В статье мы расскажем:
- Основные направления психологии: от ранних школ до наших дней
- Современные направления психологии
Основные направления психологии зародились задолго до наших дней. Людям всегда было интересно изучать особенности поведения, мотивы личностных поступков, внутренние конфликты. Конечно, эта наука претерпела огромные изменения, и даже действующие методики дорабатываются и обновляются.
По сей день ученые и исследователи, а также практикующие психоаналитики любят рассуждать, является ли психология самостоятельной наукой или одним из направлений в философии. После прочтения нашей статьи вы сможете дать собственный ответ на этот вопрос, а также определить, какое направление для вас наиболее интересно.
Основные направления психологии: от ранних школ до наших дней
1. Классический психоанализ, 1900.
Началом развития психоаналитического направления принято считать 1900 год. В это время австрийский невролог и психолог Зигмунд Фрейд опубликовал первый тираж книги «Толкование сновидений». Труд Зигмунда Фрейда получил широкий отклик как среди профессиональных психоаналитиков, так и среди общественности. С того времени в Америке и Европе быстрыми темпами развивается психоанализ. В дальнейшем это движение трансформировалось в отдельное семейство, куда были добавлены основные направления психологии:
-
аналитическая психология;
-
индивидуальная психология;
-
трансактный анализ.
Психоаналитическое и бихевиоральное видение отличаются. Разница в соотнесении мотивационных ресурсов человека к внутренним составляющим организма, а не к компонентам, формирующимся в результате внешнего контакта личности с обществом и миром.
#THREE_STEPS#Классическая версия психоанализа базируется на теории З. Фрейда. В основе ее двухмерная структурная модель психики человека. Согласно этой модели, есть две составляющие психики: сознательное и бессознательное с одной стороны и элементы «оно», «я», «сверх-я» с другой. Метод разложения психики на элементы позволяет дать объяснение источнику появления неврозов как конфликту импульсов, которые берут начало из «оно» и «сверх-я». Разрешить конфликт получается с помощью компонента «я», который использует вытеснение сознательного в бессознательное. Иными словами, классический психоанализ можно отнести сразу к двум осям — нозологической и антропологической.
2. Аналитическая психология, 1912.
В начале XX века зародилось еще одно направление — аналитическая психология швейцарского психиатра и педагога Карла Густава Юнга. В работах Юнга описано разложение структуры личности на слои: персона, эго, тень, Анима у мужчин и Анимус у женщин, самость.
Читайте также
«Абьюзивные отношения: норма или нет»Согласно теории Юнга, главная цель человека, в которой заключен смысл жизни, — достижение самости. Ради этого необходимо пройти через все сознательные слои (персона, эго) и бессознательные (коллективное бессознательное следует за индивидуальным). Верхний слой бессознательного — тень. Это так называемый двойник «я». Самый нижний слой — самость — истинное «я». Юнг в своих трудах разделил бессознательное на коллективное и индивидуальное. По теории Юнга, смысловой составляющей аналитической психологии является вопрос индивидуации. Индивидуация — процесс обретения человеком самости как уникальной целостности, ведь каждый из индивидуумов с рождения нацелен на саморазвитие.
3. Индивидуальная психология, 1912.
Одно из основных направлений глубинной психологии — индивидуальная. Она получила развитие в начале 20-го века как психоаналитическое движение после переработки идей классического психоанализа. Широкую известность направление получило после выхода трудов австрийского психолога Альфреда Адлера.
Догмы индивидуальной психологии основаны на том, что личность неделима. Это целостная часть социума. Человек занимает место в жизни благодаря своему сознанию, путем выборов, обретения смысла и стремления к самоактуализации. Это основа теологической концепции, по которой любое поведение человека преследует свои цели, исходя из восприятия внешнего мира, осмысления и принятия решений. Согласно методике индивидуальной психологии, между сознательным и бессознательным нет борьбы, есть лишь однонаправленность. Мотивацией к действию является чувство неполноценности, стремление его компенсировать, принадлежать к определенным слоям общества, иметь превосходство.
Индивидуальная психология отличается от психоанализа З. Фрейда и аналитической психологии. Основное отличие — учет полученного опыта, реальной ситуации и направления движения одновременно.
4. Бихевиоризм, 1912.
Одно из самых ранних и основных направлений развития психологии. Имеет значимость и на сегодняшний день. Бихевиоризм сводит всю психологию к рефлексам. Родоначальником стал американский психолог и педагог Эдвард Ли Торндайк. Он провел ряд исследований над животными, в основе которых лежали проблемы навыка. Психологию человека по концепции Э. Л. Торндайка изучал американский психолог Джон Бродес Уотсон. В 1912 году им была выпущена статья, где отражались принципы нового направления психологии. Представителями бихевиоризма в России стали ученые И. П. Павлов и В. М. Бехтерев, занимавшиеся рефлексологией.
Методология психологов данного направления сводится к тому, чтобы клиент научился контролировать свои действия, что в итоге приведет к существенным изменениям в поведении. Таким образом, предметом психологии становится не сознание, а поведение, для которого характерны реакции организма на внешние раздражители (стимулы). Последователи бихевиоризма ставят перед собой цель — изучение условий появления, закрепления и исчезновения основных навыков и привычек. Этот подход часто подвергается критике со стороны последователей личностно-ориентированных направлений психологии, так как согласно ему работа сознания полностью сводится к процессам физиологии.
5. Гештальтпсихология, 1912.
В 20-х годах XX века начинает зарождаться гештальтпсихология как ответный вариант идеалистическим установкам и метафизичности распространенных в то время теорий. Новое направление основано на исследованиях восприятия. Его основоположниками считаются венгерский психолог Макс Вертгеймер, немецкий психолог Вольфганг Кёлер и американский психолог Курт Коффка. Они определяют гештальт как целостное образование, имеющее качество формы, но не сводимое к свойствам его составных частей.
Представители гештальтпсихологии уверены, что все психические процессы можно объяснить динамическими, изменяющимися соотношениями, установленными непосредственно в процессе, а не отдельно от него, и определяющими его путь механическими связями. Иными словами, любое действие человека – это не что иное, как результат его восприятия и отношения к ситуации или конечная стадия динамического процесса. В работах гештальтпсихологов прослеживается тесная связь между идеализмом и механицизмом. Они считают ошибочным процесс разделения сознания на части и выступают за идею воссоздания психикой целостного, четкого образа. Так, если мы видим перед глазами слово с пропущенной буквой, то сразу пытаемся восстановить его целостность.
Главная идея современной гештальтпсихологии в том, что человеку необходима целостность и завершенность. Психика направляет разные части личности к воссоединению. Цель жизни человека — самоактуализация, основанная на реальности.
Читайте также
«Комплексы человека: виды и способы борьбы»6. Гуманистическое направление, 1951.
Во второй половине XX века начинают развиваться гуманистические подходы в психологии. Они основаны на уникальности личности. Лидером и ярким представителем гуманистов является американский психолог Карл Рэнсом Роджерс. Он утверждал, что «я-концепция» — это фундамент структуры личности, которая формируется при взаимодействии человека с его окружением.
Принципы гуманистического подхода:
-
тяга человека к саморазвитию и врожденное стремление к реализации своего потенциала;
-
человек — существо позитивное и социальное;
-
основа выживания и развития личности — конструктивность и гуманистическая направленность;
-
раскрыть внутреннюю природу человека можно, только если соблюдать искренность в общении, безусловное принятие, эмпатичность.
7. Когнитивизм, 1955.
В начале 60-х гг. XX века зарождается одно из основных направлений социальной психологии— когнитивизм. Теперь на первое место выносятся внутренние когнитивные процессы, определяющие поведение личности. Согласно когнитивизму, человек при контакте с внешней средой перерабатывает информацию и на этой основе создает свою модель реальности.
Ярким представителем и основателем направления является американский психолог Альберт Эллис. Он утверждал, что человек способен к саморефлексии и наделен различными установками: рациональными и иррациональными, конструктивными и деструктивными, стремящимися к развитию, росту и любви и в то же время к разрушению, самобичеванию. Модели поведения человека — это не что иное, как сочетания установок. Дополнением концепции когнитивного направления является концептуальная схема ABC А. Эллиса, по которой A – активирующее событие, B – мнение о событии, C – последствия события (эмоциональные и поведенческие).
8. Трансактный анализ, 1956.
Авторство этого направления принадлежит американскому психологу Эрику Берну. История развития трансактного анализа начинается с 1956 года, когда профессиональная психоаналитическая организация отказала Берну в членстве, чем и подтолкнула его к самостоятельной деятельности и созданию собственного направления. Однако признание метод Берна получил лишь после его ухода из жизни, а максимальное развитие только в конце XX века. Представители трансактного анализа уверены, что личность многосубъектна и содержит в себе 3 компонента: экстеропсихику, неопсихику и археопсихику, которые выражаются через эго-состояния «родитель», «взрослый» и «ребёнок».
Эго-состояние родителей человек перенимает извне от своих матери и отца. Эго-состояние взрослого не связано с возрастом человека или его установками. Оно отвечает за адекватное восприятие реальности и принятие решений. Эго-состояние ребенка включает в себя все установки из периода детства. Все три состояния формируются исходя из полученного опыта с момента рождения.
9. Концепция современной психологии.
Процесс развития психологии как науки — это длинный путь от космических и религиозных представлений, естествознания, практического познания человеком мира до глубинных аспектов, в основе которых лежат наблюдения за бессознательными проявлениями психики. Одни воспринимают психику (душу) как проявление материального, когда поведение – это лишь механические реакции. Другие воспринимают психику (душу) как проявление чего-то идеалистичного.
Говоря о разнице и схожих чертах между основными научными направлениями психологии, стоит отметить, что спорные моменты касаются в первую очередь предметной области. Если в V–III вв. до н. э. Платон, Сократ, Аристотель и другие философы предметом психологии считали душу, то с XI–XIII вв. ученые за основу брали разум. В XV–XVI вв. определенную роль стали играть чувства. В XVII – середине XIX вв. популярность получает изучение сознания. Для второй половины XIX – середины XX вв. характерно изучение поведения.
Уже с середины XX века психология рассматривает психику как общность душевных процессов, связанных с внешней средой и отображающихся через призму объективной реальности. Таким образом, материалистическая база психологии переходит в статус очевидности, а идеалистическая проявляется как следствие. Это объяснение устраивает обе противоборствующие точки зрения, с которых мы начали описывать основные направления психологии.
Современные направления психологии
НЛП
Нейролингвистическое программирование — практическое направление в психологии и психотерапии. Основатели предлагают брать за основу техники моделирования вербального и невербального поведения личности, реализованной в чем-либо. Кроме того, прослеживается ориентация на изучение набора особых связей между памятью, речевыми формами и движением глаз.
Развитие НЛП связывают с именами Ричарда Бендлера, Джона Гриндера и Фрэнка Пьюселика, которые в 60–70-х годах прошлого века активно работали при поддержке известного антрополога Грегори Бейтсона. Академическое научное сообщество не признает методы НЛП, которые не имеют научного обоснования. Но сегодня техники НЛП очень популярны. Многие крупные корпорации применяют их во время тренингов, посвященных личностному росту и профессиональному развитию.
Расстановки по Хеллингеру
Методика семейно-системных расстановок появилась благодаря немецкому философу, психотерапевту и богослову Берту Хеллингеру. Суть метода сводится к коррекции семейных травм (называемых семейными динамиками) и работе над устранением их последствий.
Психотерапевты, практикующие методику, уверены, что большинство проблем связано с семейными травмами, которые произошли в прошлом. Сюда относятся убийства, суицид, смерть в раннем возрасте, изнасилование, разводы и т. д. Главное отличие расстановок по Хеллингеру в том, что их используют всего один раз. Хеллингер в своих трудах методику относит даже не к основным направлениям исследования психологии, а к духовным практикам.
Гипноз
Гипноз — измененное состояние сознания, для которого характерны признаки бодрствования и сна одновременно. В подобном состоянии некоторые люди могут видеть сны. Гипноз позволяет вводить человека в транс, при котором одновременно существуют сразу два состояния сознания, что невозможно в обычной жизни. О гипнозе впервые стало известно еще в третьем тысячелетии до нашей эры. Его практиковали в Древней Индии, Египте, Тибете, Риме, Греции.
Гипноз основан на теории двойственной природы психики, где есть место сознательному и бессознательному. Бессознательное влияет на психику в большей мере, чем разум. Именно поэтому с помощью гипноза практикующие психологи помогают решать проблемы, которые казались неразрешимыми. Многое, с чем не справляется традиционная психология, возможно благодаря гипнозу.
Позитивная психотерапия
Метод позитивной психологии связан с именем немецкого психиатра и невролога Носсрата Пезешкиана. Основан он еще в 1968 году, но признан Европейской ассоциацией психотерапии лишь в 1996 году, а Всемирным советом психотерапии в 2008 году.
Это направление относится к транскультурным, психодинамическим, психотерапевтическим методикам с гуманистической позицией. По ней, главное для человеческой природы — это способности как врожденные, так и приобретенные. Методика не отрицает ни западный научный подход, ни восточный духовно-философский. А в 2009 году автор позитивной психотерапии был номинирован на Нобелевскую премию.
Клиент-центрированная терапия
Американский психолог Карл Роджерс в свое время предложил метод клиент-центрированной терапии в качестве альтернативы бихевиоризму и психоанализу. Автор утверждал, что человек имеет все ресурсы для самостоятельной работы над собой, а психотерапевт выполняет лишь функции наблюдателя и корректора. Однако спустя время был сделан акцент на совершенствовании методов, которые помогут специалисту лучше разобраться в состоянии клиента и четче видеть характер изменений в терапии. Суть в том, чтобы человек пришел к самовосприятию, отсюда и такое название. Важно и то, что в клиент-центрированной терапии между пациентом и психотерапевтом необходимо наладить тонкую связь, выстроить такие отношения, которые будут способствовать успешному лечению и достижению целей.
Арт-терапия
Это одно из основных направлений психологии, в корне которого ориентация на творчество. Иными словами, арт-терапию можно назвать лечением, основанным на изобразительном искусстве. Ее цель — через творческие проявления повлиять на психоэмоциональное состояние человека.
Термин переводится как «лечение искусством». Его ввел британский художник и терапевт Адриан Хилл в 1938 году, когда представлял свой труд в медицинских организациях для людей, больных туберкулезом. Методику использовали в Америке в работе с детьми, которые были вывезены из концлагерей в период Второй мировой войны. Постепенно арт-терапия получала все больше последователей. В 1960 году была основана Американская арт-терапевтическая ассоциация.
Телесно-ориентированная терапия
Еще один вид терапевтической практики, которая позволяет работать с неврозами и другими проблемами через телесный контакт. Основатель— американский и австрийский психолог Вильгельм Райх. Ученик З. Фрейда, он в свое время отошел от концепции психоанализа и сделал упор на теле.
За основу было взято понятие «мускульного (характерологического) панциря», которое объясняет, что все мышечные зажимы в теле появляются у детей в качестве защиты от тревоги, переживаний, страха наказания. Основа повышенной тревожности — сексуальные желания. Постепенно страх переходит в разряд хронических, мышечные зажимы сковывают не только тело, но и лицо, появляются особенные черты характера.
Идеи Райха поддержали Идой Ролф, Герда Бойесен, Мэрион Розен и Александр Лоуэн. В России к методу телесно-ориентированной терапии относится метод Фельденкрайза.
Коучинг
Коучинг — молодое направление в психотерапии. Главная его особенность в том, что в нем нет жестких требований и рекомендаций. Коуч участвует в поиске лучшего метода решения проблем совместно с клиентом. Отличительной чертой коучинга является и упор на мотивацию к достижению определенного результата в работе и жизни.
Автором метода считается американский коуч, создатель теории внутренней игры, автогонщик и бизнес-тренер Джон Уитмор. Он же создатель Университета коучей и других коуч-организаций Томаса Дж. Леонарда.
Суть в том, чтобы в процессе терапии человек переместился из области проблем в область их максимально эффективного решения. Клиент должен найти варианты развития событий, в которых его потенциал мощно раскрывается. Также задача коуча заключается в том, чтобы помочь человеку наладить все сферы жизни.
Мы вкратце раскрыли суть основных направлений психологии и описали их особенности. Конечно, в статье нет всестороннего анализа каждого метода. Однако сжатой характеристики и изложенной сути достаточно, чтобы решить, какое из направлений выбрать для дальнейшего развития.