Мы в соц. сетях:

В статье мы расскажем:

  1. Основные виды критики от близких людей и их причины
  2. Близкие люди, которые чаще всего критикуют
  3. 4 способа правильно реагировать на критику от близкого человека
  4. 3 правила поведения, чтобы не взрываться в ответ на критику от близкого человека

Так как реагировать на критику от близкого человека большинству из нас приходится часто, заранее спрогнозировать, как вы к ней отнесетесь, практически невозможно. Очень неприятно слышать обидные слова в свой адрес, но гораздо обиднее, когда они звучат из уст тех, кто вам по-настоящему дорог. Как правило, именно эта критика наиболее объективна и потому ранит гораздо больнее.

В такой ситуации очень сложно сдержаться, ведь неосторожное слово может, в свою очередь, обидеть близкого человека. И путь дальнейшего восстановления отношений может быть длительным и весьма тернистым. Чтобы не допустить подобного, нужно знать, как реагировать на критику от близкого человека правильно.

Основные виды критики от близких людей и их причины

Говорят, не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Любую ошибку окружающие могут критиковать. Вся ли критика полезна? Ответ будет зависеть от нашего восприятия. Кто-то может принять упреки во внимание и попытаться исправиться. А кто-то обидится и перестанет общаться с критикующими людьми. Разумеется, не стоит во всех подряд ситуациях прислушиваться к замечаниям. В некоторых случаях правильнее будет поступить по-своему.

Основные виды критики от близких людей и их причины

Критика бывает конструктивная и деструктивная. В первом типе есть положительные стороны. Ведь человеку даются полезные советы, которые благоприятно сказываются на его последующих поступках.

Признаки конструктивной критики:

  • выражение собеседником своего личного мнения и позиции;

  • конкретизация не понравившихся моментов;

  • приведение аргументации;

  • описание конкретных примеров;

  • критика исходит от компетентного в данном вопросе лица;

  • критикуется не сам человек, а его поступки и мнение;

  • отмечаются положительные стороны.

Как реагировать на конструктивную критику от близкого человека? На критические замечания стоит обратить внимание, ведь они бывают полезными. Конструктивная критика помогает нам посмотреть на себя с другой стороны.

Деструктивная критика обладает разрушительным характером, и этим отличается от конструктивной. Часто ее используют для достижения каких-либо корыстных целей. Такая критика способна принести гораздо больше вреда, чем пользы.

Почему появляется деструктивная критика:

  • вследствие зависти;

  • из-за желания манипулировать человеком (часто эту критику используют для того, чтобы перенаправить собеседника на другой путь, выгодный критикующему);

  • в целях повышения самооценки (некоторым людям доставляет удовольствие процесс критики, они получают наслаждение от своей значимости);

  • по причине креативности личности критикуемого (неординарных людей часто подвергают критике за нестандартность мышления).

Основные виды критики от близких людей и их причины

Признаки деструктивной критики:

  • непререкаемость суждений критикующего, сравнимых с приговором судьи (только так и не иначе);

  • нет конкретики, все замечания пространные (плохо все);

  • отсутствует аргументация и примеры;

  • подробно критикуются несущественные детали;

  • настоящему поводу не придается особенного значения, критиковать начинают без каких-либо предпосылок (в критике в данный момент нет необходимости);

  • критикуют не поступки и взгляды человека, а его личностные качества.

Важно распознавать деструктивную и конструктивную критику. Это необходимо для проявления правильной реакции на критику близких людей. В одних случаях нужно ее принять, а в других — защищаться.

Близкие люди, которые чаще всего критикуют

Для близких отношений характерно доверие. Оно проявляется в высказывании информации с целью получения оценки собеседника. Чаще эта критика не является неприятной.

Существует три группы людей, которые, прибегая к критике, стараются предотвратить возможные проблемы у собеседника. Человеку следует принимать это во внимание, если он не знает, как воспринимать критику близкого ему человека.

  • Родственники

К ним относятся родители, братья, сестры. «Портрет» семьи с ее устоями, ценностями формируется в детстве. Вся выстроенная система отношений остается с родными людьми на протяжении всей жизни. Человек, выросший в доверии, создает аналогичную атмосферу у себя в семье, где все ее члены стараются содействовать друг другу, понимают и поддерживают.

  • Друзья

Дружба относится к многосторонним понятиям. В ней участвуют минимум двое. Часто дружбой называют приятельские отношения, которые возникают между соседями или знакомыми (т. е. живущими поблизости). Нередко приятелями становятся коллеги или одноклассники. Настоящей дружбой можно считать отношения между людьми, основанные на духовном родстве, общности интересов и мышления.

Люди становятся действительно близки, если им понятны чувства и потребности друг друга. Они начинают интуитивно ощущать момент, когда человек нуждается в поддержке, а когда в критике. Иногда друга нужно просто выслушать, дать возможность поплакаться в жилетку.

  • Любимый

Любящим людям свойственно отдавать много энергии друг другу. Они больше заинтересованы в успешных делах и благополучии любимых.

Разумеется, выбирать свое окружение только вам. Вы сами определяете, будет ли среди окружающих людей человек, критикующий вас любя. Не стоит слишком эмоционально реагировать на критические замечания близких и обижаться. Ведь родной человек бескорыстно заботится о ваших интересах. Бывает, что только от таких людей можно услышать правду.

4 способа правильно реагировать на критику от близкого человека

  1. Выясните действительные причины недовольства. Это можно сделать, спросив собеседника напрямую: «Что конкретно тебя не устраивает?», «Почему ты считаешь, что мне необходимо так поступить?», «Почему ты так остро реагируешь на мои слова?». Нередко человек критикует из-за недовольства или обиды, совершенно не относящихся к конкретной ситуации.

    К примеру, партнер критикует вас за опоздание на встречу. На самом деле его задело то, что вы несерьезно относитесь к нему.

  2. Оцените справедливость критики в свой адрес. Осознание собственных ошибок дается нелегко. Однако для сохранения хороших отношений со своими близкими это необходимо. Важно различать, когда критика заслужена, а когда нет и нацелена на то, чтобы обидеть. Если действительно вы неправы, следует поблагодарить собеседника, пообещав на будущее сначала думать, а затем говорить или делать.

  3. Относитесь с уважением к альтернативному мнению, несмотря на его отличие от вашего. Критика в ваш адрес не должна побуждать к смене образа мышления или поведения. Нужно понимать, что у людей могут быть разные взгляды на ту или иную ситуацию. И это совершенно нормально. Нужно постараться не скрывать свои чувства, говоря с собеседником откровенно, спокойным тоном объясняя свою позицию по данному вопросу.

  4. Принимайте критику как дополнительную информацию. Не стоит забывать, что замечания критикующего в большей степени рассказывают о нем, а не о критикуемом. Разговаривать следует спокойно. Только в этом случае можно увидеть настоящее лицо своего собеседника.

Иногда к вам придираются без видимых на то причин. Тогда стоит выбрать тактику игнорирования. Есть такой прием в психологии, который называется «аквариум». Нужно представить, как будто вас окружает стеклянная стена, и слова вашего обидчика не слышны. Не нужно вслушиваться в то, о чем говорит собеседник. Следует поддакивать и соглашаться с ним, но делать по-своему. Такая тактика больше подходит для бытовых случаев.

4 способа правильно реагировать на критику от близкого человека

Другим, более смелым и результативным приемом является прямой вопрос: «Почему вы постоянно критикуете меня?». Если человек хочет, чтобы вы чувствовали себя виноватым, некомпетентным в чем-то, то вы можете таким образом раскрыть его желание манипулировать вами. Благодаря прямому вопросу вы избежите дальнейших нападок с его стороны.

3 правила поведения, чтобы не взрываться в ответ на критику от близкого человека

Не нужно забывать о том, что цель критики — дать возможность оценить себя, рассмотреть ошибки, начать самосовершенствоваться. За конструктивную критику нужно поблагодарить собеседника, сказав спокойным тоном: «Спасибо, скорее всего, ты прав» или «Благодарю, я подумаю над твоими словами».

Избежать негативной реакции на критические высказывания близкого человека можно следующими способами:

  1. Думайте о том, что вас никто не хочет обидеть. Близкий человек пытается вас оградить от возможных ошибок, делая замечания.

  2. Уважайте критикующего, так как он имеет право на свое мнение, чувства, альтернативную позицию. Но в то же время ему не безразличны ваши отношения, он не желает зла.

  3. Оцените себя со стороны. Может быть, вам следует согласиться с мнением критикующего. Стоит спросить себя: «Какова причина моего поступка?», «Что побудило меня к таким действиям в этот момент?», «Чего я могу добиться этим?».

Даже если слова критикующего несправедливы, нужно в любом случае сохранять душевное равновесие и не терять рассудительности. Ведь компромисс достигается только в спокойной обстановке, без проявления какой-либо агрессии. Ваш ответ на критику должен быть грамотным и аргументированным. Только в этом случае вы решите проблему.

Кроме того, стоит постараться выяснить цели, преследуемые критикующим. Он может таким образом повышать свою самооценку или специально вызывать у вас ощущение дискомфорта.

В любом случае не нужно расстраиваться из-за критики, которая может вас и не затронуть. Лучше ответить коротко и внятно, ничего не доказывая. Важно уметь прощать.

Следует обозначить собеседнику круг тем, которые вам неприятно обсуждать.

3 правила поведения, чтобы не взрываться в ответ на критику от близкого человека

Даже если близкий человек критикует вас безосновательно, и замечания его несправедливы, будьте всегда рассудительны и спокойны. Ситуация не исправится, если участники диалога излишне эмоциональны или агрессивны. Лучшим решением будет успокоиться и дать аргументированный ответ.

Нужно всегда помнить о целях деструктивной критики: повысить уровень самооценки критикующего, продемонстрировать умственные способности, вызвать дискомфортные ощущения у критикуемого.

Необоснованная критика не является поводом для расстройства, вне зависимости от ее истинных причин. На нее не стоит обращать внимания.