Мы в соц. сетях:

Сложно поспорить с тем, что обучение — важная часть нашей жизни. Мы получаем знания, которые потом можем использовать в карьере. Ключевое слово — «использовать». Но бывает так, что учеба перестает быть средством и становится целью, а человек превращается в вечного студента.


В статье мы расскажем:

  1. Откуда берется синдром вечного студента.
  2. Привычка учиться: плюсы подхода. 
  3. Почему быть вечным студентом опасно?
  4. Как избавиться от синдрома вечного студента и начать жить.

Синдромом вечного студента страдают далеко не все. И парадоксально то, что те из нас, кто находятся во власти этого синдрома, часто даже не понимают этого. 

А еще среди наших знакомых есть те, кто долгие годы не могут получить свой первый диплом. Они берут академические отпуска, переходят с одного факультета на другой — одним словом, делают все, чтобы процесс обучения не останавливался. 

И те и другие зовутся вечными студентами, они как будто намеренно откладывают жизнь на потом, отдавая всего себя на алтарь образования. Это может выглядеть по меньшей мере глупо, ведь большинство из нас страстно желали поскорее закончить учиться и вступить во взрослую жизнь со всеми ее прелестями. Так почему вечные студенты не ныряют в нее с головой, а продолжают грызть гранит науки и чем это чревато? 

Откуда берется синдром вечного студента

Вечный студент не думает о том, куда он применит знания, он их копит впрок. Но мы должны понимать, что непрекращающееся желание учиться часто неподконтрольно студенту и в основе этого стремления лежат очень глубокие психологические процессы.

 Откуда берется синдром вечного студента

1. Страх выйти из зоны комфорта.

Многие из нас после окончания института испытывали страх перед будущим: «Куда идти работать? А вдруг никуда не возьмут? А образование я вообще какое нужно получил?» Для кого-то страх становился движущей силой и помогал доказать всему миру, что «я молодец». 

Кто-то подходил к нему рационально и спокойно искал работу, осознавая, что все проходят через этот этап. А некоторых он буквально сковывал, заставляя оставаться дома и учиться снова и снова, чтобы не чувствовать свою никчемность. Ведь куда проще погрузиться в безопасную институтскую среду, чем обивать пороги компаний в поиске работы.

2. Комплекс неполноценности и глубокая неуверенность в себе.

«Я недостаточно умен / знаю». Такие мысли толкают человека снова открывать двери альма-матер и наполнять себя знаниями. В этот момент вечный студент совершенно не думает о том, что не мешало бы включить в свою жизнь и практику. Нет, его волнует исключительно то, что он может быть не так умен, как нужно. О том, что, возможно, его знаний достаточно, он тоже не размышляет. Собственно неуверенность в своих силах часто и не дает выйти из зоны комфорта.

#THREE_STEPS#

3. Комплекс отличника или нехватки знаний.

«Я могу лучше! А вдруг знаний не хватит?!» И если комплекс неполноценности толкает учиться, чтобы доказать себе, что «я молодец», то комплекс отличника — это стремление объять необъятное и быть умнее всех. «Я уже умен, а буду еще умнее».

4. Непонимание своего призвания и отсутствие цели в жизни.

Немногие из нас, поступая в институт, четко понимали, чего они хотят. Более того, не всегда это понимание приходило и после его окончания. Но многие после института сразу окунаются в жизнь, плывут по течению и разбираются на ходу. Кто-то решает еще «поразбираться» и оказывается в лодке очередного студенчества. Бывает, что узнать свое призвание возможно, только начав заниматься реальной работой. Кстати, подробнее об этом можно почитать в нашей статье «Как найти призвание: 5 шагов к делу жизни».

5. Любовь к учебе.

Есть люди, которые любят учиться. Им нравится эта атмосфера студенчества, они получают удовольствие от нее. Но никакая учеба не должна мешать делать реальные шаги в жизни: строить карьеру, зарабатывать деньги, жить взрослой жизнью. Эта любовь не должна превратиться в болезнь и стать способом сбежать от жизни.

Привычка учиться: плюсы подхода

Умение учиться — важный навык современного человека, которым вечный студент обладает на 100%. Благодаря своей страсти к получению новых знаний и дипломов (именно официальное подтверждение отличает вечного студента от того, кто просто любит развиваться, узнавая новое) у человека развиваются следующие важные качества:

1. Отсутствие страха перед рутиной.

Уж чем не испугать студента, так это большим пластом информации, которую необходимо переработать и вызубрить. Не испугать вечного студента ночной зубрежкой и многочасовыми лекциями.

Его усидчивости можно только позавидовать. И применить это умение можно в любой сфере жизни.

Привычка учиться: плюсы подхода

2. Высокая мотивация.

Студента не нужно заставлять учиться — он делает это по собственной воле. Он нашел для себя смысл в этом и упрямо занимается тем, что ему важно. А теперь представим, каких высот такой человек может достичь в работе.

3. Любопытство ребенка.

Интерес ко всему новому движет вечными студентами. Они хотят знать, если не знают. Этот пытливый ум открывает перед ними целые миры и дает возможность мыслить нестандартно.

Почему быть вечным студентом опасно?

Мы можем недоумевать, слушая про очередные пройденные курсы и новое поступление в вуз, думая о том, что пора бы прекратить. А наш вечный студент будет недоумевать от того, что мы не можем уяснить, каким полезным делом он занят. И, пожалуй, это самая главная опасность. Но не единственная.

Когда мы учимся, то получаем знания, которые стремимся применить на практике. Идем ли мы на курсы по копирайтингу, получаем ли профессию психолога или учимся на дантиста — без практики и выраженного результата нам сложно назвать себя хорошим специалистом и развиваться в профессии. Вечному студенту не нужна практика, значит, как такового развития у него нет. Отсутствие результатов в жизни еще и пагубно сказывается на самооценке.

Помимо того что этот синдром трудно распознать, от него практически невозможно избавиться. Во-первых, потому что человек занят благим делом постижения науки. А во-вторых, форма мышления, где человек предпочитает получать знания, вместо того чтобы действовать, — часть личности человека. Человеку сложно найти себя в реальных делах, и ему кажется, что дело в нехватке знаний.

Как избавиться от синдрома вечного студента и начать жить

Первый шаг — осознание. Важно увидеть в себе человека, чересчур увлекшегося учебой. «Образование не может быть собственно целью», — сказал философ Ханс Георг Гадамер. А это значит, что нужно найти приложение этим знаниям. Необязательно ставить крест на учебе, но нужно отдавать себе отчет в том, где эти знания затем возможно применять. И делать это.

 Как избавиться от синдрома вечного студента и начать жить

Часто вечные студенты не обращают внимания на другие сферы своей жизни. И обучение становится отдушиной. Мы можем посмотреть на свою жизнь и распределить внимание в равных долях. Найти интересное хобби, заняться спортом, устроить личную жизнь.

В зависимости от причин, лежащих в основе стремления учиться, нужно искать средства. Если нас на постоянную учебу толкают страхи и неуверенность в себе, значит, нужно обратиться к специалисту и решать эти проблемы. Если нам кажется, что непрерывное обучение поможет понять свое призвание, то можно попробовать пройти тесты профессиональной ориентации и раскопать то, к чему есть склонность.