В статье мы расскажем:
- Специфика процесса коммуникации между людьми
- 5 барьеров в процессе передачи информации
- Причины плохой коммуникации
- Виды процесса коммуникации между людьми
- Основные правила коммуникации между людьми
Говоря про процесс коммуникации между людьми, мы в первую очередь имеем в виду передачу различных представлений, идей, эмоций и т. п. Разумеется, это взаимообмен, подразумевающий принятие и усвоение этой информации. Именно при наличии понимания у принимающей стороны можно говорить об успешном процессе коммуникации.
Однако у него есть определенная специфика. На пути информации могут возникать различные препятствия. Например, языковой барьер или же различия в мимической интерпретации, которые могут возникнуть у представителей разных культур. О том, что необходимо для успешного процесса коммуникации между людьми, поговорим далее.
Специфика процесса коммуникации между людьми
Термин «коммуникация», произошедший от латинского communication – «путь сообщения», означает процесс обмена информацией, знаниями, мыслями, идеями.
Особенности процесса коммуникации между людьми:
-
Конечной целью коммуникации является изменение поведения участников процесса, и, следовательно, она является разновидностью психологического воздействия. Коммуникация в масштабах социума при помощи таких воздействий формирует общество.
-
Случай, когда один человек делится информацией, а другой ее воспринимает, еще нельзя назвать полноценным процессом коммуникации. Эффективным этот процесс становится в случае, когда каждая из сторон общения (коммуникации) активно передает знания, сведения, делится мыслями, проявляет заинтересованность, задает уточняющие вопросы и отвечает на них.
-
Однако следует учесть, что эффективное коммуникативное влияние возможно лишь в тех случаях, когда коммуниканты «говорят на одном языке», то есть пользуются единой системой обозначений. Такая единая система помогает собеседникам понять друг друга.
-
Удивительно, но даже в условиях разговора на одном языке иногда возникают так называемые коммуникативные барьеры – препятствия, которые делают общение неприятным или даже невозможным.
Такие барьеры бывают самыми разнообразными, порой очень неожиданными и весьма специфическими. Природа возникновения таких препятствий – это разница в мировоззрении, во взглядах, в интерпретации событий. Немаловажны и религиозные, политические, профессиональные, социальные различия – из-за них зачастую возникают совершенно противоположные интерпретации даже общепринятых понятия.
5 барьеров в процессе передачи информации
Основные виды барьеров коммуникации:
1. Смысловой барьер.
Как правило, барьеры такого вида возникают в тех случаях, когда одни и те же события, понятия, утверждения несут различную смысловую нагрузку. Возникают такие барьеры в том числе и от разницы в развитии интеллекта.
2. Эмоциональный барьер.
Негативно окрашенные эмоции (гнев, тревога, зависть, чувство вины, стыд, неприятие, проч.) очень мешают успешному развитию коммуникаций.
3. Барьер отношения.
Возникает вследствие появления неприязни, недоверия, неприятия к собеседнику. Источником этих чувств, в свою очередь, является разница в социальном статусе, образовании, воспитании, проч.
4. Барьер речи.
Примерами такого барьера в процессе коммуникации между людьми являются техника и дефекты речи, ошибки в формулировке мыслей, скудный словарный запас, недостаточная аргументированность или неспособность собеседника воспринять получаемую информацию. Эти нюансы провоцируют возникновение барьера речи.
#THREE_STEPS#5. Когнитивный барьер.
Создается, если коммуниканты имеют различный уровень образованности, информированности, опыта, разные мыслительную скорость, широту и остроту мышления.
Всегда можно отследить связь, которая существует между коммуникацией и межличностным отношением коммуникантов. Негативные психологические состояния – неприязнь, неуважение, недоверие – выступают главной причиной возникновения барьеров.
Причины плохой коммуникации
Существуют конкретные причины неэффективной коммуникации между людьми:
-
Стереотипы – своеобразные штампы, обобщения, упрощения, заранее принятая за истину версия происходящего при отсутствии объективного анализа ситуации. При этом используются установки, стереотипы, убеждения, которыми обладал человек задолго до того, как вступил в коммуникацию.
-
Барьер предвзятости, или предвзятые представления, – склонность делать поспешные выводы, не имея полной и достоверной информации о предмете обсуждения. А также отвержение всего, что не соответствует собственным убеждениям, собственному представлению об истинном положении вещей.
-
Отсутствие симпатии, плохие, или даже враждебные, отношения между собеседниками сводят возможность успешной коммуникации к минимуму. Если общее впечатление о человеке негативное, непросто будет убедить себя в том, что он прав.
Читайте также
«Культура коммуникации: понятие и особенности»-
Отсутствие интереса, желания прислушаться к собеседнику. Неприятие, отторжение чужой точки зрения.
-
Поспешность выводов, пренебрежение фактами – то есть нежелание разобраться в ситуации, проанализировать ее.
-
Неудовлетворительное физическое или эмоциональное состояние собеседников – стрессы, усталость, неумение управлять своими эмоциями – тоже важная причина плохой коммуникации.
-
Потеря интереса к собеседнику, пассивность в общении между партнерами, нежелание коммуницировать.
-
Ошибки в выборе формата ведения беседы. Процесс коммуникации между людьми – это еще и правильно подобранные тактика и стратегия общения, и они должны соответствовать ситуации.
Причин плохой коммуникации, кроме вышеизложенных, на самом деле гораздо больше. И не все они зависят от личностей собеседников. Иногда причины неэффективной коммуникации зависят от обстоятельств, или от принадлежности собеседников к разным социальным группам, или от разницы в психическом состоянии коммуникантов (агрессия, апатия, депрессия, индифферентность).
#THREE_STEPS#Несхожая интерпретация происходящего, разное мироощущение и мировосприятие, разное понимание ситуации – тоже причина отсутствия взаимопонимания и возникновения барьеров. Важно понимать, что такие преграды порождаются, как правило, объективными социальными причинами и при этом отслеживается влияние межличностных коммуникаций на систему общественных отношений.
Виды процесса коммуникации между людьми, примеры
Основание разделения |
Вид процесса коммуникации |
Краткая характеристика (пример) |
Используемые знаковые системы |
Вербальная |
Взаимодействие при помощи устной или письменной речи, передача и принятие информации при помощи словесных знаков. |
|
Невербальная |
Визуальные (восприятие мимики говорящего), аудиальные (восприятие интонации говорящего), тактильные (связаны с прикосновением, осязательные) и ольфакторные (воспринимаемые обонятельными анализатором) бессловесные способы общения. |
Характер связи общающихся |
Непосредственное |
Непосредственный контакт собеседников лицом к лицу. |
|
Опосредованное |
Контакт при помощи письменных средств или гаджетов, позволяющих собеседникам находиться на расстоянии. |
Количество участвующих в общении |
Межперсональное |
Непосредственный контакт людей в паре или группе. |
|
Массовое |
Процесс общения / передачи информации при помощи технических средств, рассчитанный на большую аудиторию. |
Значимость социальных ролей |
Межличностное |
Главенствуют личностные качества собеседника, социальная роль при этом вторична. |
|
Ролевое |
Главенствует социальная роль, личностные качества при этом вторичны. |
Отношение к другому человеку |
Монологическое |
Общение, предполагающее неравенство собеседников. Один из участников коммуникации – лицо активное, второй – пассивное. Выделяют две разновидности монологического общения – императив и манипуляцию. |
|
Диалогическое |
Субъект-субъектное, при котором происходит обмен информацией и свободное взаимодействие личностей. Заключается во взаимосвязанном познании, самопознании и саморазвитии партнеров. |
Направленность на задачу |
Деловое |
Общение подразумевает официальность, направлено на достижение результата. |
|
Личное |
Формирует человека как личность, оказывает влияние на черты его характера, влияет на его интересы. Такое общение направленно на удовлетворение личностных потребностей, разрешение внутренних конфликтов. |
Коммуникации бывают весьма разнообразными – и бытовыми, и научными, и утилитарными, и высокоинтеллектуальными. Чем выше коммуникативные возможности собеседников, тем выше КПД коммуникации. В случае эффективного общения у собеседников происходит изменение отношений, точки зрения, чувств, мыслей, мировоззрения.
Основные правила коммуникации между людьми
Если вы не хотите испортить межличностные отношения с партнером, коллегами или друзьями, стоит изучить несколько правил для успешных коммуникаций:
-
Визуальный контакт необходим, если вы хотите создать доверительную, душевную беседу.
-
Конкретность – это важно. Желательно говорить по существу, исключая выражения, служащие для связки слов, и не несущие смысловой нагрузки.
-
Диалог нуждается в поддержке. Проявляйте заинтересованность, задавайте уточняющие вопросы.
-
Подробные, развернутые ответы, в отличие от кратких и односложных, очень хорошо поддерживают течение беседы.
-
Говорите с собеседником на одном языке – неизвестные слова не способствуют общению.
-
Всегда приятно говорить с позитивным человеком. Хорошее настроение, улыбки и юмор будут уместны даже и в деловой беседе.
-
Не теребите в руках карандаш, пуговицу или другой предмет. Этот процесс вполне может сбивать вашего собеседника с мыслей.
-
Избегайте пауз – замечено, что длительное молчание обескураживает и вызывает дискомфорт.
Люди сами могут влиять на эффективность своих коммуникаций. И внешние барьеры, совсем недавно казавшиеся непреодолимыми, в нынешнее время активного развития технического прогресса становятся совершенно незначительными, и общение очень упрощается. При этом невозможно не отметить огромную, необыкновенно важную роль коммуникаций в жизни, развитии и формировании общества.