О чем речь? Манипуляции в общении — психологические приемы и техники, используемые для скрытого влияния на другого человека. Они могут быть тонкими и едва заметными или достаточно явными, но умело замаскированными под заботу либо рациональные доводы.
Почему это важно? Понимание природы и механизмов манипуляции поможет не только распознавать такие попытки, но и эффективно защищать себя от них. Если научиться видеть скрытые мотивы, то и отстаивать свои интересы в общении не составит труда.
В статье мы расскажем:
- Понятие манипуляций в общении
- Признаки манипуляций в общении
- Примеры манипуляций в общении
- Механизмы манипуляций в общении
- Способы защиты от манипуляций в общении
- Часто задаваемые вопросы о манипуляции в общении
Понятие манипуляций в общении
Для каждого человека характерно наличие своих целей и стремлений, пути и способы достижений которых он волен выбирать самостоятельно. Некоторые рассчитывают только на себя, свои силы и возможности, поскольку имеют понимание того, что уместно по отношению к окружающим, а что недопустимо. Кто-то при достижении своих целей беззастенчиво использует труд окружающих людей. Психологическое воздействие такого рода называют манипуляцией.
В зависимости от того, какие намерения характерны для человека, такое действие не всегда имеет отрицательное влияние. Знание психологических манипуляций в общении и их проявлений может быть полезным для каждого из нас, поскольку таким образом мы сможем оградить себя от негативного влияния и научимся практически применять различные приемы тогда, когда это уместно.
Под манипуляциями людей в общении понимают такие техники воздействия на окружающих, результатом которых будет достижение собственных целей за счет изменения чужого поведения. Если говорить о характере воздействия, то оно может быть как осознанным, так и неосознанным. Влияние может быть использовано в различных жизненных сферах – политике, личных отношениях, рекламе и так далее.
Из-за того, что манипуляция может маскироваться под заботу или быть скрытой, ее иногда очень сложно распознать. Для сохранения своей независимости и защиты от воздействия манипулятивного поведения необходимо научиться распознавать любые признаки манипуляций, которые являются ничем иным, как инструментом управления, позволяющим контролировать людей.
С явлением манипуляции люди сталкиваются практически каждый день – на работе, в семейной жизни, при контактах с близкими.
Цели манипуляции в общении заключаются в оказании психологического влияния на людей. В данном процессе должно быть два участника – манипулятор и адресат. Первый оказывает воздействие, направленное на второго. При этом адресат может и не догадываться, что он является объектом психологического воздействия.
Фото: freepik / freepik.com
Нередко в результате таких действий по отношению к одному человеку или нескольким людям можно отследить пренебрежение или негативную оценку со стороны осуществляющего манипуляции.
Признаки манипуляций в общении
Если не знать признаки манипуляции людей в общении, то человек может и не понять, что на него оказывается влияние. Иногда мы просто не осознаем, что на нас оказывается определенное воздействие, целью которого является выполнение чужого желания. Это объясняется тем, что манипуляторы прекрасно владеют психологическими приемами манипуляции в общении, а также умеют маскировать свои намерения.
Ниже перечислены признаки, к которым следует основательно присмотреться:
- У вас появилась готовность изменить свое решение без видимых на то причин. Вы не можете рационально объяснить правоту собеседника, но у вас есть твердое убеждение в том, что вы должны поступить так, как он говорит. По окончании разговора у вас наблюдаются перепады настроения, потеря уверенности в себе, появляется чувство вины.
- Ваш собеседник приписывает вам те слова, к которым вы не имеете никакого отношения.
- Вы не понимаете его просьбы и конечную цель, а на все уточняющие вопросы получаете обтекаемые ответы.
- В результате общения вы замечаете отсутствие логики между рассуждениями собеседника и его выводами.
- Вас склоняют принимать решение на эмоциях, а не руководствуясь логикой и разумом.
Фото: Xavi Cabrera / unsplash.com
- В поддержку своей точки зрения собеседник не приводит никаких доказательств и конкретных данных, а пользуется общими фразами, таким как «все так делают», «большинство склоняется к такому решению».
- Собеседник старается выключить здоровое мышление путем приведения примера единичных случаев из жизни.
Проще говоря, человек, оказывающий психологическое воздействие, в совершенстве знает технологии манипуляции в общении и целенаправленно бьет по вашим слабым местам. Он использует вашу неуверенность как оружие против вас и вашего мнения.
Пока вы будете стремиться доказать свой профессионализм и оправдать свою ценность, вы не заметите истинные намерения манипулятора.
Примеры манипуляций в общении
Схема манипуляции не представляет из себя никакой сложности. Собеседник добывает информацию о ваших болевых точках и использует ее для переключения вас с мыслей на чувства, то есть с иррационального мышления на рациональное. Ниже перечислены основные виды манипуляции в общении:
- Вина и угрызения совести. Данная манипуляция получила широкое распространение среди родителей и руководящих работников и заключается в том, чтобы в разговоре оппонент почувствовал себя виноватым. Ощущение вины заставляет его отрабатывать допущенную ошибку, то есть сделать то, что говорит манипулятор. Такие фразы, как «нам может не хватить времени», «нужно лучше разобраться в этом вопросе», «осталась последняя попытка», являются индикаторами.
- Давление авторитетом. Манипулятор сразу дает понять, что он тут главный, у него больше знаний, опыта и возможностей, поэтому лучшим вариантом будет довериться ему. Основные фразы убеждения звучат следующим образом: «я знаю, о чем говорю», мы делали так уже тысячу раз», «я проверил это на большом количестве людей».
- Создание условий, в которых некомфортно вести переговоры. Любые логические доводы могут быть потеряны, когда люди испытываю физический дискомфорт. Они хотят поскорее покинуть душное помещение, любым способом закончить изматывающую беседу.
Фото: Vitaly Gariev / unsplash.com
- Необоснованное отрицание. Заключается в полном неприятии и доли истины в ваших словах. Это подтверждается такими фразами, как «это невозможно», «я не верю», «этого не может быть».
- Газлайтинг. Эта ситуация характеризуется тем, что самоутверждение манипулятора происходит за чужой счет. Если вы услышите такие слова, как «я могу поговорить с нужными людьми», «мне кажется, что ты недостаточно опытен для этой работы», «тебя бы здесь не было, если бы я не замолвил о тебе словечко», знайте, что вами манипулируют.
- Взаимная услуга, или принцип реципрокности. Звучит как «ты мне, я тебе». Товарищ по работе сначала угощает кофе и делает комплименты, а потом озвучивает свою просьбу, а может быть, и не одну. Как правило, такому хорошему человеку неудобно отказать. С каждым новым витком разговора комплименты становятся все масштабнее и громче.
Механизмы манипуляций в общении
Манипуляторы обладают способностью подбора подходящих приемов в зависимости от того, на кого они будут воздействовать – на отдельного человека или сразу на группу людей. Ниже приведены наиболее распространенные методы манипуляции в общении:
Обращение к чувству вины
Такие манипуляции наиболее часто встречаются в отношениях с близкими. Когда человек испытывает чувство вины, он будет стараться всеми силами исправить ситуацию и выполнить желания манипулятора.
На вершине семейной пирамиды, с точки зрения психологии, наиболее часто оказывается жертва, которая в качестве главного инструмента манипуляции в общении использует давление на чувство вины. По прошествии определенного времени остальные члены семьи, в отношении которых совершались такие воздействия, начинают предугадывать такой подход и агрессивно реагировать на него.
Проявление недовольства
В некоторых случаях возможна демонстрация недовольства манипулятором по отношению к вашим словам или действиям. Таким образом он пытается оказать на вас давление и побудить к выполнению определенных действий.
Манипуляция игнорированием
Одной из наиболее действенных техник манипуляции в общении считается молчание. Для достижения своих целей человек специально прекращает все общение.
Путем игнорирования манипулятор придает ситуации такую драматическую окраску, что окружающие начинают понимать, насколько сильно были задеты его чувства. Напряженная атмосфера в отношениях приводит к возникновению чувства вины со всеми вытекающими последствиями.
Фото: Cristian Castillo / unsplash.com
Манипуляция любовью
Такой тип манипуляции в межличностном общении характерен для отношений между детьми и родителями. Каждый человек хочет, чтобы его любили. Любовь в руках манипулятора является инструментом воздействия и шантажа. Наиболее распространенными фразами при этом считаются: «если ты не сделаешь это, я не буду тебя любить», «если ты любишь меня, то сделаешь это».
Манипуляции обещаниями
Это один из приемов манипуляции в деловом общении. Под обещанием большой перспективы маскируется очередное воздействие манипулятора с целью достижения определенных выгод для себя. Как правило, наиболее часто это встречается в деловой коммуникации: «если нас устроит качество вашего товара, то мы будем регулярно заказывать у вас крупные партии, но вы должны дать нам самую низкую цену».
Манипуляция тщеславием
Данные манипуляции людей в общении призваны задеть самолюбие личности путем хорошо подобранных комплиментов. К примеру, руководитель в общении с подчиненным говорит ему такие слова: «вы лучший специалист нашей организации, поэтому вы должны сделать следующее…». Речь построена таким образом, что после каждого комплимента звучит команда-приказ на выполнение чего-либо.
Читайте также
Манипуляция высмеиванием
Здесь инструментами манипулятора являются колкости, сарказм и насмешки в разговоре. Таким образом он пытается сделать так, чтобы собеседник почувствовал себя неуверенно и начал подчиняться.
Способы защиты от манипуляций в общении
Как осуществляется защита от манипуляций в общении? Ниже перечислены основные способы, которые помогут вам защититься от чужого влияния:
- Анализ собственных ощущений. В процессе общения важное значение имеет осознание своих чувств и реакций. При возникновении у вас дискомфорта, вины или страха, вполне вероятно, что в отношении вас совершаются попытки манипуляции.
- Оценка ситуации. Всегда старайтесь анализировать ситуацию и спрашивайте себя: «Почему я чувствую себя именно так?», «Кто или что является причиной этого?», «Какие мотивы у этого человека?».
- Обратная связь. Помочь в распознавании манипуляций может обратная связь с окружающими. Для этого нужно обсуждать с коллегами и друзьями любые свои сомнения и чувства.
- Знание признаков манипуляции. Если вы будете знать все признаки манипуляций, то любые попытки манипулятора воздействовать на вас потерпят неудачу.
Фото: bruce mars / unsplash.com
Стратегии, которые призваны противодействовать манипуляциям:
- Четкое установление границ. Определение личных границ даст вам понимание того, что вы готовы вытерпеть и что недопустимо для вас. Об этом нужно открыто сказать собеседнику и настаивать на соблюдении обозначенных правил.
- Учитесь отказывать и не бойтесь говорить нет. Вы не должны бояться отказа от выполнения просьб, вызывающих у вас дискомфорт или отторжение, а также нарушающих ваши границы.
- Эмоциональная независимость. Это не что иное, как процесс самопознания, направленный на развитие своих способностей и уверенности в себе.
- Эмоциональная саморегуляция. Заключается в обучении методам управления своими эмоциями. Так вы будете спокойно реагировать на всевозможные провокации и манипуляции.
- Коммуникационные техники. Здесь речь идет об ассертивном общении. Применяйте такие техники общения для выражения своих чувств и мыслей без ущемления прав окружающих.
- Активное слушание. Манипулятора нужно слушать очень внимательно, и при возникновении малейшего недопонимания задавать ему вопросы уточняющего характера. Таким образом вы будете лучше понимать его мотивы и намерения.
- Поиск социальной поддержки. Кто, как не близкие друзья и коллеги, могут объективно оценить ситуацию и дать полезные советы. Нужно делиться с ними своими сомнениями и переживаниями по любым непонятным ситуациям.
- Профессиональная помощь. Иногда для того, чтобы разобраться в ситуации и дальнейших защитных стратегиях, может потребоваться помощь консультанта или психолога, чьи профессиональные знания, опыт и навыки помогут найти лучшее решение.
- Избегание манипуляторов. При наличии возможности следует ограничить общение с манипуляторами. Лучше избегать контактов с ними в неформальной обстановке.
- Переход на другую работу или изменение окружения. Иногда встречаются ситуации, когда для избавления от влияния манипулятора приходится менять работу или свое окружение.
Проблема манипуляции в общении не будет такой острой, если вы будете знать все признаки воздействия. Таким образом вы сможете защитить себя от манипулятора.
Часто задаваемые вопросы о манипуляции в общении
Как быть, если я сам манипулятор?
В первую очередь нужна работа над собой. Вы должны осознать, что манипуляции приводят к разрушению отношений с родными, близкими и партнерами. Отказ от поведения манипулятивного характера сопряжен со многими сложностями, но он необходим для создания честных и здоровых отношений.
Где есть вероятность столкнуться с манипуляциями?
Манипуляции в общении можно встретить где угодно. Это характерно для любой ситуации, которая сулит кому-то выгоду. Дети манипулируют родителями, маркетологи – клиентами, политики – избирателями и так далее. Семья, работа, досуг – адресат манипуляции в общении может быть везде.
Как бороться с манипуляциями в общении?
Помочь в противостоянии манипуляциям вам помогут развитие критического мышления, эмоциональной стабильности и уверенности в себе. От воздействия манипулятивного поведения окружающих никто не застрахован, поэтому лучшей защитой является умение его распознавать. Знание всех тонкостей давления с корыстной целью поможет вам определиться с выбором стратегии противодействия манипуляциям в общении.
Манипуляции прочно вошли в нашу жизнь и проявляются во время взаимодействия с людьми. Умение видеть и понимать признаки манипуляций в общении помогает выработке защитных мер и поддержанию здоровой атмосферы в обществе.
Источник изображения на шапке: jcomp / freepik.com