Мы в соц. сетях:

В статье мы расскажем:

  1. Особенности развития ребенка в год
  2. Как развивать независимость у ребенка в год
  3. Как физически развивать ребенка в год
  4. Как интеллектуально развивать ребенка в год
  5. Речевое развитие ребенка в год
  6. Как развивать мелкую моторику ребенка в год
  7. Рекомендации по развитию ребенка в год

О чем речь? Годовалый малыш начинает развиваться очень интенсивно. И задача родителей – помочь ему усваивать новые навыки. Главное – понимать, как развивать ребенка в год, ведь в это время он активно познает окружающий мир.

На что обратить внимание? Дети в этом возрасте имеют свои особенности. Грамотное развитие должно быть направлено на рост физического, эмоционального и интеллектуального потенциала. В дальнейшем это станет базой для формирования личности и характера ребенка. Что же предлагают родителям специалисты для развития малыша в год?

Особенности развития ребенка в год

Именно сейчас ваш ребенок становится настоящим непоседой, с интересом изучает окружающий мир. Обращает внимание на игрушки, которые вы ему предлагаете, особенно если их можно складывать по типу матрешки, собирать и разбирать.

Теперь уже он может какое-то время поиграть сам, умеет показывать, что он хочет получить в данный момент. Ваше чадо начинает интересоваться иллюстрациями в книгах. Каждый день узнает что-то новое и открывает для себя такой удивительный мир.

Особенности развития ребенка в год

Каждая мама задумывается о том, как развивать ребенка в год. Для этого необходимо проводить с ним небольшие занятия, предназначенные для данного возраста. Это также поможет ему легче адаптироваться к изменениям в будущем. Дети приобретают новые навыки, развивают память. Во взрослой жизни это обязательно пригодится при обучении и познании сложных наук.

Рассмотрим, как обычно дети развиты в год:

Развитие речи

  • Ребенок умеет говорить элементарные слова с одинаковыми элементами: «мама», «папа», «баба».

  • Чтобы выразить свое желание, использует слова «дай», «на».

  • Имитирует отдельные звуки, которые слышит от взрослых.

  • Умеет говорить приблизительно 10–12 элементарных слов, его речь обогащается все большим количеством звуков.

3 важных шага, которые
должна пройти каждая
женщина

Аника Снаговская

Автор и ведущая женских тренингов по гармонизации женской энергии. Мастер по снятию ограничивающих убеждений и мастер расстановок.
HUG - 3 важных шага, которые должна пройти каждая женщина
Я подготовила для вас три урока, которые помогут вам лучше понять себя, снять ограничения, мешающие почувствовать себя любимой и жить счастливо.
01

Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности

Вы узнаете про 5 женских состояний, которые есть в каждой женщине, как они проявляются и какие архетипы у вас больше всего проявлены, а какие не развиты.
02

Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения

Рассказываю, что необходимо сделать, чтобы освободить свое сердце от старых чувств, и разорвать энергетические нити связывающие вас с прошлым партнером.
03

Аудио запись: Нейро-аффирмация «Любовь к себе»

Благодаря этой нейро-аффирмации вы сможете вернуть любовь к себе и почувствовать искреннюю благодарность и счастье за каждый свой день.
Заберите
Ваши подарки!

Психомоторные навыки

  • Уверенно сидит без помощи взрослых.

  • Может ходить, держась за опору, руку родителей или самостоятельно.

  • Легко достает игрушки, когда сидит.

  • Энергичен и напорист в своих попытках научиться ходить.

  • Преодолевает ступеньки.

  • Может стоять и легко присесть с этого положения, залезает на кровати, диваны, знает, как нужно слезать с них.

Развитие эмоций

  • Расстраивается, злится, может смеяться, удивляться, обнимать.

  • Эмоции пока еще нестабильные: может радоваться, а затем резко заплакать, самостоятельно играет, а потом вдруг просится маме на руки, балуется со взрослыми, а потом может ударить или укусить. Так малыши пытаются привлечь внимание родителей.

  • Отказывается от помощи взрослых, нервничает, если ему хотят что-то подать, забирает руку и хочет идти сам.

  • Различает «свой/чужой», и это касается не только людей, но и вещей. При виде незнакомого человека часто прячется за маму, ища защиты.

  • Может около 15 минут концентрировать свое внимание на чем-то.

  • Хотя малыш еще не осознает свои поступки, он понимает некоторые причинно-следственные связи (ударился – почувствовал боль – побежал к маме).

  • Часто имитирует эмоции и мимику других людей.

  • Умеет испытывать страх, проявляет осмотрительность, если видит, например, высокий порог, все время ищет глазами маму, ведь в этом случае он чувствует себя в безопасности.

Особенности развития ребенка в год

Развитие умственных навыков

  • Уже может запомнить, как называются некоторые предметы, реагирует на звуки животных и пытается их повторить.

  • Может сделать легкие поручения, которые дают взрослые: найти пустышку, принести подгузник, дать игрушку.

  • Умеет остановиться, если слышит: «Нельзя», – хотя часто из-за этого злится.

  • Учится жестам общения: машет «пока-пока», делает воздушные поцелуи, повторяет за мамой «сороку-ворону», тянется руками, когда его зовут.

  • Любознательный, хочет все потрогать, везде залезть, засунуть в рот. Таким образом познает мир: дергает шторы, открывает дверцы на мебели, проверяет содержимое ящиков.

  • Может не только вытащить все игрушки из коробки, но и потом их сложить обратно, понимает, как собрать несложную пирамидку, закинуть предмет в дырку, засунуть палочку в щель, перелить воду из миски с помощью ковша, подбросить мяч, катать машинки.

  • Обращает внимание на детей своего возраста, пытается их потрогать, что-то им сказать, может даже делиться своими игрушками.

Бытовые умения

  • Пьет через трубочку из непроливайки или чашки, пытается кушать ложкой.

  • Знает, что нужно просунуть руку в рукав, может сам стянуть панаму, носок, рукавичку, балуется со своей обувью и пробует засунуть туда ножку.

  • Повторяет за взрослыми гигиенические привычки: елозит зубной щеткой по зубам, берет расческу и пытается расчесаться, вытирает рот салфеткой, отряхивает ручки от грязи.

Конечно, вряд ли вы увидите что-то, кроме каракулей, но зато ваш малыш испытает настоящее удовольствие. Советуем приобрести специальные восковые мелки, которые идеально подойдут для маленьких художников. У них тупой конец, они не ломаются при сильном надавливании и безобидные, если ваша кроха потянет их в рот. А с вероятностью 99% так и случится.

Также годовалые детки испытывают настоящий восторг при виде животных, движущихся машин, велосипедов, игрушек. Ребенок может даже показать, как мяукает котик, гавкает собачка или летит самолет.

Дети в это время начинают играть осмысленно: они уже не просто разбрасывают или грызут игрушки, а могут использовать их по назначению: пнуть мяч, покатать машинку, поставить один кубик на другой, попить из игрушечной чашечки.

Как развивать независимость у ребенка в год

Родители годовалых детей уже могут наблюдать первые проявления его самостоятельности. Кроха пробует сам набрать еду в ложку и тянет ее в рот, стягивает шапку, как только она ему надоела, листает книжку с любимой сказкой.

Конечно, такое его поведение не всегда безопасно, родители должны постоянно находиться рядом и следить за малышом. Часто для них это обременительно. Но если чаду запрещать что-то делать, ставить рамки, то потом маме и папе придется еще больше времени уделять своему подросшему чаду, чем сейчас.

Как развивать независимость у ребенка в год

Если малыш видит, как вы чистите зубы, и пытается показать, что тоже так хочет, то дайте ему в руки детскую мягкую зубную щетку. Конечно, его чистка будет далека от идеала, но он будет пытаться повторять за вами и тем самым прививать себе полезную привычку.

Если ребенок хочет сам помыть руки – не ограничивайте этот порыв. Поднимите его к крану, включите теплую воду. Покажите ему, как правильно мыть каждую ручку, как пользоваться жидким мылом. Поверьте, это будет не только полезным, но и веселым времяпровождением для маленького непоседы.

Конечно, для таких экспериментов лучше брать не жидкие супы, а еду более густой консистенции. Это увеличивает вероятность, что ребенок донесет что-то до рта. Здесь самое главное – морально настроиться на то, что половина пищи будет на полу или даже на стенах. Так что не сажайте в таком случае чадо возле дорогих гардин или на новый диван.

Учите кроху убирать свои игрушки. Чаще всего он с удовольствием это делает. Кидайте игрушки в корзину, сопровождая свои действия веселыми словами, активной мимикой. У ребенка это станет своеобразной забавой, и есть большая вероятность, что в будущем он без долгих уговоров будет наводить за собой порядок. Не забывайте хвалить чадо, хлопать в ладоши. Не торопите его и не пытайтесь помочь, если вам кажется, что он делает все слишком медленно.

Как физически развивать ребенка в год

Рассмотрим, как развивать ребенка в год в физическом плане. Ему необходимо каждый день делать массаж, гимнастику. Старайтесь выполнять эти процедуры в одно время, чтобы ваш малыш к ним привык и сам уже был готов к занятиям.

Такие упражнения помогут укрепить здоровье крохи, поднимут настроение и улучшат самочувствие. Не стоит только заниматься этим сразу после еды: выдержите часовой интервал. Если вы видите, что чадо сегодня не в настроении или плохо себя чувствует – не мучайте его и отложите гимнастику на другое время.

Как физически развивать ребенка в год

Базовые упражнения для детей годовалого возраста:

  • ходьба по наклонной узкой планке;

  • приставная ходьба;

  • бег вокруг себя;

  • прыжки и приседания;

  • упражнения с использованием мячика, скакалки, круга;

  • ползание, ходьба через препятствия;

  • круговые упражнения для рук и плечей.

Как интеллектуально развивать ребенка в год

Малыш пока не может высказать вслух свои мысли, поэтому во время игры он просто слушает, смотрит, чувствует, запоминает, думает и потом использует полученную информацию.

Как интеллектуально развивать ребенка в год

Как развивать ребенка в год:

  • Купите тематические карточки или сделайте их самостоятельно. Выкладывайте перед карапузом изображения разных фруктов, транспорта, животных и т. д., называя их и сопровождая небольшим пояснением, например, лимон кислый и поморщитесь, собачка говорит «гав».

  • Показывайте крохе ваши семейные фотографии, наблюдайте за его реакцией при виде знакомых лиц.

  • Если на улице солнце, обратите внимание малыша на тень, покажите, как она движется, увеличивается, уменьшается. Также можно взять зеркало и пускать солнечных зайчиков. Наверняка ваш ребенок будет пытаться их поймать.

  • Включайте малышу музыку, где звучат разные музыкальные инструменты. Это поможет развивать его слух.

  • Предложите крохе игры с разными фигурками, чтобы формировать его пространственное мышление.

  • Купите малышу несколько картонных книг с плотными страницами и яркими иллюстрациями. Возможно, он еще не будет внимательно слушать сказки, но красивые картинки его точно заинтересуют.

  • Ходите на детские площадки, где ваш карапуз сможет общаться со сверстниками.

  • Если малыш диктует свои условия какой-то игры – примите их и не пытайтесь исправлять.

  • Купите конструктор с большими блоками, кубики, обычные игрушки без современных музыкальных и световых эффектов. Это поможет развивать фантазию и мышление ребенка.

  • Давайте возможность малышу проявлять независимость, не отказывайтесь от его помощи, пусть выполняет легкие поручения.

  • Не нужно в таком раннем возрасте знакомить кроху с гаджетами. Иначе он привыкнет просто сидеть и смотреть мультфильмы, а играть самостоятельно в подвижные игры так и не научится.

Речевое развитие ребенка в год

Рассмотрим, как развивать речь ребенка в 1 год. К этому возрасту малыши уже умеют произносить примерно 10–12 слов из одного или двух слогов. Но дети отлично могут выразить свои желания мимикой, эмоциями, движениями. Хотя ваше чадо говорит еще совсем мало, вы не должны забывать о его речевом развитии, так как оно активно происходит как раз в годовалом возрасте.

Речевое развитие ребенка в год

Какие же занятия нужно проводить?

  • Не сюсюкайтесь с ребенком и не коверкайте слова. Вы для него являетесь главным примером, на котором он учится разговаривать. Тем более в этом возрасте дети уже хорошо понимают, что им хотят сказать.

  • Не рассматривайте книги молча, рассказывайте, что вы видите на картинках, задавайте легкие вопросы типа: «Покажи маме, где собачка?»

  • Начинайте читать короткие сказки, четверостишия, петь веселые песенки, слушать музыку.

  • Учить ребенка разным звукам и слогам, пропевая их, попросите повторить.

  • Во время прогулок не катайте молча коляску, а рассказывайте маленькому непоседе обо всем, что видите: что растет, летит, куда и зачем вы идете и т. д.

  • Рассматривайте картинки с логическим сюжетом, рассказывайте малышу короткие истории по ним, пытайтесь задавать вопросы. Например, нравится ему нарисованная кошечка или нет. Хотя он и не ответит словами, но эмоциями и жестами сможет выразить свои чувства.

Как развивать мелкую моторику ребенка в год

Многие родители не знают, как развивать моторику ребенка в 1 год, но не сомневаются в пользе таких занятий. В педагогической практике существует несколько рекомендаций относительно таких упражнений:

  • Дайте малышу пластилин, соленое тесто, научите его мять, катать, сплющивать. Слепите ваш первый совместный шедевр в виде гусеницы.

  • Познакомьте кроху с рисованием. Можно использовать безопасные пальчиковые краски, восковые карандаши, цветные мелки. Покажите, как их правильно держать, помогите ребенку нарисовать линию, круг.

  • Придумайте игры со счетными палочками, камушками, пуговицами, маленькими помпонами, каштанами и т. д.

  • Купите или сделайте сами игры со шнуровкой.

  • Предложите малышу бизи-борд или бизи-куб. Поверьте, такая игра надолго привлечет его внимание. Дети с большим интересом пытаются потрогать, посмотреть в действии все имеющиеся там элементы. Подобные занимающие игрушки можно купить в магазине или изготовить своими руками на плотном листе картона, фанеры. В качестве деталей используйте выключатель, щетку, розетку, различные замки, молнию, шнурки, плоские песочные часы, ткани разной текстуры и т. д.

  • Проведите занятия с рамками-вкладышами, сортером.

  • Сделайте сенсорную коробку: положите в нее мелкие и средние предметы разной формы, текстуры, веса.

  • Насыпьте в миску крашеные макароны, крупу, горох, дайте малышу ложку, и пусть он пересыпает, выбирает оттуда пуговицы, ищет маленьких животных и т. д.

Как развивать мелкую моторику ребенка в год

Дети очень любят игры с кинетическим песком дома и обычным песком на улице. Такие занятия развивают тактильные рецепторы. Также ни один малыш не откажется от водных игр: на озере, море, в ванной, бассейне. Дайте ему лопаточку, ведерко, уточку, рыбок, лейку, и ваш непоседа надолго будет занят интересным и увлекательным делом.

Рекомендации по развитию ребенка в год

В ваших силах помочь своему маленькому непоседе, если хотите, чтобы он был развит и легко воспринимал новую информацию:

  • Не стоит без причины брать малыша на руки, дайте ему возможность ходить самостоятельно.

  • Не молчите во время прогулок, рассказывайте ребенку про все ваши действия, читайте сказки. Это поможет развить его речь.

  • Играйте с развивающими игрушками: сортерами, рамками-вкладышами, пирамидками, сенсорными коробками и т. д. Попробуйте с малышом пальчиковые игры.

Рекомендации по развитию ребенка в год

Вот время занятий с ребенком в возрасте одного года придерживайтесь некоторых правил:

  • Постоянство. Не занимайтесь, когда вспомните или когда нашли время для малыша. Занятия должны быть каждый день, приблизительно в один и тот же час. Так ребенок привыкнет к вашим развивающим играм, и эффект от них будет намного лучше.

  • Разнообразие. Не старайтесь в один день сделать все упражнения сразу, не играйте в игры только одного вида. Чередуйте занятия: сегодня развитие речи, завтра – моторики, послезавтра – тактильных ощущений и т. д.

  • Увлеченность. Пусть ваши занятия станут игрой, а не скучной рутиной.

  • Время. Маленькому непоседе в возрасте 1 года достаточно до 15 минут на каждую игру. Больше он не выдержит.

  • Поддержка. Будьте готовы во всем помочь малышу, ведь этот мир для него еще такой непонятный.

  • Уют. Комната, где проходят занятия, должна быть теплой, светлой, проветриваемой. А ребенок должен быть выспавшимся, сытым, в хорошем расположении духа.