В статье мы расскажем:
- Понятие семейно-нравственного воспитания
- Основные теории нравственного развития в семье
- 7 базовых нравственных качеств личности
- Главные правила нравственного развития в семье
- Нравственное развитие детей в семье в зависимости от возраста
Нравственное развитие в семье должно занимать центральное место в рамках воспитания детей. Семейный климат – это первая среда, в которой оказывается каждый человек после рождения. И именно здесь закладываются все основы морали. Ребенок с ранних лет должен понимать, что хорошо, а что плохо. Именно на этом строится нравственное развитие каждого.
Эту тему изучали многие психологи и ученые. Каждый из них привел свою теорию понимания. Самые популярные из них мы привели в данной статье. Кроме этого дали описание нравственных качеств личности и поделились правилами поведения в жизни, за которые не будет стыдно ни ребенку, ни его родителям.
Понятие семейно-нравственного воспитания
Формирование личности ребенка напрямую зависит от того, в каких семейно – нравственных ценностях его воспитывали родители. Именно нравственное развитие в семье прививает ребенку главные морально – нравственные черты характера, дает понимание, как правильно вести себя в обществе, с близкими людьми, а какие действия недопустимы. Безусловно, что огромное воздействие на детей сегодня оказывает телевидение, социальные сети, реклама, окружающие в школе. Но только нравственное воспитание в семье способно дать тот внутренний стержень, благодаря которому ребенок сможет противостоять негативным моментам извне.
Духовно-нравственное воспитание личности представляет собой этап развития, с помощью которого у ребенка формируются основные понятия внутриличностной культуры. Через них происходит процесс утверждения человека, как личности. Происходит формирование ценностей и идеалов, способствующих в будущем созданию у человека определенного мировоззрения. От духовно-нравственного воспитания ребенка зависит также, какова будет его жизненная позиция — активная или пассивная.
Для того чтобы вырастить достойного, нравственно-воспитанного человека, важно участие в формировании личности не только родителей, но и школы, социума, окружающих людей. Но главную воспитательную функцию, безусловно, выполняет семья.
По мнению психологов, самым лучшим примером для ребенка является личный пример. Поэтому считается, что нравственное развитие индивидуума в семье начинается с поведения взрослых в повседневной жизни, их взаимоотношений с окружающими, отношения к делу.
#THREE_STEPS#С самого раннего детства ребенок наблюдает за родителями, повторяет их поведение, старается во всем подражать, перенимает привычки. Другого примера в его жизни нет, поэтому любая форма взаимодействия старших между собой воспринимается как единственно правильная. Даже малыши всегда чувствуют обстановку в семье, как относятся друг к другу мама и папа. Речь идет об интонации, с которой они общаются между собой; манере общения, тембре голоса по время разговора. Любые поступки, жизненные эпизоды, ситуации в семье и способы их решения отражаются на психике ребенка сейчас, и скажутся в будущем. Родители играют настолько важную роль в формировании отношения у ребенка ко всему, что его окружает.
Таким образом, предназначением нравственного воспитания является развитие четких нравственных требований и правил.
Основные теории нравственного развития в семье
1. Теория нравственного развития Жана Пиаже
По мнению швейцарского психолога Ж. Пиаже, который целенаправленно занимался исследованием особенностей детского развития, существует два периода нравственного развития детей в семье.
-
Первый период длится от рождения до семи лет. Называется гетерономия. Характеризуется навязыванием моральных принципов ребенку.
-
Второй период – после семи лет, называемый автономия.
Ж. Пиаже считал, что познавательные способности оказывают влияние на развитие нравственности в ребенке. Поэтому в своих работах он представил перечень возрастных этапов, для каждого из которых характерно становление нравственности. Рассмотрим этапы подробно.
Сенсомоторная стадия (до 2-х лет):
-
развитие моторики – это та способность, через которую происходит понимание окружающего мира;
-
ребенок познает мир через физическое взаимодействие: наблюдает за объектами, берет их в ручки, рассматривает вблизи;
-
у малыша есть осознание «постоянства объектов», иными словами того, что предметы есть даже в те моменты, когда визуально он их не видит, не слышит, не может дотронуться.
Дооперациональная стадия (от 2-х до 7 лет):
-
ребенок убежден, что его потребности должны быть удовлетворены кем – то извне;
-
для проведения умственных операций развитости логики в этом возрасте пока не хватает;
-
образ мышления ребенка эгоцентричен, т. е. он не способен понять точку зрения другого человека.
Представленные выше два возрастных этапа — это время, когда человек пока не в состоянии осознать, что ему принадлежит, а что нет. В силу особенностей развития он сосредоточен только на том, чтобы удовлетворить исключительно свои потребности. Беспокойное поведение ребенка может быть связано именно с этим.
Стадия конкретных операций (7–11 лет):
-
ребенок не умеет рассуждать абстрактно;
-
в этом возрасте у подрастающей личности становится лучшим психическое представление объектов;
-
познавательно-символическая сфера развита, поэтому ребенку легче освоить язык;
-
становится менее эгоистичным.
Стадия формальных операций (11–12 лет):
-
ребенок умеет рассуждать абстрактно;
-
формируется физическое и психическое представление объектов.
Когда наступает этап конкретных и формальных операций подрастающий человек уже понимает, что важно сотрудничать; он понимает, что такое взаимность, равенство. Это есть момент, когда гетерономия переходит в автономию.
2. Теория нравственного развития Лоренса Кольберга
Лоренс Кольберг, известный американский специалист в области психологического развития, разработал свою теорию. В ней он выделяет следующие этапы:
-
Этап 1: нацеленность на послушание либо наказание. Психолог считает, что маленькие дети хорошо ведут себя, т.к. боятся родителей. Они понимают, если вести себя корректно, то смогут избежать наказания.
-
Этап 2: эгоизм/индивидуализм. Иногда дети ведут себя исходя из собственных потребностей, иногда думают о потребностях окружающих. Но их поступки никак не связаны с привязанностью либо справедливостью.
-
Этап 3: хороший мальчик/хорошая девочка. Ребенок начинает понимать, что если он будет вести себя достойно, то это оценят окружающие. Нередко через хорошее поведение он желает получить похвалу и одобрение.
-
Этап 4: ориентация на закон и порядок. Речь идет о правильном поведении в виде выполнения долга, подчинение социальным принципам, проявлении уважительного отношения к власти;
-
Этап 5: нацеленность на социальный контракт. Ребенок принимает действующие принципы, социальные нормы. Но помимо норм, поступки уже основываются на сформированных личных ценностях, убеждениях;
-
Этап 6: в данном периоде происходит нацеленность на универсальные этнические нормы. Корректность поступков обусловлена велением совести и избранными этническими правилами.
3. Теория нравственного развития Кэрол Гиллиган
Кэрол Гиллиган, американский психолог, является ученицей Л. Кольберга. Она провела исследование и сделала вывод, что теория ее учителя касалась исключительно развития мальчиков и мужчин. Гиллиган уверена, что нравственно – психологическое развитие у мужчин и женщин разное. Ее теория основана на мысли о том, что мужчинами движет мораль о справедливости; а женщинами — желание заботы и отношений. В соответствии с этим Кэрол представила следующую модель нравственного становления личности:
-
на доконвенциональном этапе цель ребенка – самовыживание;
-
далее он приобретает чувство ответственности за других людей;
-
на конвенциональном этапе ребенок развивает в себе жертвенность;
-
далее воспринимает себя как личность и пробует вести себя не хорошо, а корректно;
-
на постконвенциональном этапе индивидуум осознает, что причинять вред себе и другим нельзя.
4. Теория нравственного развития Берреса Скиннера
Теория Берреса Скиннера основана на принципах бихевиоризма (от англ. Behaviour – поведение):
-
степень нравственного воспитания ребенка зависит от воздействия внешнего мира;
-
социализация является основным инструментов в развитии.
Психологом разработано несколько теорий о морально-нравственном воспитании ребенка. Но каждая из них основана на том, что на становление личности человека напрямую оказывают воздействие родители и окружающая среда.
7 базовых нравственных качеств личности
-
Чувство правды. Хорошо, когда подрастающий человек имеет правдивое представление об окружающей его среде и о себе самом. На основе достоверных понятий происходит формирование честности и совестливости. Личность с такими качествами строит свои отношения с другими людьми на основе истинных чувств и поступков. Правильнее, когда перечисленные качества закладываются еще в дошкольном возрасте, т.к. в этот период ребенок наиболее склонен к лицемерию и обману. Для того чтобы у него развилось чувство истины, родителям придется проявить терпение, выдержку и благоразумие.
-
Чувство доверия. Маленький человек будет доверять только тем взрослым, которые смогут дать ощущение безопасности в этом мире и хорошее настроение. Доверие между ребенком и родителем строится на взаимной поддержке, вере друг в друга и безусловном одобрении.
-
Чувство справедливости. Если ребенок понимает, что такое справедливость, то и решения о поступках он будет принимать с учетом этого понятия. Развитое чувство справедливости позволяет по-настоящему осознать, что такое хорошо, и что плохо; что дозволено, а что остается под запретом. Также важно, чтобы у ребенка развивалась адекватная самооценка. Это помогает правильно реагировать на происходящие события.
-
Чувство эмпатии. Термин «эмпатия» связан с сопереживанием эмоциональному состоянию близких и окружающих людей; способностью понимать, что они чувствуют и сострадать. Умение сопереживать сдерживает в ребенке чувство эгоизма, побуждает к совершению бескорыстных добрых дел. Если у ребенка хорошо развита эмпатия, ему легче оценить сложившуюся ситуацию с разных сторон.
-
Чувство симпатии. Также необходимо для нравственного развития ребенка в семье и в социуме. Симпатия позволяет выражать свои предпочтения в пользу того или иного человека в семье или среди окружающих. Глубина этого чувства зависит от того, насколько ребенок благорасположен к взрослому или сверстнику. Обычно дети выражают чувство симпатии в мелочах.
-
Чувство собственного достоинства. У каждого человека должно быть развито это чувство, т.к. оно помогает адекватно реагировать на критику близких и важных для себя людей. Ребенок с чувством достоинства осознает свои границы, границы окружающих; умеет уважительно относиться не только к окружающим, но и к себе. Для таких детей не будет проблемой защитить собственные права. Причем сделать они это смогут в тактичной форме. Данное качество, как правило, закладывается в человеке через самооценку и честность.
-
Чувство самоуважения. Самоуважение — качество, близкое к чувству собственного достоинства. Оно развивается через формирование в ребенке положительных черт характера и одобрении их со стороны взрослых. На самоуважении отражается уровень самооценки ребенка, а также его восприятие другими детьми. Нравственное развитие в семье, помимо всего прочего, предполагает обретение уверенности в себе и своих талантах.
Читайте также
«Методы постановки целей: правила и ошибки»Настраивать ребенка на добро и формировать в нем положительное и терпеливое, но адекватное отношение ко всем вокруг нужно с раннего детства. Детям стоит объяснять с малых лет, о том, что такое добрые дела и как приятно помогать тем, кому нужна помощь. Они должны осознавать, что именно поступок достоин уважения, а не разговоры о намерении сделать добро.
Главные правила нравственного развития в семье
Правильное нравственное развитие детей в семье должно пройти три этапа. Только так из маленького человека вырастет сильная личность, невосприимчивая к отрицательному воздействию со стороны.
-
Первый уровень – это мотивация. Важно создать условия, чтобы ребенок хотел развиваться, стремился познать нормы, правила морали.
-
Второй уровень – эмоционально-чувственный. Это корректное воспитание эмоций, ощущений. С эмоциями связаны такие чувства, как жалость, сострадание, сопереживание, отзывчивость. Здесь не обойтись без личного примера взрослых. Нравоучений может оказаться недостаточно. Воспитать чувства можно только через поддержку, а не через наказания.
-
Третий этап – рациональный. У подрастающего человека уже есть определенные знания относительно норм поведения, моральных устоев; он учится различать аморальное поведение от нравственного.
Нравственное развитие детей в семье в зависимости от возраста
Нравственное воспитание необходимо начинать с раннего детства и продолжать до полного взросления личности. Существует особенности развития и способности к восприятию информации. Рассмотрим пять возрастных категорий.
-
До года. В этом возрасте чадо ощущает себя центром Вселенной, родители его любят и ласкают. Происходит развитие чувств, эмоций, от которых зависит успех дальнейшего воспитания.
-
От года до трех. Малыш начинает замечать, что вокруг существуют другие люди со своими потребностями и желаниями. Он не может выполнять то, что хочет, и учится следовать правилам, установленным в семье.
-
Дошкольник. С двух лет малышей принимают в дошкольное детское учреждение. Появляются первые друзья, ребята учатся общаться со сверстниками. На воспитание влияют не только родители, но и педагоги, дети из группы.
Если ребенок в этом возрасте подолгу смотрит телевизор, то он получит массу негативной для его психики и воспитания информации. Важно больше уделять времени общению с родителями, родственниками, цель которых донести до воспитанника, что хорошо, а что недопустимо. Любая форма поведения мамы и папы воспринимается ребенком единственно верной.
-
Школьник. У школьников начинает появляться собственное мнение, которое иногда расходится с мнением взрослых. Школьники пытаются сами устанавливать правила поведения в коллективе, следят за их соблюдением. Младшие школьники склонны к повышенному чувству справедливости. В жизни часто встречаются ситуации их протеста против ограничения прав.
Педагоги в школе и родители представляют собой огромный авторитет в глазах ребенка. Полезно давать оценку поступков школьника на примере героев из литературной классики.
-
Подростки. Самый тяжелый этап развития. Подростку хочется самому выступать авторитетом среди одноклассников, сверстников. На первый план выходит мнение друзей, а не педагогов. Подростку легко попасть под влияние окружающих. Поэтому на данном этапе родителям нужно особенно сохранить взаимное доверие, дружеские отношения.
Нравственное развитие ребенка в семье имеет важную роль в жизни человека. Не стоит ждать, когда он вырастет для того, чтобы объяснить, как правильно себя вести. Необходимо прививать нравственные нормы с ранних лет. Показывайте достойный пример своим детям, и они воспримут от вас лучшие черты!