О чем речь? Психологические особенности подростков заключаются как во внутренних переживаниях, так и во внешних реакциях. Переходный возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном плане.
Почему важно? Хоть проблемы во взаимоотношениях с взрослыми, конфликты с учителями – типичное явление для подростков, однако сила, частота, резкость проявлений во многом зависят от позиции взрослых. В рамках воспитательного процесса крайне важно учитывать особенности подросткового возраста и помочь ребенку правильно пережить закономерные кризисы.
В статье мы расскажем:
- Что такое подростковый возраст
- 3 этапа подросткового возраста
- Психологические особенности подростков
- Отражение психологических особенностей подростков на их поведении
Что такое подростковый возраст
Этим термином обозначен период, когда происходит активное половое созревание организма, а в становлении личности наблюдается очень важный кризис. Появляется стремление к самостоятельности, подросток осознаёт своё место в обществе, начинает усваивать нормы, по которым существует социум, правила взаимодействия с людьми. Происходит формирование собственной жизненной позиции и внутренних установок.
Этот период длится несколько лет. Подростковым считается возраст от 11 до 17 лет. По мнению Всемирной организации здравоохранения, границы пубертата – с 10 до 19 лет. Современные психологи считают, что начало некоторых подростковых изменений приходится на 8–10 лет, а полностью человек взрослеет, когда ему около 23 лет. Главные психологические особенности подростков – стремление обособиться и доказать свою самостоятельность – отражаются на личности со всех сторон.
Из-за того, что это уже не ребёнок, но ещё не взрослый, возникают конфликты с родителями. Подростку требуется определённая свобода, но несущие за него ответственность люди вынуждены выставлять необходимые ограничения. Конфликт становится сильнее в случаях, когда родители не хотят замечать признаки взросления своего ребёнка и по-прежнему обращаются с ним как с малышом.
3 этапа подросткового возраста
В учебниках психологии выделяются следующие этапы:
Ранний подростковый период
Приходится на возраст от 10 до 14 лет. В организме ребёнка начинается бурное физиологическое развитие. Подростки меняются и внутренне, и внешне. Созревание девочек сопровождается перепадами настроения, нестабильным эмоциональным состоянием. Изменяется внешний вид: появляется округлость форм, начинают расти волосы в интимной зоне и подмышечных впадинах, наступает начало менструаций.
Мальчики немного отстают, их созревание на 1–1,5 года задерживается. В это время увеличиваются половые органы, происходит оволосение на теле, появляются поллюции. Как и у девочек, зачастую наблюдаются скачки настроения.
Средний подростковый период
Это возраст примерно от 15 до 17 лет. Данный период знаменуется завершением физиологической перестройки. Внешне подросток выглядит как взрослый человек. Гормональные бури утихли, и произошла стабилизация процесса изменений. Тело как юношей, так и девушек уже готово к продолжению рода. Но возрастные психологические особенности подростков таковы, что о взрослении говорить рано. Поведение импульсивно, изменчиво.
В данный период развития человек отличается категоричностью суждений и поступков и плохо понимает, к каким последствиям могут привести те или иные решения и действия.
#THREE_STEPS#Поздний подростковый возраст
Начало этого этапа – 17–18 лет. Как правило, к 23–25 годам взросление полностью завершается. Человек может обоснованно рассуждать, оценивать собственные поступки, имеет профессиональные навыки, интересы и увлечения. Молодые люди знают, чего хотят достигнуть, и ставят перед собой конкретные цели.
Психологические особенности подростков
Организм подростка испытывает колоссальные нагрузки из-за резких трансформаций, гормональных скачков, психологических изменений. Это приводит к поведенческим проблемам: вспыльчивости, агрессивности, иногда человек становится плаксивым.
Социально-психологические особенности подростков таковы, что они очень зависят от мнения окружающих и склонны к самокритике. Ребята беспокоятся о том, что о них скажут или подумают. Они критично относятся к своей внешности, стремятся следовать моде, что порой заканчивается ошибками.
Резкие перепады настроения, вызванные гормональной перестройкой, часто приводят к заниженной самооценке. Но поскольку объективных причин для нелюбви к себе не имеется, самооценка чаще всего восстанавливается к окончанию периода взросления.
-
Гормональная перестройка вызывает перепады настроения и повышенную ранимость. Поэтому взрослые, в особенности родители, должны быть очень тактичными. Высказываться по поводу внешнего вида, успехов в учёбе или достижений ребёнка нужно осторожно и обдуманно. Иногда лучше промолчать. Упрёки, даже незначительные, вызывают неуверенность, робость, снижение самооценки. С другой стороны, если излишне хвалить подростка, он начинает переоценивать себя, а это может привести к отрицательным последствиям.
-
Критика подростка, его друзей или семьи воспринимается им очень болезненно и приводит к нешуточным конфликтам. Если в роли обидчика оказываются родители, негативная реакция подростка может принять разные формы. Он будет уходить из дома, станет употреблять алкоголь или другие запрещённые вещества, курить, найдет компанию среди неблагополучных людей. Подросток становится замкнутым или, наоборот, излишне агрессивным.
-
Больше всего в этом возрасте ребёнок боится, что его посчитают маленьким. Чтобы избежать «позора», доказать свою самостоятельность, подростки могут поступать неправильно, без учёта последствий. Они очень зависимы от мнения ровесников, а те способны негативно влиять на взрослеющую личность и побудить ее к действиям, причиняющим вред себе или другим.
-
Подростки испытывают трудности в оценке окружающих. Зачастую их мнение основано на внешности, случайной фразе или единственном поступке человека. При этом наблюдается категоричность суждений по отношению к социуму. В то же время свои действия иногда оцениваются недостаточно адекватно, собственные недостатки не замечаются.
-
Кроме перепадов настроения, гормональная перестройка организма влияет и на уровень концентрации, внимания. Это приводит к снижению успеваемости, новая информация воспринимается и усваивается слабее.
-
Психологические особенности развития подростков выражаются также в поиске себя. Появляются мысли о собственном предназначении, ребята мечтают о будущем, ставят перед собой цели. Часто в поисках себя молодые люди экспериментируют с имиджем: ярко красят волосы, необычно одеваются, увлекаются резкой музыкой.
-
В подростковом возрасте появляются разнообразные, меняющиеся интересы. Растущая личность стремится к познанию нового, пробует свои силы. Грамотно направив эти стремления в нужную сторону, родители помогут развитию способностей своего ребёнка.
Трудности самоконтроля объясняются активным функционированием мозга. В это время быстро растёт лимбическая система, которая отвечает за желания и эмоции. А префронтальная кора мозга, ответственная за торможение и контроль, развивается с опозданием.
Отражение психологических особенностей подростков на их поведении
Выше были перечислены основные особенности подросткового возраста, но стоит отдельно указать поведенческие реакции, характерные для человека в этот период:
Реакция отказа
Подросток отказывается от привычного поведения: домашних дел, учёбы, общения. Такая реакция чаще всего бывает вызвана резкими изменениями в жизни: новая школа, развод родителей, переезд.
Реакция протеста
Это демонстративное противопоставление своих поступков требуемым нормам: побеги из дома, прогулы школы, воровство, бравада. Зачастую в знак протеста подростки совершают абсолютно нелепые действия.
Реакция имитации
Чаще всего это подражание. Объект подражания – обычно взрослый, обладающий теми качествами, которые подросток считает присущими его идеалу. Это может быть музыкант, актёр, спортсмен. Фотографии и плакаты с изображением кумиров часто украшают комнаты детей в этом возрасте.
Реакция компенсации
Когда в определённой области успеха достичь не получается, подростки пытаются компенсировать это достижениями в другой сфере. Часто те из них, кто отстаёт в учёбе, стараются повысить авторитет среди сверстников с помощью хулиганства и вызывающего поведения.
Реакция гиперкомпенсации
Это желание непременно стать успешным именно в том деле, которое даётся труднее других. Например, стеснительный подросток начинает заниматься общественной деятельностью, а плохо развитый физически идёт в спорт и старается достичь значимых результатов.
Реакция эмансипации
Подростки стремятся освободиться от опеки и показать себя самостоятельными. Если условия складываются неблагоприятным образом, эта реакция может проявляться негативно: в виде побегов из дома, вспышек гнева, направленных на взрослых и т. д.
Реакция группирования
Проявления этой поведенческой реакции становятся выраженными, когда близкое окружение не может дать чувства принятия и понимания. Подростки создают компании, неформальные группы и пытаются самореализоваться среди сверстников. В таких группах имеются определённые правила поведения и складывается своя система внутренних отношений.
Психологические особенности общения подростков в компании носят название стихийно-групповое общение. К сожалению, это часто приводит к появлению агрессивности, жестокости, повышенной тревожности и подобным отрицательным чертам характера.
Реакция увлечения
Мальчики чаще всего увлекаются спортом, играми, коллекционированием, стремятся к лидерству. Увлечения девочек связаны с потребностью привлечь внимание: мода, различные виды самодеятельности. Подростки обоих полов могут иметь интеллектуально-эстетические увлечения, глубоко заинтересоваться определённым предметом, наукой или искусством.
Реакции, связанные с формированием сексуального влечения
В подростковом возрасте наблюдается повышенный интерес к этой сфере. Определённое стечение обстоятельств может привести к раннему началу половой жизни.
Нужно иметь в виду, что психологические особенности личности подростков таковы, что проблемы и конфликты с родителями и учителями почти неизбежны, но отношение их к взрослым людям неоднозначно. Для подростка, несмотря ни на что, важен родитель или наставник, ему необходима помощь и поддержка, а протест вызывают формы контроля, которые требуют подчинения. Взросление сопровождается борьбой с гиперопекой и отношением как к ребёнку.
Взрослые могут сделать проявления конфликта менее резкими и сильными. Для этого стиль воспитания в семье должен строиться на уважении, но не скатываться в попустительство. Учитывая психологические особенности поведения подростков, нужно стараться строить общение на базе сотрудничества, доверия и взаимной помощи. Это благоприятно сказывается на отношениях с детьми подросткового возраста.
Важнее всего это в период кризиса, когда личность изменяет всё содержание и структуру внутренних переживаний. Переломный момент наступает примерно в 13 лет. В этом возрасте наблюдается неустойчивое настроение, колебания самочувствия, смена побуждений, депрессивное состояние. Часто подростки выдают бурную эмоциональную реакцию на незначительное событие.
Подобные «аффекты неадекватности» происходят из-за того, что низкая самооценка вступает в конфликт с высоким уровнем амбиций.
Психологические особенности детей и подростков состоят в том, что в подростковом периоде проявляется сильный интерес к собственной личности. Заинтересованность в происходящих с ним изменениях заставляет взрослеющего человека постоянно анализировать и оценивать свои переживания и мысли.
Подросток представляет себя как бы на сцене, окружённым зрителями. Этот феномен, носящий название «воображаемая аудитория», заставляет его верить в то, что и в действительности все вокруг постоянно его оценивают, следя за внешним видом, поведением, мыслями.
Подросток убежден в том, что его чувства – страдание, любовь, стыд, ненависть – уникальны по сравнению с чувствами других людей. Этот «личный миф» возникает из-за того, что люди в подростковом возрасте сосредоточены на своих переживаниях.
В конце подросткового периода у человека имеется хорошо развитое самосознание. Индивидуальные психологические особенности подростков характеризуются переходом от внешней оценки, которую озвучивают взрослые, к внутренней самооценке.
Читайте также
«Оптимизм: плюсы и минусы»Подростки стремятся самовыразиться, самоутвердиться, реализовать себя. Они способны к самовоспитанию и стараются вырабатывать у себя качества, которые считают важными. Происходит переосмысление значения учёбы, так как появляются цели на будущее. Полное же завершение процессов социально–психологического и личностного самоопределения случается, как правило, уже после окончания школы, в возрасте от 18 лет до 21 года.