Мы в соц. сетях:

Почему это проблема? Что такое хамство, многие знают не понаслышке. Уж слишком часто на себе приходится испытывать последствия дурного воспитания других людей. Причины, побудившие человека так себя вести, бывают разными, но итог всегда один: хамское поведение обижает и расстраивает, оно способно надолго выбить из колеи.

Как вести себя? Жить станет намного проще, стоит лишь понять и пожалеть человека, который не может справиться со своими эмоциями. Если же он провоцирует конфликт и ведет себя так специально, тем более не стоит идти на поводу. Учитесь мудрости, она – залог спокойствия.

В статье мы расскажем:

  1. Виды хамства
  2. Поведение хама
  3. Способы борьбы с хамством

Виды хамства

Практически каждый человек в своей жизни сталкивался с хамством. Как реагировать на это, как давать отпор злостному хаму и не превратиться в жертву? Как самому не стать хамом?

Для ответа на данные вопросы необходимо понять, что представляет собой хамство, каковы его разновидности:

  • Хамство в качестве защиты. Человеку свойственно нападать первым, если он испытывает страх перед чужой атакой или ущемлением своих прав. Чаще это делают люди с низкой самооценкой, физическими изъянами или те, над кем часто насмехались в детстве.

  • Напускное хамство. Человек, который не хочет в глазах других прослыть слишком слабым и сентиментальным, часто бросается на помощь, осыпая собеседника ругательствами. Это делается намеренно, чтобы не показаться очень добрым и великодушным.

Виды хамства
  • Обычная невоспитанность. Грубые, лишенные такта люди – это невежи. Однако они не имеют злого умысла, как и те, кто обладают довольно оригинальным чувством юмора. Порой им непонятно, за что на них обиделись, что плохого они сказали. Часто от них можно услышать неприкрытую страшную правду. Они искренне удивляются, почему нельзя в доме повешенного говорить о веревке.

  • Хамство, проявляемое сознательно. Человек, осознанно оскорбляющий и унижающий окружающих, наслаждается этим. Ему доставляет удовольствие видеть, как другие страдают. Данный тип хамства считается самым отвратительным.

  • Хамство, проявляемое невербальным способом. Такие хамы используют жестикуляцию, вызывающее поведение (например, агрессивное вождение на дороге) и другие методы.

  • Хамство с использованием троллинга. К нему относятся оскорбительные действия в Интернете: высказывания, провокационные выпады, заявления клеветнического характера, разжигание вражды в процессе общения в сети.

  • Хамство, связанное с имиджем. Если хам хочет закрепиться в определенной группировке, которая его заинтересовала, он создает себе конкретный имидж, соответствующий ее участникам.

  • Хамство представителей элиты. В этом случае хамят люди, наделенные властью или физической силой, обладающие серьезными полномочиями, имеющие большие деньги и т. д.

Виды хамства
  • Хамство, основанное на рефлексе. Причины его возникновения заключаются в негативном опыте прошлого. Проявляется при разделении людей на определенные группы, относящиеся друг к другу с антипатией: полицейский и гражданин, учитель и ученик, водитель и пешеход и другие.

  • Хамство из-за агрессии. Если человек длительное время копит в себе агрессию, он часто вымещает свою злобу на лице, спровоцировавшем ее. Однако нередко для выплескивания негатива хам выбирает близких ему людей.

  • Невидимое хамство. Поначалу кажется, что никакого хамства нет, оно тщательно скрыто. Человек хамит, так как хочет самоутвердиться за счёт других или завидует.

  • Хамство с целью манипуляции. Некоторые социальные круги допускают это в общении, считая нормой. Часто подобный вид хамства наблюдается среди мужчин, занятых в таких сферах деятельности, как силовые структуры или производство.

Нередко родители формируют хамство у своего ребенка еще в детском возрасте, говоря ему фразу «ты ничего из себя не представляешь, ты никто». В последующем он вырастает в хама, стремящегося любым способом доказать, что он из себя что-то представляет, показать окружающим свою значимость.

Действия человека, столкнувшегося с хамством, будут зависеть от типа хама, поэтому этой информацией необходимо обладать.

Поведение хама

У него привычка постоянно перебивать собеседника

Причем он аргументирует собственное невежливое поведение быстротой реакции, чрезвычайной чувствительностью. Если же кто-нибудь выскажется о недостойности подобного отношения к окружающим, он вполне серьезно обижается. Он не может согласиться с общепринятыми правилами ведения диалога, которые должны соблюдаться всеми участниками общения.

Он готов слушать только себя, но не других

Нередко для людей не представляет особого интереса смысл, вкладываемый собеседником в сказанные слова. Мы эмоционально реагируем на какие-то отдельные фразы, которые вырываем из контекста. Согласно мнению некоторых психологов, в этих ситуациях не стоит себя сдерживать.

Он всегда уверен, что вправе высказывать свое мнение по любому вопросу, даже если сам в нем совершенно не разбирается

Причиной этого является присущий человеку инфантилизм. Его поведение напоминает поведение маленького невоспитанного ребенка, требующего, чтобы его воспринимали как зрелую сформировавшуюся личность со своей собственной точкой зрения. Если кто-то вежливо одергивает его, намекая на то, что не мешало бы подробнее изучить обсуждаемую тему, то наблюдается ответная агрессивная реакция.

Такие люди живут по принципу: «Я все без вас знаю, а если не понимаю, то и не буду разбираться». Есть еще и крайняя форма мышления, похожая на суждения маньяка: «Мне вполне достаточно того, что и как я чувствую».

Поведение хама

Человек часто переиначивает сказанное собеседником, придавая словам смысл, кардинально отличающийся от изначального

Чтобы дискредитировать участника диалога, он часто употребляет фразу: «Я знаю, что на самом деле у тебя на уме». Крайняя форма мышления таких людей характеризуется наличием презумпции виновности либо несостоятельности их собеседников. Человеку свойственно обольщаться на свой счет, ему кажется, что он самый проницательный и понимает лучше и больше того, что ему говорят.

У человека нет никаких аргументов, которые бы оправдали его позицию

Однако признавать данный факт он отказывается, обвиняя собеседника в нежелании его выслушать. Кстати, эта черта – приписывание собеседнику своих грехов – характерна для тех, кто не знает правила ведения диалога. Часто можно услышать резкое, ничем не мотивированное восклицание с целью прекращения беседы: «Ой, все!». И это несмотря на то, что оппонент этот разговор не начинал.

Представляется романтичным, загадочным, постоянно делая намеки

Ему нужно, чтобы собеседник разгадывал его ребусы или признал, что он на ступень ниже по развитию. Такой хам имеет привычку отвечать вопросом на вопрос, практически никогда не говорит четко, прямо и открыто. В то же время он одинок и страдает от того, что его не понимают окружающие. Кроме того, он часто бывает непоследователен.

Этот человек является провокатором, который сначала специально раздражает собеседника и подталкивает его к скандалу

После того, как тот срывается, сам превращается в жертву. У таких людей очень выражены истеричные черты, они готовы яростно обвинять окружающих в чем угодно. Они никогда не задумываются о степени собственной вины в своих несчастьях, потому что все время переживают из-за нанесенных им обид или готовят очередные провокации.

Способы борьбы с хамством

Из-за разнообразия причин и проявлений хамства единого способа, как ответить на него достойно, нет. Многие специалисты советуют применять тот или иной метод, ориентируясь на свои возможности, особенности темперамента, остроумие, эмоциональную выдержку. Кроме того, реакция человека на грубость и хамство часто зависит от конкретной сложившейся в данный момент ситуации.

Рассмотрим некоторые варианты реакции на хамство и оскорбления.

Контролировать ситуацию. Важно всегда сохранять контроль над всем, что происходит в данный момент

Хама подстегнет к еще более наглым действиям любая уступка или мягкость. В связи с этим необходимо постараться оставаться спокойным, вежливым и воспитанным.

При проявлении хамства со стороны коллег, детей-подростков, друзей или близких необходимо решать конфликт без зрителей, наедине с хамом.

Важно узнать, по какой причине возникло такое отношение. Разобраться в конфликтной ситуации нужно сразу, найдя из нее выход. Другой вариант – прекращение любого общения.

Очень трудно сохранять полное самообладание, быть спокойным и соблюдать дистанцию с хамом, если он имеет над вами определенную власть, вы находитесь от него в зависимости (например, супруг или супруга, непосредственный руководитель).

Однако и в этом случае не стоит думать, что выхода не существует. Место работы можно поменять, с супругом прояснить отношения или в крайнем случае развестись, получив новые возможности и открыв для себя перспективные пути. Хотя это сложно сделать, но для человека важнее сохранить свое достоинство и не потерять самоуважение.

Способы борьбы с хамством

Держать дистанцию

Многие люди не сразу могут собраться с мыслями и достойно ответить на хамское поведение. Как правило, меткие ответы созревают в нашей голове позже, уже после произошедшего. Несмотря на то, что данный факт огорчает, не стоит стремиться отплатить хаму той же монетой, превращая данную задачу в самоцель.

Хамство – это не про эффективный диалог. Хам не заинтересован в нем, он не станет вас слушать и тем более не способен услышать. Поэтому не старайтесь переспорить этого человека. Его цель – вести диалог по своим правилам. Чтобы как-то переломить ситуацию и нарушить хамские установки, выведя его из себя, необходимо выстроить собственные рамки коммуникации.

Полностью игнорировать

Еще древние мудрецы и известные исторические личности с успехом пользовались этим методом, отражая хамские нападки. Способ описан в множестве притчей и содержится в мудрых изречениях. Его использовал философ Аристипп, живший в Древней Греции. По мнению этого мыслителя, любой человек вправе высказывать все, что захочет и кому захочет.

Однако выбранная им «цель нападения» обладает абсолютным правом его не слушать. Следуя своей теории, Аристипп никогда не вступал в диалог со скандальными особами.

На хамство нужно отвечать вежливо, тактично и спокойно. И тогда хам умерит свой пыл. Если вы обладаете чувством юмора, ссору можно обратить в шутку.

Если же вы сами стали невольным зачинщиком, спровоцировавшим хамство со стороны другого человека (наступили на ногу, задели локтем), следует принести извинения и при необходимости предложить свою помощь. Это все, чего требуют правила вежливости.

По мнению многих психологов, хамство является показателем зрелости личности. Достигшие ее мужчины и женщины посчитают ниже своего достоинства опускаться до хамства. Однако они всегда анализируют причины возникновения такого неподобающего поведения у других, пытаясь их понять и предотвратить или разрешить конфликтную ситуацию.

Способы борьбы с хамством

Всегда помнить о своих правах

Вы – личность, и можете требовать к себе уважительного отношения. Никто не обязан терпеть хамство, и не важно, от кого: соседа, врача или начальника.

Не стоит бояться пользоваться правовыми рычагами воздействия в ответ на хамство в сфере обслуживания (например, продавцов, официантов, парикмахеров), в госучреждениях, на работе.

Если вы столкнулись с хамством на работе, предупредите своего коллегу, что о его ненадлежащем поведении вы расскажете начальству. Сделайте это сначала наедине. Если не поможет – в присутствии аудитории.

В случае бесполезности предпринятых действий можно привлечь для решения проблемы юриста, специалистов в сфере защиты прав потребителей, профсоюзные организации. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы «хронический» хам решил, что посадил вас на крючок. Надо дать понять, что вас не устраивает данное положение дел, вы не в восторге от сложившейся ситуации и не будете ее терпеть.

Правильно общаться

Вернее сказать, «вести диалог не по правилам». Например, в ответ на фразу «что вы стоите, как столб» можно начать задавать уточняющие вопросы. Спросите, почему он считает ваше поведение недопустимым. Поинтересуйтесь, каковы причины такого отношения к вам.

Способы борьбы с хамством

Воспользуйтесь в диалоге с хамом методом перефразирования. Этот способ подразумевает формулировку ответа на его претензии его же словами, но в перефразированном виде. Важно отстаивать свою позицию, не допуская оправдательного тона. Хам не должен сомневаться в серьезности ваших намерений.