О чем речь? Методика Монтессори – одна из самых популярных педагогических систем нашего времени. Ее суть состоит в том, чтобы научить ребенка заниматься самостоятельно. Воспитанные по такой методике дети растут уверенными в себе и активными людьми.
Как работает? Методика сочетает игру и работу, свободу и дисциплину и очень эффективна для детского развития. Но прежде чем заниматься с ребенком по Монтессори, нужно изучить принципы обучения, чтобы понять, насколько они подходят вашему малышу.
В статье мы расскажем:
- Мария Монтессори и ее методика развития
- Основные методы и идеи Монтессори
- Принципы методики Монтессори
- 12 заповедей Монтессори
- Преимущества и недостатки системы Монтессори
- Сравнение методики Монтессори с другими
- Кому подойдёт методика Монтессори
Мария Монтессори и ее методика развития
Метод Монтессори — одна из самых прогрессивных педагогических систем своего времени, не потерявшая актуальность до наших дней в России и во всем мире. Ее создала талантливый педагог Мария Монтессори в начале ХХ века. Суть методики заключается в создании особой развивающей среды для самопроизвольного формирования у ребенка сенсорных ощущений, развития интеллекта и врожденных способностей, интуитивного приобретения нужных навыков в процессе самостоятельного получения опыта.
Мария Монтессори в возрасте 26 лет стала первой женщиной, получившей диплом врача в Италии. Будучи доктором, ученым и педагогом, она соединила в своей методике данные науки и опыт личного взаимодействия с умственно неполноценными детьми.
Создавая систему обучения, Мария использовала не только собственный опыт, но и теоретические исследования своих учителей, известных французских ученых Сегена и Итара, бывших на тот момент основоположниками европейской дефектологии. Она жила и внедряла свою методику в Италии, Испании, Нидерландах и даже в Индии. Монтессори считала, что воспитание и образование детей с особенностями развития требует комплексного сопровождения медиков и педагогов.
#THREE_STEPS#6 января 1907 года в Риме она открыла первую школу, работавшую по ее программе. Мария Монтессори опробовала новшество на детях с интеллектуальным недоразвитием, и спустя два месяца ее ученики превзошли своих беспроблемных сверстников. В основе программы лежало самовоспитание детей и их развитие.
Мария Монтессори считала, что дети должны быть счастливы во время занятий. Это является залогом успешного обучения, так как ребенок обязательно продолжит играть с развивающими игрушками, испытывая интерес. Все занятия по ее системе проводятся в специально организованных зонах, каждая из которых создана для развития определенных черт личности.
После подведения итогов развития «необучаемых» детей, освоивших счет, письмо и чтение быстрее и качественнее своих сверстников, не имеющих проблем с интеллектом, было решено адаптировать методику для здоровых воспитанников. Результатом этого стало открытие в Сан-Лоренцо первого «Дома ребенка», работавшего по методике Монтессори для детей, а спустя три года, в 1910 году, вышла первая книга автора о созданной ею системе развития.
Несколько тысяч детских садов и школ во всем мире опробовали и внедрили методику Монтессори на протяжении последних ста лет. Они выпустили в свет множество людей, ставших исключительно успешными в своей деятельности и шутливо названных в 2014 году печатным изданием Wall Street Journal «монтессори-мафией». В их числе основатели Google Ларри Пейдж и Сергей Брин, создатель Amazon Джефф Безос, разработчик видеоигр Уилл Райт и другие известные личности. Все они во многих интервью отдали должное своему образованию по системе Монтессори.
В нашей стране эта методика официально была признана лишь в конце прошлого века, и с тех пор она приобрела большую популярность.
Основные методы и идеи Монтессори
В основе методики обучения Монтессори – девиз «Помоги мне сделать это самому!». Автор системы считает, что помещение детей в развивающую среду одновременно с предоставлением им свободы выбора сделает самостоятельное познание мира радостным и комфортным.
Дети раскрывают свой потенциал самостоятельно, беспрепятственно и естественно следуя по индивидуальному плану развития.
Они сами выбирают себе занятие и время для него. Сопровождающий взрослый не должен комментировать действия ребенка, оценивать результат и сравнивать со сверстниками. Он только наблюдает, помогает в случае затруднения и показывает, как пользоваться развивающим материалом.
Убеждения, лежащие в основе развивающей методики Монтессори:
-
Детское развитие идет по пути следования естественным интересам и благодаря самостоятельно полученному опыту.
-
Для полного раскрытия потенциала личности ребенка важно правильно организовать окружающее пространство.
-
Взрослый – это не источник знаний и новых навыков, он лишь помогает и является проводником.
Такой подход наиболее точно определяет стиль взаимодействия взрослого и ребенка, развивающегося по системе Монтессори.
Необходимые условия для успешной реализации методики:
-
правильно и по возрасту организованная образовательная среда, где все материалы доступны для детей в любое время;
-
предоставление детям ведущей позиции, самостоятельности и права выбора занятия;
-
учет взрослыми индивидуальных особенностей детей, бережное и внимательное к ним отношение.
Основные правила методики раннего развития Монтессори:
-
Нет классно-урочной системы, дети свободно перемещаются по комнате.
-
Нет обязательной программы, которую должны освоить все обучающиеся в обязательном порядке, но есть индивидуальный подход.
-
Дети занимаются в разновозрастной группе.
-
Должна быть организована развивающая среда, наполненная разнообразными стимулирующими материалами.
-
Взрослый почти не вмешивается в деятельность подопечных, он берет на себя роль наблюдателя и лица, сопровождающего интересы ребенка.
Главный принцип методики обучения по Монтессори – предоставление детям свободы деятельности, полная самостоятельность в занятиях и в поддержании дисциплины. Взрослые позволяют малышам заниматься тем, чем нравится, в любое время. Педагоги создают богатую развивающую среду, не наказывают, не поощряют и не оценивают детей. Они лишь ненавязчиво направляют процесс познания, учитывая индивидуальность каждого.
Мария Монтессори и ее последователи главное внимание уделяли развитию сенсорных ощущений: слуха, осязания и дифференциации тонких оттенков вкуса и запаха. Для развития абстрактных математических представлений используются игры с цифрами и геометрическими фигурами, тренировка глазомера. Успешному освоению чтения и письма способствует развитие мелкой и крупной моторики. В этот комплекс входят занятия лепкой, штриховка, гимнастика для губ и языка.
Принципы методики Монтессори
Методика Монтессори строится на трех главных составляющих:
Сенситивность
Говоря простым языком, сенситивные периоды — это самый подходящий возраст для естественного освоения тех или иных навыков. Если еще слишком рано или уже слишком поздно, дети потеряют интерес к занятию, либо им будет слишком сложно. В дошкольном возрасте все малыши проходят шесть основных этапов сенситивного развития:
-
Период восприятия порядка (от 0 до 3 лет). Считается, что ребенка в возрасте двух лет проще приучить к порядку, чем четырехлетнего. Один из основных принципов методики развития Монтессори – поддержание чистоты. Четырёхлетнего малыша сложнее научить убирать за собой, чем двухлетку. Дети приучаются не только возвращать игрушки на место, но и участвовать в общей уборке, мыть посуду, вытирать пролитую воду и подметать рассыпанную крупу за собой.
-
Период развития движений и действий (от 1 до 4 лет). Дети активно развивают координацию движений и различные группы мышц, осваивая горки, качалки, лесенки на детских площадках.
-
Период сенсорного развития (от 0 до 5,5 лет). На протяжении всего этого периода дети осваивают форму, размер, цвет окружающих вещей через слух, зрение, обоняние и сенсорные ощущения.
-
Период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). Для развития мелкой моторики Мария Монтессори предлагала самые простые способы и материалы: перекладывание гороха, фасоли, различных круп, нанизывание бусин на шнурок, выкладывание пазлов.
Читайте также
«Сказки для мальчиков всех возрастов»-
Период речевого развития (от 0 до 6 лет). Автор методики не видела ничего страшного в том, что речь отсутствует у годовалого ребенка, так как развитие речевого аппарата идет до 6 лет. Для стимуляции разговора нужно использовать книги, картинки, наглядность и, конечно же, помощь взрослого.
-
Период развития социальных навыков (от 2,5 до 6 лет). Нет смысла в насильно навязанной вежливости, все должно происходить естественно.
Для успешного формирования характера, способностей и правильного поведения будущей личности важно, чтобы дети получили эти навыки именно в сенситивный период развития. Позже такая возможность уже не представится, добавить или исправить что-то будет невозможно.
Окружающая среда
Второе звено методики развития Монтессори – это специально организованное окружающее пространство. Для правильного развития важно, чтобы оно было создано с учетом физических возможностей детей на каждом этапе их сенситивного развития.
Доступность и понятность вещей поможет ребенку стать независимым и освоить все нужные знания и навыки. Например, сложно научиться одеваться, если одежда лежит на верхней, недоступной для малыша, полке шкафа. Но если он увидит утром на стульчике возле кровати одежду, заботливо приготовленную взрослыми с вечера, процесс пойдет гораздо успешней. Поэтому минимальная помощь все-таки необходима.
Педагог
Это третья составляющая системы. Важно понять, что ребенок самостоятельно регулирует процессы познания и своего развития, то есть он сам себе учитель! Родители или педагоги только сопровождают детей к обучению, а потом они должны самоустраниться. Они лишь наблюдают за процессом познания, помня об основополагающем девизе: «Помоги мне это сделать самому!».
12 заповедей Монтессори
Заповеди Марии Монтессори, которым она следовала в своей практике, будет полезно знать родителям и педагогам:
-
Дети учатся, осваивая то, что их окружает.
-
Дети учатся осуждать, если их постоянно критикуют.
-
Дети учатся оценивать, если их часто хвалят.
-
Дети учатся драться, если по отношению к ним часто проявляют враждебность.
-
Дети учатся быть справедливыми, если с ними честны.
-
Дети учатся быть робкими, если над ними часто смеются.
-
Дети учатся верить, если они живут в безопасности.
-
Дети учатся быть виноватыми, если их часто подвергают позору.
-
Дети учатся хорошо к себе относиться, если они чувствуют одобрение.
-
Дети учатся быть терпеливыми, если они чувствуют снисхождение к себе.
-
Дети учатся быть уверенными в себе, если их часто подбадривают.
-
Дети учатся находить любовь в этом мире, если они чувствуют себя нужными и живут в атмосфере дружбы.
Преимущества и недостатки системы Монтессори
Плюсы:
-
нет обязательной программы, нет сравнения со сверстниками, все учатся в своем темпе;
-
дети проявляют любознательность и инициативу, не скучая на интересных занятиях;
-
малыши быстро осваивают свои обязанности по самообслуживанию, уважают потребности сверстников, самостоятельно занимают себя интересными делами;
-
дети считаются с личными границами сверстников, имеют понятие о том, «кто я есть».
Минусы:
-
после методики Монтессори детям бывает трудно привыкнуть к дисциплине обычных детских садов и школ, где все вместе делают одно и то же, и педагог должен восприниматься как авторитет, а не как помощник;
-
для качественного освоения методики развития Монтессори и поддержания детского интереса требуется большое количество разнообразных дорогостоящих пособий;
-
развивающую среду «по Монтессори» очень сложно создать дома.
Сравнение методики Монтессори с другими
В настоящее время существует большое число методик раннего детского развития, и все они имеют свою ценность. Друг от друга они отличаются местом проведения развивающих занятий, используемыми материалами и ролью взрослого.
Самые популярные системы раннего развития и их отличие от педагогики Монтессори:
-
Методика Зайцева. Эта система заключается в организации жизни детей и окружающих их взрослых в виде игры, тогда как у Монтессори нет такой составляющей.
-
Методика Глена Домана. Глен Доман предложил обучать детей, используя карточки со словами и слогами. Здесь не развивается осязание, присутствует только зрительная стимуляция, хотя сенсорное восприятие – главный источник получения знаний о мире у маленьких детей.
-
Методика Никитиных. Ведущая роль взрослых здесь заменяется ролью старших товарищей ребенка. Кроме этого, Никитины большое значение придавали закаливанию детей, тогда как у Монтессори физическому развитию практически не уделяется внимание.
-
Методика Сессиль Лупан. В этой системе большое значение придается развитию ребенка на первом году жизни, тогда как Монтессори предлагает дозированную подачу знаний на протяжении большого временного отрезка жизни детей.
Кому подойдёт методика Монтессори
Она будет востребована у родителей, ценящих индивидуальный подход к детям. Но для мам и пап, не готовых изъять малыша из стандартных рамок системы образования, развивающая методика Монтессори станет неактуальна.
Общительные дети, не имеющие проблем с вхождением в коллектив сверстников, проще освоят то, что предлагает эта система, чем замкнутые малыши. Она больше понравится тем, кто в обычной жизни предпочитает спокойные игры и занятия типа рисования, чем шумным любителям двигаться и играть в подвижные игры.
Многие родители предпочитают воспитывать детей по системе Монтессори, будучи убежденными в том, что наиболее интенсивно мозг человека развивается до 5–6 лет, и этот период активного получения знаний и умений нельзя упустить. В реальности первые нервные связи формируются в мозгу ребенка еще на 18–20-й неделе беременности матери. Если человек ведет правильный образ жизни, развитие мозга не прекращается до последней минуты существования этого уникального органа.
Темпы формирования нейронных связей у детей и у взрослых на самом деле отличаются. Скорость их появления стремительно увеличивается сразу же после рождения, а количество достигает максимума к 25–30 годам. Затем объем нейронных связей неуклонно снижается за счет удаления неиспользуемых нервных путей. Поэтому с возрастом так сложно дается получение новой информации, умений и навыков, однако всегда нужно стремиться к познанию.
Хотя методику Монтессори чаще всего используют для раннего развития дошкольников и младших школьников, ее применение нельзя ограничивать каким-то определенным возрастом.
Существует единая философия образования, предлагающая целостный взгляд на развитие человека от рождения до последних дней. Поскольку индивидуум учится на протяжении всей своей жизни, усилия младенца по удержанию погремушки равноценны обучению первоклассника чтению, подростка – решению уравнений, взрослого человека – освоению нового оборудования. Поэтому принципы педагогики Марии Монтессори при необходимости можно использовать в обучении людей любого возраста.