Мы в соц. сетях:

В статье мы расскажем:

  1. Классификация поведения человека в конфликте согласно психологии
  2. 5 стратегий поведения человека в конфликте
  3. Дополнительные стратегии
  4. 6 правил поведения человека для предотвращения конфликта

Паттерны поведения человека в конфликте достаточно унифицированы. И у них можно выделить общие черты. Некоторые в критичной ситуации теряются и не могут логически мыслить. У других же активизируются внутренние резервы, которые не только помогают найти весомые словесные аргументы в случае спора, но и ускоряют реакции организма, если конфликт переходит в угрожающую стадию.

Избежать критичных ситуаций невозможно. Сталкивание разных интересов и потребностей в профессиональной и бытовой сферах могут приводить к потере взаимопонимания. Отсутствие видения оптимального решения проблемы и провоцирует конфликт. Какие стратегии поведения в таких ситуациях могут быть продуктивны и помогут защитить ваши интересы, разберем в этой статье.

Классификация поведения человека в конфликте согласно психологии

Оказавшись в конфликтной ситуации, все люди ведут себя по-разному. Каждый из нас может взаимодействовать с окружающей его средой внешне (заметная активность) и внутренне (активность на подсознательном уровне). Существуют различные виды поведения человека в конфликте. Они, в свою очередь, определяются по характерным признакам.

Классификация поведения человека в конфликте согласно психологии

По психологическим механизмам поведение делится на следующие группы:

  • Формальное. Принятое в обществе, строго соответствующее установленным правилам и порядкам.
  • Неформальное. Поведение, которое не связано с трудовыми целями организации. Например, дружеские отношения между коллегами. Стоит отметить, что такие взаимоотношения могут оказать как отрицательное, так и положительное влияние на работу фирмы в целом.
  • Антиформальное. Не соответствует правилам, которые действуют в обществе (как пример можно привести игнорирование рабочей дисциплины).
  • Внеформальное. Помогает добиться группе людей определенных целей, но выходит за рамки установленных правил.

 

В конфликте люди обычно чрезмерно остро проявляют свои эмоции, что является результатом их психической возбудимости в тот момент. Конфликтное поведение по своей сути состоит из следующего:

  • цель, которую перед собой ставит человек, мысленно ее представляет, и она мотивирует его на дальнейшие поступки;
  • заранее продуманные и организованные в мыслях действия, они помогают вспомнить поведение в подобных ситуациях ранее и оценить его эффективность;
  • выбор стратегии для достижения желаемого;
  • управление своими эмоциями и действиями;
  • обратная связь, своего рода контроль над тем, чтобы план осуществился и цель была достигнута.

Если хотя бы один из этих пунктов отсутствует, то конфликтное поведение становится невозможным. Внешне оно проявляется в виде плана действий, который помогает выбрать и осуществить тактику межличностного общения.

конфликтное поведение становится невозможным

5 стратегий поведения человека в конфликте

 При этом нельзя однозначно сказать, что это всегда неправильно. Важно понимать суть конфликта, одна и та же манера поведения может подходить или не подходить в разных ситуациях.

  1. Противостояние. Это открытое отстаивание своей точки зрения. Человек может спорить, доказывать собственную правоту, приводя аргументы, или умело манипулировать оппонентом. Например, с начала года на предприятии подписываются новые трудовые договоры с изменениями. Сотрудники могут с ними не соглашаться, приводя свои доводы и предлагая другие альтернативные варианты.
  2. Это довольно смелая и сильная позиция, ведь человек в открытую говорит о том, что ему не нравится, и предлагает свои пути решения проблемы. Но при таком подходе нужно быть готовым к тому, что оппонент может дать отпор и его аргументы и доводы будут гораздо сильнее. Например, ваш начальник более компетентен и может в каких-то случаях надавить и настоять на своем.

  3. Игнорирование. Человек может просто не обращать внимание на правила, которые считает для себя неприемлемыми. Он всячески избегает даже их обсуждения. С одной стороны, он спокоен и не растрачивает себя, но с другой – проблема так и остается неразрешенной.
  4. Находящийся по ту сторону конфликта просто оказывается в тупике, ведь он не понимает, что дальше с этим делать. Довольно часто бывает, что такое отношение к проблеме делает ее гораздо масштабнее и только усугубляет конфликт. Можно сказать, что основной минус такой позиции – отсутствие какой-либо реакции. Чем дольше мы пытаемся уйти от проблемы, тем она становится больше и решить ее сложнее.

  5. Приспособление. Такое поведение свойственно для человека, который старается всячески избежать прямого конфликта. Ситуация похожа с предыдущей, но имеет свои особенности. Здесь идет речь о подавлении собственных интересов в угоду интересам другого.
  6. Анализируя такой подход, надо иметь в виду, что иногда поведение человека в конфликте стратегично, то есть это всего лишь продуманная часть плана в борьбе за свою цель. Оппонент может сдаться просто потому, что на данном этапе для него так удобнее. Порой, уступая, мы обесцениваем цель конфликта, делая ее неважной для себя. В этом случае происходит самообман, и в итоге конфликт так и остается неразрешенным.

    5 стратегий поведения человека в конфликте

    Бывает, что в силу психологических особенностей индивидуума эта стратегия берет верх над ним. Особенно это касается тех, кто подвержен влиянию со стороны других людей, личностей, которые конфликтуют, но незаметно для окружающих. Поэтому, если человек постоянно уступает, это может только негативно повлиять на ситуацию. 

  7. Компромисс. Часто его считают прекрасным решением. Но что это по сути? Каждая из сторон должна отказаться от какой-то части своих идей ради другой стороны. Но ведь это будет означать, что каждый в любом случае что-то потеряет. Далеко не все способны нести потери, и не всегда достигаемый результат стоит того, чтобы чего-то лишиться.
  8.  

    Например, в семье жене хотелось бы, чтобы муж помогал с домашними делами, а мужу не особо хочется что-то делать, и он предлагает свои варианты, чтобы избежать конфликта. Он может сходить за продуктами или выделить деньги на что-то приятное для своей половинки. Но тут возникает вопрос, а устроит ли такое жену? Ведь, по сути, домашние дела могут быть для нее просто предлогом, чтобы вместе провести время.

  9. Сотрудничество. Самый хороший вариант разрешения конфликтной ситуации. В этом случае стороны договариваются о взаимовыгодных условиях, чтобы потери были минимальными, а возможно, и вообще все обошлось без них. Все участники стремятся к тому, чтобы ситуация разрешилась положительно.

По сути, это поиск между сторонами общей цели или интересов, которые были бы гораздо важнее конфликта. Приняв совместные усилия для достижения чего-то наиболее важного, они забывают про конфликт ради общего дела на взаимовыгодных условиях.

Сотрудничество

Это хоть и прекрасный выход из положения, но он же и самый непростой. Порой кажется, что люди преследуют совершенно противоположные цели, и невозможно найти точки их соприкосновения. Здесь очень важно нащупать то, что является основополагающим для обеих сторон. Это и будет ключом к решению проблемы. Вместо того чтобы конфликтовать и тратить на это свои нервы и время, оппоненты объединяют усилия.

Вернемся к ситуации с уборкой в семье. Вариантом решения проблемы вполне может быть наем сотрудника, который за определенную плату будет следить за чистотой в доме. При этом оплата работы такого человека может быть совместной как со стороны мужа, так и жены. Ведь они оба не хотят убираться, но при этом любят чистоту в доме.

Дополнительные стратегии

Представленные выше пять стратегий далеко не все варианты поведения человека в конфликтной ситуации. Существуют и другие решения.

 


Стратегия «переговоры»

Это одна из самых распространенных форм устранения конфликта. Ей пользуются не только внутри семьи, но и в различных организациях и даже в политике. На фоне остальных она выделяется тем, что в большинстве случаев сторонам удается примириться, и все приложенные к этому усилия идут на пользу общему делу.

Стратегия «переговоры» включает в себя:

  • поиск решения, которое удовлетворило бы всех;
  • неагрессивный характер действий по достижению цели;
  • принятие во внимание мнения другой стороны;
  • планирование будущих действий;
  • привлечение посредников.

Дополнительные стратегии

Особенность переговоров в том, что стороны учатся слушать и, главное, слышать друг друга. Такой выход из конфликтной ситуации очень эффективен, ведь он помогает избежать агрессии и упрощает процесс поиска взаимовыгодных условий. Но стоит учесть: если переговоры слишком затянутся, то одна из сторон вполне может расценить это как намеренные действия и начать агрессивно атаковать противника.

Стратегия «подавление»

Она применяется, когда предмет конфликта до конца непонятен, а сама ситуация может нанести серьезный урон сторонам. Такую тактику используют те, кто с трудом добился своего значимого положения и очень боится потерять статусность в глазах людей, занимающих более высокие позиции.

Характерные черты стратегии подавления:

  • стремление всячески уменьшить число противников;
  • использование определенного набора правил, которые помогают легче найти общий язык с оппонентом;
  • поддержание ситуаций, чтобы избежать конфликта.

Если одной из сторон надоел конфликт, и она хочет его прекратить, то подавление оказывается достаточно действенным способом для этого. По сути, это своеобразная нить управления ситуацией. Но нужно отнестись к такому инструменту очень серьезно, потому что неправильное решение может все испортить.

6 правил поведения человека для предотвращения конфликта

6 правил поведения человека для предотвращения конфликта

Психологи утверждают, что лучше предотвратить конфликт, чем искать пути его решения. Чтобы ситуация не достигла точки невозврата, они рекомендуют научиться управлять конфликтом, следуя некоторым правилам:

  1. Уважение к каждому члену общества независимо от его позиций, статуса и т. п.
  2. Вежливость. С ее помощью вы сможете уйти от конфликтов на пустом месте.
  3. Четкое формулирование мыслей. Это поможет избежать двоякого понимания высказанных слов. Каждый человек может по-своему трактовать услышанное, будьте аккуратны.
  4. Не бойтесь уточнить или переспросить важную для вас информацию, если вдруг возникли какие-то сомнения.
  5. Не критикуйте всех подряд. Держите свое мнение при себе, и вам удастся избежать многих конфликтных ситуаций.
  6. Если вы с чем-то не согласны, то постарайтесь как можно тактичнее и спокойнее донести это до окружающих.

В любом случае ведите себя достойно и старайтесь не вступать в необоснованные конфликты. Но если они неизбежны, то выберите свою тактику и придерживайтесь ее. При правильном поведении человека в конфликте удастся не только быстро разрешить спор, но и остаться в хороших отношениях с оппонентом.