Мы в соц. сетях:

О чем речь? Психологические процессы человека — это строительные блоки нашего психического и эмоционального благополучия. Они помогают нам понять наши мысли, чувства и поведение, а также то, как происходит взаимодействие с окружающим миром.

На что обратить внимание? Люди обладают уникальной способностью обрабатывать информацию так, как это не удается ни одному другому виду. Это во многом объясняется сложностью нашего мозга и тем, как мы думаем о вещах. Мы используем такие когнитивные процессы, как память, рассуждение, устранение проблем, принятие решений, восприятие и обработка языка, чтобы понять смысл окружающей среды.

В статье мы расскажем:

  1. Краткая характеристика психологических процессов
  2. Методы изучения психологических процессов
  3. Виды психологических процессов
  4. Развитие психических процессов
  5. Проблематика
  6. Способы совершенствования

Краткая характеристика психологических процессов

Психологические процессы – это условное расчленение человеческой психики на составные части, посредством которых люди имеют возможность контактировать с внешним и внутренним миром. Сегодня это слабо изученный феномен, поэтому о нем и известно так мало, что существуют различные определения и трактовки данного явления.

Психологические процессы реализовываются в определенных условиях взаимосвязи с внешним миром (особенности характеристик планеты, природные переходы от зимы к лету, изменение силы тяжести и т. п.). Эти факторы ставят человека в конкретные рамки. В данном случае психика выступает своеобразным регулятором того, как ведет себя организм.

Психологические процессы обладают различной функциональностью, которая зависит от их вида.

Познавательные процессы:

  • принятие;

  • запоминание;

  • ощущение;

  • размышления;

  • воображение;

  • представление;

  • воспроизведение речи;

  • концентрация внимания.

Эмоциональные процессы:

  • выражение всего спектра чувств;

  • проявление эмоций;

  • стрессовые переживания;

  • состояние аффекта.

Волевые процессы:

  • проявление силы воли;

  • определение цели;

  • реализация решения.

Психологические процессы существуют в тесной взаимосвязи. Так, например, функции памяти невозможно реализовать без сосредоточенного внимания. А окружающий мир нельзя воспринимать, не используя память, и таких цепочек много. Таким образом, если вам хочется совершенствовать деятельность психических процессов, достаточно будет уделить внимание развитию некоторых из них. К примеру, сосредоточьтесь на чувствах, воображении, эмоциональности и силе воли. Конечно, ваш выбор может существенно отличаться от приведенных примеров. Но, как бы там ни было, работая над концентрацией внимания, вы подтянете на новый уровень и остальные элементы.

Краткая характеристика психологических процессов

Методы изучения психологических процессов

В современной психиатрической науке и когнитивистике для изучения функциональных процессов восприятия, мышления, понимания и других зачастую применяются следующие методы:

  • определение фигур наощупь и совершение с ними тактильных манипуляций (доска Сегена);

  • зрительное определение различных реальных или зашумленных, а также расфокусированных или с четким контуром изображений (проба Поппельрейтера);

  • восприятие предметов, для которых необходима зрительно-пространственная проработка (контурная карта по географии, схематические часы);

  • узнавание изображенных на портретах известных людей;

  • слуховое восприятие и оценивание структурного ритма;

  • выявление проблем с памятью (методика «Пиктограмма»).

Однако стоит отметить, что достоверно определить патологические психологические процессы позволяет только совокупность методик. Таким образом, диагностику проблем необходимо осуществлять в комплексе.

Большинство методик основывается на изучении мышления. Самая распространенная из них – «классификация предметов». Благодаря ей можно разобраться во многих тонкостях мыслительных процессов. Наряду с данной методикой широко известны правильное понимание переносного значения метафор, решение различных арифметических задач, определение понятий и сравнение их между собой.

Рассмотрим по отдельности психические процессы, их характерные свойства и ключевые функции.

Виды психологических процессов

Психологические процессы ученые разделяют на три вида: познавательные, эмоциональные и волевые. В свою очередь, каждый из этих видов подразделяется на несколько подвидов.


Познавательные

Используя познавательные психологические процессы, человек воспринимает полученную информацию, совершенствует умения, набирается опыта. Индивид накапливает новые сведения, обрабатывает их и хранит в своей памяти:

  • Ощущение. Это психическое отражение внутреннего состояния и характеристик окружающего мира. Чтобы человеку была доступна новая информация, нужно, чтобы на него оказывали влияние раздражители. Органы чувств наделены рецепторами, контролирующими прием и передачу нервных реакций. По причине того, что полученные данные не могут быть обработаны умом или уровнем культуры, они определяются как натуральные.

  • Восприятие. Это психический процесс, который способствует формированию представлений о явлениях окружающей среды, предметных образах. По сравнению с ощущениями восприятие можно определить как более детальное.

Общее восприятие предмета или действия формируется под влиянием:

  • настроя;

  • объективности ожидания;

  • силы желания;

  • первичной информации о субъекте;

  • мечтательности.

Из-за того, что конечный результат зачастую не соответствует ожиданиям, его невозможно считать независимым.

Виды психологических процессов

  • Представление. Объясняет явления или предметы, с которыми человек не контактирует по какой-либо причине в настоящий момент. Образность предметов берет свое начало в опыте прошлого. Конечный результат данного процесса можно назвать вторичным опытом.

  • Воображение. Погружение человека внутрь себя. Там воспроизводятся представления и картинки. Используя воображение, можно увидеть желанный образ, который недосягаем в реальном мире. Оно тесно переплетается с совершенствованием памяти, развитием творческого начала.

  • Мышление. Дает возможность находить оперативные решения экстренных задач. При этом подыскиваются пути выхода из критической ситуации, не применяемые до этого. Иной вариант объяснения данного психологического процесса — непрекращающийся поток разнообразных смыслов, образов, мыслей.

  • Память. Представляет собой врожденный навык для сохранения необходимой информации, который применяется для того, чтобы в подходящий момент ее использовать. Одним из составляющих элементов памяти является забывание. Оно нужно, чтобы оперативно вспомнить то, что потребуется. Если бы человек не обладал способностью забывать, у него могли бы возникнуть проблемы с воспроизведением полученных сведений в определенный момент.

  • Внимание. Является частью сложной системы выбора информации. Благодаря данному навыку человек усваивает определенные нужные ему сведения. Различают два вида внимания:

  • непроизвольное — концентрация внимания на броских цветах, шумных звуках, резких движениях;

  • произвольное — самостоятельное определение конкретной цели, на которую стоит обратить внимание.

Эмоциональные

Эмоции в психологической науке являются процессами, отражающими оценочное собственное значение внутренних и внешних событий, которые способны существенно повлиять на жизнь человека:

  • Активные. Психологические процессы включают в себя активные эмоциональные аспекты. Например, аффект — это недлительное мощное эмоциональное потрясение, которое сопровождается висцеральными двигательными признаками. Аффекты начинают активно проявляться исключительно в экстренных ситуациях, когда человек не видит адекватного выхода из них.

  • Пассивные. Такими эмоциональными психическими процессами считаются чувства. Они имеют некоторые отличия от потребностей и эмоционального настроя. Человек способен проявить чувства откровенно в особых случаях: испытывая тяжелые переживания. Чаще всего они скрываются внутри и не демонстрируются открыто.

Волевые

Сознательный контроль над своим поведением. Данные психологические процессы запускаются с целью преодоления внешних и внутренних барьеров, чтобы, в конце концов, измениться:

  • Решение. Это действие, демонстрирующее волевую личность. Благодаря ему человек может прояснить текущую ситуацию и обозначить свои последующие шаги. Часто происходит так, что индивид не в силах разобраться, как ему правильнее поступить.

  • Исполнение. Означает активную деятельность. Она реализуется, когда человек обладает информацией о сложившейся ситуации, осмысленно анализирует ее, придумывая способ решения вопроса.

  • Усилие. Чтобы желание действовать стало сильнее, человеку необходима достаточная мотивация. Ее уровень во многом зависит от потребностей и стремлений личности.

Развитие психических процессов

Психологические процессы у детей развиваются по возрастным критериям:

  1. С 2 до 6 лет у ребенка активно формируются психологические процессы. Родителям под силу влиять на них, если задаться целью и тренировать определенные навыки. Рассмотрим упражнения, с помощью которых можно заниматься с малышами:

  • Положите на стол несколько игрушек. Ребенку нужно запомнить их названия и расположение. Затем он закрывает глаза, а вы прячете одну из игрушек или меняете их местами. Задача малыша – заметить и сказать, что поменялось.

  • Как только ребенок сможет хорошо выполнять данное задание, усложните его: спрячьте на этот раз 2 или 3 игрушки.

  • Для развития образного мышления оптимально подходит следующее занятие: выложите перед малышом четыре картинки. Три из них должны быть связаны общей темой. Ребенку необходимо угадать, какая из них лишняя.

  • Когда вместе пойдете в магазин, озвучьте список продуктов для запоминания. Для начала включите в него не более 4 позиций. Во время совершения покупок малышу необходимо будет перечислить товары из списка. Таким образом тренируется долговременная память.

    1. Если ребенок достиг возраста 7–8 лет, он должен уметь:

  • без труда называть 10 отличий между похожими предметами;

  • выполнять поручение, не отвлекаясь, около 15 минут;

  • повторять в полной точности заданные движения или ритм;

  • самостоятельно справляться с заданием по образцу;

  • отыскивать одинаковые предметы;

  • правильно определять последовательность событий, составлять связное повествование по предложенным картинкам;

  • строить логический ряд из определенных предметов.

  • дословно повторять предложения, которые включают до 8 слов.

    1. Психологические процессы у взрослого человека закладываются в возрасте 16 лет. Однако это не говорит о том, что их не получится натренировать и совершенствовать. Ведь мышление можно и, более того, нужно развивать на протяжении жизни.

Развитие психических процессов

Проблематика

Психологические процессы могут существенно притормаживаться из-за наличия психических расстройств. Вследствие этого возникают серьезные проблемы с пониманием, усвоением полученной информации.

Можно выделить следующие нарушения восприятия:

  • ошибочные узнавания;

  • обманные чувства;

  • искажение восприятия узнаваемых объектов.

Расстройства мышления:

  • переоценка ценностей;

  • состояние бреда;

  • навязчивые идеи.

Нарушения функций памяти:

  • криптомнезия (утрата способности различать реальные события и происходившие, например, во сне, или мечтаниях);

  • конфабуляция (ложные воспоминания, в которых реальные факты переплетены с вымышленными);

  • эхомнезия (многократное воспроизведение в памяти повторов событий и их переживание).

К эмоциональным психологическим расстройствам относят:

  • гипертимию (выражается в постоянно повышенном настроении);

  • эйфорию;

  • депрессивное состояние;

  • повторяющиеся эмоции;

  • неопределенность.

Способы совершенствования

Организм человека функционирует как единое целое. Речь идет не только о слаженной работе внутренних систем жизнедеятельности, но и об эмоциональной составляющей. Важнейшим фактором развития является сила воли. При ее отсутствии сложно корректировать остальные черты. Для прокачки данного качества психологи советуют использовать различные методики:

  1. Регулярно задавать себе какие-нибудь четкие цели.

  2. Стараться давать обещания при свидетелях или заключать публичные пари.

  3. Не ругать себя за совершенные ошибки. Сила воли существенно ослабевает, если человек испытывает навязчивое чувство вины. Если у вас что-то не получается, необходимо проанализировать ситуацию, решить, как нужно поступить правильнее, если все повторится.

  4. Строго придерживаться распорядка дня. Чтобы быть наполненным энергией и успешно справляться с различными задачами, необходимо научиться отказываться от соблазнов, сбалансированно питаться, соблюдать режим сна.

  5. Заранее строить планы на каждый день.

Психологические процессы представляют собой кратковременные элементы, формирующие структуру психики личности, которые трансформируются на протяжении всей жизни. Благодаря им индивид способен реагировать на быстро меняющуюся ситуацию в мире, осознавать и усваивать новые знания.