В статье мы расскажем:
- Как работает метод Фейнмана
- Как применять метод Фейнмана
Нобелевский лауреат Ричард Фейнман умел объяснять сложные научные концепции простым языком. На этой способности строится его метод запоминания и обучения.
Ричард Фейнман — один из самых удивительных людей в истории науки. Лауреат Нобелевской премии по физике 1965 года. Совместно с другими авторами он создал математическую теорию, которая объясняет феномен сверхтекучести жидкого гелия, сыграл большую роль в формировании теории кварков и ввел несколько современных понятий и методик расчета в физике. Самым знаменитым творением Фейнмана стал трехтомник «Фейнмановские лекции по физике», созданный на основе материалов лекций, которые он читал в Калифорнийском техническом университете в 1961–1963 годах.
В отличие от большинства знаменитых ученых Фейнман был уверен, что если человек не может объяснить что-либо простыми словами, то он сам не понимает того, о чем говорит. Сам Фейнман мог доступно рассказывать о науке даже детям и далеким от физики людям. И смог этот навык описать так, чтобы его могли применять и другие.
Как работает метод Фейнмана
Этот метод подходит практически для любой дисциплины и любого предмета и может применяться далеко за пределами физики и математики. Он включает медленное, поэтапное изучение и запоминание материала так, чтобы мы могли объяснить его просто и подробно неподготовленному человеку.
Метод Фейнмана для запоминания и обучения состоит из четырех простых шагов:
- Выбираем интересующую нас тему и приступаем к ее изучению.
- Представляем, что мы должны рассказать эту тему классу, ребенку или любому человеку, который ничего о ней не знает.
- Если возникают затруднения, возвращаемся к обучающему материалу.
- Упрощаем и упорядочиваем материал, проверяем правильность понимания
Как применять метод Фейнмана
Разберем подробно каждый из шагов.
Шаг 1. Выбор темы
Первый шаг метода предполагает выбор темы и начало ее изучения. Изучение включает не только запоминание фактов. Фейнман был противником зубрежки и заучивания фактов и формул и верил, что только понимание принципов функционирования чего-либо действительно поможет разобраться в теме.
Еще хорошо помогает конспектирование основных моментов. Фиксация мыслей на бумаге активизирует область гиппокампа в мозге, а это как раз та его часть, которая отвечает за обучение и запоминание.
#THREE_STEPS#
Шаг 2: Представляем себя на месте учителя
Если мы действительно хотим освоить что-либо, мы должны попробовать себя в преподавании этой темы. Обучение других — один из лучших способов изучения нового.
Пробуем объяснить все своими словами, как будто мы разговариваем с ребенком или человеком, абсолютно не знакомым с темой. Суть в том, чтобы рассказать сложные вещи как можно более простыми словами без использования специальных терминов. Не стоит просто перечислять факты, можно придумать и привести свои примеры и ассоциации. Это помогает нам самим глубже разобраться в вопросе и понять основные взаимосвязи.
Шаг 3: Возвращаемся к сложным местам
Очень важный шаг для устранения пробелов в знаниях. Когда мы объясняем или конспектируем новую информацию, всегда возникают темы, которые сложно пересказать своими словами или найти подходящие примеры. Именно на этом моменте необходимо вернуться к первоисточнику информации (это может быть книга, журнал, статья в интернете) и восполнить эти пробелы.
Не всегда возможно усвоить все знания за один подход, иногда придется изучать материалы снова и снова, чтобы вспомнить все важные пункты и суметь объяснить их простыми словами. Но возвращаться к источникам нужно всегда, чтобы усвоить информацию еще лучше. Понимание своих слабых сторон и упорная работа над ними — ключевой пункт этого метода, который приводит к действительно чудесным результатам.
Шаг 4: Упрощаем материал и проверяем правильность понимания
Самое время подвести итоги. После исправления ошибок и работы над сложными понятиями можно еще упростить и улучшить изложение темы. Всегда можно вернуться к шагам 2 и 3, пока понимание не станет полным. К этому моменту все записи и примеры должны быть максимально простыми.
Теперь можно представить результаты своей работы коллегам или друзьям, которые знакомы с изучаемой темой, и проверить правильность своего понимания ключевых моментов. Такой метод обучения через проверку знаний отлично работает. Фейнман был уверен, что самое главное — простота и элегантность объяснений, которые позволяют лучше понять природу вещей. Усложнять всегда проще (как ни странно), однако обилие терминов и витиеватые фразы обычно говорят о том, объясняющий сам не до конца разобрался в вопросе. Основная идея метода заключается в том, что объяснение должно быть таким простым, чтобы его мог понять любой человек. Так, объясняя, мы сами лучше понимаем материал.
Читайте также
Метод запоминания и обучения Фейнмана помогает посмотреть на изучаемый предмет с другой стороны и лучше понять его. Его можно применять не только в академической среде, но и при построении своего бизнеса, запуске стартапов, проработке ментальных моделей и для прочих увлекательных занятий. Метод дает возможность освоить большие объемы информации в относительно короткие сроки.
Автор: Санни Лабх, научный писатель и специалист по коммуникации
Текст подготовила: Татьяна Чибирева