Это какие? Сказки для мальчиков — это народные и авторские произведения для будущих мужчин. Они поведают ребятам о традиционных образах и типичном поведении героев, о темах, которые всегда интересны мальчишкам.
Чем важны? Сказки научат маленьких слушателей ответственности и смелости, объяснят, как поступать в непростых ситуациях, помогут отличить добро от зла и воспитают поколение настоящих героев.
В статье мы расскажем:
- Влияние сказок на детей
- Сказки для мальчиков разного возраста
- Советы, как привить мальчикам любовь к чтению
Влияние сказок на детей
Каждый родитель должен серьезно и ответственно относиться к сказкам, оказывающим огромное влияние на ребенка. Ведь в процессе их чтения малыш проживает сюжет, радуется и грустит вместе с персонажами. Происходит эмоциональное развитие ребенка, он учится сочувствовать и сострадать, находить решение проблем. Поэтому в процессе чтения дети не только отдыхают, но и познают школу жизни.
В сказках представлены поведенческие стереотипы и социальные роли, которым ребенок старается подражать. По мнению психологов, в процессе чтения формируется жизненный сценарий человека. В связи с этим родители, боясь излишнего влияния произведений на их чадо, строго контролируют и отсеивают всю «вредную» литературу.
Взрослым, которые мыслят логически и рационально, кажется, что показанные в сказках хитрость, обман, агрессия, жестокость, смерть персонажей, равнодушное отношение родных людей и другие явления оказывают негативное и даже опасное влияние на ребенка.
Однако оценивать сказки с позиции взрослых не стоит. Эти произведения рассказывают, используя язык символов и метафор. Поэтому не нужно думать, что в сказочных сюжетах пропагандируются лень, равнодушие, тунеядство, невежество, жадность и т. п. Порой эти негативные с рациональной точки зрения качества героев что-то символизируют. Приведем в пример сказку «Мальчик-с-пальчик», в которой родители уносят своих детей в лес и оставляют их там на верную гибель.
Поначалу кажется, что взрослые решают свои проблемы, бросая собственных чад. Но при более подробном рассмотрении оказывается, что поведение родителей в сказке символизирует этап взросления ребенка, являющийся закономерных итогом его разлучения с мамой и папой. Полный опасностей лес надо воспринимать как символ взрослой жизни с необходимостью самостоятельного принятия решений, умением защищать себя.
#THREE_STEPS#Сказки со страшным сюжетом нужно обязательно читать и мальчикам, и девочкам, и даже на ночь. Ведь они выполняют роль профилактической «вакцины», помогающей ребенку вступить во взрослую жизнь, где необходимо учиться многое терпеть и преодолевать трудности. В процессе прочтения страшной сказки ребенок испытывает определенный стресс, благодаря чему у него вырабатывается устойчивый «иммунитет», помогающий «выживать» в реальной, порой жестокой жизни.
Полоролевое воспитание происходит тоже через сказки, моделирующие поведение детей. В сказках не пропагандируется современная теория «унисекс-воспитания», поэтому есть сказки для девочек, есть для мальчиков. Ведь мальчики и девочки, в будущем мужчины и женщины, являются «жителями разных планет». Они абсолютно непохожие, их роль, задачи и цели в жизни кардинально различаются как в семейных отношениях, так и в обществе.
Читайте также
«Происхождение и значение имени Матвей»В центре сюжета сказочных историй, предназначенных для девочек, героиня женского пола. Сказки для мальчиков рассказывают о героическом персонаже – мужчине.
Сказочные истории для девочек повествуют о том, какой должна быть женщина: хорошей хозяйкой, доброй и заботливой матерью. Не только положительные персонажи оказывают важное влияние на девочек, но и отрицательные.
К примеру, всегда недовольная злая мачеха, постоянно критикующая и наказывающая падчерицу, выступает в роли «социального тренера». Благодаря ей несчастная нелюбимая девочка учится терпению, умению прощать и сострадать. Именно терпение помогает падчерице не конфликтовать открыто с мачехой, чтобы не потерять все.
В поучительных сказках для мальчиков показана роль будущих добытчиков, защитников семьи, умелых хозяев, способных принимать правильные решения. С помощью сказочных сюжетов мальчик знакомится с задачами, которые возложило на мужчин общество.
Надо сказать, что сказки предназначены для общего чтения и делятся на девчачьи и мальчиковые лишь условно. Ведь в каждом человеке всегда есть два начала: мужское и женское.
Важное правило, которое касается всех сказок, как волшебных, так и бытовых или воспитывающих: после прочтения их необходимо обсудить. По мере взросления ребенка обсуждения должны усложняться и углубляться.
Можно размышлять о героях, их поступках, характере, положительных и отрицательных чертах, пытаться придумывать другой конец, фантазировать в сослагательном наклонении по поводу сюжетной линии.
Особенно важно, чтобы сказки ребенку, не умеющему читать, рассказывали или читали взрослые.
Сказки для мальчиков разного возраста
Сказки для мальчиков дошкольного возраста (4–6 лет)
Маленькими слушателями отлично воспринимаются короткие, написанные доступным языком русские народные сказки. Мальчики 5–6 лет понимают эти произведения, с интересом узнают о приключениях центральных персонажей. Именно такие сказки знакомят будущих мужчин с понятием «настоящий герой», с тем, какими качествами должен он обладать.
Ребята на подсознательном уровне начинают понимать, что подлинные герои добрые, всегда приходят на помощь слабым, отличаются храбростью, смелостью, честностью. Мальчик 6 лет, слушая сказки, создает у себя в голове правильный образ, которому будет стремиться соответствовать.
Родители не должны бояться читать страшные волшебные истории. Ребенок, слушая такие сказки, начинает понимать, пусть еще неосознанно, что в жизни может случаться разное, можно столкнуться со сложностями. Однако произведения учат с ними справляться. Ребенок знает, что все проблемы решаемы и не нужно их бояться.
Список русских народных сказок для мальчиков 4–7 лет:
-
«Бой на Калиновом мосту»;
-
«Два Ивана — солдатских сына»;
-
«Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо»;
-
«Иван-царевич и Серый волк»;
-
«Илья Муромец и Соловей-разбойник»;
-
«Каша из топора»;
-
«Летучий корабль»;
-
«Семь Симеонов»;
-
«Сивка-бурка»;
-
«Финист — ясный сокол»;
-
«Царевна-лягушка»;
-
«Чудесная рубашка».
Сказки для мальчиков младшего школьного возраста (7–8 лет)
Главный герой для мальчишек в этом возрасте – озорной проказник, который постоянно попадает в какие-нибудь нелепые ситуации, так как ни минуты не сидит на одном месте. Однако из всех неприятностей главный герой извлекает пользу, он учится правильному поведению в зависимости от обстоятельств.
Рассказы, в отличие от волшебных сказок, описывают вполне реальные истории, в которые может попасть любой школьник.
Рекомендуемые сказки:
-
«Золотой ключик, или Приключения Буратино» (А. Толстой);
-
«Чёрная курица, или Подземные жители» (В. Одоевский);
-
«Малыш и Карлсон» (А. Линдгрен);
-
«Али-Баба и сорок разбойников» (А. Галлан);
-
«Храбрый портняжка» (Бр. Гримм);
-
«Никита Кожемяка» (русская народная сказка);
-
«Кот в сапогах» (Ш. Перро);
-
«Конёк-Горбунок» (П. Ершов);
-
Рассказы Николая Носова;
-
«Белый котик» (Р. Киплинг);
-
«Братья Львиное Сердце» (А. Линдгрен);
-
«Джельсомино в Стране лжецов» (Д. Родари);
-
«Карлик Нос» (В. Гауф);
-
«Королевский анкас» (Р. Киплинг);
-
«Маленький Мук» (В. Гауф);
-
«Маленький Тумаи» (Р. Киплинг);
-
«Огниво» (Г. Х. Андерсен);
-
«Ослиная шкура» (Ш. Перро);
-
«Охота питона Каа» (Р. Киплинг);
-
«Питер Пэн» (Б. Джеймс);
-
«Побратимы» (Г. Х. Андерсен);
-
«Райский сад» (Г. Х. Андерсен);
-
«Рике с хохолком» (Ш. Перро);
-
«Рикки-Тикки-Тави» (Р. Киплинг);
-
«Рони, дочь разбойника» (А. Линдгрен);
-
«Рыжие собаки» (Р. Киплинг);
-
«Снежная королева» (Г. Х. Андерсен);
-
«Стойкий оловянный солдатик» (Г. Х. Андерсен);
-
«Сундук-самолёт» (Г. Х. Андерсен);
-
«Тигр! Тигр!» (Р. Киплинг);
-
«Холодное сердце» (В. Гауф);
-
«Щелкунчик и Мышиный король» (А. Гофман);
-
«Приключения Тома Сойера» (М. Твен);
-
«Остров сокровищ» (Р. Стивенсон).
Сказки для мальчиков подросткового возраста
В этом возрасте мальчики считают себя уже достаточно взрослыми для того, чтобы читать сказки. Но им очень нравится окунаться в захватывающие приключения рыцарей, путешествовать с героями в невиданные страны, принимать участие в авантюрах отважных пиратов. Именно из этих произведений подрастающие мужчины получают долю вдохновения, знакомятся с понятием «настоящий джентльмен», учатся правильному общению, узнают о манерах в разговоре, жестикуляции и мимике.
Список произведений, которые могут заинтересовать мальчика в этом возрасте:
-
«Всадник без головы» (Т. М. Рид);
-
«Человек-амфибия» (А. Беляев);
-
«Два капитана» (В. Каверин);
-
«Тень каравеллы» (В. Крапивин).
Романы Жюля Верна:
-
«Двадцать тысяч льё под водой»;
-
«Таинственный остров»;
-
«Дети капитана Гранта»;
-
«Пятнадцатилетний капитан»;
-
«Вокруг света за 80 дней»;
-
«Путешествие к центру Земли»;
-
«Пять недель на воздушном шаре»;
-
«С Земли на Луну»;
-
«Властелин мира».
Читайте также
«Происхождение и значение имени Степан»Романы Вальтера Скотта:
-
«Айвенго»;
-
«Квентин Дорвард»;
-
«Пират».
Мы перечислили далеко не все интересные сказки для мальчиков. С названных произведений стоит начать знакомство с захватывающим сказочным миром, так как они являются классикой мировой литературы, которая учит будущих мужчин множеству нравственных ценностей (доброте, честности, порядочности, смелости и т. д.).
Советы, как привить мальчикам любовь к чтению
Большинство мальчиков очень активные, подвижные и неусидчивые (хотя есть среди них исключения). Многие думают, что ребенок, не желающий даже минуту побыть на одном месте, не обрадуется перспективе чтения книги. Многим детям, особенно мальчикам, чтение сказок кажется бессмысленным, скучным и утомительным занятием.
Подвижным ребятам хочется погонять в футбол на спортивной площадке, а более спокойные предпочтут поиграть в тихие игры. Мальчики ненадолго задерживают свое внимание на книге, а потом теряют к ней интерес.
Но родители знают, что без чтения ребенок не будет полноценно развиваться, не усвоит грамотную речь, не повысит интеллект. Взрослым необходимо постараться сделать так, чтобы чтение вошло у ребенка в привычку. Литературные произведения оказывают полезный эффект при условии регулярного ежедневного чтения на протяжении хотя бы 15 минут.
Что нужно сделать, чтобы ребенок сам захотел слушать и читать книги, полюбил литературу?
Покажите пример
Родители в первую очередь сами должны любить читать, а не просто говорить о важности чтения. Ребенок никогда не поверит взрослым, что читать полезно, если они сами вместо чтения смотрят фильмы по телевизору или просматривают соцсети. Поэтому родителям, не любящим книги, скорее всего, не удастся привить детям любовь к литературе.
Важно показать ребенку пример. Независимо от обстоятельств (усталости, нервозности, проблемах на работе) заведите традицию читать книги каждый день не менее 15 минут.
Можно читать про себя или ребенку вслух. Если ребенок уже может читать, читайте друг другу или каждый про себя. После прочтения важно обсудить прочитанное, выбрать книги, которые вы бы хотели почитать в ближайшее время. Только так вы сможете привить ребенку любовь к литературе.
Важно: начинайте читать с рождения
Пусть малыш еще не понимает мамину речь, зато он слышит любимый голос, воспринимает интонации. Примерно с 8 месяцев у детей начинается процесс накапливания словарного запаса и формирование пассивного словаря.
В два года ребенок уже может не только понимать некоторые слова и фразы, но и следить за развитием сюжета, запоминать героев. Трехлетний малыш является уже активным собеседником, который умеет очень внимательно слушать сказки, задавать вопросы, объяснять действия персонажей. Кроме того, заинтересованный ребенок может просить перечитать наиболее интересные места. Это говорит о возникновении интереса к книге.
Не делайте в чтении длительных перерывов
Нужно читать каждый день, а не периодически, когда возникает необходимость или желание. Привычка формируется не за один день, поэтому читать следует регулярно. Выделяйте ежедневную «минутку для общения с книгой». В это время пусть малышу читают литературные произведения (мама, папа, бабушка или дедушка, брат или сестра).
Организовать «читальный зал» можно в любом месте и обстановке: во время утренней или вечерней прогулки по парку, на пляже, на даче, в поезде и даже в очереди к врачу.
Со временем ребенок научится читать. Тогда его можно просить прочитать вывески, объявления, афиши, названия магазинов и так далее.
Используйте методику «Дочитай сам»
Другое название этого способа – метод Кассиля – данное в честь советского детского писателя. Для использования этого варианта необходимо, чтобы ребенок уже умел читать. Но бывает, что малыш равнодушен к чтению книг, а любит, когда ему читают или рассказывают.
В этом случае взрослые должны сами выбрать книгу. Важно, чтобы она была очень интересной и интригующей, с лихо закрученным сюжетом, необычными персонажами. Родители во время прочтения захватывающего эпизода делают вид, что им необходимо выполнить срочное дело. Ребенок, желая побыстрее узнать продолжение истории, сам начинает читать дальше.
Взрослые должны обязательно похвалить ребенка за его поступок. Если он попросит помочь, не следует отказывать.
Проявляйте творческий подход и фантазируйте
Не стоит превращать чтение в скучный процесс, его необходимо разнообразить. Проявите фантазию, почитайте произведение по ролям, вовлекайте в эту игру других членов семьи. Попробуйте разыграть театрализованные сценки из прочитанного произведения. Это поможет раскрыться и раскрепоститься очень застенчивому ребенку, а также проявить и развить свои актерские способности.
Когда ребенок подрастет, он может пробовать сочинять самостоятельно. Например, предложите ему придумать альтернативный финал, продолжение истории или пересказать старую сказку на новый лад. Благодаря этим приемам у ребенка развивается воображение и фантазия, появляются литературные таланты. Другие оригинальные способы – иллюстрирование прочитанных произведений, приготовление блюд, описанных в книгах.
Ни к коем случае не заставляйте
Понуждая ребенка к чтению, вы никогда не привьете ему любовь к этому занятию, а лишь укрепите его отвращение к книгам. Даже если есть необходимость в прочтении произведения, которое не нравится ребенку (например, из школьной программы), нужно постараться придумать другие способы, но только не давление. Можно для начала прослушать аудиокнигу или скачать кинофильм по нужному произведению, а после этого поговорить о нестыковках в сюжетной линии.
Однозначная ошибка родителей – использовать чтение в качестве дисциплинарного наказания или воспитательной меры. Например, не пускать ребенка гулять, пока он не дочитает произведение до конца. Несомненно, после этих приемов воспитания он не полюбит книгу.
Грамотно аргументируйте
При отсутствии интереса у ребенка к литературе важно приводить правильную аргументацию. Например, можно говорить ему:
-
«Давай купим эту книгу, ведь ее написал понравившийся тебе писатель».
-
«Посмотри эти книги, ведь тебе интересно узнать новое о роботах (собаках, инопланетянах, насекомых и т.д.).
-
«Береги эту интересную книгу, она досталась мне в подарок от бабушки».
-
«Обрати внимание на это произведение. Его прочитал твой любимый актер».
-
«Помнишь фильм, который нам очень понравился? Его сняли по этой книге».
При мыслях о чтении у детей должны возникать только приятные ассоциации, радость от предвкушения встречи с интересной книгой, которая погрузит в чудесный мир приключений и необычайных историй.
Чтобы ребенок получил максимальную пользу от книг, постарайтесь не превращать процесс чтения в монотонную, скучную рутину или неприятную обязанность.