О чем речь? Физическое и психическое здоровье ребенка неразрывно связано с его эмоциями. Если они положительные, развитие идет в правильном направлении. Негативные, наоборот, угнетают психику, заставляют топтаться на месте или даже деградировать. Поэтому эмоциональное состояние малыша – очень важная часть его становления как личности.
Что важно? Эмоциональное развитие должно соответствовать периодам роста ребенка. Каждому из них свойственны определенные ощущения, навыки и реакции. Задача взрослых – обеспечить благополучие экспансивного состояния, чтобы в дальнейшем получить полноценного, здорового во всех отношениях индивида.
В статье мы расскажем:
- Важность эмоционального состояния ребенка
- Что формирует эмоциональное состояние ребенка
- Благополучное и неблагополучное состояние ребенка
- Как обеспечить эмоциональное благополучие ребенка
Важность эмоционального состояния ребенка
Эмоциональное состояние ребенка – это своеобразный индикатор, говорящий нам, взрослым, о физическом и психическом здоровье малыша. Именно благодаря умению проявлять эмоции, дети могут регулировать динамику своего поведения, чувства в этом случае как раз и выступают субъективными психическими мотиваторами их поступков.
Наибольшей популярностью среди эмоциональных концепций пользуется информационная теория эмоций П. В. Симонова, согласно которой эмоции выступают частью реализации функциональной системы, напрямую связаны с переизбытком или недостатком данных, нужных для удовлетворения потребностей. В связи с этим именно резкие колебания в количестве информации и вызывают эмоциональное напряжение.
Поэтому когда в жизни малыша происходят кардинальные изменения привычных условий жизнедеятельности, его нервная система дает сбои в работе, которые могут спровоцировать серьезные аффективные реакции, затяжную эмоциональную нестабильность. Положительное влияние на формирование устойчивого экспансивного фона у ребенка оказывает гармоничное взаимодействие его с окружающим миром, успешная социализация в обществе, адекватность эмоционального отражения.
Сила переживаний и их проявлений во многом определена гендерной принадлежностью. У девочек и мальчиков заметны существенные различия в проявлении эмоций, уже начиная с трехлетнего возраста. Мальчишкам свойственны чувства, основанные на соперничестве, страхе поражения в играх, конкурсах и эстафетах, их захватывает дух соревнований.
Девчонок же характеризуют эмоции, проявляющие заботу и сопереживание в определенной ситуации, они более спокойны в их демонстрации, их проявление, скорее, носит эстетическую направленность.
Особенности эмоционального состояния ребенка также по-разному проявляются и в манере, и в способах эмоциональной разгрузки детей. Для мальчиков считаются нормой быстрые эмоции, яркие в своем проявлении, демонстрируемые в избирательном порядке. Нахлынувшие чувства достаточно быстро отпускают будущих мужчин, что позволяет им в короткий промежуток времени, вернуться в действительность, возобновив свою деятельность.
У юных представительниц прекрасного пола в период социальной адаптации резко возрастает общая активность, в коре головного мозга ускоряются процессы, формирующие готовность девочек к встрече с негативом.
При несвоевременном созревании нервной системы зачастую происходит неполное становление функциональных систем, такие процессы чреваты сбоями в эмоциональном развитии детей, что не может не сказаться на успехах в учебной деятельности, а также в социальной адаптации.
Эмоциональное состояние детей дошкольного возраста – своеобразный внешний фактор, который отражает напряженность в адаптационных механизмах в моменты перехода от одних социальных условий к другим. Для того чтобы понять, насколько успешно малыш умеет приспосабливаться к новым условиям среды обитания, необходимо произвести качественную проверку экспансивного состояния ребенка.
#THREE_STEPS#Также эти исследования могут помочь в ранней диагностике и оценке эффективности психолого-педагогических мероприятий, нацеленных на профилактику дезадаптивных состояний у детей.
Что формирует эмоциональное состояние ребенка
Можно выделить следующие виды развития эмоциональной сферы детей:
-
развитие эмоционального реагирования;
-
формирование эмоциональной экспрессии;
-
развитие эмпатии;
-
формирование представлений о многообразии человеческих эмоций;
-
развитие словаря эмоциональной лексики.
В ходе проведения ряда исследований и обобщения опыта по диагностике эмоционального состояния ребенка определили, что соответствующее развитие дошкольников имеет свои характеристики в соответствии с возрастной группой.
Сфера эмоций детей от 1 года до 3 лет характеризуется отсутствием чувств сострадания, определенными эмоциональными реакциями, обусловленными неумением ребенка осознанно выбирать, принимать решения, крайней формой проявления эгоизма. Но в это же время происходит и зарождение самопознания малыша: он отзывается на имя, узнает себя в отражении зеркала, учится самостоятельности, все чаще употребляет местоимение «Я», проявляя таким образом завышенную самооценку.
Этот возрастной период больше других восприимчив к оценке взрослого. В силу того, что малыши не умеют толком оценивать и видеть последствия тех или иных собственных действий, дети хорошо реагируют на такую оценку, она для них крайне важна.
В возрасте от 4 до 5 лет дети способны переживать более разнообразные эмоции. Период активного впитывания новой информации, получение разнообразных знаний и умений провоцируют расширение эмоционального спектра детей, изменение их потребностей.
Чувства ребенка не ограничиваются радостью или страхом. Малыши испытывают ярость и сострадание, бодрость, печаль и ревность, стеснение, удивление и еще множество иных экспансивных состояний. При выражении своих переживаний ребенок прибегает к использованию различных интонаций, а его настроение начинает выдавать мимика.
С 4 до 6 лет психоэмоциональное состояние малышей отличается более спокойным фоном, алгоритм проявления эмоций выстраивается по цепочке: желание – представление – действие – эмоция».
Этот возраст отличается от предыдущих периодов стараниями детей предвосхитить и предвидеть результат их действий, они начинают задумываться о том, что о них подумают со стороны, как оценят. У ребенка зарождаются новые мотивы деятельности, он отчетливо начинает понимать необходимость проведения оценки своего поведения.
В развитии эмоционального состояния детей дошкольного возраста можно выделить следующие особенности:
-
в силу своего возраста ребенок не умеет управлять своими переживаниями и эмоциями;
-
малыш постепенно учится проявлению чувств в период социальной адаптации;
-
к старшему дошкольному возрасту переживания детей становятся более разумными и осознанными;
-
старшие дошкольники осваивают умения проявлять высшие формы чувств (нравственные, эстетические, интеллектуальные).
Именно в общении со сверстниками и взрослыми у детей развивается их эмоциональная сфера. Причиной задержки экспансивного развития ребенка может стать дефицит эмоциональных контактов в детском возрасте, что зачастую оставляет неизгладимый след на всю жизнь. В связи с этим именно на воспитателей детского сада ложится задача по экспансивному сближению сверстников-одногруппников.
Лучший источник чувств и эмоций дошкольника – поступки людей, человеческие взаимоотношения. Благодаря им ребенок учится проявлять гнев и сочувствие, радость и печаль, нежность и множество других составляющих этой сферы.
Благополучное и неблагополучное состояние ребенка
Благополучие в эмоциональной сфере предполагает получение удовлетворения от общения: это доброжелательная обстановка в коллективе, особый микроклимат в группе, благоприятные условия пребывания детей с педагогами в саду, а также уют в семье.
Можно сказать, что благополучное эмоционально-психологическое состояние ребенка во многом зависит не только от его индивидуальных особенностей и культурных традиций, но и оптимально выстроенных систем: «мать и дитя», «педагог и воспитанник».
Также нельзя не отметить влияние таких факторов, как микроклимат в доме, уровень развития семейных отношений, полноценность семьи, педагог и методы его воздействия на малыша в дошкольном учреждении, а также в родном семействе. Таким образом, на неблагополучие состояния малыша решающее влияние оказывает сама жизнь, взаимоотношения с близкими, уровень гармонии в окружающем мире.
В случае неблагоприятного пути развития эмоциональной сферы ребенка как результат мы имеем депрессии и агрессивность, враждебность и страх. При наличии экспансивного неблагополучия у малыша нет возможности развиваться полноценно в этом плане, поэтому на педагогов дошкольного учреждения ложится задача по исправлению ситуации.
Первое, к чему можно прибегнуть, – это психологическая поддержка. Именно данный педагогический прием помогает воздействовать на ребенка, закрепляя положительные состояния, переживания.
Для достижения лучших результатов родителям и работникам системы дошкольного образования необходимо сплотиться в решении этого вопроса, охватывая эмоциональную сферу воспитанника как дома, так и за его пределами. Руководящая роль отдается педагогу, именно он, как профессионал, должен управлять процессом восстановления благоприятного экспансивного фона.
Только в слаженной и постоянной работе удастся достичь должных результатов в формировании эмоционального благополучия детей. Постоянная работа в этом направлении избавит от экспансивных проблем, а появление каких-то даже сможет предупредить.
Для решения этой проблемы оптимально обратить внимание на личностно-ориентированное образование, которое способно обеспечить гармоничное развитие личности ребенка, ориентируясь на его индивидуальные личностные качества и их особенности.
Читайте также
«Формы взаимодействия родителей с ребенком»Несмотря на то, что в раннем возрасте достаточно сложно определить ту самую «норму» уровня эмоционального развития ребенка, мы попытаемся дать представление о том, что является показателем здоровых и нездоровых эмоциональных проявлений в разные годы.
Для начала остановимся на признаках здорового состояния эмоционального развития ребенка от полутора до двух лет:
-
чаще использует для выражения своих ощущений определенный набор жестов и собственную манеру произношения той или иной интонации;
-
играет в «понарошку», показывая все большее разнообразие эмоциональных реакций;
-
случаются моменты, когда малыш ищет спокойного и уединенного места, чаще это бывает, когда ему грустно или он встревожен;
-
начинает считывать эмоциональный фон других людей (чаще всего родителей);
-
демонстрирует умение выбирать подходящие способы проявления реакции на эмоции и чувства других людей (особенно из близкого окружения);
-
сочиняет с помощью родителей особые зашифрованные способы проявления чувств.
С двух до трех лет:
-
умеет выплеснуть скопившиеся эмоции и после такой вспышки довольно быстро успокоиться;
-
в общении все чаще старается вывести собеседника на проявление эмоций, провоцируя оппонента своим поведением;
-
в играх и переживаниях все больше проявляет воображение;
-
предпринимает попытки выражения переживаний словами;
-
задумывается о возможности неблагоприятного исхода той или иной ситуации;
-
пытается найти любое подтверждение того, что у него и близких все складывается благополучно.
С трех до четырех лет:
-
осваивает навыки управления своим эмоциональным состоянием;
-
умеет манипулировать эмоциями своих сверстников и близких;
-
интересуется своей половой принадлежностью, эмоционируя и самовыражаясь на этом фоне;
-
испытывает большую привязанность к родителю противоположного пола, а с родителем того же пола все чаще соревнуется, их отношения бывают противоречивы;
-
расположен к обсуждению эмоциональных проявлений, стремится к пониманию;
-
учится давать яркий эмоциональный отклик на сны, причем как положительный, так и отрицательный.
С четырех до шести лет:
-
находит более спокойные формы сброса психоэмоционального напряжения через рисование, лепку, игровую деятельность;
-
учится рассуждать, находить причинно-следственные связи в проявлении чувств и эмоций;
-
обретает самостоятельность в решении эмоционально-психологических проблем в соответствии со своим возрастом;
-
сопереживает и сочувствует сверстникам, проявляет к ним интерес;
-
нуждается в справедливом решении любых сложных ситуаций и конфликтов.
С шести до семи лет:
-
становится восприимчивым к травмам эмоционального плана;
-
прибегает к крайним формам проявления эмоций: то истерит на пустом месте, то безудержно радуется там, где можно было бы проявить чувства в более спокойном формате;
-
начинает переживать перед походом в детский сад или школу, испытывает родительское отношение к себе;
-
налаживает многочисленные поверхностные коммуникации со сверстниками;
-
включается в «сексуальные игры» с одногруппниками с целью удовлетворить свое детское любопытство к гениталиям;
-
конфликтует со своими братьями и сестрами;
-
выбирает новые формы непослушания и противодействия, например, ложь и воровство.
В эмоциональном состоянии ребенка можно выделить и ряд проблем, у которых есть свои признаки.
В возрасте от года до двух лет:
-
предпочтение находиться наедине с собой;
-
необоснованное позирование или качание;
-
повышенная отвлекаемость от процесса;
-
спокойное состояние в случае разлуки с родителями;
-
нервная раздражительность, которая практически не поддается успокоению, причем ребенок может довольно часто впадать в состояния ярости;
-
лунатизм.
С двух до трех лет:
-
поздние и неудачные попытки начать говорить;
-
частая пугливость и боязливость;
-
затяжные и тяжелые конфликтные ситуации с братьями и сестрами;
-
низкая концентрация внимания и неспособность сосредоточиться на какой-то деятельности в течение 10 минут;
-
гиперактивность;
-
избыточная агрессия с частыми нерегулируемыми вспышками гнева;
-
затрудненное восстановление после приступов агрессии;
-
долгие разлуки с близкими воспринимаются очень трагично.
С трех лет до шести лет:
-
частые конфликтные ситуации со сверстниками;
-
периодические случаи нанесения себе различных травм;
-
меланхоличное настроение;
-
сопротивляемость выполнять определенные требования и указания;
-
отказ идти на контакт, непринятие договоренностей;
-
частые желания уединиться, не общаться с одногруппниками;
-
заметное снижение уверенности в себе, потеря внимания, интереса к окружающему миру, происходящим событиям.
Таким образом, эмоциональный фон ребенка напрямую связан с его внутренним восприятием мира, различными социальными ситуациями, которые он переживает в ранний период психического развития.
Стрессовые ситуации, как правило, возникают на фоне резких изменений в жизни малыша – меняется режим дня, окружение, образ жизни и многое другое. Именно они вызывают состояние аффекта, панический страх, затяжные стрессовые состояния. Все это постепенно ведет к хроническому негативному самочувствию и, как следствие, эмоциональному неблагополучию.
Как обеспечить эмоциональное благополучие ребенка
Для достижения благополучного эмоционального состояния ребенка нужны:
-
Доброжелательная и позитивная для детей атмосфера дома, в детском саду.
-
Безоговорочное принятие детей взрослыми с целью развития у них чувства уверенности в себе, своих силах, для формирования чувства безопасности, которые очень важны для дальнейшей жизни.
-
Гибкий подход к каждому малышу, без «ярлыков» и «стандартов». Должны учитываться психические и личностные особенности ребенка, например, от уровня сложности задания до времени, которое необходимо на его выполнение.
-
Равноправные отношения между взрослыми и детьми (оперативная помощь и поддержка, защита по необходимости и многое другое).
-
Обеспечение свободы действий и перемещения детей в пределах специально оборудованных детских помещений (как вариант, в залах на занятиях физкультурой и музыкой), прямое общение со сверстниками.
-
Профессиональное общение и сотрудничество педагога-психолога и воспитателя с другими специалистами детского учреждения на этапе планирования и организации работы с дошкольниками (например, отдельно разработанные программы развития для детей с проблемами развития и здоровья).
-
Создание условий, способствующих раскрытию индивидуальности личности воспитанника. Важно вовремя разглядеть творческие возможности малыша, провести их мониторинг, всячески поощрять самостоятельность ребенка, хвалить даже за самые незначительные успехи в этом направлении.
-
Чуткое отношение ко всякой детской проблеме, страху, тревоге и оперативная реакция на них.
-
Соблюдение чувства такта при общении с ребенком, с целью своевременного выявления и разрешения волнующих его вопросов, уменьшения их действия, повышения самооценки малыша.
-
Основополагающим девизом профессиональной деятельности является фраза: «Не навреди!» Также важно соблюдение конфиденциальности информации об участниках этих взаимодействий.
Состояние эмоционального фона выступает своеобразным показателем психического и физического благополучия ребенка, который обуславливает уровень усвоения новых знаний, сказывается на результатах мыслительных процессов.
Успехи в учебе и хорошее состояние организма во многом зависят от количества положительных эмоций в жизни детей, тогда как отрицательные зачастую становятся причиной напряженной адаптации, снижения концентрации внимания, способностей к обучению и многого другого. Особенно важно это учитывать, когда речь идет о детях старшего дошкольного возраста. Ведь их ждут большие социальные перемены в жизни.