В статье мы расскажем:
- Что такое коммуникация
- Элементы коммуникативного процесса
- 9 ключевых коммуникативных навыков
- Советы по развитию коммуникативных навыков
Взаимодействие с людьми охватывает все сферы нашей жизни, поэтому нужно ли упоминать, насколько важно быть коммуникабельным? Конечно, нет сомнений, что крайне необходимо, эти способности помогают в работе, личной жизни и быту. Общаясь, мы обмениваемся как информацией, так и эмоциями. Это помогает нам развиваться.
Если у человека хорошо развиты коммуникативные навыки, он шире смотрит на многие вещи. Ему проще донести свои мысли до аудитории, а окружающим – понять такого собеседника. Можно ли воспитать в себе умение правильно общаться и как лучше это сделать – читайте дальше.
Что такое коммуникация
Умение людей взаимодействовать друг с другом в процессе вербального или невербального общения называется коммуникацией. Это слово образовано от латинского communicatio — связь, сообщение.
Хорошо развитые коммуникативные навыки играют важную роль в жизни человека. Он легко находит взаимопонимание с окружающими, может свободно высказывать свое мнение, участвовать в полезных для собственного развития процессах конструктивного общения.
Активное взаимодействие с другими людьми помогает найти ответы на многочисленные вопросы, увидеть возможность решения различных проблем.
Элементы коммуникативного процесса
Цели, которые преследует человек в процессе коммуникации, могут быть различными, но при этом каждый стремится донести свои мысли до собеседника, облекая их с слова.
Человека, транслирующего информацию, называют отправителем, того, кто ее принимает – получателем. Информация в этом случае является сообщением, а способ, с помощью которого она доносится до субъекта, определяется как поток связи. В качестве инструмента передачи информации выступают коммуникативные речевые навыки.
Если сравнить коммуникацию с процессом обычного общения, станут очевидны существующие между ними различия:
-
В отличие от личного общения процесс коммуникации не должен быть подвержен влиянию эмоций.
-
Главной целью общения является установление межличностного контакта, в то время как задача коммуникации – передать собеседнику необходимую информацию.
-
Поскольку общение является широким понятием, коммуникацию можно считать одной из его составляющих.
Социально-коммуникативные навыки входят в перечень самых важных компетенций современного человека. Для того чтобы успешно овладеть ими и применять в качестве инструментов собственного развития, необходимо понимать их суть и соблюдать существующие нормы их применения.
9 ключевых коммуникативных навыков
Предлагаем вам перечень основных компетенций, которыми должны обладать сотрудники с точки зрения работодателей. Особенно внимательно следует отнестись к этой информации тем, кто планирует строить свою карьеру в качестве управленца. Развитые коммуникативные навыки фактически являются залогом успеха вашей будущей профессиональной деятельности, так как от этого зависит, насколько хорошо вы сумеете ставить производственные задачи и насколько грамотно сможете решать вопросы с вышестоящими руководителями.
Важнейшими коммуникативными навыками являются следующие их виды:
1. Эмоциональный интеллект человека
Это особый тип интеллекта, который позволяет понимать, какие чувства испытывают другие люди. Он помогает управлять собственными эмоциями, проявлять такое важное для современного человека качество, как стрессоустойчивость. Эмоциональный интеллект можно отнести к приобретенным навыкам. Он формируется на протяжении длительного времени и делится на четыре составных части:
-
Самосознание.
-
Умение управлять собой.
-
Общественное признание.
-
Умение управлять отношениями.
Освоение данных навыков позволяет легко вступать в коммуникации с совершенно разными людьми.
#THREE_STEPS#2. Умение кратко и конкретно излагать свои мысли
Эффективные коммуникации возможны только при условии четкой и лаконичной передачи сообщений. Любой разговор или предназначенный для прочтения текст должен быть ориентирован на конечную цель: какую информацию вы хотите передать и что хотите получить в результате.
3. Умение быть дружелюбным
Люди с большим желанием вступают в контакт с теми, кто проявляет в отношении них дружелюбие. Правильно выбранный тон, вежливое обращение к человеку, умение излагать свою точку зрения в корректной форме являются важнейшими коммуникативными навыками общения и способны укрепить деловые отношения.
4. Уверенность в себе
Это важнейший коммуникативный навык. Он помогает вызвать у собеседника ощущение общения с компетентным человеком, которому можно доверять. На этом основании клиенты принимают решение о покупке, подчиненные соглашаются решать любые порученные им задачи. Для того чтобы ваша уверенность передалась собеседнику, нужен зрительный контакт или дружелюбный, но достаточно твердый тон в процессе общения по телефону.
5. Проявление уважения к личности собеседника
В процессе профессиональной деятельности могут возникать различные ситуации. Необходимо научиться уважать любые точки зрения и находить корректные способы убеждения людей в необходимости совершения каких-либо действий. С позиций уважения необходимо подходить к общению с клиентами в процессе продаж и реализации маркетинговых мероприятий. Это требование лежит в основе результативности данных видов деятельности.
6. Способность слушать и понимать собеседника
Умение слушать других людей — один из основных коммуникативных навыков. Он помогает понять суть адресованного вам сообщения и задать необходимые вопросы при отсутствии должного понимания его содержания.
содержания.
7. Отсутствие предубеждений
Любые точки зрения, высказанные другими людьми, должны восприниматься спокойно и непредвзято. Даже в случае несогласия с их мнением необходимо находить компромиссы, исключающие возникновение конфликтных ситуаций, и извлекать рациональное зерно, несущее обоюдную пользу. Успеху переговоров в таких обстоятельствах способствует открытый характер общения.
8. Соответствующий тон
Характер любой беседы во многом зависит от того, в каком тоне идет общение. Иногда необходимо говорить спокойно и неторопливо, а иногда особенно выразительно, используя соответствующие интонации и расставляя яркие акценты.
Разговор на повышенных тонах и агрессивная манера подачи информации почти всегда сталкивается с аналогичной ответной реакцией. Вспыхнувшие эмоции не позволяют собеседникам перейти к нормальному общению, и коммуникации между ними не происходит. Поэтому среди важнейших коммуникативных навыков соответствующий тон речи и умение управлять своим голосом в зависимости от ситуации занимают важное место.
9. Умение правильно формулировать вопросы
От того, насколько четко человек может сформулировать свой вопрос, зависит скорость усвоения информации, которая передается ему в ходе коммуникации. Этот навык способствует развитию конструктивного разговора и ведет к положительному результату по итогам общения.
Советы по развитию коммуникативных навыков
Для того чтобы вам легче было развить свои коммуникативные навыки и успешно применять их в работе, предлагаем познакомиться с несколькими методиками. С их помощью вы сможете решить проблемы, существенно затрудняющие процесс межличностного взаимодействия с окружающими.
-
Старайтесь проявлять инициативу
Для многих этот навык является одним их самых сложных. Им приходится преодолевать природную застенчивость, бороться с неуверенностью в собственных силах. Не бойтесь стать инициатором общения. Первым начинайте разговор, и в скором времени вы почувствуете, что на самом деле развить данное коммуникативное умение и приобрести навыки свободного общения гораздо проще, чем казалось. Демонстрируйте свою заинтересованность в собеседнике, но не проявляйте излишней настойчивости, если видите, что он не готов к общению.
-
Не замыкайтесь в себе
Открытость – это залог приятного и свободного общения. Делитесь с окружающими своими эмоциями, смейтесь и грустите вместе с ними. Это поможет вам создать свой круг единомышленников, а также будет способствовать росту самооценки и формированию позитивного взгляда на жизнь.
-
Умейте слушать
Одним из самых востребованных окружающими коммуникативных навыков человека является умение слушать. Люди рады встрече с теми, кто готов не перебивая выслушать их. Благодаря проявленному вниманию к мыслям собеседника вы не только начинаете лучше понимать его, но и увидите те ошибки, которые он допускает в процессе общения, а значит, может избежать их в собственном поведении.
-
Старайтесь видеть общее и частное
Любое общение предполагает наличие того, что может объединить собеседников, и того, что воспринимается ими с разных точек зрения. Особенно важно обращать на это внимание в процессе профессиональных коммуникативных отношений. К навыкам, которые помогут вам быстро находить общий язык с окружающими и избегать конфликтных ситуаций, можно отнести умение уважать чужую позицию, корректно формулировать собственную точку зрения.
-
Будьте уверены в собственных силах
Для того чтобы успешно применять коммуникативные навыки, требуется развитие такого личностного качества, как уверенность в себе. Человек, который боится высказать свое мнение, изложить свои мысли, получить нелестную оценку окружающих, не воспринимается серьезно. Только чувство уверенности в собственных силах позволит вызвать уважение со стороны окружающих и желание установить с вами коммуникацию.
-
Помните о своем собеседнике
Иногда процесс общения может строиться следующим образом – человек настолько увлечен своим повествованием, что не замечает желания других людей высказать свое мнение или не видит, что данная тема не представляет для них никакого интереса. Такое поведение является грубейшей коммуникационной ошибкой. Среди коммуникативных навыков есть и такой важный, как умение оценивать состояние собеседника. Старайтесь находить для общения подходящее время, а в процессе коммуникации контролируйте, насколько интересно и доступно вы пытаетесь донести информацию до своего партнера, готов ли он слушать вас и есть ли у него желание вступать в конструктивный диалог.
-
Читайте как можно больше книг
Чтение не только расширит ваш кругозор, но и позволит усовершенствовать коммуникативные речевые навыки. Ваш словарный запас пополнится новыми понятиями, ваша речь станет выразительнее и грамотнее. Прочитанная книга часто становится предметом обсуждения. Хорошо владея речью, вы всегда можете найти тему для разговора и при необходимости перевести его в нужное вам русло.
Оценить уровень своей устной речи можно с помощью несложного упражнения: прочтите выбранный текст, а затем запишите на диктофон краткий пересказ его содержания. В процессе прослушивания записи вы заметите свои ошибки и сможете оценить уровень качества собственной речи.
-
Участвуйте в культурных мероприятиях
Отличные навыки общения можно приобрести в процессе посещения выставок, театров, концертных залов и других культурных площадок. Завсегдатаи таких мест обычно открыты для общения, с удовольствием знакомятся с новыми людьми, делятся эмоциями, всегда готовы обсудить увиденное или услышанное. Полученный коммуникативный опыт, а также сопутствующий соприкосновению с творчеством эффект роста самооценки делает вашу жизнь насыщеннее и интереснее, способствует пробуждению вашего внутреннего потенциала и дарит вдохновение.
-
Изучайте язык тела
С помощью языка тела вы можете получить большой объем информации о том, что происходит с вашим собеседником в данный момент, как он реагирует на происходящее и какой реакции от него можно ожидать. Обращайте внимание на такие невербальные проявления коммуникаций, как жесты, поза, прикосновения к отдельным частям тела. Не забывайте, что и вы так же можете подавать невербальные сигналы окружающим. Полученные знания помогут вам донести до людей то, чего нельзя сказать напрямую, и понять, о чем они недоговорили.
Читайте также
«Социальная коммуникация: формы, виды и уровни»-
Старайтесь сохранять позитивный настрой
Порой обстоятельства складываются так, что по какой-то причине итог разговора оказывается неудачным – это всего лишь один из результатов, к которому нужно быть готовым. Старайтесь даже в этой ситуации видеть положительные моменты, сфокусируйте свое внимание на плюсах коммуникации. Самое важное – попытаться найти общий язык и отыскать самый комфортный выход из сложившейся ситуации.
-
Тренируйте свои навыки
Чем больше времени вы будете уделять общению с людьми, тем совершеннее будут ваши коммуникативные навыки. Старайтесь постоянно находиться в процессе общения: не молчите на работе, разговаривайте с близкими, звоните друзьям, знакомьтесь с новыми людьми, выходите к аудитории с публичными выступлениями. Только так вы сможете преодолеть свою неуверенность и страх и начать испытывать удовольствие от того, что живете полноценной жизнью.
Отсутствие трудностей в общении помогает человеку стать успешным и счастливым. Развитые коммуникативные навыки позволяют ему с легкостью добиваться поставленных целей. Поэтому используйте любую возможность попрактиковаться в общении – это будет гарантией того, что даже самый застенчивый человек сможет отточить свое мастерство взаимодействия с другими людьми до совершенства.