В статье мы расскажем:
- Что изучает психология общения
- 9 разновидностей общения
- Функции человеческого общения
- Возможные проблемы в общении
- 6 хитростей, которые помогут сделать общение эффективным
Психология общения обращена на изучение всех сфер человеческого взаимодействия. Ведь именно коммуникация лежит в основе психического, когнитивного и социального развития личности.
С детства у человека формируются навыки общения, которые позволяют ему нормально адаптироваться в социуме. И если на каком-либо этапе развития возникают преграды, мешающие адекватно воспринимать коммуникативный смысл, становление будет существенно затруднено. О других сферах изучения психологии общения мы сейчас и поговорим.
Что изучает психология общения
Целью изучения психологии общения являются межличностные взаимоотношения и решение возникающих проблем. В рамках этой науки специалисты исследуют и развивают вербальный и невербальный типы общения, методы, языки общения, организацию переговоров, выход из конфликтов и другие темы.
В начале любой коммуникации стоит заранее определять цели и смысл взаимодействия с конкретным человеком. Когда люди не знают, для чего вступают в разговор, это может привести к неприятным последствиям или конфликту. В этом случае обычно общение является стихийным, неорганизованным. Оно никак не контролируется и не приносит желанных результатов. Чаще всего люди просто не представляют, как нужно строить диалог и доносить свои мысли до собеседника. При проведении деловых переговоров обязательно должен присутствовать план общения, чтобы стороны смогли прийти к соглашению.
Понятие общения включает в себя не только вид деятельности человека, но и другие процессы:
-
усвоение специфических образцов и моделей поведения;
-
взаимодействие людей;
-
двустороннее влияние людей друг на друга;
-
передача информации;
-
отношения между людьми;
-
способ поддержки и понимания другого;
-
формирование личности.
В психологии термин «общение» имеет следующее определение: это тип взаимодействия между людьми, в ходе которого происходит обмен полезными фактами, мнениями, эмоциями и формируются межличностные связи.
В общении содержатся данные, которые один человек передает другому. Тип информации и характер взаимодействия может быть разнообразным, но выделяют несколько больших тем:
-
материальная – бартер изделиями и предметами деятельности;
-
когнитивная – передача знаний;
-
деятельная – обмен действиями, операциями, умениями;
-
кондиционная – передача психологических или физиологических состояний;
-
мотивационная – обмен мыслями, идеями, вдохновением, потребностями.
Целью общения является всё, что хочет достигнуть человек, начинающий взаимодействие. Существует множество разных целей.
-
Целью общения становится само вербальное и невербальное взаимодействие людей друг с другом для удовлетворения соответствующей потребности.
-
Цель общения бывает связана с материальным объектом, который не является частью собеседников. Этика и психология делового общения касается профессиональной деятельности людей – производства, науки, бизнеса, управления и прочего.
-
Цель общения заключается в передаче собственных идей, опыта и в привлечении собеседника к традициям и ценностям. Это общение между двумя личностями, которых объединяют общие вопросы психологического и нравственного характера.
К средствам общения относятся все варианты шифрования, передачи, переработки и расшифровки информации.
Средства общения могут быть вербальные, основой которых является человеческая речь и письмо, и невербальные, выраженные в жестах, движениях, интонациях, мимике и прочем.
9 разновидностей общения
Современная наука разделяет весь спектр общения на несколько распространенных типов:
-
Примитивное. Основными чертами такого типа общения является равнодушие по отношению к собеседнику, пренебрежительный тон, небольшое количество слов.
-
Формальное, при котором люди используют маски. Собеседники не заинтересованы друг в друге, взаимодействуют с целью выполнить принятые нормы и шаблоны поведения. Общение сопровождается лестью, показной учтивостью, ложными словами и штампами.
-
Светское общение представляет собой обмен ничего не значащими сведениями, типовыми диалогами, выполнением условностей. У собеседников отсутствует интерес друг к другу.
-
Ролевое общение происходит с целью исполнения определенной социальной роли.
-
Деловой тип общения предполагает большую заинтересованность у собеседников по отношению друг к другу. В данном случае учитываются черты характера, настроение и интересы партнера. Общение происходит на более серьезном уровне, в ходе которого соблюдаются личные границы и принципы.
-
Межличностное общение. Психология определяет межличностное общение как тесное взаимодействие людей друг с другом при наличии искреннего интереса к собеседнику.
-
Манипулятивный стиль. Психология выделяет общение людей, основанное на манипуляции, в отдельный тип. Целью взаимодействия в данном случае становится получение выгоды одним участником диалога от другого.
-
Неформальное общение. Это непринужденная беседа с юмором, флиртом или игрой слов, не предполагающая построения серьезных отношений.
-
Общение на духовном уровне. Личность полностью раскрывается в диалоге с другим человеком, люди испытывают друг к другу доверие и чувство близости.
Психология профессионального общения является отдельной большой категорией, обозначающей взаимодействия двух и более человек. Люди общаются по поводу разных деловых вопросов, спектр которых может быть очень широким, в зависимости от направления деятельности.
Функции человеческого общения
-
Коммуникативная функция общения в психологии определяется во взаимодействии одного человека с другим либо с группой. Такая деятельность удовлетворяет одну из важнейших потребностей личности.
-
Развивающая функция раскрывается в том, что коммуникации между людьми способствуют их внутреннему росту и совершенствованию. Общение обогащает участников процесса, помогает людям усваивать социальные нормы, традиции, моральные принципы, знания и опыт.
-
Подтверждающая функция заключается в возможности участников идентифицировать себя и получить признание другого.
-
Объединяющая (разобщающая) функция. Психология устраняет барьеры в процессе общения. Люди не только устанавливают друг с другом контакты, получают интересующую информацию, но и объединяются для создания одного продукта, воплощения общей идеи, реализации одних и тех же задач. Особенностью данной функции является то, что коммуникация может строиться таким образом, что люди будут отдаляться друг от друга, группироваться в зависимости от собственных интересов и принципов.
-
Организационная функция, включающая в себя не только объединение людей вокруг одной общей цели, налаживание контактов, но и поддержание коммуникации на должном уровне, комфортное совместное пребывание разных личностей в одной группе, эффективную реализацию программ.
-
Внутриличностная функция состоит в способности человека строить внутренний диалог с самим собой. Общение может протекать мысленно или выражаться вербально.
Проанализировав все моменты, которые решает общение, можно выделить три основных стороны процесса:
-
Коммуникативная сторона обеспечивает обмен сведениями между участниками диалога.
-
Интерактивная – характеризует взаимодействие людей в процессе построения разговора.
-
Перцептивная сторона дает возможность участникам коммуникации понимать и принимать друг друга, формировать собственное представление о собеседнике.
Читайте также
«Способы принятия решений: топ-5»Возможные проблемы в общении
Психология общения – это еще наука и про решение возможных проблем в начале и в процессе коммуникации разных людей между собой.
-
«Конфликт поколений». Знания в области психологии общения дают возможность установить гармоничное и уважительное взаимодействие между людьми из разных поколений путем нахождения общих интересов.
-
Общение между представителями разных полов. Информация о том, что мужчины и женщины существенно отличаются по принципу устройства психики, помогает в понимании возникающих сложностей в отношениях и способствует поиску вариантов установления позитивных контактов с учетом особенностей каждого. Например, психология общения с мужчинами предполагает небольшие хитрости, с помощью которых можно установить взаимопонимание.
-
Обладание навыками общения помогает в преподавательской деятельности учителям и наставникам эффективнее передавать ученикам информацию.
-
Знание психологии общения помогает наладить взаимодействие в трудовом коллективе между сотрудниками и с руководством компании. Коммуникационные способности пригодятся для качественного выполнения поручений управляющего, а также для работы в сфере «человек – человек».
-
Психология общения помогает разрешать конфликты меду людьми и в коллективе. Для результативной работы и комфортного климата в группе людей очень важно научиться слышать другого, находить точки соприкосновения, договариваться. Подобные способности пригодятся в семье, в личных отношениях, на работе, в кругу друзей.
-
Обладание информацией о психологии общения и способах восприятия данных другими людьми помогает профессионалам сферы маркетинга и рекламы эффективнее доносить идеи, смыслы, ценности продуктов и всего, что они продвигают в массы.
Итак, психология общения – понятие, которое включает в себя навыки построения комфортной и эффективной коммуникации между людьми, в коллективах и в межличностных отношениях. Общение – это неотъемлемая часть жизни отдельной личности и социума, оно решает множество задач и закрывает разнообразные потребности человека.
6 хитростей, которые помогут сделать общение эффективным
В результате длительных наблюдений у психологов накопился опыт, каким образом можно сделать общение более эффективным. Вот несколько способов:
Эффект Бенджамина Франклина
Смысл этого парадокса заключается в том, что человек, один раз сделавший доброе дело для другого, в следующий раз с охотой сделает подобное опять, нежели если бы он получил помощь сам. Таким образом, попросив вежливо об одолжении собеседника и получив одобрение, в будущем можно снова рассчитывать на благосклонность этого человека.
Просите большего – получите меньше
Всегда стоит просить у другого человека больше благ, чем вам требуется, тогда вы гарантированно получите в соответствии со своими потребностями. Вначале собеседник откажет в вашей просьбе, у него возникнет чувство долга, он пойдет на уступки и согласится дать вам меньше, чем вы просили в первый раз.
Подражание
Психология невербального общения утверждает, что люди подстраиваются друг под друга и даже повторяют те же движения, интонации и мимику, которые производит собеседник. Если делать это сознательно, у другого человека появится симпатия по отношению к вам, он отнесется более лояльно к вашим просьбам и идеям.
Имя
Дейл Карнеги как-то заметил, что звучание собственного имени очень приятно для человека. Называя собеседника по имени, вы имеете все шансы получить его расположение.
Читайте также
«Стадии принятия неизбежного и их особенности»Умение слушать
Если в сложном разговоре постоянно указывать другому человеку, что он не прав, спорить с ним и вставать в конфронтацию, нельзя прийти к соглашению, побудить собеседника к изменениям. Сначала нужно найти сходства во мнениях, высказать их, получить подтверждение от визави, а затем можно переходить к обсуждению разногласий в уважительном тоне.
Используйте перефразирование
Чтобы сохранить дружественные отношения или приветливый тон, можно перефразировать то, что заявляет собеседник. Также можно задавать уточняющие вопросы. Это поможет лучше понять человека и использовать его утверждения для перемены его мнений.
Всю жизнь человека сопровождает общение с другими людьми. Без этого условия он не может получить должного развития и стать цельной личностью. Изучением этой сферы человеческой деятельности занимается отдельный вид психологии – психология общения. Умение устанавливать контакты и эффективно общаться определяет состояние множества сфер в жизни каждой личности: успех, достижения, счастье, самосовершенствование, признание и реализацию.