В статье мы расскажем:
- Проективный тест «Дерево»
- Инструкция проведения теста
- Интерпретация теста
- Примеры анализа рисунков к тесту
Проективные методики – это группа методик психологического исследования личности, основным механизмом которой является символический перенос содержания внутреннего мира на внешний мир. Проективный метод – один из методов исследования личности.
В статье расскажем все про проективный тест «Дерево», правила его проведения, расшифровку элементов и сделаем анализ рисунков.
Проективный тест «Дерево»
Тест «Рисунок дерева» основала женщина-психолог из США Ф. Гудинаф. Она занималась проблемами детской психики. После нее Карен Маховер сделала систему критериев, которые помогают по этому тесту оценить особенности личности. Но также есть версия, что эта методика была опубликована в 1949 году в работе К.Коха. Он предлагал нарисовать три дерева. После этого тест дорабатывался и в итоге сейчас предлагают нарисовать только одно дерево.
Эта методика нацелена на выявление особенностей личности. В психодиагностике рисунок дерева рассматривается как автопортрет. Потому что в этом рисунке можно увидеть:
- Отношение к себе.
- Уровень самооценки человека.
- Взаимоотношения с окружающими.
- Качества личности.
Для рисунка необходимы:
- Бумага белая, стандартная.
- Карандаш простой, средней мягкости.
Инструкция проведения теста
Что надо сделать?
Нужно просто нарисовать дерево.
Остановитесь на этом месте и нарисуйте дерево.
А уже затем прочитайте интерпретацию!
Интерпретация теста
Дерево символизирует жизненные силы развития человека.
Существенные детали:
- Ствол;
- Больше одной ветки.
Сразу обговорим два варианта изображения дерева, когда формально задание выполняется, но по сути является отказом от анализа собственного витального развития. Варианты:
- Рисунок елки в виде палок;
- Рисунок новогодней елки.
Разница между ними лишь в демонстрации настроения, которое вызывает эта тема. В первом случае – депрессивная, во втором – нарочито радостная.
Содержательные признаки
Размеры дерева
Характеристика | Расшифровка |
Маленькое | Зависимость от других, несамостоятельность |
Большое | Стремление привлекать к себе внимание |
Предметы на дереве
Характеристика | Расшифровка |
Цветущее | Демонстративность |
С плодами | Продуктивность, ощущение «все впереди” |
Яблоки | Зависимость от других |
С упавшими яблоками | Чувство отверженности |
Животное или птица на нем | Не поддающиеся самоконтролю части личности |
Притча
О птицах на дереве интересна фреска GIOTTO в церкви Сан-Франческо в Ассизи, созданная на рубеже 13-14 веков, которая иллюстрирует эпизод из жизни Франциско Ассизского «Проповедь птицам».
Интерпретация птиц на дереве, как чего-то не поддающегося контролю, в случае с Франциском Ассизским демонстрируют силу проповеди святого, оказавшегося способным привлечь и усмирить их.
Вид дерева
Характеристика | Расшифровка |
Сломанные ветви или крон на земле | Ощущение внешних травмирующих сил, которыми не может человек управлять. |
Два дерева рядом | Могут символизировать себя и другого близкого человека. |
Дерево расщеплено на два | Расщепление аффекта интеллекта. |
Соотношение дерева и солнца
Характеристика | Расшифровка |
Дерево-туча-солнце | Конфликт между автором рисунка и авторитетным для него лицом. |
На фоне заходящего солнца | Кто-то из окружения препятствующий реализации отношений со значимым субъектом. |
Купается в лучах солнца | Потребность «греться в лучах» и/или чувство доминирования с чьей-то стороны |
Корни дерева
Наличие на рисунке корней символизирует собственное прошлое, отношение к предкам. Нет корня – вытеснение собственного прошлого. Если есть черта подчеркивающая уровень земли, то это еще больше усиливает значение «нет корней»
Характеристика | Расшифровка |
Хилые | Слабый контакт с прошлым |
Мощные | Фиксация значимости истоков предков |
Ствол дерева
Ствол – понимание своего роста, сил, возможностей.
Характеристика | Расшифровка |
Из одной линии | Отказ реально смотреть на свое развитие. |
Разделяется на два и более | Непосильная личностная борьба. |
Дефекты ствола, дупло | Потер сил, возможностей. |
Заштрихованный | Внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым. |
Широкий внизу и сужающийся кверху | Недостаток эмоциональных стимулов в раннем детском возрасте. |
Ветки
Симметрия веток:
- Выраженная амбивалентность, моральные проблемы;
- Неспособность к собственному доминированию;
- Стремление казаться в согласии с внешним миром.
Ветки в виде штриховки:
- Поверхностное;
- Взаимодействие со средой.
Ветки влево (или дерево влево):
- Импульсивность, стремление к эмоциональным наслаждениям;
- Прошлое оценивается положительно, будущее – отрицательно.
Ветви (все дерево) вправо:
- Страх перед эмоциональным самовыражением;
- Переоценка роли интеллекта;
- Эмоциональные удовольствия замещаются интеллектуальными.
Узкие ветки – страх гедонического поведения. Загнутые вовнутрь – интроверсия.
Крона дерева
Характеристика | Расшифровка |
В виде замочной скважины | Враждебность, если с уровнем земли – ригидность |
Попытки двухмерного изображения ветки | Слабо может управлять своими влечениями |
Непропорционально меньше ствола | Утрата личностного равновесия, невозможность удовлетворить базисные потребности |
Непропорционально больше ствола | Чрезмерное стремление к удовольствиям в ущерб своему развитию |
Не прорисованная крона | Отсутствие чувства адекватности себя |
Круглая | Экзальтированность, эмоциональность |
Другие расшифровки:
- Если у дерева нет верхушки, то человек не видит перспектив, не привык думать о будущем.
- Ветер – переживания, которые трудно поддаются самоконтролю.
- Малозначительные детали листвы принимаются за характеристику явления в целом
Сделаем вывод об интерпретации результатов теста:
- Крона – реализация целей;
- Ветви – целеполагание;
- Корни – отношение к прошлому, предкам;
- Ствол – сила, энергия.
Примеры анализа рисунков к тесту
Обследуемый: Андрей
Возраст: 16 лет
Анализ его рисунка: По рисунку можно отметить в юноше такие черты, как: ранимость; склонность к переживанию по разному поводу; постоянное ощущение тревоги и беспокойства.
Как поясняет он сам: «Я дерево, расту в саду. Очень хотел бы, чтобы с меня не срывали плоды, пока они не созреют».
Обследуемый: Ирина
Возраст: 46 лет
Девушка на момент прохождения тест была влюблена в мужчину своего возраста. Она ждет, когда он ее позовет замуж, но этого не случается и роман их все больше тянется. Из-за этой неопределенности, Екатерина переживает.
Как поясняет она сама: «Я представляю березу с зелеными листьями. Большое желание – расти рядом с большим дубом, который бы помогал своими ветками мне».
Обследуемый: Елена
Возраст: 60 лет
В силу своего возраста, женщина живет уже одна. Ребенок вырос и уехал от нее. Она переживает по этому поводу. Кроме всего, ее дочь выпивает. Из-за таких противоречий у них отношения очень сложные. Елену все чаще посещает чувство одиночество и страх за свою дочь. Рисунок и пояснение к нему отражают это.
Как поясняет она сама: «Я березка, слабая, уставшая, с поникшей головой, в постоянном страхе, задумчивая. Хочу, чтобы я была вечно молодой, красивой, стройной, полной энергии. Жить не одиноко, а в березовой роще».