Мы в соц. сетях:

В статье мы расскажем:

  1. Специфика процесса коммуникации между людьми
  2. 5 барьеров в процессе передачи информации
  3. Причины плохой коммуникации
  4. Виды процесса коммуникации между людьми
  5. Основные правила коммуникации между людьми

Говоря про процесс коммуникации между людьми, мы в первую очередь имеем в виду передачу различных представлений, идей, эмоций и т. п. Разумеется, это взаимообмен, подразумевающий принятие и усвоение этой информации. Именно при наличии понимания у принимающей стороны можно говорить об успешном процессе коммуникации.

Однако у него есть определенная специфика. На пути информации могут возникать различные препятствия. Например, языковой барьер или же различия в мимической интерпретации, которые могут возникнуть у представителей разных культур. О том, что необходимо для успешного процесса коммуникации между людьми, поговорим далее.

Специфика процесса коммуникации между людьми

Термин «коммуникация», произошедший от латинского communication – «путь сообщения», означает процесс обмена информацией, знаниями, мыслями, идеями.

Специфика процесса коммуникации между людьми

Особенности процесса коммуникации между людьми:

  • Конечной целью коммуникации является изменение поведения участников процесса, и, следовательно, она является разновидностью психологического воздействия. Коммуникация в масштабах социума при помощи таких воздействий формирует общество.

  • Случай, когда один человек делится информацией, а другой ее воспринимает, еще нельзя назвать полноценным процессом коммуникации. Эффективным этот процесс становится в случае, когда каждая из сторон общения (коммуникации) активно передает знания, сведения, делится мыслями, проявляет заинтересованность, задает уточняющие вопросы и отвечает на них.

  • Однако следует учесть, что эффективное коммуникативное влияние возможно лишь в тех случаях, когда коммуниканты «говорят на одном языке», то есть пользуются единой системой обозначений. Такая единая система помогает собеседникам понять друг друга.

  • Удивительно, но даже в условиях разговора на одном языке иногда возникают так называемые коммуникативные барьеры – препятствия, которые делают общение неприятным или даже невозможным.

5 барьеров в процессе передачи информации

Основные виды барьеров коммуникации:

1. Смысловой барьер.

Как правило, барьеры такого вида возникают в тех случаях, когда одни и те же события, понятия, утверждения несут различную смысловую нагрузку. Возникают такие барьеры в том числе и от разницы в развитии интеллекта.

2. Эмоциональный барьер.

Негативно окрашенные эмоции (гнев, тревога, зависть, чувство вины, стыд, неприятие, проч.) очень мешают успешному развитию коммуникаций.

5 барьеров в процессе передачи информации

3. Барьер отношения.

Возникает вследствие появления неприязни, недоверия, неприятия к собеседнику. Источником этих чувств, в свою очередь, является разница в социальном статусе, образовании, воспитании, проч.

4. Барьер речи.

Примерами такого барьера в процессе коммуникации между людьми являются техника и дефекты речи, ошибки в формулировке мыслей, скудный словарный запас, недостаточная аргументированность или неспособность собеседника воспринять получаемую информацию. Эти нюансы провоцируют возникновение барьера речи.

#THREE_STEPS#

5. Когнитивный барьер.

Создается, если коммуниканты имеют различный уровень образованности, информированности, опыта, разные мыслительную скорость, широту и остроту мышления.

Всегда можно отследить связь, которая существует между коммуникацией и межличностным отношением коммуникантов. Негативные психологические состояния – неприязнь, неуважение, недоверие – выступают главной причиной возникновения барьеров.

Причины плохой коммуникации

Существуют конкретные причины неэффективной коммуникации между людьми:

  • Стереотипы – своеобразные штампы, обобщения, упрощения, заранее принятая за истину версия происходящего при отсутствии объективного анализа ситуации. При этом используются установки, стереотипы, убеждения, которыми обладал человек задолго до того, как вступил в коммуникацию.

  • Барьер предвзятости, или предвзятые представления, – склонность делать поспешные выводы, не имея полной и достоверной информации о предмете обсуждения. А также отвержение всего, что не соответствует собственным убеждениям, собственному представлению об истинном положении вещей.

  • Отсутствие симпатии, плохие, или даже враждебные, отношения между собеседниками сводят возможность успешной коммуникации к минимуму. Если общее впечатление о человеке негативное, непросто будет убедить себя в том, что он прав.

  • Отсутствие интереса, желания прислушаться к собеседнику. Неприятие, отторжение чужой точки зрения.

  • Поспешность выводов, пренебрежение фактами – то есть нежелание разобраться в ситуации, проанализировать ее.

  • Неудовлетворительное физическое или эмоциональное состояние собеседников – стрессы, усталость, неумение управлять своими эмоциями – тоже важная причина плохой коммуникации.

  • Потеря интереса к собеседнику, пассивность в общении между партнерами, нежелание коммуницировать.

  • Ошибки в выборе формата ведения беседы. Процесс коммуникации между людьми – это еще и правильно подобранные тактика и стратегия общения, и они должны соответствовать ситуации.

Причины плохой коммуникации

Причин плохой коммуникации, кроме вышеизложенных, на самом деле гораздо больше. И не все они зависят от личностей собеседников. Иногда причины неэффективной коммуникации зависят от обстоятельств, или от принадлежности собеседников к разным социальным группам, или от разницы в психическом состоянии коммуникантов (агрессия, апатия, депрессия, индифферентность).

#THREE_STEPS#

Несхожая интерпретация происходящего, разное мироощущение и мировосприятие, разное понимание ситуации – тоже причина отсутствия взаимопонимания и возникновения барьеров. Важно понимать, что такие преграды порождаются, как правило, объективными социальными причинами и при этом отслеживается влияние межличностных коммуникаций на систему общественных отношений.

Виды процесса коммуникации между людьми, примеры

Основание разделения

Вид процесса коммуникации

Краткая характеристика (пример)

Используемые знаковые системы

Вербальная

Взаимодействие при помощи устной или письменной речи, передача и принятие информации при помощи словесных знаков.

 

Невербальная

Визуальные (восприятие мимики говорящего), аудиальные (восприятие интонации говорящего), тактильные (связаны с прикосновением, осязательные) и ольфакторные (воспринимаемые обонятельными анализатором) бессловесные способы общения.

 Характер связи общающихся

Непосредственное

Непосредственный контакт собеседников лицом к лицу.

 

Опосредованное

Контакт при помощи письменных средств или гаджетов, позволяющих собеседникам находиться на расстоянии.

Количество участвующих в общении

Межперсональное

Непосредственный контакт людей в паре или группе.

 

Массовое

Процесс общения / передачи информации при помощи технических средств, рассчитанный на большую аудиторию.

Значимость социальных ролей

Межличностное

Главенствуют личностные качества собеседника, социальная роль при этом вторична.

 

Ролевое

Главенствует социальная роль, личностные качества при этом вторичны.

Отношение к другому человеку

Монологическое

Общение, предполагающее неравенство собеседников. Один из участников коммуникации – лицо активное, второй – пассивное. Выделяют две разновидности монологического общения – императив и манипуляцию.

 

Диалогическое

Субъект-субъектное, при котором происходит обмен информацией и свободное взаимодействие личностей. Заключается во взаимосвязанном познании, самопознании и саморазвитии партнеров.

Направленность на задачу

Деловое

Общение подразумевает официальность, направлено на достижение результата.

 

Личное

Формирует человека как личность, оказывает влияние на черты его характера, влияет на его интересы. Такое общение направленно на удовлетворение личностных потребностей, разрешение внутренних конфликтов.

Коммуникации бывают весьма разнообразными – и бытовыми, и научными, и утилитарными, и высокоинтеллектуальными. Чем выше коммуникативные возможности собеседников, тем выше КПД коммуникации. В случае эффективного общения у собеседников происходит изменение отношений, точки зрения, чувств, мыслей, мировоззрения.

Основные правила коммуникации между людьми

Если вы не хотите испортить межличностные отношения с партнером, коллегами или друзьями, стоит изучить несколько правил для успешных коммуникаций:

  • Визуальный контакт необходим, если вы хотите создать доверительную, душевную беседу.

  • Конкретность – это важно. Желательно говорить по существу, исключая выражения, служащие для связки слов, и не несущие смысловой нагрузки.

  • Диалог нуждается в поддержке. Проявляйте заинтересованность, задавайте уточняющие вопросы.

  • Подробные, развернутые ответы, в отличие от кратких и односложных, очень хорошо поддерживают течение беседы.

  • Говорите с собеседником на одном языке – неизвестные слова не способствуют общению.

  • Всегда приятно говорить с позитивным человеком. Хорошее настроение, улыбки и юмор будут уместны даже и в деловой беседе.

  • Не теребите в руках карандаш, пуговицу или другой предмет. Этот процесс вполне может сбивать вашего собеседника с мыслей.

  • Избегайте пауз – замечено, что длительное молчание обескураживает и вызывает дискомфорт.