Мы в соц. сетях:

В статье мы расскажем:

  1. Понятие информационной грамотности
  2. Алгоритм поиска информации
  3. Признаки информационной грамотности у человека
  4. 3 уровня информационной грамотности современного человека
  5. Можно ли обучиться информационной грамотности
  6. pdf
    Ревнивые мужчины раскрывают 6 главных причин своего странного поведения
    Скачать бесплатно

Понятие «информационная грамотность» стало результатом развития современных технологий. Цифровая эпоха позволяет преобразовать в компьютерный код не только шедевры литературы, но и произведения живописи и скульптуры. А значит, в Интернете мы можем найти абсолютно все: от формулы скорости света до точных пропорций фигуры Венеры Милосской. И даже просмотреть первый в мире кинофильм.

Когда-то впечатленные «Прибытием поезда» люди выбегали из кинотеатра, опасаясь за свою жизнь. Сегодня же мы можем лишь посмеяться над этим. Но вот информационную безграмотность точно не назовешь забавной. Обилие разнообразного контента (как в Сети, так и офлайн) требует умения быстро и оперативно находить то, что требуется. Как же развить информационную грамотность?

Понятие информационной грамотности

Начнем с разграничения понятий информационной и компьютерной грамотности.

Компьютерная грамотность подразумевает навыки работы с компьютерными технологиями, в то время как информационная грамотность – с информацией в принципе: в библиотеке, Интернете и т. д. И хотя термины нередко упоминаются вместе, они могут не иметь ничего общего.

Рассмотрим определение информационной грамотности. Это умение определять информационную потребность, а также искать, выбирать, оценивать и интерпретировать нужную информацию, вне зависимости от того, в каком виде пользователь ее нашел.

Понятие информационной грамотности

Данное определение информационной грамотности включает в себя две категории, которые часто не упоминаются в других вариантах термина.

  1. Умение выражать потребность в информации. Выражаясь языком современных педагогических методик, этот аспект можно назвать определением границы между незнанием и знанием. На этом этапе человек еще не ищет информацию и не формирует запрос, а только понимает, что ему нужны новые сведения.

  2. Умение интерпретировать информацию. То есть не просто зафиксировать ее в каком-либо виде, а обработать, усвоить ее и сделать определенные выводы. На этом этапе необходимо выразить итоги поиска и сформировать новый информационный продукт.

В целом можно считать, что информационная грамотность является технологией учебы. Формируется она на основе следующих навыков:

  • Определить необходимость новой информации для решения какой-либо задачи.

  • Сформировать стратегию поиска, поставив важные вопросы.

  • Найти нужную информацию.

  • Определить, насколько найденный материал соответствует запросу, структурировать и проанализировать его.

  • Оценить точность, достоверность и качество информации.

  • Выразить личное отношение к найденному материалу.

  • Представить свою точку зрения или решение проблемы самому себе либо аудитории.

  • Понять, что навыки информационной грамотности в решении учебной задачи можно использовать в любой сфере.

Алгоритм поиска информации

Поиск информации делится на несколько этапов:

  • Этап 1. Определение информационной потребности: Какая задача стоит передо мной? Какую информацию мне нужно найти?

Алгоритм поиска информации
  • Этап 2. Определение источников информации. Где искать материал: в Интернете, книгах или на телевидении? К каким источникам обратиться: первичным, вторичным или третичным?

  • Этап 3. Выявление местоположения или непосредственно поиск информации. Где искать материал? Кого можно попросить о помощи?

  • Этап 4. Анализ и оценка найденного материала. Как определить, достоверна ли информация?

  • Этап 5. Структурирование и хранение информации. Как объединить информацию из нескольких источников?

  • Этап 6. Эффективное использование информации с соблюдением этических норм. Как работать с материалом, чтобы не нарушить авторские права его создателей?

  • Этап 7. Формирование новой информации и ее презентация. Как представить новый информационный продукт?

Грамотный в информационном плане человек понимает, когда стоит остановить поиск информации. Собрать весь доступный материал не получится. Благодаря информационной грамотности можно определить, что найдено уже достаточно сведений и достигнута точка насыщения. Далее новые знания уже не усваиваются, даже если доступно еще много источников.

Признаки информационной грамотности у человека

Наличие информационной грамотности позволяет:

  • определять влияние на информацию медиаресурсов и форм ее представления в них;

  • принимать информированные решения;

  • получать сведения об окружающей среде;

  • создавать чувство единства;

  • участвовать в диалоге;

  • поддерживать непрерывное обучение;

  • создавать новую информацию;

  • критически мыслить;

  • реализовывать творческий потенциал с привлечением медиа;

Признаки информационной грамотности у человека
  • использовать медиаресурсы в безопасной и ответственной манере;

  • участвовать в жизни современного общества и глобальной сети.

3 уровня информационной грамотности современного человека

Показатели информационной грамотности можно разделить на несколько уровней:

Высокий уровень

Он подразумевает:

  • понимание важности информации в вопросе решения определенной задачи;

  • формирование стратегии поиска данных;

  • способность самостоятельно искать материал;

  • оценка, анализ, структурирование найденных знаний;

  • формирование собственного отношения к полученной информации;

  • представление своей точки зрения о материале аудитории;

  • навыки программной обработки информации.

#THREE_STEPS#

Средний уровень

Он подразумевает:

  • неполное понимание важности информации в вопросе решения задачи, ограниченные возможности формирования стратегии поиска материала;

  • поиск информации частично с чьей-либо помощью;

  • неполная оценка, анализ и структурирование материала, а также формирование отношения к нему;

  • затруднения в презентации своей точки зрения аудитории;

  • ограниченные возможности программной обработки информации.

3 уровня информационной грамотности современного человека

Низкий уровень

Означает:

  • непонимание важности информации в решении задачи;

  • отсутствие навыков формирования стратегии поиска материала;

  • поиск информации в основном с чьей-либо помощью или только по инструкции;

  • невозможность оценки, анализа и структурирования найденной информации и формирования отношения к ней;

  • трудности в представлении точки зрения о найденном материале аудитории.

  • программная обработка информации возможна лишь с посторонней помощью, по подробной инструкции.

Можно ли обучиться информационной грамотности

Обучение информационной грамотности и цифровой грамотности в настоящее время можно охарактеризовать как спонтанное и несистематизированное. Обычно медийно-информационная грамотность и безопасность формируются у человека без участия определенного образовательного посредника. То есть каждый приобретает этот навык самостоятельно, без учебного плана. Человеку приходится пользоваться советами других людей и копировать их модели поведения, анализировать свои и чужие ошибки. Получить знания из пособий довольно трудно, и такое редко происходит.

Очевидно, что информационная грамотность как компонент функциональной грамотности должна входить в образовательную программу, необходим систематической подход в обучении этим навыкам. Согласно исследованиям, существуют три типичные модели, которые можно использовать для решения задачи.

  1. Вуз включает в образовательную программу определенные предметы, касающиеся информационной грамотности. Таким образом создаются специальные дисциплины и программы.

  2. Вуз формируют стратегию наложения образовательных программ, основываясь на мнении, что обучение информационной грамотности и информационной безопасности с использованием ИКТ должно войти в учебные планы по всем дисциплинам. Более того, получать такие знания должны не только студенты, но и преподаватели.

  3. Вуз внедряет медиаобразование неформальным, практическим образом: в программы по определенным предметам, вместо них или формируя их перекрестное использование.

Можно ли обучиться информационной грамотности

Все три модели основываются на том, что информационная грамотность и информационная культура – это базовые умения, лежащие в основе других навыков. Соответственно, они должны преподаваться в рамках отдельного предмета, а не коллективной практики. Логичнее рассматривать их как систематическую интеграцию всех указанных компонентов, которая также должна содержать систему ценностей, умение критически мыслить, а также творческое начало. Этот навык дает человеку средства и возможности для активного развития своих компетенций и участия в динамичном социуме.

Информационную грамотность можно преподавать на трех уровнях.

Элементарный уровень

Что он предполагает:

  • во время обучения используются в основном печатные материалы (учебные пособия, иллюстрации и пр.);

  • обучающиеся не задействуют компьютеры;

  • преподаватель дает материал устно, в качестве инструмента работы в аудитории он составляет истории;

  • время от времени используются простые презентации;

  • работа с медиаинструментами осуществляется на элементарном уровне, студенты могут включать компьютеры и запускать программы, но работать с ПО – нет;

  • учащиеся не имеют полного доступа к библиотекам.

Можно ли обучиться информационной грамотности

Базовый уровень

Что он предполагает:

  • во время обучения используются как печатные, так и электронные материалы;

  • студенты нередко могут работать с компьютерами;

  • преподаватель мотивирует учащихся активно оперировать информацией – записывать и слушать тексты, фотографировать, фиксировать аудиоматериал;

  • у студентов есть доступ к библиотекам;

  • главным аспектом являются преимущества применения информации и ответственность.

Продвинутый уровень

Что он предполагает:

  • во время обучения используются различные источники информации;

  • обучающиеся имеют доступ к компьютерам на каждом занятии;

  • студенты постоянно работают с различными информационными технологиями;

  • используются сложные презентации;

  • учащиеся имеют постоянный доступ к библиотекам.