Мы в соц. сетях:

В статье мы расскажем:

  1. Что такое коммуникативность
  2. Коммуникативные эффекты
  3. Разница между коммуникабельностью и коммуникативностью
  4. Источники приобретения коммуникативных навыков
  5. 13 правил развития коммуникативности

Многие не очень хорошо понимают, что такое коммуникативность, путая ее с коммуникабельностью и другими навыками коммуницирования. Это одно из умений, необходимое для передачи и восприятия информации без искажений, то есть, по сути, ее кодирования и декодирования. Простыми словами, коммуникативность – способность доносить ее до собеседника так, чтобы он правильно понял посыл, мнение, чувства и пр.

Навык коммуникативности обычно приобретенный, это значит, что его можно развивать и совершенствовать в течение всей жизни. У людей постоянно происходит обмен информацией, чувствами, переживаниями и т. п. Таким образом формируются межличностные отношения. Что такое коммуникативность, в чем ее отличие от других навыков общения, как ее развить, вы узнаете из нашей статьи.

Что такое коммуникативность

Для начала разберем понятие «коммуникативность» и расскажем, что это такое, простыми словами. Так называется способность человека к правильному преподнесению информации, изложению своих мыслей. Умение использовать такие формулировки, благодаря которым другой участник диалога сможет воспринять весь смысл сообщения. Коммуникативность предполагает способность выбирать успешный и корректный подход к собеседнику.

Выясняя, что понимается под словом «коммуникативность», следует учитывать, что оно определяет не только комплекс определенных качеств и свойств характера индивидуума. Это также одна из составляющих мотивационно-потребностной сферы личности.

Что такое коммуникативность

Из этого следует, что для развития коммуникативности должна присутствовать определенная направленность личности или система побуждений, на основании которой человек характеризуется социальным и нравственным весом, конкретными потребностями, желаниями, интересами, мнениями, ценностями и стремлениями. Чаще всего они не напрямую мотивируют к соответствующему поведению, а координируют и «фильтруют» его.

Коммуникативности присущи определенные составляющие, среди которых следует отметить коммуникативную активность и уверенность, эмоциональную реактивность в процессе общения, коммуникативный объект.

В целом мы обрисовали, что такое коммуникативность. Также следует отметить важность ее элементов, благодаря которым человек способен осознать среду социальной и физической деятельности вокруг себя и возможность влиять на нее при стремлении достигнуть собственных целей, добиваться ясности своих действий в глазах окружающих при совместной работе.

Таким образом, личность начинает понимать:

  • свои личные потребности и ценности, технику собственной работы;
  • свои перцептивные навыки – умение осознавать и воспринимать мир вокруг себя объективно, а не на основании субъективной точки зрения и собственных предубеждений;
  • готовность постигать ранее неизвестное вокруг себя;
  • собственный потенциал к восприятию того, какие нормы и ценности свойственны прочим социальным группам и культурам (речь идет о реальном интернационализме);
  • собственные чувства, психические состояния, которые проявляются под действием внешних факторов;
  • уровень собственной экономической культуры (в частности, свой взгляд на среду обитания: дом, землю, являющуюся источником продуктов, родной город и его архитектуру и проч.).

Среди ключевых факторов коммуникативности необходимо отметить умение индивидуума корректно и правильно воспринимать индивидуальные свойства, личные качества людей вокруг.

Можно дать следующее определение, что такое коммуникативность: это навык, подразумевающий способность человека адаптироваться к любой ситуации и свободно использовать различные вербальные и невербальные средства социального общения.

Коммуникативные эффекты

Для успешного построения процесса общения следует пользоваться эффективными инструментами. Поэтому важно понимать, что означают эффекты коммуникативности и почему рекомендуется прибегать к ним.

  • Эффект визуального имиджа заключается в формировании определенного впечатления (симпатии или антипатии) на основании внешнего вида говорящего прежде, чем он начнет свою речь. На окружающих положительным образом повлияют приятная внешность собеседника, его изящная манера говорить, вежливость, открытость и дружелюбие во взгляде.
  • С помощью эффекта первых фраз можно утвердить или скорректировать первое впечатление от говорящего. Важнее всего, чтобы эти первые фразы были наполнены интересной и завлекающей информацией. Это может быть что-то известное, однако преподнесенное под новым углом и с уникальными примерами.
Коммуникативные эффекты

Немаловажным является определение основных социальных групп слушающих, их настроя, предпочтений, ожиданий, эмоциональных характеристик. То есть необходимо иметь совокупность первоначальных формулировок, которые будут направлены на те социальные группы, которые составляют основную массу слушателей.

  • Эффект аргументации заключается в построении определенной логики сообщения для большей его состоятельности, наглядности и убедительности. Внутренней стороной организации речи является логика, внешней – теоретические и практические доказательства. Теоретическими доказательствами станут научные теории, исследования, практическими – их фактические результаты, статистика, цифровые значения.
  • Эффектом квантового выброса сведений пользуются с целью поддержать внимание слушателей. В его основе лежит заблаговременное и взвешенное распределение по своей речи новых рассуждений и доказательств. Иными словами, оратор привлекает внимание аудитории, преподнося ей с определенной периодичностью порции новых данных.
  • Еще одним доступным и результативным риторическим инструментом является эффект интонации и паузы – согласно исследованиям, с его помощью происходит приращение от 10 до 15 % информации, что объясняется особенностями восприятия человека. Перемена в тональности голоса при произнесении определенного слова или предложения способна вызвать у представителей аудитории некоторую ассоциацию, что приводит к информативному приращению слушателей к речи оратора.

3 важных шага, которые
должна пройти каждая
женщина

Аника Снаговская

Автор и ведущая женских тренингов по гармонизации женской энергии. Мастер по снятию ограничивающих убеждений и мастер расстановок.
HUG - 3 важных шага, которые должна пройти каждая женщина
Я подготовила для вас три урока, которые помогут вам лучше понять себя, снять ограничения, мешающие почувствовать себя любимой и жить счастливо.
01

Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности

Вы узнаете про 5 женских состояний, которые есть в каждой женщине, как они проявляются и какие архетипы у вас больше всего проявлены, а какие не развиты.
02

Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения

Рассказываю, что необходимо сделать, чтобы освободить свое сердце от старых чувств, и разорвать энергетические нити связывающие вас с прошлым партнером.
03

Аудио запись: Нейро-аффирмация «Любовь к себе»

Благодаря этой нейро-аффирмации вы сможете вернуть любовь к себе и почувствовать искреннюю благодарность и счастье за каждый свой день.
Заберите
Ваши подарки!

Соблюдение пауз в речи будет результативным в ситуации, если аудитория активно участвует в процессе общения, мысленно вовлечена в коммуникацию, готова проявить воображение. Паузу используют для того, чтобы слушатели на основании имеющихся у них знаний могли самостоятельно «переварить» полученные сведения.

  • Суть эффекта художественной выразительности заключается в способности преобразовывать свои мысли в верные формулировки, грамотно строить фразы, корректно расставлять ударения. Учитывая логику речи, важно применять подходящие формулировки и слова – такие, которые не исказят смысл, содержание сообщения и будут способствовать лучшему его осмыслению.
  • Эффектом релаксации говорящий пользуется с целью помочь аудитории. Важно, чтобы она обладала способностью слушать – ведь сложность выступления напрямую влияет на усилия, необходимые для концентрации внимания. Задачей данного инструмента является снятие эмоционального напряжения. Самый распространенный пример – использование юмористических вставок, которые дают слушателям возможность отдохнуть и восстановить свою эмоциональную энергию.
  • Эффект дисперсии. Его сущность можно описать следующим образом: пусть первоначальный замысел речи будет 100 %, в слова и невербальные сигналы преобразуется 90 % – из них устно прозвучат 80 %, а воспримется слушателями 70 %, при этом из всей преподнесенной информации они поймут около 60 %, а запомнят только 25 %.

Эффект дисперсии

Можно сделать вывод, что значит коммуникативность. Процесс общения заключается не только в передаче сведений от одного лица к другому. Для него характерна потеря некоторой доли информации, ее искажение в зависимости от субъективного восприятия слушателя. Происходит это вследствие множества факторов. Риторика называет одним из них дисперсионные потери, суть которых в постепенном рассеивании сведений в процессе прослушивания речи оратора.

Разница между коммуникабельностью и коммуникативностью

Чтобы понять разницу, нужно детально разобрать, что означают понятия «коммуникативность» и «коммуникабельность».

Разница между коммуникабельностью и коммуникативностью

Иными словами, обладая навыком коммуникабельности, человек способен легко выйти на контакт с собеседником, развить диалог и вызвать приятные эмоции. Навык коммуникативности способствует понятному и четкому изложению собственных мыслей и суждений, корректной передаче информации. Однако не каждому человеку свойственно обладать одновременно обоими умениями.

Чаще всего для коммуникабельных личностей характерно в совершенстве обладать навыком коммуникативности. Они способны повернуть разговор в необходимую сторону, убедить в правоте своих суждений. Коммуникативный человек склонен к четкому и понятному выражению своих идей. Главным различием является то, что коммуникативная личность может казаться скучной, а коммуникабельный субъект сможет добиться расположения к себе, поддерживать приятную атмосферу при общении. Фразы коммуникативного человека зачастую слишком скупые и сухие в отличие от выразительных и привлекающих фраз коммуникабельной личности.

 


Понимая, что значит коммуникативность и коммуникабельность, можно выявить сферы их применения. При помощи первого навыка можно умело налаживать легкое общение с собеседниками; с помощью второго – корректно и четко транслировать информацию окружающим. Коммуникативный человек доступно и правильно преподносит собеседнику сведения, выводы, свои чувства и мнения.

Первое умение заключается в способности точно и наиболее полно транслировать информацию, второе – помогает вызвать интерес собеседников. Личность может характеризоваться как наличием одного из навыков, так и обоих сразу.

Коммуникативностью человек наделяется не от рождения. Под ней подразумевается умение активно слушать, применять средства невербального общения, понимать эмоции другого участника диалога, управлять собственными чувствами, доносить и отстаивать свои суждения. Эти способности человек развивает в течение всей своей жизни.

Источники приобретения коммуникативных навыков

Отдельно нужно упомянуть, что такое коммуникативность в менеджменте, потому что именно в этой сфере данный навык является одним из основных. Она заключается в способности управлять коммуникацией внутри организации и с окружающей ее внешней средой. 

 

В частности, навык письменной коммуникативности подразумевает умение корректно вести деловую и личную переписку, верно заполнять официальные документы.

Источники приобретения коммуникативных навыков

Коммуникативные умения личность получает из своего жизненного опыта, искусства, эрудиции и особых научных методов. При этом каждый из этих источников обладает своим субъективным значением для разных людей, но ключевую роль все равно сыграет жизненный опыт.

Важное значение в жизненном опыте имеет опыт межличностных коммуникаций. Кроме того, к жизненному опыту относят степень компетентности в профессиональной и бытовой деятельности, ведь посредством продуктивных трудовых действий формируются модели поведения, используемые в повседневном коммуникативном процессе. Общая эрудиция подразумевает комплекс культурных, исторических и гуманитарных знаний, которыми обладает личность.

13 правил развития коммуникативности

Сегодня большинство работающих в сферах, где подразумевается контакт с другими людьми, прекрасно осознают, что значит развитие коммуникативности и какую роль оно играет в повышении профессионализма. Чтобы добиться успеха в этом вопросе, необязательно прибегать к различным тренировкам и упражнениям. 

 

Важно помнить о несложных правилах, которых следует придерживаться в процессе межличностного общения. Но добиться высоких результатов возможно, лишь обладая силой воли и должной выдержкой – без них развить коммуникативные умения будет сложно.

Перечислим ключевые правила:

  1. Не следует избегать общения. Нередко людям свойственна необщительность, однако ни при каких условиях не стоит уходить от разговоров. Следует перебороть это в себе.
  2. Необходимо брать на себя инициативу. Вместо стремления избежать общения нужно научиться быть инициатором процесса коммуникации.
  3. Важно исключить формальные ответы. Вместо сухих и формальных реакций корректнее будет показать свой интерес и дать собеседнику более подробные ответы.
  4. Показывать свою артистичность. Таким образом можно вызвать у окружающих положительные впечатления о себе, что поспособствует открытому и легкому диалогу.
  5. Следует обладать позитивным настроем. Если вы негативно воспринимаете окружающую среду, сложно будет построить какое-либо общение.
  6. Необходимо научиться наслаждаться разговором. Важно уметь находить плюсы и получать позитивные эмоции от любого общения.
  7. Важно быть дружелюбным. В процессе коммуникации следует контролировать свои жесты, мимику – они должны выражать позитивное отношение к собеседнику.
  8. Следует отказаться от мобильного телефона в момент коммуникации. Использование смартфона может быть воспринято окружающими как проявление неуважения и отказ от беседы.
  9. Нужно уметь слушать. Только так станет возможным полноценно участвовать в разговоре, корректно воспринимать его суть, показать себя приятным собеседником.
  10. Важно быть уверенным. Без наличия уверенности в своих словах, мнениях, рассуждениях невозможно развить коммуникативные навыки.
  11. Следует быть искренним. Не нужно рассказывать неправдоподобные истории, путаться в собственных рассуждениях. Следует честно и прямо согласиться с незнанием какой-либо информации.
  12. Необходимо смотреть собеседнику в глаза. Прямой взгляд очень важен для усиления контакта и развития собственной уверенности.
  13. Лучше забыть о словах-паразитах. Не стоит пользоваться ругательствами, лишними и бессмысленными словами – с ними ваша речь не покажется привлекательной и интересной.

Основой социальной жизни и ключевой потребностью человека является общение. Навыки коммуникативности и коммуникабельности играют огромную роль. Но нередко происходит путаница между этими схожими понятиями. Вне зависимости от имеющихся точек пересечения во многих областях, следует четко разграничивать, что означает коммуникативность, а что – коммуникабельность.