Мы в соц. сетях:

В статье мы расскажем:

  1. 4 ключевые особенности коммуникации людей
  2. Психологические особенности коммуникации
  3. Возрастные и гендерные особенности коммуникации
  4. Социально-культурные особенности коммуникации
  5. Национальные особенности коммуникации

Про особенности коммуникации мы можем говорить тогда, когда хотим достичь ее основной цели – понимания. По сути, именно усвоение полученной информации и возникшая обратная связь, которая сигнализирует об этом, говорят об эффективности общения.

Однако для этого необходимо выполнение определенных условий. Например, если между людьми существует языковой барьер, понимания однозначно не будет. Кроме того, могут возникать определенные сложности и во время передачи информации, которые тоже препятствуют адекватному восприятию сообщения. Об этих особенностях коммуникации мы и расскажем в этой статье.

4 ключевые особенности коммуникации людей

Коммуникация − это одна из форм взаимодействия и общения людей, которая отличается несколькими специфическими особенностями:

  1. Она предполагает участие как минимум двух человек, каждому из которых отводится роль активного субъекта. Цель этого взаимного информирования – наладить дальнейшую совместную деятельность.4 ключевые особенности коммуникации людей

    Специфические особенности коммуникации заключаются в наличии фактора важности или значения тех или иных сведений, полученных в ходе беседы. Причина определения информационной ценности кроется в стремлении не только обменяться знаниями и мнениями, но и прийти к общему пониманию обсуждаемой темы. Каждый человек беспокоится о том, чтобы его правильно поняли. Поэтому составными частями коммуникативного процесса являются общение, познание и деятельность.

  2. Эффективная коммуникация возможна при обеспечении влияния собеседников друг на друга с помощью понятной системы знаков.

    Иначе говоря, информационное взаимодействие способствует изменениям в поведении и состоянии ума тех, кто участвует в процессе.

  3. Коммуникация может быть результативной, только если коммуникатор (тот, кто передает данные) и реципиент (принимающий субъект) используют понятную обеим сторонам систему кодирования и распознавания информации.

  4. Существует риск столкнуться с коммуникативными барьерами. Они обусловлены той связью, которая соединяет общение и межличностные отношения.

    Человеческое сознание, подобно фильтру, проверяет всю информацию, распространяемую в социуме. Главным критерием работы этого фильтра является фактор доверия. Но иногда случается, что люди верят ложной информации, а истинную не принимают. Кроме того, для ослабления этого фильтра применяются специальные методы и средства, которые в совокупности носят название фасцинация. К примеру, наиболее часто речь сопровождают музыкой, изображениями, игрой оттенков.

Психологические особенности коммуникации

Главный субъект коммуникации должен обладать сформировавшимися социальными установками

Психологические особенности коммуникации

Эффективность коммуникации зависит от соблюдения следующих условий:

  1. Концентрация на партнере, то есть необходимо забыть на время о собственных переживаниях и чувствах и направить все внимание на взаимодействие.

  2. Стремление к безоценочности восприятия другого человека, уважительному отношению к его мнению, позиции, проявлениям и суждениям.

  3. Установка на развитие сотрудничества: коммуникация способствует организации общего дела или проекта, объединению усилий при решении каких-то вопросов.

#THREE_STEPS#

Необходимость создания благоприятной психологической обстановки

Не следует пренебрегать актуальными потребностями собеседника:

  • Потребность высказать свое мнение и достичь понимания. Речь идет об активном слушании, которое может быть нерефлексивным (собеседник молчит, но внимание подтверждает невербальными способами) или рефлексивным с использованием вопросов, например.

  • Потребность принятия его эмоций. Удовлетворение эмоций происходит с использованием принципа эмпатии, то есть способности проникнуться чувствами другого человека, понять его душевное состояние.

  • Потребность индивида в получении признания.

В основе коммуникации – взаимодействие субъектов

Коммуникация держится на взаимодействии субъектов (личностей), которое состоит из следующих компонентов: активности людей, взаимного влияния и совместной деятельности в результате договоренности.

Возрастные и гендерные особенности коммуникации

Влияние возрастного фактора на общение

  1. Особенности коммуникации в общении близких по возрасту людей. Также здесь можно говорить о коммуникации людей, которые не делают акцент на разнице в возрасте и общаются между собой на равных. Фактор возраста – вещь условная и принимается во внимание по желанию собеседников. Иногда и 2–3 года имеют значение, а иногда разница в 30 лет не ощущается.Возрастные и гендерные особенности коммуникации

    Особенности коммуникации в группе близких по возрасту людей состоят в том, что она строится на принципах равенства и взаимоуважения партнеров. Предполагается, что участники имеют одинаковый опыт и уровень развития.

  2. Коммуникация с людьми, которые старше по возрасту. При таком взаимодействии младший обычно говорит подчеркнуто вежливо и уважительно, так как чаще всего беседа заключается в передаче знаний, опыта, получении ценного совета от старшего.

  3. Особенности общения старшего с младшим. В этом случае старшему ни в коем случае нельзя допускать негативные высказывания, уничижительный тон по отношению к собеседнику младшего возраста. Все это непременно вернется по правилу бумеранга оскорбителю.

Влияние гендерного фактора на общение

  1. Если между собой общаются двое мужчин. Коммуникация основывается на взаимном уважении и равенстве. Если это соблюдается, то возможно конструктивное общение.

  2. Если общение происходит между женщинами. Нормальная коммуникация возможна при условии отсутствии личных претензий, оценивания, зависти и полного контроля над эмоциями.

  3. Общение женщины с мужчиной. Особенностью коммуникации в этом формате является обязательное присутствие оценки собеседника, представляющего противоположный пол.

Этот фактор всегда нужно учитывать, например, при подготовке к разговору:

  • Независимо от места, условий и формата коммуникации, общение между мужчиной и женщиной происходит с учетом половой принадлежности. Мужчина оценивает внешний вид, обаяние, привлекательность женщины. А потом переводит внимание на тему беседы.

  • Дамы поступают так же: в первую очередь «сканируют» собеседника как представителя мужского пола.

Итак, мы познакомились с возможными принципами оптимальной коммуникации и особенностями общения с учетом гендерных и возрастных факторов. Безусловно, это первое, что необходимо учитывать при взаимных контактах.

Дальше, если люди продолжат общаться, то могут произойти изменения в форме общения и отношениях.

Социально-культурные особенности коммуникации

Коммуникация людей зависит от конкретной общественно-культурной среды, имеющей свои устоявшиеся традиции и культурные ценности. Благодаря этому происходит формирование и наделение национальными и психологическими особенностями, собственно, самой личности. Исследование межличностного взаимодействия позволяет познакомиться с национальным своеобразием и культурными особенностями представителей разных народов и стран. Кроме того, необходимо понимать, что даже люди одной национальности отличаются по уровню культуры, образования и психологическим признакам. Поэтому для полноты картины сфера общения подвергается культурологическим и психологическим исследованиям.

Культурные и общественные тенденции оказывают влияние на характеристики коммуникации людей. Развитие социума меняет форму, цели, особенности коммуникации. В культуре общения, являющейся частью общей культуры человека, отражаются его ценности, убеждения, национальные черты, социальное положение и т. д.

Социально-культурные особенности коммуникации

Представители разных эпох, стран, поколений отличаются культурой поведения и общения, которая соответствует общечеловеческим ценностям, национальным характеристикам и личным особенностям психики конкретной личности. Уровень культуры определяется не только коммуникативным потенциалом, но и полученными знаниями, навыками взаимодействия с окружающими. Также учитываются приоритеты, цели и способы общения, выбираемые личностью.

Культура общения характеризуется следующими особенностями:

  • степенью владения знаниями о сфере коммуникации;

  • набором личностных навыков, необходимых для обеспечения коммуникации с любым человеком;

  • обладанием достаточным словарным запасом в соответствии с нормами литературной речи;

  • принятием установки на коммуникацию с другим человеком как с ценной и значимой личностью;

  • соблюдением норм морали как неотъемлемого признака индивида, проявляемого им в обычной жизни;

  • соблюдением правил этики, морали и требований к коммуникации в соответствии с этнопсихологическими особенностями представителя данного социума и общечеловеческими ценностями;

  • системой, объединяющей признанные обществом установки, обычаи, традиции и предрассудки, которые соответствуют межличностным взаимоотношениям.

Сегодня в коммуникации придается большое значение морально-психологическому фактору, так как следование принципам нравственности служит параметром, определяющим поступки и действия индивидуума, тон его речи, внимание к словам собеседника, уважение к его позиции, и является внутренней потребностью совершать только моральные действия.

Совокупность убеждений, принципов, качеств, привычек, действий и способностей, которая влияет на степень нравственного здоровья человека, в целом служит регулирующим фактором при формировании навыка общения. Если человек обладает высокой культурой общения, он способен не только справиться с собственными негативными привычками и чертами, но и положительно влиять на поведение других людей.

Национальные особенности коммуникации

Каждый народ и этнос за время своего развития сформировали собственную систему обычаев для общения. Нужно ли учитывать это, когда встречаются представители разных культурных традиций? По этому вопросу есть несколько мнений, хотя всеми признается, что национальные особенности существуют.

Национальные особенности коммуникации

  • По мнению одних, особенности коммуникации в современном мире благодаря их интенсивному развитию заключаются в применении общих международных принципов и единого формата общения. Расширение контактов на всех уровнях и в разных областях жизни устраняет стереотипы мышления и приверженность исключительно национальным традициям. Это видно на примере, когда студенты из разных стран, обучающиеся в России, Соединенных Штатах или в Европе, воспринимают местные традиции, стиль общения и т. д. В дальнейшем этот процесс объединения представителей разных стран и культур будет только продолжаться и совершенствоваться, приводя сферу коммуникаций к единому знаменателю.

  • Вторая точка зрения сводится к признанию большой значимости национальных особенностей в процессе международного общения, во время любых переговоров и других форм коммуникации. Свою позицию приверженцы данной точки зрения объясняют тем, что невозможность договориться, прийти к соглашению в большей степени зависит от различия в культуре. Личность всегда находится под влиянием тех традиций, которые с детских лет усвоены в семье, национальном окружении. Этот аргумент дополняется заявлениями о том, что в сферу международного бизнеса входят люди, не получившие должного образования и международного опыта общения. С ними нелегко находить взаимопонимание, так как их сдерживают узконациональные рамки.

Для продвижения на европейском рынке компания использовала рекламный блок из трех последовательных изображений: на первом – женщина, страдающая от боли, на втором она же, принимающая обезболивающее, по изображению на третьем слайде становилось понятно, что теперь она хорошо себя чувствует. Казалось бы, такое логичное построение не должно вызывать сомнений. Поэтому реклама осталась в том же виде. Но немного позже выяснилось, что покупатели арабских стран игнорируют новое средство. А все потому, что на Ближнем Востоке не только читают справа налево, но и картинки рассматривают в таком же порядке. Посыл рекламных изображений оказался противоположным (женщине стало больно после приема препарата), так как специалисты не учли специфику местной культуры.

Очевидно, что в этом и заключаются особенности коммуникации в современном обществе и мире. С одной стороны, участникам международных контактов при общении необходимо следовать единым нормам и правилам, с другой – знание национальных и культурных различий весьма пригодится при развитии деловых отношений с представителями разных стран и народов. Уважение национальных традиций, доброжелательность и внимание друг к другу – все это способствует укреплению взаимосвязей между людьми.

Национальные особенности коммуникации

Как видим, особенности коммуникации зависят от разных факторов: места, времени, цели, состава участников. Навыкам общения человек учится с самого детства, постепенно развиваясь и совершенствуясь в этом. На самом деле, многие вещи получаются автоматически, если у человека есть намерение понять собеседника, договориться, наладить с ним взаимодействие.

Безусловно, отдельным тонкостям необходимо учиться осознанно, например, если намечена важная деловая встреча с представителями другой нации, отличающейся мировоззрением, традициями и культурой. Ведь будет очень обидно, если какая-то мелочь, неловко сказанное слово или неверно истолкованный жест поставит под угрозу успех длительных переговоров.