Мы в соц. сетях:

Что это? Нейропсихология — наука, которая стоит на пересечении психологии и неврологии. Она изучает, как работа головного мозга влияет на психику, поведение и когнитивные способности человека.

Что учесть? Работа нейропсихолога заключается в определении, какой именно участок мозга функционирует неправильно, и предложении способов коррекции. Методы лечения разработаны отдельно для взрослых и детей.

В статье мы расскажем:

  1. Что такое нейропсихология
  2. История развития нейропсихологии
  3. Основные понятия нейропсихологии
  4. Направления нейропсихологии
  5. Методы нейропсихологии
  6. Применение нейропсихологии
  7. Детская нейропсихология
  8. Новые технологии в нейропсихологии
  9. Часто задаваемые вопросы о нейропсихологии

Что такое нейропсихология

Нейропсихология — это научная дисциплина, изучающая взаимосвязь между мозговыми структурами и психическими функциями. Она исследует, как повреждения различных участков мозга влияют на поведение, восприятие, память и другие аспекты психики.

Современные достижения данной дисциплины важны не только для диагностики и терапии патологий, но и для лучшего понимания механизмов нормального функционирования мозга.

Иначе говоря, нейропсихология изучает, как строение и функционирование мозга определяют наши мысли, восприятие мира, реакцию на события, способы выражения себя словами и даже принятие решений и совершение действий.

Изучение функционирования мозга

Фото: pikisuperstar / freepik.com

Ключевой вопрос клинической нейропсихологии звучит так: насколько тесно взаимосвязаны мозг, сознание, поведение и возможно ли повлиять на одно посредством другого?

Цель нейропсихологии — исследовать зависимость психических процессов и поведения человека от особенностей строения и функционирования мозга. Основные задачи нейропсихологии включают:

  • выявление общих закономерностей работы мозга при взаимодействии организма с окружающей средой и внутренними факторами;

  • проведение анализа изменений психики при локальных поражениях мозга;

  • оценка общего функционального состояния мозга и специфики работы его отдельных областей.

В чем специфика работы врача-нейропсихолога?

Врач-нейропсихолог проводит диагностику и коррекцию отклонений в развитии когнитивных функций. Консультация специалиста необходима, если наблюдаются проблемы с ориентацией в пространстве, повышенная рассеянность, нарушение письма или речи, которые нельзя объяснить стрессом или переутомлением.

Нейропсихологи помогают восстановить и поддержать когнитивные функции пациентам после травм головы и инсультов. Их консультации востребованы:

  • при эпилепсии;

  • при деменции;

  • при болезни Паркинсона;

  • при других неврологических проблемах.

Также они работают с людьми, страдающими нарушениями чтения (дислексия), письма (дисграфия), задержками психического и речевого развития (ЗПР и ЗПРР), синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ).

История развития нейропсихологии

Нейропсихология начала формироваться как научная дисциплина в конце XIX века, изначально сосредоточившись на исследовании того, как повреждения центральной нервной системы нарушают память, внимание, эмоции и восприятие человека. Основоположниками направления стали ученые Франц Галль, Пол Брока и Карл Вернике, чьи идеи заложили основы для изучения локализации когнитивных функций мозга.

Нейропсихология стала отдельной научной дисциплиной в начале XX века, когда ученые убедились в значимой роли мозга в регуляции психических процессов. На ранних стадиях своего развития она активно заимствовала идеи и методы из смежных областей — психологии и неврологии.

Термин «нейропсихология» впервые предложил французский ученый Жан Пиаже в 1920-е годы, однако широкое распространение и активное использование началось лишь в 1930-е, в период интенсивных исследований взаимосвязи между состоянием мозга и психическими функциями.

Формирование нейропсихологии как отдельной дисциплины – это не заслуга одного ученого, а результат коллективного труда многих исследователей, таких, как:

  • Поль Брока. В 1861 году французский врач Поль Брока установил, что повреждение левого полушария мозга лишает человека возможности говорить, сохраняя при этом способность воспринимать речь. Это открытие сыграло важную роль в понимании того, как разные отделы мозга отвечают за конкретные когнитивные функции.

  • Карл Вернике. Немецкий специалист дополнил открытия Поля Брока, установив, что повреждение определенной зоны в височной доле приводит к нарушению понимания речи, при этом способность говорить сохраняется. Это подтвердило предположение о распределенной природе речевых функций в головном мозге.

  • Александр Лурия. Советский ученый Александр Лурия продемонстрировал, что повреждение отдельных зон мозга способно вызывать расстройства поведения, памяти и прочих психических функций. Лурия считается основателем нейропсихологии в России.

  • Оливер Сакс. Британский невролог Оливер Сакс сделал нейропсихологию понятнее широкому кругу читателей благодаря своим книгам и клиническим примерам. Через описания неврологических расстройств и их воздействия на поведение пациентов он привлек внимание общественности к проблемам когнитивной нейронауки.

Кроме перечисленных ученых, значительный вклад в развитие нейропсихологии внесли Кеннет Кларк, Герман Эббингауз и Норман Гешвинк, чьи труды в области памяти, поведения и диагностики имели большое значение для становления этой науки.

Особый вклад в развитие этой науки внесли советские нейропсихологи:

  • Лев Семёнович Выготский – инициировал первые нейропсихологические исследования в СССР.

  • Александр Романович Лурия – разработал отечественную школу нейропсихологии и комплекс методик для оценки состояния лиц с повреждением мозга.

Становление нейропсихологии как науки произошло на стыке психологии, неврологии и медицины. Сначала она была тесно связана с нейрологией, но с развитием технологий и экспериментальных методов приобрела самостоятельность.

Сейчас нейропсихология активно использует передовые технологии, такие как МРТ и ПЭТ, позволяющие исследовать деятельность мозга в реальном времени, что улучшает качество диагностики и лечения.

Основные достижения нейропсихологии:

  • Развитие методов нейровизуализации (МРТ, фМРТ, ПЭТ, ЭЭГ).

  • Применение нейрофидбэка для терапии депрессии, тревоги и усиления когнитивных функций.

  • Изучение нейропластичности и ее значения в реабилитации после инсультов.

  • Практическое использование когнитивной нейропсихологии для борьбы с деменцией и улучшения жизненного уровня пациентов.

  • Интеграция искусственного интеллекта в диагностику и разработку персональных терапевтических схем.

Реабилитация после инсульта

Фото: freepik / freepik.com

Задачи экспериментальной нейропсихологии:

  • Создание новых диагностических инструментов.

  • Повышение эффективности восстановления после повреждений мозга.

  • Проведение исследований мозга с использованием современных технологий.

  • Применение результатов в нейробиологической практике.

  • Подготовка квалифицированных кадров.

Перспективы развития нейропсихологии:

  • Совершенствование технологий диагностики.

  • Расширенное применение нейропсихологии в профилактической медицине.

  • Углубленные исследования связей между мозгом и поведением.

  • Создание индивидуально-ориентированных методов лечения.

  • Улучшение общественного здоровья через внедрение новейших научных открытий.

Основные понятия нейропсихологии

К основным понятиям нейропсихологии относятся:

  • Нейропсихологический симптом — это расстройство психической функции, возникающее вследствие локального повреждения мозга.

  • Первичные нейропсихологические симптомы — это нарушения психических функций, возникающие непосредственно из-за повреждения конкретного участка мозга.

  • Вторичные нейропсихологические симптомы — это дополнительные нарушения психических функций, которые возникают вслед за первичными симптомами и находятся с ними в тесной системной зависимости.

  • Нейропсихологический синдром — это совокупность нейропсихологических симптомов, возникающих вследствие нарушения или утраты одной либо нескольких ключевых функций мозга.

  • Нейропсихологический фактор — это физиологический механизм работы определенного участка мозга, нарушение которого приводит к появлению нейропсихологического синдрома.

  • Нейропсихологическая диагностика — это процедура обследования пациентов с ограниченными повреждениями мозга, направленная на точное определение локализации патологического процесса с помощью специализированных нейропсихологических тестов.

  • Функциональная система — это физиологический термин, объясняющий механизмы работы высших психических функций. Психические процессы различного содержания, такие как память, восприятие, мышление и другие, реализуются через особые функциональные структуры мозга.

  • Мозговые механизмы высших психических функций — это совокупность нервных структур в коре больших полушарий и подкорковых областях, а также протекающих там физиологических процессов, которые объединены в общую систему и обеспечивают нормальное функционирование психики.

  • Норма функции — это базовое понятие, необходимое для нейропсихологического анализа нарушений высших ментальных процессов. Оно отражает характеристики нормального функционирования, присущие большинству здоровых людей.

Базисными понятиями нейропсихологии являются категории, характеризующие типы нарушений, проявляющихся при локальном повреждении мозга. Среди них выделяют:

  • Агнозии — расстройства восприятия (зрительные, слуховые, тактильные), возникающие при сохраненной элементарной чувствительности.

  • Афазии — системные нарушения речи, вызванные локальными повреждениями коры мозга, приводящие к искажениям звуковой, грамматической и смысловой структуры ораторской деятельности при отсутствии глухоты и дефектов артикуляционного аппарата.

  • Апраксии — трудности в выполнении целенаправленных движений и действий с предметами, возникающие при поражении вторичных и третичных зон двигательной коры, не сопровождающиеся парезами, параличами или тремором конечностей.

Направления нейропсихологии

По мере прогресса медицинской науки и появления новых исследовательских методов развиваются и обновляются направления нейропсихологии, адаптируясь к новым возможностям и потребностям.

В настоящее время принято выделять семь основных направлений в нейропсихологии:

Клиническая

Это направление нейропсихологии, которое изучает синдромы, возникающие вследствие поражений головного мозга. Чаще всего специалисты сталкиваются с изменениями поведения, вызванными черепно-мозговыми травмами, внутричерепными кровоизлияниями и опухолевыми заболеваниями.

Экспериментальная

Ряд ученых утверждает, что успех нейропсихологии зависит главным образом от экспериментов. Это направление занимается изучением различных структурных повреждений мозга и их возможного влияния на психику.

Реабилитационная

Это направление, которое занимается восстановлением функций поврежденных участков мозга и нормализует психосоциальное поведение пациентов, способствуя восстановлению утраченных способностей и повышению качества жизни.

Диагностическая

Специалистами данного направления проводятся исследования пациентов до и после хирургических процедур. Задача нейропсихолога — предварительно установить зону поражения мозга и сформировать объективную клиническую картину, а после операции отслеживать динамику восстановления и оценивать успешность такого лечения относительно возвращения психических функций.

Экологическая

Экологическая нейропсихология исследует влияние условий окружающей среды на психоэмоциональное состояние и когнитивное функционирование человека, выявляя факторы риска и пути профилактики негативных последствий экологических воздействий.

Психофизическая

Это исключительно научно обоснованное направление, цель которого — изучить механизмы возникновения обстоятельств, негативно влияющих на головной мозг и приводящих к нарушениям в психоэмоциональной сфере.

Детская

Отдельным направлением выступает детская нейропсихология, что обусловлено особенностями развития мозга ребенка и повышенной гибкостью его психики. Именно в раннем возрасте чаще всего выявляют патологии, связанные с нарушением работы центральной нервной системы.

Нейропсихологи специализируются на работе с такими проблемами, как задержки развития, аутизм, СДВГ, синдром Дауна и другими схожими заболеваниями у детей.

Детская нейропсихология

Фото: freepik / freepik.com

Нейропсихология сосредоточивается на глубоком изучении высших функций нервной системы, связанных с восприятием, памятью, мышлением и сознанием. Особое внимание в современных исследованиях уделяется феномену межполушарной асимметрии, позволяющему понять различия в специализации правого и левого полушарий мозга и их совместную работу.

Методы нейропсихологии

Основы нейропсихологических методик были заложены в период Великой Отечественной войны. Врачи оценивали сохранение или нарушение функций восприятия, слуха, речи, зрения и памяти у раненых солдат, основываясь на их реакциях и ответах на специальные задания. Таким образом формировался нейропсихологический подход.

Со временем методы диагностики и лечения совершенствовались благодаря внедрению нейропсихологии в педиатрию. Ограниченность стандартных тестов для детей привела к созданию новых методик, учитывающих возрастные особенности и потребности юных пациентов.

Рассмотрим актуальные и наиболее распространенные методы нейропсихологической диагностики:

  • Клинические наблюдения. Оценка двигательных реакций, мимики, жестов, быстроты реагирования, речи и дыхательной функции пациента.

  • Тестирования. Применяются тесты для оценки особенностей поведения, связанных с работой мозга и отдельными его участками.

  • Нейровизуализация. Комплекс медицинских исследований, позволяющий визуализировать структуру и функции мозга, включая магнитно-резонансную томографию (МРТ), компьютерную томографию (КТ), диффузионную оптическую томографию и другие инструментальные методы.

Компьютерная томография

Фото: freepik / freepik.com

Применение нейропсихологии

Методы нейропсихологии применяются как отдельно, так и в комплексе, применительно к пациентам всех возрастов, имеющим различные повреждения мозга и симптоматику. Области использования нейропсихологии охватывают:

  • Медицинскую практику. Для диагностики и реабилитации, восстановления высших психических функций.

  • Педагогику и образование. Методы нейродиагностики успешно применяются в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, позволяя наиболее полно задействовать ресурсы нервной системы и существенно улучшить качество их жизни.

  • Спортивную подготовку. Спортсмены обращаются к нейропсихологии для оптимизации тренировочного процесса, восстановления после спортивных неудач и улучшения спортивной формы.

  • Практическую психологию. Основываясь на нейропсихологических подходах, удается улучшать стрессоустойчивость, ускорять реакцию, снимать мышечные напряжения и стимулировать творческое самовыражение.

Нейропсихолог необходим людям с нарушениями высших психических функций. Обычно взрослые обращаются к такому специалисту в случаях:

  • черепно-мозговых травм;

  • инфекционных поражений мозга (менингит, энцефалит);

  • заболеваний сосудов, опухолей, интоксикаций мозга;

  • болезней нервной системы (болезнь Альцгеймера, рассеянный склероз).

Обращение взрослого к нейропсихологу обычно очевидно, так как серьезные нарушения легко заметны. Сложнее ситуация с детьми, чей мозг только формируется: родители порой затрудняются понять, требует ли отставание в развитии немедленного обращения к врачу или же стоит подождать. Например, позднее начало речи или ходьбы не всегда сигнализирует о патологии — это может быть индивидуальной особенностью развития малыша.

Нейропсихолог может понадобиться, если ребенок испытывает трудности в учебе или поведении. Иногда такие проблемы воспринимают как проявление лени или плохого воспитания, но на самом деле причина может крыться в особенностях работы мозга, мешающих ребенку соответствовать средним нормам развития и поведения.

Если привычные педагогические методы, помощь репетиторов и усилия родителей не решают проблему школьной неуспеваемости, а возможные внешние негативные факторы школы (буллинг, строгие учителя) отсутствуют, значит, причина может скрываться в особенностях развития когнитивных функций ребенка.

Задача нейропсихолога — найти уникальные подходы к обучению, которые позволят преодолеть существующие трудности, подобрав наилучший способ усвоения знаний, запоминания, письма и анализа информации специально для этого ученика.

Рассмотрим важные признаки, указывающие на необходимость консультации нейропсихолога:

  • Если ребенок заметно отстает в развитии (поздно начинает говорить, двигаться, играть, различать цвета, манипулировать предметами), стоит подумать о консультации нейропсихолога. Особенно важно обратиться к специалисту, если ваше беспокойство не исчезает после поверхностных советов врачей («перерастет»).

  • Постоянные трудности в обучении, неуклюжесть, снижение концентрации, замедленная реакция и повышенная отвлекаемость — веские основания для консультации нейропсихолога.

  • Следует обратить внимание на социальную изоляцию ребенка, трудности в восприятии эмоций, поддержании зрительного контакта и выражении чувств. Также важны умения распознавать сарказм, шутки, свободно вести диалог и быстро отвечать на вопросы.

  • Показанием к консультации нейропсихолога служат и резкие эмоциональные вспышки: беспричинные приступы раздражения, крика, агрессии или, наоборот, уход в себя, избегание общения. Хронический стресс без очевидных причин и сложности самоконтроля тоже требуют профессионального вмешательства.

Нейропсихологическая коррекция полезна детям не только для исправления текущих проблем, но и для полноценного развития. Даже при отсутствии существенных трудностей в учебе или поведении консультация специалиста может принести ощутимую пользу.

Нейропсихолог подберет упражнения, облегчающие ребенку освоение мира и создающие базу для успешной учебы. Например, в 2–3 года важно развивать концентрацию, но не все родители знают, как это сделать, а дети сами не всегда справляются. В итоге в 6–7 лет ребенку сложно дается письмо и чтение.

Дети легче адаптируются и осваивают новые навыки благодаря пластичности мозга. С возрастом эта способность снижается, поэтому взрослым сложнее усваивать новую информацию. Специальные упражнения могут улучшить когнитивные функции, но чем старше человек, тем труднее достичь желаемого эффекта.

Детская нейропсихология

Нейропсихология показывает, что развитие мозга ребенка во многом определяется условиями беременности матери. Ученые-нейропсихологи ведут наблюдение за детьми, начиная с младенчества, вплоть до 12-летнего возраста. Если у вашего ребенка наблюдаются настораживающие симптомы, не бойтесь обращаться к специалистам, особенно в переходный период между первым и вторым классом, когда нагрузка увеличивается.

Если ребенок испытывает трудности с запоминанием стихов или быстро забывает пройденный материал, не спешите паниковать. Врач поможет понять причину и предложит действенные рекомендации для решения возникшей проблемы.

Посещение детского нейропсихолога рекомендовано, если ребенок в возрасте 6–7 лет:

  • демонстрирует нестабильность поведения и эмоциональную неуравновешенность;

  • имеет слабо развитую мелкую моторику рук;

  • испытывает трудности с запоминанием цифр и букв, допускает зеркальность их написания и имеет проблемы с чтением во 2–3 классе.

Нейропсихологическое тестирование рекомендуется проходить в возрасте 5–6 лет, перед поступлением в школу и дополнительно по назначению специалистов. До 10 лет мозг ребенка обладает высокой пластичностью, что позволяет эффективно корректировать нарушения, поэтому важно регулярно наблюдать за его развитием и своевременно обращаться к врачам. Социально-экономические условия также играют значительную роль в образовательных и развивающих возможностях ребенка.

Поскольку речь — это главное средство выражения мыслей, нейропсихология тесно связана с логопедией. Речевые нарушения мешают общению и взаимопониманию, часто являясь следствием патологий или локальных повреждений мозга.

Логопед

Фото: freepik / freepik.com

Нейропсихология, следуя модели Александра Лурии, выделяет три ключевые системы, обеспечивающие развитие речи:

  • органы чувств;

  • опорно-двигательный аппарат;

  • функции внутренних органов.

Новые технологии в нейропсихологии

Искусственный интеллект, активно внедряемый в различные сферы, нашел свое применение и в нейропсихологии. ИИ-технологии упрощают диагностику психоневрологических и эмоциональных расстройств, а также помогают составлять планы лечения и реабилитации.

В частности, алгоритмы ИИ позволяют более точно выявлять ранние стадии таких патологий, как болезни Альцгеймера и Паркинсона, что дает возможность своевременно начать терапию и добиться лучших результатов лечения, включая использование нейропсихологических методов.

Существует несколько подтвержденных фактов о применении искусственного интеллекта в нейропсихологии:

  • Точность диагностики болезни Альцгеймера с помощью ИИ превышает 90 %, тогда как классические методы показывают около 78 %.

  • Анализ медицинских изображений алгоритмами ИИ занимает считанные секунды, экономя драгоценное время врачей.

  • Уже около 60 % нейропсихологов применяют искусственный интеллект, так как он помогает быстрее выявлять психические расстройства, вызванные повреждениями или дефектами мозга.

В дополнение к искусственному интеллекту в нейропсихологии активно применяется технология виртуальной реальности. Она широко используется в реабилитационной составляющей данной науки и когнитивной практике.

Технология виртуальной реальности

Фото: pch.vector / freepik.com

Виртуальная реальность создает реалистичную среду, позволяющую пациенту тренировать необходимые навыки и восстанавливать утраченные функции, что особенно актуально при реабилитации после травм или заболеваний мозга.

Часто задаваемые вопросы о нейропсихологии

Какие книги по нейропсихологии рекомендуются к прочтению?

  • Т. Г. Визель «Нейропсихология творчества» – рассматривает творчество как свойство человеческой психики.

  • Жанна М. Глозман «Нейропсихология детского возраста» – специализированное пособие, помогающее разобраться в особенностях формирования и возможных нарушениях психических функций у детей.

  • Евгения Д. Хомская «Нейропсихология. Учебник» – обширное учебное издание, предназначенное для глубокого освоения предмета нейропсихологии.

Что означает термин «праксис» в нейропсихологии?

Праксис в нейропсихологии — это способность осознанно планировать и последовательно выполнять движения и действия в соответствии с поставленными задачами.

Каким образом современные технологии содействуют научным исследованиям?

Появление МРТ и ПЭТ позволило исследователям изучать работу мозга в реальном времени, что существенно повысило качество диагностики и лечения психических расстройств. Также активно применяются методы нейрофидбэка для коррекции когнитивных нарушений и восстановления функций после инсультов.

Нейропсихология, зародившаяся в конце XIX века, проделала длительный путь эволюции и превратилась в ключевую научную дисциплину, соединяющую знания из различных областей. Сегодня она продолжает активно развиваться, выполняя важнейшую роль в диагностике, терапии психических расстройств и последствий травм мозга.

Источник изображения на шапке: freepik / freepik.com