Мы в соц. сетях:

В статье мы расскажем:

  1. Что изучает психология общения
  2. 9 разновидностей общения
  3. Функции человеческого общения
  4. Возможные проблемы в общении
  5. 6 хитростей, которые помогут сделать общение эффективным

Психология общения обращена на изучение всех сфер человеческого взаимодействия. Ведь именно коммуникация лежит в основе психического, когнитивного и социального развития личности.

С детства у человека формируются навыки общения, которые позволяют ему нормально адаптироваться в социуме. И если на каком-либо этапе развития возникают преграды, мешающие адекватно воспринимать коммуникативный смысл, становление будет существенно затруднено. О других сферах изучения психологии общения мы сейчас и поговорим.

Что изучает психология общения

Целью изучения психологии общения являются межличностные взаимоотношения и решение возникающих проблем. В рамках этой науки специалисты исследуют и развивают вербальный и невербальный типы общения, методы, языки общения, организацию переговоров, выход из конфликтов и другие темы.

В начале любой коммуникации стоит заранее определять цели и смысл взаимодействия с конкретным человеком. Когда люди не знают, для чего вступают в разговор, это может привести к неприятным последствиям или конфликту. В этом случае обычно общение является стихийным, неорганизованным. Оно никак не контролируется и не приносит желанных результатов. Чаще всего люди просто не представляют, как нужно строить диалог и доносить свои мысли до собеседника. При проведении деловых переговоров обязательно должен присутствовать план общения, чтобы стороны смогли прийти к соглашению.

Что изучает психология общения

Понятие общения включает в себя не только вид деятельности человека, но и другие процессы:

  • усвоение специфических образцов и моделей поведения;

  • взаимодействие людей;

  • двустороннее влияние людей друг на друга;

  • передача информации;

  • отношения между людьми;

  • способ поддержки и понимания другого;

  • формирование личности.

В общении содержатся данные, которые один человек передает другому. Тип информации и характер взаимодействия может быть разнообразным, но выделяют несколько больших тем:

  • материальная – бартер изделиями и предметами деятельности;

  • когнитивная – передача знаний;

  • деятельная – обмен действиями, операциями, умениями;

  • кондиционная – передача психологических или физиологических состояний;

  • мотивационная – обмен мыслями, идеями, вдохновением, потребностями.

#THREE_STEPS#

Целью общения является всё, что хочет достигнуть человек, начинающий взаимодействие. Существует множество разных целей.

  1. Целью общения становится само вербальное и невербальное взаимодействие людей друг с другом для удовлетворения соответствующей потребности.

  2. Цель общения бывает связана с материальным объектом, который не является частью собеседников. Этика и психология делового общения касается профессиональной деятельности людей – производства, науки, бизнеса, управления и прочего.

  3. Цель общения заключается в передаче собственных идей, опыта и в привлечении собеседника к традициям и ценностям. Это общение между двумя личностями, которых объединяют общие вопросы психологического и нравственного характера.

Что изучает психология общения

К средствам общения относятся все варианты шифрования, передачи, переработки и расшифровки информации.

Средства общения могут быть вербальные, основой которых является человеческая речь и письмо, и невербальные, выраженные в жестах, движениях, интонациях, мимике и прочем.

9 разновидностей общения

Современная наука разделяет весь спектр общения на несколько распространенных типов:

  1. Примитивное. Основными чертами такого типа общения является равнодушие по отношению к собеседнику, пренебрежительный тон, небольшое количество слов.

  2. Формальное, при котором люди используют маски. Собеседники не заинтересованы друг в друге, взаимодействуют с целью выполнить принятые нормы и шаблоны поведения. Общение сопровождается лестью, показной учтивостью, ложными словами и штампами.

  3. Светское общение представляет собой обмен ничего не значащими сведениями, типовыми диалогами, выполнением условностей. У собеседников отсутствует интерес друг к другу.

  4. Ролевое общение происходит с целью исполнения определенной социальной роли.

  5. Деловой тип общения предполагает большую заинтересованность у собеседников по отношению друг к другу. В данном случае учитываются черты характера, настроение и интересы партнера. Общение происходит на более серьезном уровне, в ходе которого соблюдаются личные границы и принципы.

  6. Межличностное общение. Психология определяет межличностное общение как тесное взаимодействие людей друг с другом при наличии искреннего интереса к собеседнику.

  7. Манипулятивный стиль. Психология выделяет общение людей, основанное на манипуляции, в отдельный тип. Целью взаимодействия в данном случае становится получение выгоды одним участником диалога от другого.

  8. Неформальное общение. Это непринужденная беседа с юмором, флиртом или игрой слов, не предполагающая построения серьезных отношений.

  9. Общение на духовном уровне. Личность полностью раскрывается в диалоге с другим человеком, люди испытывают друг к другу доверие и чувство близости.

Психология профессионального общения является отдельной большой категорией, обозначающей взаимодействия двух и более человек. Люди общаются по поводу разных деловых вопросов, спектр которых может быть очень широким, в зависимости от направления деятельности.

Функции человеческого общения

  • Коммуникативная функция общения в психологии определяется во взаимодействии одного человека с другим либо с группой. Такая деятельность удовлетворяет одну из важнейших потребностей личности.

  • Развивающая функция раскрывается в том, что коммуникации между людьми способствуют их внутреннему росту и совершенствованию. Общение обогащает участников процесса, помогает людям усваивать социальные нормы, традиции, моральные принципы, знания и опыт.

  • Подтверждающая функция заключается в возможности участников идентифицировать себя и получить признание другого.

  • Объединяющая (разобщающая) функция. Психология устраняет барьеры в процессе общения. Люди не только устанавливают друг с другом контакты, получают интересующую информацию, но и объединяются для создания одного продукта, воплощения общей идеи, реализации одних и тех же задач. Особенностью данной функции является то, что коммуникация может строиться таким образом, что люди будут отдаляться друг от друга, группироваться в зависимости от собственных интересов и принципов.

  • Организационная функция, включающая в себя не только объединение людей вокруг одной общей цели, налаживание контактов, но и поддержание коммуникации на должном уровне, комфортное совместное пребывание разных личностей в одной группе, эффективную реализацию программ.

  • Внутриличностная функция состоит в способности человека строить внутренний диалог с самим собой. Общение может протекать мысленно или выражаться вербально.

Функции человеческого общения

Проанализировав все моменты, которые решает общение, можно выделить три основных стороны процесса:

  1. Коммуникативная сторона обеспечивает обмен сведениями между участниками диалога.

  2. Интерактивная – характеризует взаимодействие людей в процессе построения разговора.

  3. Перцептивная сторона дает возможность участникам коммуникации понимать и принимать друг друга, формировать собственное представление о собеседнике.

Возможные проблемы в общении

Психология общения – это еще наука и про решение возможных проблем в начале и в процессе коммуникации разных людей между собой.

  • «Конфликт поколений». Знания в области психологии общения дают возможность установить гармоничное и уважительное взаимодействие между людьми из разных поколений путем нахождения общих интересов.

  • Общение между представителями разных полов. Информация о том, что мужчины и женщины существенно отличаются по принципу устройства психики, помогает в понимании возникающих сложностей в отношениях и способствует поиску вариантов установления позитивных контактов с учетом особенностей каждого. Например, психология общения с мужчинами предполагает небольшие хитрости, с помощью которых можно установить взаимопонимание.

  • Обладание навыками общения помогает в преподавательской деятельности учителям и наставникам эффективнее передавать ученикам информацию.

  • Знание психологии общения помогает наладить взаимодействие в трудовом коллективе между сотрудниками и с руководством компании. Коммуникационные способности пригодятся для качественного выполнения поручений управляющего, а также для работы в сфере «человек – человек».

  • Психология общения помогает разрешать конфликты меду людьми и в коллективе. Для результативной работы и комфортного климата в группе людей очень важно научиться слышать другого, находить точки соприкосновения, договариваться. Подобные способности пригодятся в семье, в личных отношениях, на работе, в кругу друзей.

  • Обладание информацией о психологии общения и способах восприятия данных другими людьми помогает профессионалам сферы маркетинга и рекламы эффективнее доносить идеи, смыслы, ценности продуктов и всего, что они продвигают в массы.

6 хитростей, которые помогут сделать общение эффективным

В результате длительных наблюдений у психологов накопился опыт, каким образом можно сделать общение более эффективным. Вот несколько способов:

Эффект Бенджамина Франклина

Смысл этого парадокса заключается в том, что человек, один раз сделавший доброе дело для другого, в следующий раз с охотой сделает подобное опять, нежели если бы он получил помощь сам. Таким образом, попросив вежливо об одолжении собеседника и получив одобрение, в будущем можно снова рассчитывать на благосклонность этого человека.

6 хитростей, которые помогут сделать общение эффективным

Просите большего – получите меньше

Всегда стоит просить у другого человека больше благ, чем вам требуется, тогда вы гарантированно получите в соответствии со своими потребностями. Вначале собеседник откажет в вашей просьбе, у него возникнет чувство долга, он пойдет на уступки и согласится дать вам меньше, чем вы просили в первый раз.

Подражание

Психология невербального общения утверждает, что люди подстраиваются друг под друга и даже повторяют те же движения, интонации и мимику, которые производит собеседник. Если делать это сознательно, у другого человека появится симпатия по отношению к вам, он отнесется более лояльно к вашим просьбам и идеям.

Имя

Дейл Карнеги как-то заметил, что звучание собственного имени очень приятно для человека. Называя собеседника по имени, вы имеете все шансы получить его расположение.

Умение слушать

Если в сложном разговоре постоянно указывать другому человеку, что он не прав, спорить с ним и вставать в конфронтацию, нельзя прийти к соглашению, побудить собеседника к изменениям. Сначала нужно найти сходства во мнениях, высказать их, получить подтверждение от визави, а затем можно переходить к обсуждению разногласий в уважительном тоне.

Используйте перефразирование

Чтобы сохранить дружественные отношения или приветливый тон, можно перефразировать то, что заявляет собеседник. Также можно задавать уточняющие вопросы. Это поможет лучше понять человека и использовать его утверждения для перемены его мнений.

6 хитростей, которые помогут сделать общение эффективным

Всю жизнь человека сопровождает общение с другими людьми. Без этого условия он не может получить должного развития и стать цельной личностью. Изучением этой сферы человеческой деятельности занимается отдельный вид психологии – психология общения. Умение устанавливать контакты и эффективно общаться определяет состояние множества сфер в жизни каждой личности: успех, достижения, счастье, самосовершенствование, признание и реализацию.