В статье мы расскажем:
- 5 стадий эмоциональных отношений в семье.
- Условия для формирования эмоциональных отношений с ребенком в семье.
- 10 правил формирования эмоциональных отношений в семье.
Гармоничные эмоциональные отношения в семье гарантируют благополучное психическое развитие ребенка. Кроме того, нельзя не отметить их важную интегрирующую роль. Члены одной семьи буквально предугадывают состояние друг друга, благодаря чему негативные эмоции гасятся, а положительные, наоборот, поддерживаются и экстраполируются.
Все это способствует развитию стабильного эмоционального микроклимата в семье. Его основу закладывают родители, а дети перенимают по мере взросления. Как добиться таких эмоциональных отношений в семье, которые будут способствовать гармоничному развитию ребенка?
5 стадий эмоциональных отношений в семье
Эмоциональные отношения в семье зависят от качества душевной близости между супругами. От взаимоотношений между мужем и женой зависит психическое развитие детей.
Развитие эмоциональных отношений в паре проходит через 5 стадий.
-
Этап глубокой влюбленности, страсти. Партнеры находятся полностью под влиянием положительной установки по отношению друг к другу («герой»). Все внимание в течение дня занято супругом (супругой), окружающая действительность окрашена в радужные тона, а любимый человек ни на минуту не покидает сознание второй «половинки».
-
Этап небольшой отстраненности. Образ партнера уже не держится в голове в течение всего дня. Во время отсутствия супруга сознание даже забывает о нем, но стоит любимому человеку появиться, как наступает мощный прилив положительных эмоций, нежности и любви.
-
На третьей стадии партнеры еще больше остывают друг к другу. Теперь во время отсутствия любимого человека вторую «половину» одолевают неприятные мысли, супруг(а) ощущает психологический дискомфорт и чувствует себя плохо. Нежность и тепло уже не возникают с появлением партнера, потому что сознанию необходим какой-то стимул, доказательство любви. На этом этапе мужчина и женщина ждут друг от друга ласки, нежных слов, подарков и других проявлений любви. Так проявляется стадия привыкания.
#THREE_STEPS#
-
Четвертый период развития отношений возникает, если интенсивность общения не снизить. Теперь присутствие супруга начинает раздражать. Его внешность, привычки, манера говорить и т. д. воспринимаются как недостатки. Все может стать поводом для конфликта, размолвки. Партнеры попадают под установку «преступник».
Любое действие супруга воспринимается с враждебной позиции. Нечаянная оплошность расценивается как умышленное злодеяние. Равновесие восстанавливается, только когда партнера нет в поле зрения.
-
Пятая стадия наиболее опасна для отношений. Супруги находятся под влиянием отрицательных установок полностью. Они как будто моментально забывают все хорошее, что между ними было. Приятные мелочи, ласковые слова, поступки – все это теряет силу. Зато все отрицательное вырастает до гигантских размеров, образуя бесконечную цепочку негативных моментов. Совместная жизнь теряет всякий смысл, а отношения выстроены на негативной волне.
Условия для формирования эмоциональных отношений с ребенком в семье
Основа семейного благополучия зависит от эмоциональных отношений в семье, удовлетворяющих каждого из ее членов. В семьях, которые считаются благополучными, присутствуют доверие, взаимоуважение, высокий уровень симпатии, рефлексия, взаимоподдержка, принятие и признание друг друга.
Можно сделать вывод, что эмоциональные отношения в семье – это не только индикатор связи между супругами, но и между родителями и детьми. Когда муж и жена испытывают удовлетворение от взаимоотношений, они проявляют больше любви и теплоты к детям, чаще играют и разговаривают с малышами. В таких семьях реже проявляются детско-родительские конфликты, а мама и папа используют более эмоциональную, но не директивную речь по отношению к детям.
Отношение родителей к детям зависит от того, в каких условиях оно формировалось. Диагностика эмоциональных отношений в семье обязательно включает изучение и анализ следующих пунктов:
-
детский опыт родителей (когда мать или отец в своем детстве получили психологическую травму, пережили драму или потрясение, их отношения с собственным ребенком могут быть окрашены неразрешенными переживаниями и внутренними конфликтами);
-
модель отношений в родительской семье (имеется в виду механизм идентификации с собственными матерью и отцом; влияние жизненного сценария родительской семьи; перенимание семейных образцов поведения и их трансляция на собственных детей и супруга; неосознанное воспроизведение родительских отношений внутри своей семьи);
-
уровень социально-экономического и культурного развития родителей (неудовлетворительные детско-родительские отношения чаще встречаются в семьях с низким социально-экономическим статусом);
-
нереализованность потребностей родителя (по терминологии К. Роджерса, в этом случае родитель склонен воспринимать ребенка скорее условно, чем безусловно; в то же время может возникнуть конфликт между потребностью близости и эмоциональным дистанцированием, что сказывается отрицательно по отношению к сыну или дочери);
-
влияние личностных качеств родителя (отношение матери/отца к ребенку зависит от уровня тревожности, наличия чувства вины, низкой степени самопринятия, уровня внутренней конфликтности, низкой стрессоустойчивости, невротической структуры личности, низкого уровня родительской рефлексии, ригидности мышления и т. д.);
-
конфликт в супружеских отношениях (когда разногласия между супругами устраняются путем вовлечения в них ребенка; или когда со стороны родителя присутствует такой механизм формирования отношений, как проекция (мать видит в сыне нелюбимого мужа), переадресация (отец проявляет агрессию по отношению к дочери, потому что не может сделать этого по отношению к жене); расширение чувств родителей – когда ребенок становится чем-то большим для матери или отца, чем просто дитя, и вынужден удовлетворять ту часть отношений, которые в нормальной семье удовлетворяются в супружеских отношениях);
-
особенности характера и личностных качеств ребенка – имеются в виду такие нервнопсихические или темпераментные особенности ребенка, которые усложняют как уход за ним, так и обычное взаимодействие;
-
ценности родителя (эмоциональные взаимоотношения с ребенком тесно связаны с позицией ценности малыша в системе ценностных ориентаций родителя).
Оставить без внимания нельзя и другие условия становления родительского отношения. В частности, важны такие моменты:
1. Особенности прохождения этапов онтогенеза материнства (по мнению Г. Г. Филипповой, становление материнства проходит 6 этапов: период взаимодействия с собственной матерью в раннем онтогенезе; этап игры и общения со сверстниками; период нянченья и т. д; автор говорит, что к глубокому искажению материнских чувств к ребенку становится лишение условий материнства на каждом из этапов).
2. Родительская мотивация (необоснованные и часто неадекватные мотивы завести ребенка нередко становятся причиной его отвержения или амбивалентного к нему отношения):
-
желание родить ребенка ради самого ребенка – это нормальная эмоциональная потребность в родительстве и самый позитивный мотив из имеющихся (тут проявляется и удовольствие от общения с малышом, заинтересованность в его внутреннем мире, желание и умение развивать ребенка и его индивидуальность, желание дать жизнь другому человеку);
-
духовная мотивация – желание любить и быть любимой, мотив самосовершенствования, развития и т. д.;
-
социальная мотивация – женщина заинтересована в своем социальном статусе, в замужестве, желает удовлетворить потребность мужа иметь сына или родителей иметь внуков. К этой же категории можно отнести желание избежать одиночества или компенсировать наличие жизненных неурядиц (укрепить отношения с мужем, доказать свою способность родить, иметь поддержку в старости), сюда же относят мотив к деторождению по достижении критического возраста для зачатия;
-
финансовая мотивация – стремление получить поддержку от государства, решить жилищный вопрос, рождение наследника, возможность удачного замужества, изменение здоровья на фоне беременности и родов.
3. Психологическая зрелось и готовность к деторождению (общая зрелость личности, правильно сформированная модель образа матери и отца в семье, готовность брать на себя ответственность за семью, ребенка, супруга, зрелость мотивации рождения ребенка).
Эмоциональное отношение к ребенку зависит от влияния и сочетания всех перечисленных условий в разных вариациях.
10 правил формирования эмоциональных отношений в семье
Безусловное принятие ребенка подразумевает отделение личности малыша от его поступков; когда родитель негативно оценил поведение сына или дочери, это не отражается на его эмоциональной значимости и ценности его личности для отца/матери.
При условном эмоциональном принятии родители любят ребенка за его достижения, поведение, учебу, поступки и т. д. Ребенок буквально заслуживает родительскую любовь хорошими оценками, примерным поведением, следованием правилам и нормам (это провоцирует высокий уровень тревожности и неуверенности в себе, сомнение в собственной ценности в глазах не только отца и матери, но и окружающего мира).
При сочетании как негативных, так и позитивных чувств, любви и враждебности формируется двойственное, амбивалентное эмоциональное отношение к ребенку.
Выделяют и индифферентное отношение к чаду (безразличие, душевная холодность, низкий уровень эмпатии, дистанцирование), для которого характерно скрытое (эмоционально-негативное отношение к ребенку, игнорирование) и открытое эмоциональное отвержение отпрыска.
Комплекс методик по развитию эмоциональных отношений в семье включает в себя 10 основных рекомендаций. Каждая содержит в себе понятие высокого уровня эмоционального интеллекта.
-
Поддержка здорового образа жизни. Чем больше сил и времени требует семья, тем больше нужно заниматься спортом, следить за питанием и т. д.
-
Учитесь слушать членов семьи. Самая распространенная жалоба в семьях – отсутствие общения. Часто родители задаются вопросом: «Почему меня не слушают?» Но ответ обычно прост – потому что вы не слушаете других.
-
Корректное отношение ко всем членам семьи. Вы должны корректировать свое поведение так, чтобы уважать чувства и права каждого. Если вас что-то не устраивает – непременно нужно об этом сказать, но корректно и тактично.
-
Будьте щедрыми, но в меру. Бескорыстие – это хорошо, но только в меру.
-
Держите под контролем невербальные сигналы. О вашем настроении говорит не только голос, но и поза, жесты, положение тела.
Читайте также
«6 версий, зачем мужчинам нужны любовницы» -
Не берите на себя ответственность за близких постоянно. Забота о семье не означает, что всегда нужно давать непрошенные советы или нести ответственность за поступки каждого.
-
Будьте примером. Показывайте, как можно выйти из ситуации без криков и ворчания, когда другие бы на вашем месте ссорились.
-
Учитесь признавать свои ошибки, даже перед детьми. Так вы покажете, что никто не идеален. Извинение демонстрирует, что вы можете простить как других, так и себя.
-
Интересуйтесь потребностями каждого из членов семьи. Спрашивайте вместо того, чтобы догадываться.
-
Не бойтесь выражать любовь. Все должны знать, что они любимы. Это должно выражаться в словах, взглядах, жестах.
Эмоциональные отношения в семье и их влияние на развитие личности неотделимы друг от друга. Психологический комфорт является обязательным условием гармоничного развития ребенка и его отношений с окружающим миром. Ощущение стабильности и безопасности возникает как ответ на положительные эмоциональные отношения внутри семьи. Нарушение такого отношения (эмоциональная депривация) приводит к искажению всех областей развития ребенка и влияет на его психоэмоциональное состояние во взрослой жизни.