Мы в соц. сетях:

В статье мы расскажем:

  1. Цели и потребности процесса коммуникации
  2. 5 основных функций коммуникации
  3. Классификация функций коммуникации в общении, предложенная Якобсоном

Про основные функции коммуникации человек думает тогда, когда понимает, что она гораздо шире, чем простое общение. Ведь передача информации может осуществляться посредством самых разных инструментов.

Например, вздернутая бровь и взгляд с прищуром безо всяких слов расскажут об интересе собеседника к вам. А значит, можно говорить об эмоциональной составляющей коммуникации. Когда же мама, обращаясь к ребенку, говорит «не чавкай, пожалуйста», ее слова носят наставительный, а в широком смысле – социальный характер. И малыш усваивает социально-культурные паттерны общества, в котором ему предстоит расти.

Вот и получается, что в коммуникации заложено гораздо больше, нежели в общении. И о том, какие функции она исполняет в человеческом обществе, расскажем далее.

Цели и потребности процесса коммуникации

Коммуникация – это процесс передачи информации, в котором участвуют от двух людей и более. Цель такого процесса – обмен сведениями, сообщениями, смысл которых понятен всем сторонам-участникам.

Цели и потребности процесса коммуникации

С помощью передачи и приема сообщений решаются следующие задачи:

  1. Информирование о чем-либо других людей (например, новостная статья в газете).
  2. Предупреждение о чем-либо (например, табличка на доме «Осторожно! Сосульки!»).
  3. Объяснение чего-либо (например, учебное пособие).
  4. Развлечение (например, мультипликационный фильм или сказка).
  5. Убеждение кого-либо (например, плакат, пропагандирующий отказ от курения).
  6. Описание чего-либо (например, передача о природе).

Решение этих задач и есть цель коммуникации. Стоит заметить, что в контексте одного процесса преследуется, как правило, одновременно несколько целей. Так, например, передача может быть и информационной, и обучающей, и развлекательной.

#THREE_STEPS#

Человек нуждается в коммуникации, так как, применяя ее, он может удовлетворить свои социальные потребности. То есть его желание вступить в процесс приема и передачи информации обусловлен его стремлением к реализации собственных интересов. Соответственно, перечисленные выше цели общения необходимы для:

  • самосохранения;
  • личных нужд;
  • взаимодействия с окружающими;
  • культивирования отношений;
  • формирования у окружающих определенного мнения с помощью убеждения;
  • объединения людей или групп людей в более многочисленные структуры;
  • реализации различных форм контроля над людьми (сюда следуют отнести пропаганду);
  • демонстрации творческих способностей;
  • понимания окружающего мира, нашего в нем места (мысли о себе, о вере во что бы то ни было, об отношении к окружающим, об истинности каких-либо явлений).

5 основных функций коммуникации

5 основных функций коммуникации

В жизнедеятельности людей коммуникация может иметь то или иное назначение, функцию. В зависимости от того, какие цели преследует участник общения, в коммуникационный процесс и его структуру будут заложены определенные функции.

Какие функции выполняет коммуникация?

Информационная

Под информацией принято понимать сведения и знания, которые хранятся и передаются человеком. В этом случае коммуникация будет выступать в качестве проводника, с его помощью между участниками общения производится обмен точками зрения, выводами, идеями, рассуждениями и тому подобным.

Информационная функция может способствовать достижению какой-либо цели, решению задачи или осуществлять процесс выстраивания и сохранения взаимоотношений между коммуникантами.

Социальная

Данная функция формирует и развивает принципы культуры во взаимоотношениях между людьми. Она способствует генерированию мнений, убеждений, рефлексов на определенные события. Существование культуры невозможно без коммуникации. Находясь в обществе, человек вынужден придерживаться сложившегося набора правил для того, чтобы плодотворно взаимодействовать с другими людьми, материализовывать важные для социума идеи, быть человеком.

Социальная функция коммуникации в психологии обеспечивает участникам общества получение некоего культурного уровня, благодаря которому они приобретают возможность сосуществовать друг с другом в рамках этого общества.

Экспрессивная

Экспрессивная функция коммуникации

С помощью этой функции участники общения демонстрируют и осознают эмоциональное состояние друг друга. Первым этапом в процессе выстраивания отношений является установка контакта. Причем для последующего общения важно предоставить вербальную информацию (представиться) и невербальную (улыбнуться, пожать руку). Такая информация позволит выразить свои эмоции по отношению к визави (симпатия/антипатия), а также понять его чувства касательно вас.

Экспрессивная функция позволяет выразить эмоциональные переживания, сопровождающие общение. Используемые при этом вербальные и невербальные инструменты основываются на том стиле коммуникации, которому участники отдали предпочтение. При этом выбранный стиль может усиливать или минимизировать информационную функцию коммуникации.

Для человека, чья деятельность связана с творчеством, экспрессивная функция играет важную роль в общении. Это обусловлено тем, что плод его труда является отражением внутреннего чувственного мира или эмоционального восприятия мира внешнего. Своим творением он желает пробудить в другом человеке определенные чувства, которые в какой-то степени могут изменить его собственные эмоции.

Прагматическая

Данная функция коммуникации в обществе определяет регламент поступков всех участников и позволяет организовывать их коллективные действия. Она может содействовать мотивационному воздействию на коммуниканта или, наоборот, накладывать запрет на какие-либо его шаги. 

Вектор направленности может быть обращен как на себя, так и на партнера. Такие процессы обусловлены тем, что индивид коммуницирует с окружающими для того, чтобы удовлетворять какие-либо свои потребности. Это, в свою очередь, накладывает отпечаток на его поступки. И чтобы поведение индивида не выбивалось из допустимых рамок, принятых в этом обществе, его деятельность требует обязательного контроля и корректирования.

Интерпретативная

Для правильной оценки желаний, идей, эмоций, принципов партнера необходима эта функция коммуникации. Нужно понимать, что с помощью общения происходит не только передача информации, но и интерпретация этой информации согласно принятой системе социальных и политических установок.

Часть иностранных ученых называют такую функцию interpretation function, то есть акцентируют внимание на том, что при обмене информация подвергается интерпретации через призму определенных взглядов. Тем не менее данная функция коммуникации является наиболее используемой при передаче опыта, оценки, мнения и так далее.

различные стороны коммуникационных функций

Изучая различные стороны коммуникационных функций, следует учитывать, что они редко встречаются в чистом виде. Как правило, каждый тип общения имеет совокупность назначений. Плюс ко всему на вариативность сочетания функций влияют уровни межличностных коммуникаций, среди которых выделяют:

  • Социально-ролевой уровень отображает предполагаемую роль индивида в обществе и может быть реализован только при полном понимании правил той среды, которая окружает человека. Причем вне зависимости от степени близости участников (родственники, друзья, знакомые, незнакомые) коммуникация происходит анонимно.
  • Деловой уровень предполагает партнерство, коллективную деятельность. Соответственно, назначение коммуникации – повысить результативность общей работы. Для участников общения важно правильно оценить друг в друге способность справляться с теми или иными обязательствами и задачами.
  • Интимно-личностный уровень помогает человеку удовлетворить нужду в сопереживании и понимании. Между партнерами, которые способны обеспечить такой уровень коммуникации, существуют доверие, эмпатия и психологическое родство.

Классификация функций коммуникации в общении, предложенная Якобсоном

В настоящее время коммуникативистика ориентируется на классификацию, принятую лингвистом Романом Осиповичем Якобсоном. Если выразить процесс коммуникации в виде схемы, то, по мнению Якобсона, нужно вычленить такие элементы, как: адресант, адресат, сообщение, контекст, контакт и код. В процессе коммуникации ее участники каким-либо образом выделяют те или иные составляющие в зависимости от смысловой нагрузки конкретного этапа общения. Другими словами, в какие-то моменты важной ролью наделен сам адресант, а в другие – его манера подачи информации.

Подобное доминирование элементов будет определять функции коммуникации, которые Р.О. Якобсон разделил на три типа.

Эмотивная

Эта функция в коммуникации является главенствующей, если в сообщении важную роль играет сам говорящий (адресант) – его точка зрения, мнение о предмете коммуникации, эмоции. То есть человек передает не объективную информацию, а субъективную, с учетом своих собственных впечатлений.

Классификация функций коммуникации в общении, предложенная Якобсоном

Например:

  • По моему мнению, этот фильм достоин внимания.
  • Мне крайне неприятна эта тема.
  • В твоем поведении я не вижу ничего хорошего.
  • Желаю тебе всего самого лучшего!

Конативная

В этом случае доминирующую роль играет адресат. Процесс коммуникации сконцентрирован на том, чтобы оказать на этого человека определенное воздействие: побудить его выполнить какое-либо действие, изменить мнение, повлиять на решение и прочее. Трактовка коммуникативной ситуации будет определена тем, насколько эффективно адресант добивается своих целей от адресата.


Например:

  • Я призываю вас одуматься!
  • Не трогать руками!
  • Подойди ко мне.
  • В случае пожарной тревоги пользуйтесь эвакуационными выходами.

Референтивная

Коммуникация будет иметь эту функцию, если в процессе общения основное внимание направлено на то, о чем говорят, то есть на контекст. Под контекстом Р. О. Якобсон понимал тему общения, содержание беседы.

Например:

  • Пустельга относятся к семейству соколиных.
  • В прошлое воскресенье состоялась выставка работ художников-самоучек.
  • В этом доме проживает пять многодетных семей.
  • XXVIII съезд КПСС был последним в истории СССР.

Поэтическая

В этом случае главный акцент ставится на форме сообщения, а не на его смысловом содержании. Другими словами, важную роль будет играть не то, каково значение сказанных слов, а то, как эти слова сгруппированы, какой структуре они подчиняются, насколько они выразительны. То есть поэтическая функция реализуется в самом сообщении.

Поэтическая функция коммуникации

В основном эту функцию несут произведения искусства, плоды творчества (стихотворение, роман, картина, танец и тому подобное). Однако ее можно обнаружить и в рекламе, и в политических слоганах, которые призваны привлечь внимание, или же в повседневном общении, когда нужно добиться яркости либо непринужденности для транслируемой информации.


Например:

  • Квас – не Кола, пей Николу!
  • Есть идея — есть IKEA.
  • Подождем под дождем.
  • Я на этом собаку съел.

Фатическая

К данной функции коммуникации относится все то, что направлено на поддержание общения между собеседниками. В такой ситуации происходит смещение фокуса внимания с информативности сообщения на установление контакта и закрепление связи, а также на завершение разговора.

фатическая функция определяет структуру социальных взаимоотношений

По сути, фатическая функция определяет структуру социальных взаимоотношений, будь то дружеская беседа, общение между членами семьи, разговор сослуживцев и так далее. В качестве типичных ситуаций, в которых имеет место общение с фатической функцией, – приветствие и прощание, шаблонные тосты при застолье, заставка в начале телепередачи, радиопозывные и прочее.

Например:

  • Приятного аппетита. Спасибо.
  • Спасибо за уделенное время. До свидания!
  • Вас приветствует канал «Изолента».
  • Ты меня слышишь? – Отлично слышу.

Метакоммуникативная

Данная функция заостряет внимание на коммуникационном коде. Так как передаваемое сообщение должно быть понятно не только адресату, но и адресанту, необходимы определенные правила, помогающие сохранять смысл послания. Метакоммуникативная функция коммуникации состоит в том, чтобы определять нормы правильного толкования вербального и невербального общения.

К примеру, такую функцию может выполнять учебник русского языка, ведь в нем заключены правила написания слов, формулирования предложений и расстановки знаков препинания таким образом, чтобы смыл выражения был верно изложен одной стороной и безошибочно принят другой стороной общения. Так, зная правила образования форм глаголов, мы понимаем разницу между словами «поедим» и «поедем». И наоборот, если не знать этих правил, то значение фразы искажается: «Поедим завтра» или «Поедем завтра».


Например:

  • Сочетания -чк-, -чн- пишутся без мягкого знака.
  • Пешеход должен начинать движение после того, как водитель увидит его и примет меры к остановке, то есть будет установлен визуальный контакт с водителем.

Для изменения смысловой нагрузки выражения достаточно произнести его с другой интонацией или сопроводить определенными невербальными сигналами. В зависимости от конечного значения сообщения, оно будет играть ту или иную роль в жизнедеятельности человека, то есть выполнять определенную функцию. Цель исследования коммуникации с помощью функционального анализа заключается в том, чтобы понять ее социальную роль в человеческом сообществе и суметь максимально верно определить суть.