О чем речь? Способы избегания конфликтов существуют разные. Важно развивать коммуникативные навыки и эмпатию, чтобы понимать чужую точку зрения. Активное слушание настроит внимание к словам собеседника.
Что важно помнить? Проблемы в семье, на работе, с друзьями неизбежны, поэтому важно уметь их минимизировать. И избежать конфликта — не уступить или скрыть негодование, а решить его мирным путем.
В статье мы расскажем:
- Понятие конфликта
- Причины возникновения конфликтов
- Как избежать конфликтов с начальником
- Как избежать конфликтов с коллегами
- Как избежать конфликтов с друзьями
- Как избежать конфликтов с родителями
- Как избежать конфликтов с детьми
- Как избежать конфликтов с любимым человеком
- Часто задаваемые вопросы о способах избегания конфликтов
Понятие конфликта
Под конфликтом понимается ситуация, в которой стороны (две или более) не сходятся в интересах, взглядах или целях, и у них не получается достичь компромисса или согласия. Конфликты могут иметь место в любой сфере — в политике, в личных отношениях, в работе, в общественной жизни.
Конфликты разделяются на скрытые и открытые. Проявлениями открытого конфликта являются явное противостояние, споры или физическое воздействие. Скрытый конфликт имеет более тонкие черты и может проявляться в виде подавленной агрессии, пассивного сопротивления или недовольства.
Конфликты бывают позитивными и негативными. Позитивные приводят к улучшению взаимоотношений, положительным изменениям и развитию. Негативные, наоборот, провоцируют насилие, разрушения, несчастья.
Причинами конфликтов могут быть разные факторы, например, несоответствие интересов, взглядов, ценностей или ожиданий. Непонимание, неправильное восприятие или плохая коммуникация, а также ограниченность ресурсов также могут приводить к конфликтам.
Управление конфликтами — это процедура разрешения конфликтных ситуаций и достижения соглашения или компромисса между сторонами. Управление состоит в способности слушать, адекватно выражать свои интересы и требования, находить взаимопонимание и пути решения, которые устроят обе стороны.
Причины возникновения конфликтов
Причины конфликтов могут быть самые разнообразные. Например:
-
Различия в убеждениях и ценностях. Бывает так, что ценности и убеждения одной стороны противоречат приоритетам другой стороны. Если эти стороны не захотят или не смогут найти компромисс, может начаться конфликт.
-
Нехватка ресурсов. Конфликтные ситуации могут иметь место при дефиците таких ресурсов, как финансы, власть, время или территория. Если между сторонами идет соперничество за ограниченные ресурсы, то оно может вызвать конфликт.
-
Отсутствие согласия в интересах и целях. Конфликт может начаться, когда стороны имеют отличающиеся цели и интересы. Если одна сторона хочет добиться чего-то, что не отвечает интересам другой стороны, между ними возникает конфликт.
Читайте также
«Как решать конфликты в семье – советы психологов»-
Непонимание и плохая коммуникация. Недосказанность, неясность и недостаточная коммуникация могут привести к недоразумениям между сторонами. Неправильная трактовка действий или высказываний может вызвать отрицательные эмоции, что станет началом конфликта.
-
Несовпадение мнений и взглядов. Люди могут по-разному смотреть на многие вопросы и иметь свое, отличное от других, мнение. При столкновении таких личных суждений может начаться конфликт. К конфликтным ситуациям приводят различия в политических и религиозных убеждениях, во взглядах на культуру и другие вопросы.
Это только некоторые причины, приводящие к конфликтам. Нужно понимать, что жизнь без конфликтов не бывает. Важно развивать в себе умение управлять ими, чтобы плодотворно сотрудничать с другими людьми и жить в гармонии с собой и окружающими.
Как избежать конфликтов с начальником
Работа занимает значительную часть нашей жизни, поэтому в данной сфере очень велика вероятность возникновения недоразумений. Причем они могут иметь место в разных плоскостях — с начальником, с сослуживцами, с сотрудниками, стоящими выше вас по рангу.
Чтобы избежать конфликтов с начальником, нужно соблюдать главные правила:
-
Начальник всегда прав. Это утверждение лежит в основе любого управления. Даже если это правило соблюдать невозможно или очень тяжело, то вести противостояние нужно тактично, адекватно и хорошо продумывая свои действия.
-
Спокойствие. Если вы считаете, что руководитель предъявляет к вам необоснованные претензии, или вы просто не вовремя попались ему на пути, то избегайте бурной ответной реакции. Дождитесь, пока начальник успокоится, а затем постарайтесь прояснить все возникшие вопросы.
-
Сплетням — нет. Никогда не осуждайте с коллегами свое руководство, даже если вы находитесь не на работе, а в неформальной обстановке. Всегда может найтись тот, кто донесет ваши высказывания о руководителе до него самого.
-
Правильные отношения. Избегайте заискивания и фривольности в отношениях с начальством. Ваше общение и поведение должно строиться на профессионализме. Только так у вас получится избежать конфликтов как с руководителем, так и с сослуживцами.
Как избежать конфликтов с коллегами
Основные способы избегания конфликтов с коллегами:
-
Соблюдать дистанцию. Нормальные рабочие отношения не только позволят вам создать условия для эффективной работы, но и не дадут стать жертвой сплетен или их объектом.
-
Быть беспристрастным. Если вас стараются втянуть в конфликт — не поддавайтесь, соблюдайте нейтралитет, не вставайте на чью-либо сторону. Неизвестно, чем закончится ситуация и какие последствия она повлечет за собой. Если же вы являетесь одной из сторон конфликта, то тоже сохраняйте спокойствие и рассудительность. Придерживайтесь этого принципа, даже если в основе конфликта лежит личная неприязнь.
-
Соблюдать принцип «тет-а-тет». Старайтесь любые непонимания прояснить в личной беседе с человеком, а не выносить это обсуждение на весь коллектив.
-
Уважать опыт других. Если вам не нравится, что более опытные коллеги пытаются вмешиваться в вашу работу или делать замечания, то не молчите, а постарайтесь спокойно разобраться в причинах такого отношения к вам. Если окажется, что вам действительно есть над чем работать, то не отказывайтесь от помощи и стремитесь к совершенству.
Как избежать конфликтов с друзьями
В жизни бывает так, что даже между закадычными друзьями могут возникать размолвки и недопонимания. Но важно понимать, что хорошие друзья ценятся на вес золота и много их не бывает, поэтому не стоит рисковать отношениями и вступать в конфликты с ними.
Советы для предотвращения конфликтов с друзьями:
-
Уходите от конфликта. Если вы видите, что назревает конфликтная ситуация и ваш друг настроен очень решительно и агрессивно, физически прекратите общение с ним. Вспомните, что у вас есть срочные дела, куда-то надо идти, дома не выключен утюг — все что угодно, что позволит вам удалиться и не продолжать общение с другом, пока он находится в неадекватном состоянии.
-
Выдерживайте паузу. Старайтесь не отвечать на замечания или колкости сразу, особенно если они несущественные. Посчитайте до десяти, а дальше поймете, стоит ли вообще реагировать и как лучше это сделать.
-
Расставляйте приоритеты. Если конфликта не избежать, подумайте, что для вас является более важным — отстоять свое мнение или сохранить дружбу. Если дружба для вас на первом месте, то можно просто согласиться с оппонентом или вместе с ним постараться решить проблему.
Как избежать конфликтов с родителями
Конфликты отцов и детей существовали во все времена и будут актуальны до тех пор, пока будут жить их участники. Любовь и жизненный опыт родителей не всегда могут найти понимание у молодого поколения с его желанием быть самостоятельным.
Основные правила, позволяющие избежать конфликтов с близкими людьми:
-
Не бойтесь признать, что вы были неправы. Объективно смотрите на причины конфликта и исправляйтесь, если это требуется.
-
Не давайте волю эмоциям. Не поддавайтесь на провокации и не реагируйте на попытки вывести вас из равновесия. Эмоции часто не позволяют понять суть проблемы и найти ее решение.
-
Проявляйте снисходительность и тактичность. Ваш вежливый тон и способность слушать не перебивая покажут, какое значение имеют для вас хорошие отношения с близкими. Учитывайте их состояние здоровья и возраст, а также эмоциональный настрой. У каждого может быть плохое самочувствие или настроение.
-
Предотвращайте конфликты. Не накапливайте недоразумения и обиды, так как они формируют основу для будущих конфликтов.
Как избежать конфликтов с детьми
Множество поводов для развития конфликтных ситуаций имеется и во взаимоотношениях со своими детьми. Они могут приводить к нарушению связи «родитель – ребенок».
Основные правила, как избежать конфликтов с детьми:
-
Ищите суть проблемы. Зачастую дети провоцируют конфликты, чтобы привлечь к себе больше внимания взрослых, в первую очередь, конечно, родителей. Научитесь находить причину возникшей ситуации, а потом думайте, как ее разрешить.
-
Используйте правильную критику. Детям, как и всем людям, не нравится, когда их критикуют. Поэтому ваша задача — научиться правильно делать замечания. Во-первых, они должны звучать по существу, во-вторых, всегда должно быть продолжение, то есть объяснение, как можно исправиться.
-
Аргументируйте свои отказы. Если вы не хотите потакать всем желаниям своего ребенка, то научитесь объяснять свои отказы. Игнорирование будет восприниматься ребенком как ваше безразличие к нему, что только усугубит проблему.
-
Общайтесь с детьми чаще. Тесное доверительное общение позволяет узнать больше о желаниях, страхах, потребностях и настроении вашего ребенка и помогает избегать конфликтов.
Как избежать конфликтов с любимым человеком
Если отношения между детьми и родителями основаны на кровных узах, то отношения с партнером нужно рассматривать с другого угла, который дает огромное количество поводов для развития конфликтов. Если не найти безопасные способы избегания конфликтов в семейных отношениях, то семья может либо не состояться вообще, либо прекратить свое существование.
Рекомендации, как избежать конфликтов с любимым человеком:
-
Относитесь к партнеру с уважением. Не забывайте, что ваша вторая половина, как и вы, является личностью со своими привычками, предпочтениями, вкусами и интересами. Ведь вы же полюбили именно этого человека.
-
Ведите себя честно и искренно. Лучше всего отношения между партнерами скрепляются честностью и открытостью. При этом нужно помнить, что неправильно требовать от любимого человека то, что вы сами не можете дать или сделать.
-
Слушайте себя. Прежде чем вступать в конфликт или обижаться, прислушайтесь к себе. Может, вы голодны или просто устали, а может, вами управляют эмоции. Помните, что ваш партнер может находиться под влиянием тех же факторов.
-
Будьте более ласковы. Все знают выражение «доброе слово и кошке приятно». Старайтесь видеть хорошее в своем партнере, чаще хвалите его, высказывайте одобрение.
Помните, что когда человек счастлив, он не будет тратить свое время на сплетни и поиск поводов для конфликтов.
Часто задаваемые вопросы о способах избегания конфликтов
Как избежать конфликта во время спора?
Нужно соблюдать правила бесконфликтного поведения: разговаривайте спокойно, не повышайте голос; если вам что-то не нравится, ищите то, с чем вы согласны хотя бы частично; вспоминайте о том, что хорошее связывает вас и вашего оппонента; будьте дружелюбны; принимайте человека таким, какой он есть.
Что нельзя делать в конфликте?
В конфликтной ситуации нельзя:
-
критически оценивать собеседника;
-
приписывать ему негативные характеристики;
-
демонстрировать свое превосходство;
-
обвинять и возлагать ответственность только на партнера;
-
игнорировать его интересы;
-
рассматривать все только со своей позиции;
-
преуменьшать вклад и заслуги партнера;
-
раздражаться и кричать;
-
превозносить себя и свои заслуги;
-
давить на слабые места оппонента;
-
предъявлять сразу много претензий.
При каких обстоятельствах конфликта нужно соглашаться на компромисс?
На компромисс нужно идти в том случае, если сторонам конфликта нужно найти адекватное решение за ограниченный промежуток времени. Также такую стратегию можно применять для принятия временных решений.
Знание способов избегания и разрешения конфликтов позволяет поддерживать гармонию в личных отношениях и в профессиональной деятельности. Основными элементами предотвращения конфликтов являются эмпатия, способность слушать и понимать собеседника, эффективное общение, умение контролировать эмоции. Развитие навыков мирного разрешения споров и умение находить компромиссы облегчают взаимоотношение между людьми, а также способствуют созданию положительной и продуктивной атмосферы в любом коллективе. Помните о том, что открытость к диалогу и активное слушание являются важными инструментами, позволяющими уменьшить вероятность развития конфликтов или разобраться с уже возникшими ситуациями с минимальными потерями для каждой из сторон.