О чем речь? Психологические процессы человека — это строительные блоки нашего психического и эмоционального благополучия. Они помогают нам понять наши мысли, чувства и поведение, а также то, как происходит взаимодействие с окружающим миром.
На что обратить внимание? Люди обладают уникальной способностью обрабатывать информацию так, как это не удается ни одному другому виду. Это во многом объясняется сложностью нашего мозга и тем, как мы думаем о вещах. Мы используем такие когнитивные процессы, как память, рассуждение, устранение проблем, принятие решений, восприятие и обработка языка, чтобы понять смысл окружающей среды.
В статье мы расскажем:
- Краткая характеристика психологических процессов
- Методы изучения психологических процессов
- Виды психологических процессов
- Развитие психических процессов
- Проблематика
- Способы совершенствования
Краткая характеристика психологических процессов
Психологические процессы – это условное расчленение человеческой психики на составные части, посредством которых люди имеют возможность контактировать с внешним и внутренним миром. Сегодня это слабо изученный феномен, поэтому о нем и известно так мало, что существуют различные определения и трактовки данного явления.
Психологические процессы реализовываются в определенных условиях взаимосвязи с внешним миром (особенности характеристик планеты, природные переходы от зимы к лету, изменение силы тяжести и т. п.). Эти факторы ставят человека в конкретные рамки. В данном случае психика выступает своеобразным регулятором того, как ведет себя организм.
Психологические процессы обладают различной функциональностью, которая зависит от их вида.
Познавательные процессы:
-
принятие;
-
запоминание;
-
ощущение;
-
размышления;
-
воображение;
-
представление;
-
воспроизведение речи;
-
концентрация внимания.
Эмоциональные процессы:
-
выражение всего спектра чувств;
-
проявление эмоций;
-
стрессовые переживания;
-
состояние аффекта.
Волевые процессы:
-
проявление силы воли;
-
определение цели;
-
реализация решения.
Психологические процессы существуют в тесной взаимосвязи. Так, например, функции памяти невозможно реализовать без сосредоточенного внимания. А окружающий мир нельзя воспринимать, не используя память, и таких цепочек много. Таким образом, если вам хочется совершенствовать деятельность психических процессов, достаточно будет уделить внимание развитию некоторых из них. К примеру, сосредоточьтесь на чувствах, воображении, эмоциональности и силе воли. Конечно, ваш выбор может существенно отличаться от приведенных примеров. Но, как бы там ни было, работая над концентрацией внимания, вы подтянете на новый уровень и остальные элементы.
Методы изучения психологических процессов
В современной психиатрической науке и когнитивистике для изучения функциональных процессов восприятия, мышления, понимания и других зачастую применяются следующие методы:
-
определение фигур наощупь и совершение с ними тактильных манипуляций (доска Сегена);
-
зрительное определение различных реальных или зашумленных, а также расфокусированных или с четким контуром изображений (проба Поппельрейтера);
-
восприятие предметов, для которых необходима зрительно-пространственная проработка (контурная карта по географии, схематические часы);
-
узнавание изображенных на портретах известных людей;
-
слуховое восприятие и оценивание структурного ритма;
-
выявление проблем с памятью (методика «Пиктограмма»).
Однако стоит отметить, что достоверно определить патологические психологические процессы позволяет только совокупность методик. Таким образом, диагностику проблем необходимо осуществлять в комплексе.
Большинство методик основывается на изучении мышления. Самая распространенная из них – «классификация предметов». Благодаря ей можно разобраться во многих тонкостях мыслительных процессов. Наряду с данной методикой широко известны правильное понимание переносного значения метафор, решение различных арифметических задач, определение понятий и сравнение их между собой.
Рассмотрим по отдельности психические процессы, их характерные свойства и ключевые функции.
Виды психологических процессов
Психологические процессы ученые разделяют на три вида: познавательные, эмоциональные и волевые. В свою очередь, каждый из этих видов подразделяется на несколько подвидов.
Познавательные
Используя познавательные психологические процессы, человек воспринимает полученную информацию, совершенствует умения, набирается опыта. Индивид накапливает новые сведения, обрабатывает их и хранит в своей памяти:
-
Ощущение. Это психическое отражение внутреннего состояния и характеристик окружающего мира. Чтобы человеку была доступна новая информация, нужно, чтобы на него оказывали влияние раздражители. Органы чувств наделены рецепторами, контролирующими прием и передачу нервных реакций. По причине того, что полученные данные не могут быть обработаны умом или уровнем культуры, они определяются как натуральные.
-
Восприятие. Это психический процесс, который способствует формированию представлений о явлениях окружающей среды, предметных образах. По сравнению с ощущениями восприятие можно определить как более детальное.
Общее восприятие предмета или действия формируется под влиянием:
-
настроя;
-
объективности ожидания;
-
силы желания;
-
первичной информации о субъекте;
-
мечтательности.
Из-за того, что конечный результат зачастую не соответствует ожиданиям, его невозможно считать независимым.
-
Представление. Объясняет явления или предметы, с которыми человек не контактирует по какой-либо причине в настоящий момент. Образность предметов берет свое начало в опыте прошлого. Конечный результат данного процесса можно назвать вторичным опытом.
-
Воображение. Погружение человека внутрь себя. Там воспроизводятся представления и картинки. Используя воображение, можно увидеть желанный образ, который недосягаем в реальном мире. Оно тесно переплетается с совершенствованием памяти, развитием творческого начала.
-
Мышление. Дает возможность находить оперативные решения экстренных задач. При этом подыскиваются пути выхода из критической ситуации, не применяемые до этого. Иной вариант объяснения данного психологического процесса — непрекращающийся поток разнообразных смыслов, образов, мыслей.
-
Память. Представляет собой врожденный навык для сохранения необходимой информации, который применяется для того, чтобы в подходящий момент ее использовать. Одним из составляющих элементов памяти является забывание. Оно нужно, чтобы оперативно вспомнить то, что потребуется. Если бы человек не обладал способностью забывать, у него могли бы возникнуть проблемы с воспроизведением полученных сведений в определенный момент.
-
Внимание. Является частью сложной системы выбора информации. Благодаря данному навыку человек усваивает определенные нужные ему сведения. Различают два вида внимания:
-
непроизвольное — концентрация внимания на броских цветах, шумных звуках, резких движениях;
-
произвольное — самостоятельное определение конкретной цели, на которую стоит обратить внимание.
Эмоциональные
Эмоции в психологической науке являются процессами, отражающими оценочное собственное значение внутренних и внешних событий, которые способны существенно повлиять на жизнь человека:
-
Активные. Психологические процессы включают в себя активные эмоциональные аспекты. Например, аффект — это недлительное мощное эмоциональное потрясение, которое сопровождается висцеральными двигательными признаками. Аффекты начинают активно проявляться исключительно в экстренных ситуациях, когда человек не видит адекватного выхода из них.
-
Пассивные. Такими эмоциональными психическими процессами считаются чувства. Они имеют некоторые отличия от потребностей и эмоционального настроя. Человек способен проявить чувства откровенно в особых случаях: испытывая тяжелые переживания. Чаще всего они скрываются внутри и не демонстрируются открыто.
Волевые
Сознательный контроль над своим поведением. Данные психологические процессы запускаются с целью преодоления внешних и внутренних барьеров, чтобы, в конце концов, измениться:
-
Решение. Это действие, демонстрирующее волевую личность. Благодаря ему человек может прояснить текущую ситуацию и обозначить свои последующие шаги. Часто происходит так, что индивид не в силах разобраться, как ему правильнее поступить.
-
Исполнение. Означает активную деятельность. Она реализуется, когда человек обладает информацией о сложившейся ситуации, осмысленно анализирует ее, придумывая способ решения вопроса.
-
Усилие. Чтобы желание действовать стало сильнее, человеку необходима достаточная мотивация. Ее уровень во многом зависит от потребностей и стремлений личности.
Развитие психических процессов
Психологические процессы у детей развиваются по возрастным критериям:
-
С 2 до 6 лет у ребенка активно формируются психологические процессы. Родителям под силу влиять на них, если задаться целью и тренировать определенные навыки. Рассмотрим упражнения, с помощью которых можно заниматься с малышами:
-
Положите на стол несколько игрушек. Ребенку нужно запомнить их названия и расположение. Затем он закрывает глаза, а вы прячете одну из игрушек или меняете их местами. Задача малыша – заметить и сказать, что поменялось.
-
Как только ребенок сможет хорошо выполнять данное задание, усложните его: спрячьте на этот раз 2 или 3 игрушки.
-
Для развития образного мышления оптимально подходит следующее занятие: выложите перед малышом четыре картинки. Три из них должны быть связаны общей темой. Ребенку необходимо угадать, какая из них лишняя.
-
Когда вместе пойдете в магазин, озвучьте список продуктов для запоминания. Для начала включите в него не более 4 позиций. Во время совершения покупок малышу необходимо будет перечислить товары из списка. Таким образом тренируется долговременная память.
-
Если ребенок достиг возраста 7–8 лет, он должен уметь:
-
-
без труда называть 10 отличий между похожими предметами;
-
выполнять поручение, не отвлекаясь, около 15 минут;
-
повторять в полной точности заданные движения или ритм;
-
самостоятельно справляться с заданием по образцу;
-
отыскивать одинаковые предметы;
-
правильно определять последовательность событий, составлять связное повествование по предложенным картинкам;
-
строить логический ряд из определенных предметов.
-
дословно повторять предложения, которые включают до 8 слов.
-
Психологические процессы у взрослого человека закладываются в возрасте 16 лет. Однако это не говорит о том, что их не получится натренировать и совершенствовать. Ведь мышление можно и, более того, нужно развивать на протяжении жизни.
Проблематика
Психологические процессы могут существенно притормаживаться из-за наличия психических расстройств. Вследствие этого возникают серьезные проблемы с пониманием, усвоением полученной информации.
Можно выделить следующие нарушения восприятия:
-
ошибочные узнавания;
-
обманные чувства;
-
искажение восприятия узнаваемых объектов.
Расстройства мышления:
-
переоценка ценностей;
-
состояние бреда;
-
навязчивые идеи.
Нарушения функций памяти:
-
криптомнезия (утрата способности различать реальные события и происходившие, например, во сне, или мечтаниях);
-
конфабуляция (ложные воспоминания, в которых реальные факты переплетены с вымышленными);
-
эхомнезия (многократное воспроизведение в памяти повторов событий и их переживание).
К эмоциональным психологическим расстройствам относят:
-
гипертимию (выражается в постоянно повышенном настроении);
-
эйфорию;
-
депрессивное состояние;
-
повторяющиеся эмоции;
-
неопределенность.
Способы совершенствования
Организм человека функционирует как единое целое. Речь идет не только о слаженной работе внутренних систем жизнедеятельности, но и об эмоциональной составляющей. Важнейшим фактором развития является сила воли. При ее отсутствии сложно корректировать остальные черты. Для прокачки данного качества психологи советуют использовать различные методики:
-
Регулярно задавать себе какие-нибудь четкие цели.
-
Стараться давать обещания при свидетелях или заключать публичные пари.
-
Не ругать себя за совершенные ошибки. Сила воли существенно ослабевает, если человек испытывает навязчивое чувство вины. Если у вас что-то не получается, необходимо проанализировать ситуацию, решить, как нужно поступить правильнее, если все повторится.
-
Строго придерживаться распорядка дня. Чтобы быть наполненным энергией и успешно справляться с различными задачами, необходимо научиться отказываться от соблазнов, сбалансированно питаться, соблюдать режим сна.
-
Заранее строить планы на каждый день.
Читайте также
«Психология общения: суть, функции, задачи»Психологические процессы представляют собой кратковременные элементы, формирующие структуру психики личности, которые трансформируются на протяжении всей жизни. Благодаря им индивид способен реагировать на быстро меняющуюся ситуацию в мире, осознавать и усваивать новые знания.