленная приятная игра в семейном кругу заменяется недовольством родителя, криками и плачем чада.

Мама тоже устает на работе, а вечером занимается домашними делами. Ребенок на просьбу почитать в очередной раз получает отказ без каких-либо объяснений. Малыш не понимает, почему мама не может уделить ему время. Заканчивается все криком и слезами крохи.

Каждый родитель попадал в подобного рода ситуации. Виновность в их возникновении лежит на взрослых. А страдает ребенок. Беспричинные крики родителей приводят к серьезным последствиям.

  1. Страх. Дети начинают бояться, когда на них кричат. Из-за этого чувства, возникшего в раннем возрасте, повзрослевшие люди испытывают тревожность и депрессию.

  2. Подрывается родительский авторитет, снижается самооценка ребенка.

  3. Громкость крика постоянно растет. Сначала дочь или сын обращают внимание на резкий слабый окрик, однако спустя какое-то время перестают реагировать на него, вынуждая родителей переходить на более громкий. Взрослые все чаще начинают повышать тон. В семьях, в которых родители постоянно срываются на крик, поведение детей с возрастом ухудшается.

  4. Повышенный тон является существенным препятствием для общения. Ребенок лучше воспринимает интонацию, нежели слова. Из-за этой особенности дети часто не понимают смысла того, о чем им говорят повышенным тоном.

  5. Крик становится привычным. Часто дети копируют стиль поведения родителей. Не исключено, что, став взрослым, ребенок будет использовать крик, чтобы добиться желаемого.

12 видов наказаний

Всем известен этот метод – наказание. Многие испытали его, когда были маленькими, и стали использовать применительно к собственным детям. Но большинство родителей не знает, что наказание может быть разным.

12 видов наказаний

Рассмотрим основные виды.

  1. Вызвать чувство вины. Родитель объясняет ребенку, почему совершенный им поступок неправильный и недопустимый. Тем самым взрослый пытается вызвать чувство вины за содеянное. Такой метод сработает в том возрасте, когда моральные устои ребенка только еще формируются. Он почувствует вину, если имеет понятие о плохом и хорошем и четко осознает границы между ними.

    В тех случаях, когда провинившийся сам понимает, что поступил неправильно, напоминать ему постоянно о проступке не нужно. Это может сильно навредить.

  2. Воздействие эмоциями. Бывает, что эмоционально неустойчивые родители переносят свой гнев и злобу на ребенка, часто переходя на крик. В итоге способность к коммуникабельности, чуткости и сопереживанию другим людям у малыша притупляется. Он уже не реагирует на человеческие эмоциональные проявления. Все это приводит к постоянному страху перед родителями, что абсолютно недопустимо.

    #THREE_STEPS#
  3. Разъяснение последствий поступка. Взрослый объясняет ребенку, какие могут наступить последствия в результате совершенного поступка, как его воспримут и оценят другие. Вообще этот метод не является наказанием как таковым. Он заставляет ребенка размышлять о последствиях его действий. Благодаря объяснениям развивается способность детей к объективной оценке поступков и их роли в жизни окружающих.

  4. Вербальные атаки. Родители могут выражать свое недовольство поведением своего чада, делая ему замечания, упрекая или осуждая его. Все вербальные нападки несут негативный смысл.

    Такой вид наказания имеет сильные разрушительные последствия для несформированной личности. Как правило, дети совершают поступки, ориентируясь на мнение взрослых о себе (послушный или не послушный). Впоследствии ребенок становится неуверенным, замкнутым, он постоянно испытывает тревожность. Такие дети боятся новизны и неопределенности, ощущают свою неполноценность. Им кажется, что они никому не нужны. Все это очень негативно отражается на формирующейся личности ребенка.12 видов наказаний

  5. Наблюдение со стороны. Это наказание дается труднее всего именно родителям. Его суть: напроказивший ребенок самостоятельно оценивает свой поступок, делает выводы и пытается самостоятельно все исправить. Взрослые не сразу обращают внимание малыша на его провинность, давая возможность подумать и самому принять какое-то решение. К примеру, нужно убирать за собой, если намусорил или пролил что-нибудь, постараться починить, если что-то сломал. В этом случае важно выбрать соответствующие возрасту исправительные действия. Порученное дело не должно быть непосильным для ребенка и быть похожим на трудовое наказание. В такой ситуации взрослый должен стать помощником и примером.

  6. Запрет на действия, угрожающие здоровью. Если есть вероятность, что поведение ребенка может навредить здоровью его или окружающих, привести к повреждению материальных ценностей, взрослый должен сразу прекратить эти действия. Реакция малыша на запрет может быть очень эмоциональной и негативной. В этом случае следует дать время ребенку остыть, после чего спокойным тоном объяснить ему, что он сделал неправильно.

  7. Поставить конфликт на паузу. Эффективность метода в большей степени проявляется при эмоциональном всплеске у ребенка. Если в это время взрослые начинают бурно реагировать на его действия, ситуация может только усугубиться. Поэтому нужно поставить на паузу конфликт и дождаться эмоционального спокойствия. После стабилизации обстановки следует подробно разобрать сложившуюся ситуацию.

  8. Запрет развлечений. Взрослые запрещают детям играть в компьютерные игры, смотреть мультфильмы или ограничивают время на эти занятия, не покупают игрушки и сладости.

    Данный метод эффективен в любом возрасте. Применять его нужно дозированно, стараясь не слишком усердствовать. Не должно доходить до полной узурпации власти во избежание возникновения у ребенка чувства полной безнадежности и обреченности.

  9. Бойкот и полное игнорирование. Взрослые могут демонстративно отказаться от общения с ребенком в ответ на его шалости. Это может выражаться фразой: «Ты мне не нужен» и другими подобными. Как показывает практика, малыш в результате данной тактики родителей может испытывать тревогу, боязнь, эмоциональную подавленность, а также чувство неопределенной угрозы.

    Нужно отказаться от таких воспитательных мер, если ребенок воспринимает ваши высказывания не как мнение о совершенном им поступке, а как его личную оценку.

  10. Ограничение свободы передвижения. Многие с детства помнят фразы: «Встань в угол!», «Иди в свою комнату и оставайся там, пока не разрешу выйти!», «Гулять не будешь!» и другие подобные ограничения в передвижении. Родители часто запрещают ребенку какие-либо действия.

    Данный вид наказания может иметь самые негативные последствия. Ребенок, которого ограничили в свободе передвижения, ощущает себя полностью беспомощным. Такая тактика родителей приводит к разрушительным состояниям. У ребенка наблюдается развитие отрицательных реакций. Некоторые дети, наоборот, проявляют излишнюю покорность, эмоциональную пассивность. Они постоянно чувствуют себя зависимыми от взрослых. На фоне этой зависимости они становятся абсолютно несамостоятельными и неспособными к принятию решений.

  11. Наказание какой-либо деятельностью. Суть метода – применение в качестве наказания принуждения нашалившего ребенка к какой-либо деятельности. К примеру, хулиганил и баловался на детской площадке – читай один час книги. Ребенок не понимает мотивацию данного наказания. Оно выглядит как издевательство.

    Если применять постоянно такой метод, ребенок может вообще перестать выполнять любые требования. Или, напротив, станет излишне пассивным и покорным, что очень негативно скажется на формировании и развитии личности. Слепое исполнение чьих-то притязаний существенно тормозит или вовсе разрушает процесс становления самостоятельности индивида.

  12. Физическое воздействие. Этот вид наказания в воспитательных целях совершенно недопустим. Его применение свидетельствует только о том, что родители эмоционально неустойчивы и не способны наладить полноценное правильное и здоровое общение со своими детьми. Те в свою очередь приравнивают данное наказание к боли, страху, унижению. В результате рукоприкладства гармоничная самодостаточная личность не сформируется. Нельзя даже пугать ребенка телесными наказаниями, так как постоянные угрозы провоцируют агрессивность, неумение общаться и неспособность мирно улаживать конфликтные ситуации.

Ситуации, в которых нельзя наказывать

Ребенок излишне капризничает по причине наступления кризисного периода. Именно на этих важных жизненных этапах происходит психическое и эмоциональное формирование детей.

Ситуации, в которых нельзя наказывать

Период взросления состоит из 4 кризисных этапов, во время которых ребенка нельзя наказывать во избежание нанесения вреда личности:

  • первый год жизни (начало приблизительно в 9 месяцев);

  • трехлетний возраст (примерно с 2 до 4 лет);

  • седьмой год жизни;

  • подростковый возраст.

Кроме этих периодов, абсолютно исключены наказания и повышенный голос в следующих ситуациях:

  • когда ребенок болен;

  • во время еды;

  • если ребенок увлечен интересной игрой;

  • при пробуждении и перед ночным сном;

  • малыш очень старался выполнить поставленную перед ним задачу;

  • ребенок злится или сильно возбужден.

Если родитель сам раздражен и находится в эмоциональном возбуждении, это не является поводом для общения с ребенком на повышенных тонах, а тем более для телесного наказания.

14 советов, как воспитывать детей без наказаний

Конфликтная ситуация, возникшая между взрослым и ребенком, состоит из нескольких этапов. Сначала слезы и крик малыша раздражают родителя. Злость у старших появляется, если ребенок протестует постоянно. Иногда взрослые испытывают душевную боль, сомневаются в том, что они хорошие родители. В какой-то момент мы устаем бороться с непослушным ребенком и сдаемся: не повторяем в очередной раз просьбу, а сами убираем разбросанные игрушки.

14 советов, как воспитывать детей без наказаний

Есть вероятность, что на одном из этапов взрослый человек не выдержит, сорвется на крик, станет угрожать наказанием. Однако все эти методы не результативны, так как чем больше оказывается давление на ребенка, тем сильнее будет сопротивление.

Если же угрозы и крик оказали воздействие, то цена победы довольно высока: у любимого ребенка глаза наполнены страхом или даже ненавистью. Что же предпринять, как воспитывать детей без криков и наказаний?

  1. Если ребенок часто истерит, капризничает, не слушается, значит, он испытывает недостаток внимания родителей. Поэтому он избирает способ его получить. Пусть даже внимание будет иметь негативную окраску, выражаться криками и наказаниями. Сначала стоит попробовать побольше времени уделять ребенку. Если такая возможность отсутствует, важно сделать общение максимально качественным. Занимаясь ребенком, не следует отвлекаться на гаджеты или домашние дела. Если ситуация не критичная, напряжение вскоре спадет.

  2. Нередко дети начинают хулиганить и баловаться, если их покидает чувство собственной нужности и значимости в семье. Странно, но довольно действенным способом для уменьшения конфликтности ребенка являются дополнительные домашние поручения. Необходимо закрепить за ним обязанности, если их не было. Либо поручить ему что-то новое, если ребенок уже оказывает какую-то помощь по дому. Важно, чтобы он смог справиться с новыми обязанностями, и они ему нравились.

    Плохая идея – поручать подростку мытье посуды, а пятилетнему ребенку – глажку белья. Маленькой помощнице наверняка придется по душе возня с тарелками в мыльной пене. А мальчику-подростку гораздо приятнее будет погладить свою рубашку, которую он наденет в школу. Все нужно решать индивидуально. Полезно разделить все домашние хлопоты на те, которые можно выполнить самостоятельно, и те, которые нужно делать с мамой. В результате у детей появится больше поводов доказать и почувствовать, что в них нуждаются, их ценят.

  3. Пусть ребенок сам поймет, каковы могут быть естественные последствия, к чему приведет его непослушание. Перед тем как произнести какую-либо угрозу в его адрес, подумайте, что может на самом деле случиться, если он вас не послушает (например, не повесит школьную форму в шкаф). Наказание используется в качестве источника дополнительной мотивации, чтобы выработать у детей послушание. Однако жизнь сама порой выступает в роли такого мотиватора. Например, с вечера не собрал портфель, утром опоздал на уроки (естественное наказание).

  4. Бывает, что ребенку опасно давать прочувствовать наступление естественных последствий от его поступка. В этом случае следует определить круг вещей, которые для вашей семьи абсолютно недопустимы. Проведите подробную беседу с ребенком на эту тему, начав с фразы: «Мне не хочется тебя наказывать, поэтому давай с тобой договоримся о возможных последствиях».

    Данный метод эффективен в воспитании детей 6 лет и более, которые могут сами спрогнозировать, к чему может привести их поступок. Например, ребенок предложит: «Не буду кушать сладости целую неделю». Только переложив на него ответственность, можно обойтись без наказаний, так как ребенок сам определил последствия.

    У любого возникнет чувство непримиримости, если ему постоянно все запрещают и только отдают команды: не бери, положи на место, не приставай, не вздумай и т. д. Взрослым просто нужно акцентировать свое внимание на оценке положительных моментов в поведении ребенка и как можно чаще его хвалить. Малыш гораздо лучше усвоит воспитательный урок, во время которого его хвалили, а не ругали или наказывали.14 советов, как воспитывать детей без наказаний

  5. Если ответная реакция от ребенка на вашу просьбу наступила сразу, и он начал выполнять ваше задание, обязательно похвалите его. Мало того, высказывать свое одобрение нужно на каждом этапе дела. Например: «Умница, умеешь намазывать щетку зубной пастой»; «Молодец, у тебя получается быстро и тщательно чистить зубы»; «Браво, хорошо прополоскал рот!». Несмотря на некоторое преувеличение этих похвал, лишними они не будут. Важно одобрительно отзываться о конкретных поступках. Ребенку пойдут на пользу слова, сказанные в его адрес: «Какой ты у меня умный, умнее всех!». Другие фразы («Ты рассказываешь стихотворение, как истинный артист» или «Я в восторге от твоего быстрого решения») могут проиграть.

  6. Если маленький человек затевает бунт, поможет переключение внимания. Как только он начинает капризничать, нужно вспомнить о своем очень важном и срочном деле (например, о звонке бабушке, выносе мусора и т. д.). От ребенка уходит объект, на который он направлял свой гнев. Он отвлекается, а когда вы возвращаетесь, спокойно занимается своими делами.

  7. Большое значение имеет родительская уверенность в своей правоте и силе, благодаря чему голос приобретает авторитетный тон. Поэтому во время оглашения просьбы не следует спрашивать о чем-то, много раз повторять ее, а также отслеживать этапы ее выполнения. Чтобы добиться признания ребенком вашего авторитета, необходимо в первую очередь доверять самому себе и быть последовательным в своих поступках. Взрослый не должен использовать в разговоре с детьми фразы с оттенками просьбы (мне нужно, хотелось бы и т. п.). Подойдут следующие удачные формулировки: наступило время почистить зубы, готовиться ко сну, убраться на столе.

  8. Еще один метод, как воспитывать детей без наказаний – не использовать слово «нет». Можно не отказывать в просьбе наотрез, а лишь перенести ее выполнение на другое время. К примеру, не запрещать покупку шоколадки, а просто пообещать купить ее на следующий день. Нет гарантии, что ребенок тут же удовлетворится вашим ответом. Однако напряженность конфликтной ситуации сразу снизится.

  9. Можно записать просьбу ребенка. Это эффективно в отношении школьников, так как они ведут дневники. Таким образом, ребенок видит всю серьезность вашего отношения к его просьбам. К тому же составление списков и планов на будущее можно превратить в довольно веселое действие.

  10. Желательно быть последовательными, когда установлены какие-либо правила. Если сегодня что-то делать нельзя, то и завтра этот запрет остается (вчера нельзя, а послезавтра можно – значит, можно всегда). Если ребенку запрещается отвлекаться во время ужина на гаджеты, то папа также не должен читать за столом газету. Правила должны принимать и выполнять все члены семьи.

  11. Детям очень нравится выбирать. Они испытывают восторг от чувства собственной значимости. Это то же, что и с дополнительными домашними поручениями. Не нужно отправлять ребенка одеваться, нужно спросить, какого цвета джемпер он сегодня выберет. Не нужно просить дочку идти завтракать, просто предоставьте ей сделать выбор между бутербродом или яичницей.

  12. Если у вас часто бывают нервные срывы, появляется злость на детей и раздражительность, вам необходимо начать заниматься своим психологическим состоянием, а также поменять распорядок дня. Общеизвестное правило «довольные родители — счастливые дети» по-прежнему действует.

  13. Можно к капризам ребенка относиться с юмором. Попробуйте поиграть с ним в игру. Скажите, что к нему в рот попала звездочка-капризуля, которая мешает ему вести себя хорошо и заставляет капризничать. Стоит его пощекотать, и звездочка тут же вылетит.

  14. 14 советов, как воспитывать детей без наказаний

    Не стоит поддаваться на провокации. Ребенок способен давить на слабые места и говорить неприятные слова, задевая за живое. Дети могут поступать тем или иным образом, стараясь делать все назло. Таким способом они пытаются установить границы вашего терпения, проверяя дальнейшие действия. В этой ситуации нужно вести себя как взрослый человек и не вступать в перепалку с ребенком, не допускать раздражительности. Лучше дать себе минуту и «выдохнуть». Нужно уйти в другую комнату и попытаться отвлечься, закрыв глаза. Ребенок должен знать, что такими методами воздействия вас не сломить.