Мы в соц. сетях:

Что это такое? Коммуникативные приемы — специальные техники, с помощью которых передают нужную информацию, убеждают в чем-то собеседника и устанавливают доверие. Они могут быть вербальными (связанными с речью) и невербальными (язык тела, мимика, интонация).

Что учесть? Эффективное использование коммуникативных приемов зависит от контекста, цели общения и особенностей аудитории. Важно уметь выбирать подходящие и комбинировать их для достижения наилучшего результата. Неумелое использование коммуникаций приводит к недопониманию, конфликтам и неудачам.

В статье мы расскажем:

  1. Навыки эффективной коммуникации
  2. Коммуникативные приемы воспитания
  3. Коммуникативные педагогические приемы
  4. 7 коммуникативных техник
  5. Часто задаваемые вопросы о коммуникативных приемах

Навыки эффективной коммуникации

Коммуникативные навыки являются неотъемлемой частью нашей повседневной жизни и проявляются практически постоянно — будь то общение с друзьями, коллегами или незнакомцами. Эти способности помогают нам эффективно взаимодействовать друг с другом, выражать мысли и чувства, понимать окружающих и устанавливать социальные связи.

Однако часто имеющихся у нас коммуникативных и речевых приемов оказывается недостаточно для реализации намеченных целей.

Во второй половине XX века в гуманистической психологии было сделано много открытий, связанных с развитием межличностной коммуникации и взаимодействием между людьми. Это позволило разработать ряд техник, освоение которых может существенно повысить эффективность общения.

Стратегия коммуникации, выбранная инициатором общения, в первую очередь определяется его отношением к себе и адресату. Успешное взаимодействие предполагает уважительное отношение ко всем участникам.

Вот некоторые навыки, необходимые для эффективной коммуникации:

  • Активное слушание. Предполагает участие в процессе разговора при помощи уточняющих вопросов и поддержания зрительного контакта. Такой подход позволяет лучше понять точку зрения собеседника и избежать недопонимания.

  • Гибкость и умение находить компромиссные решения.

  • Эмпатия – способность понимать чувства другого человека и проявлять сочувствие при построении коммуникации.

  • Управление эмоциональным напряжением, умение разрядить обстановку.

  • Эффективная коммуникация предполагает установление психологического контакта, при котором между участниками возникает взаимное понимание, доверие и эмоциональная близость.

Активное слушание

Фото: Vitaly Gariev / unsplash.com

Для достижения наилучшего результата в общении важно учитывать аспекты невербальной коммуникации:

  • Поза. Избегайте скрещенных рук и ног, это демонстрирует открытость и расположенность. Во время слушания слегка наклоняйте голову в сторону собеседника. Небольшие кивки показывают не только согласие, но и ваше внимание и принятие.

  • Темп, громкость и ясность речи. Делайте логические паузы в разговоре. Убедитесь, что вас хорошо слышно. Оптимальная скорость речи – примерно 120 слов в минуту.

  • Внешний вид. Небрежный или, наоборот, излишне формальный вид может быть расценен как неуважение к собеседнику.

  • Жесты и мимика. Копирование жестов и мимики собеседника способствует установлению доверительных отношений, создавая эффект зеркала и ощущение комфорта. Однако делайте это аккуратно, чтобы у собеседника не возникло ощущение, что его пародируют.

Используя эти коммуникативные приемы, вы сможете развить навыки эффективного общения, что положительно скажется на вашем личном и профессиональном росте.

Коммуникативные приемы воспитания

Коммуникативные приемы воспитания направлены на создание условий, при которых ребенок чувствует заботу, интерес и поддержку взрослого, что способствует развитию положительных черт характера и социальной адаптации ребенка.

Рассмотрим основные виды коммуникативных приемов воспитания:

«Ролевая маска»

Ребенку предлагается войти в образ определенного персонажа и проявить свою индивидуальность посредством игры. Данный прием помогает детям раскрепоститься, развить фантазию и научиться выражать свои мысли и чувства через образы персонажей.

Ролевая маска

Фото: Finan Akbar / unsplash.com

«Непрерывная эстафета мнений»

Дети по очереди высказывают свои мнения по заданной теме, дополняя друг друга, что развивает коммуникацию и учит слушать других.

«Самостимулирование»

Суть метода заключается в том, что каждая группа учащихся подготавливает вопросы для других групп, а затем организуется совместный разбор этих вопросов. Подобный подход стимулирует активную мыслительную деятельность и развивает коммуникативные приемы передачи информации у детей.

«Импровизация на вольную тему»

Дети выбирают интересующую тему, в которой они обладают достаточными знаниями. Затем, проявляя креативность, они развивают сюжет, перенося действия в иные обстоятельства, и делятся своим видением сути происходящего. Этот подход способствует раскрытию творческого потенциала и активизации мыслительной деятельности.

«Импровизация на заданную тему»

В этом случае учащиеся импровизируют, опираясь на тему, заданную взрослым (педагогом). Если в первом случае дети обладают свободой выбора, то здесь они демонстрируют более развитые креативные способности и свои знания в определенной теме. Ведущему рекомендуется начинать с простых задач, постепенно усложняя их, что способствует развитию творческого мышления учеников.

«Обнажение противоречий»

Этот метод основан на выявлении различий во мнениях педагога и ребенка по конкретному вопросу в рамках выполнения творческого задания. Педагог и воспитанник обсуждают противоположные точки зрения, что позволяет увидеть разницу в восприятии и провести анализ этих расхождений.

Описанные выше коммуникативные приемы в педагогике способствуют активизации деятельности учащихся, совершенствованию их коммуникабельности, а также эффективному освоению воспитательных принципов.

Обнажение противоречий

Фото: Alice Yamamura / unsplash.com

Коммуникативные педагогические приемы

Коммуникативные приемы педагога – набор методик, используемых для формирования позитивной среды, необходимой для эффективного взаимодействия с учащимися. Они включают в себя вербальные, невербальные и психологические инструменты.

К вербальным коммуникативным приемам относится использование речи: комментарии, вопросы, одобрение, поощрение, рекомендации, просьбы, выражение признательности и прочее.

Коммуникативные педагогические приемы

Фото: Vitaly Gariev / unsplash.com

Невербальные приемы основаны на использовании жестов, выражений лица, положения тела и дистанции общения. Психологические приемы направлены на создание у детей ощущения комфорта, повышение мотивации к обучению и установление доверительных отношений между ними.

Приведем примеры коммуникативных приемов общения на уроке:

  • Методы предотвращения и преодоления эмоциональных состояний, препятствующих общению (например, коммуникативной скованности).

  • Создание обстановки, где дети чувствуют себя в безопасности.

  • Стимулирование стремления учеников самостоятельно находить решение проблем или инициировать общение с преподавателем.

  • Поощрение желания детей обращаться за поддержкой к взрослым или сверстникам.

  • Поддержка инициативы и самостоятельности учащихся.

  • Спокойное отношение к ответам детей, испытывающих трудности в общении.

  • Пресечение действий отдельных учеников, препятствующих творческой деятельности других во время урока.

7 коммуникативных техник

Эти коммуникативные приемы и техники помогут вам лучше понимать собеседников и добиваться своего:

Техника понимающего реагирования

Основная цель — продемонстрировать собеседнику, что вы не просто слушаете его слова, но и глубоко понимаете смысл и его чувства. Периодически уточняйте основные моменты, например: «Другими словами, вы хотите сказать...» или «Верно ли я понимаю, что ваша проблема связана с...». Когда человек видит, что его действительно слушают и понимают, это усиливает доверие и снимает напряженность.

Техника получения свободной информации

Задавайте открытые вопросы, которые требуют развернутого ответа и ведут к подробному и содержательному диалогу.

К примеру, вместо «Ты считаешь это правильным решением?» спросите: «Какие плюсы и минусы ты видишь в таком решении?». Это позволит получить больше информации и глубже понять точку зрения человека.

Техника «если» вместо «нет»

Категоричное нет часто прерывает диалог. Предлагайте альтернативные варианты: «Если мы выделим дополнительные ресурсы, то сможем завершить проект раньше». Такой ответ дает возможность для обсуждения и поиска компромисса.

Техника «нога в двери»

Люди более склонны соглашаться на крупные просьбы, если до этого оказали вам небольшую услугу. Например, сначала попросите коллегу посмотреть ваше письмо, а потом — помочь с составлением отчета.

Техника Сократа

Суть заключается в том, чтобы задавать вопросы, на которые собеседник будет отвечать утвердительно. Чтобы убедить сотрудника заняться проектом, спросите: «Какие преимущества получит компания, если мы запустим новый проект?». Это увеличивает вероятность согласия, потому что собеседник приходит к решению сам, а значит, уверен в своем выборе.

Техника «внутренний барометр»

Прежде чем начинать диалог, осознайте свое эмоциональное состояние. Вы спокойны? Или чувствуете тревогу или неуверенность? Определите свои мотивы и только потом формулируйте аргументы. Эмоциональная осознанность повышает убедительность речи.

Техника Франклина

Бенджамин Франклин известен как мастер переговоров и убеждения. Его метод – записать плюсы и минусы того или иного решения и предложить собеседнику вместе рассмотреть представленные аргументы. Это создает иллюзию совместного принятия решения и увеличивает вероятность согласия.

Данные виды коммуникативных приемов помогут значительно увеличить вашу убедительность, укрепить доверие и улучшить качество любых переговоров и повседневных взаимодействий.

Техника Франклина

Фото: Thought Catalog / unsplash.com

Часто задаваемые вопросы о коммуникативных приемах

Как научиться эффективно использовать коммуникативные приемы?

Чтобы улучшить навыки использования коммуникативных приемов, изучайте теорию, практикуйтесь в применении техник, развивайте активное слушание и эмпатию, просите близких и знакомых давать вам конструктивную обратную связь.

Какие ошибки часто допускают при использовании коммуникативных приемов?

Основные ошибки включают: недостаточное слушание, игнорирование невербальных сигналов, поспешные выводы, резкую критику и обвинения, отсутствие ясности и лаконичности изложения.

Как использовать такой коммуникативный прием, как юмор?

Юмор способен разрядить напряженную обстановку, привлечь внимание аудитории и расположить собеседника. Однако важно учитывать контекст, чтобы ваши шутки были понятны и уместны.

Эффективная коммуникация – это не просто обмен информацией, а навыки, которые позволяют выстраивать прочные связи и достигать поставленных целей. Понимание и использование основных коммуникативных приемов, рассмотренных в данной статье, играет решающую роль в достижении успеха в различных сферах жизни, будь то личные отношения или профессиональная деятельность.

Источник изображения на шапке: wocintechchat / unsplash.com