Мы в соц. сетях:

В карьере каждого хотя бы раз наступает момент, когда пора или просто хочется, чтобы зарплата была выше. Но многие из нас боятся заявить об этом. Почему и что с этим делать?

В статье мы расскажем:

  1. Почему мы стесняемся просить больше за свою работу.
  2. Как справиться с неприятными чувствами. Практика.
  3. Как просить о повышении зарплаты. Пошаговый алгоритм.

 Почти все мы с детства усвоили: труд облагораживает. Но труд, если он не волонтерский, всегда предполагает вознаграждение, оплату, которая ему соответствует.

Однако многие из нас с детства также усвоили: просить — плохо. А просить денег — вообще стыдно. Хорошие мальчики и девочки так не делают. Хорошие мальчики и девочки много работают, стараются изо всех сил, берут на себя ответственность, не подводят коллег и никогда не ставят свои интересы во главу угла. И если они будут так себя вести, то «добрый начальник», может быть, когда-нибудь это заметит и самостоятельно примет решение о прибавке. Кажется, утрированно? Но давайте взглянем на реальные цифры.

В 2020 году портал «Работа.ру» провел исследование, которое показало, что более 50% россиян не готовы просить повышения зарплаты из-за неприятных чувств, которые с этим связаны. При этом аргументация респондентов оказалась следующей:

  • начальство сочтет меня неблагодарным и станет хуже относиться;
  • я просто стесняюсь;
  • работодатель сам должен заметить рост и поощрить прибавкой;
  • моя зарплата меня устраивает.

Только 16% из всех опрошенных заявили, что просить повышения зарплаты можно и даже нужно регулярно раз в полгода.

Ну вот мы, те, кто не относится к 16% отчаянно смелых и самоуверенных, много старались, работали изо всех сил и даже больше, чем позволяют наши силы, тем не менее начальство почему-то до сих пор не вызывает нас к себе на приятный разговор, не одаривает бонусами и прибавками. А цены в магазинах продолжают расти. И как же теперь быть? Неужели «унижаться», «проявлять корысть», идти просить? Нет! Мы решительно к этому не готовы. Уж лучше потерпим как-нибудь, ведь не голодаем же.

При этом, согласно опросу службы HeadHunter, который провели в конце 2020-го года, 74% работающих соискателей из опрошенных 5245 россиян признались, что их не устраивает нынешний уровень зарплаты.

Почему мы стесняемся просить больше за свою работу

«В интернете мы можем найти десятки статей про то, как правильно аргументировать свое желание получать больше денег, — говорит психотерапевт Виктория Ашихмина. — Но аргументация — самая простая часть этой задачки. Если мы задумались о повышении зарплаты, то, как правило, для этого есть рациональные основания — повышение квалификации, усложнение выполняемых задач, рост зарплат на рынке. 

Почему мы стесняемся просить больше за свою работу

Сложность разговора о деньгах, похоже, не в этом. А в тех чувствах, которые мы испытываем, когда нам необходимо “предъявиться” со своим запросом перед другим человеком, тем более начальником. То есть тем, с кем нас связывают иерархические и зачастую не самые простые отношения. Обращение с просьбой, самопрезентация, неопределенность результатов, риск отказа — все это вызывает сложные чувства, и чувств этих много».

Какие же чувства останавливают нас, не дают нам смело заявить о своих потребностях? 

Чувство стыда

 

Все мы знаем, что стыд — это чувство, которое мы испытываем, когда сделали что-то плохое. Например, сплетничали про человека, а он оказался рядом. И нам ой как стыдно! Стыдно, что он услышал, что мы себе позволили обсуждать кого-то за спиной. Или нам бывает стыдно, когда на корпоративе излишне откровенно себя вели. На следующий день смотрим видео — и хочется сквозь землю провалиться. И тут, понятно, стыд уместен. 

Но в профессиональной деятельности мы работаем, стараемся, при этом мы же считаем себя виноватыми в том, что хотим достойной компенсации за свой труд. Нелепость какая-то, не так ли?


Американский психолог, специалист в области психологии эмоций Кэррол Эллис Изард обобщил характеристики стыда, данные разными исследователями, в таком описании:

«Стыд сопровождается острым и болезненным переживанием осознания собственного “я” и отдельных его черт собственного. Человек кажется себе маленьким, беспомощным, скованным, эмоционально расстроенным, глупым, никуда не годным. Стыд сопровождается временной неспособностью мыслить логично и эффективно, а нередко и ощущением неудачи, поражения. Пристыженный человек не в состоянии выразить словами свои переживания».

Кажется, это очень похоже на то, что чувствуют многие из нас, хотя бы даже представляя разговор с начальством о повышении зарплаты. Нам действительно может начать казаться, что мы «маленькие» и «никуда не годные». 

Неумение и нежелание просить

Мы тут же забываем обо всех своих достижениях. Из-за собственной неуверенности — чаще всего даже не профессиональной, а именно личной — думаем, что начальник перестанет нас ценить. У каждого из нас в голове всплывают свои образы и ощущения из прошлого, которые мы бессознательно переносим на настоящее и лишаем себя возможностей.

«У всех нас есть опыт переживания стыда, когда нам указывают на наши ошибки (реальные или мнимые), — отмечает психотерапевт Виктория Ашихмина. — После этого следует или наказание, или требование изменить свое поведение в соответствии с правилами и чужими пожеланиями. Этот опыт мы получили от родителей, школьных учителей и других людей, которые нас воспитывали и за нас отвечали. 

Наша психика впитала все эти ситуации и звучавшие в них послания и создала внутренние фигуры, которые регулируют наше поведение согласно неким нормам. Эти фигуры могут стыдить нас даже до того, как мы что-то сделали. Прежде чем обсуждать повышение зарплаты с начальником, важно прислушаться к этим внутренним голосам: может быть, они уже критично настроены к этому событию?» 

Да, если в детстве нас стыдили за просьбы, называли выскочкой и ругали за желание получить вознаграждение за свои труды, это может заставить нас в подобных ситуациях уже во взрослой жизни автоматически «прикидываться ветошью» и мириться с условиями, которые нас не устраивают, только чтобы избежать вновь этих неприятных чувств: дрожи, скованности во всем теле, ватных ног и языка, который просто откровенно саботирует нашу попытку произнести три заветных слова — «Я хочу прибавку!».

Страх негативных последствий 

 Кроме стыда нас может останавливать и реальный страх — чувство, которое маркирует некую угрозу. Нам может что-то угрожать в реальности или мы можем помнить ситуацию из прошлого и бояться ее повторения. Например, если за подобную просьбу нас когда-то жестко наказали. Иногда страх нашептывает нам, что изменить положение дел невозможно или что наша попытка его ухудшит. 

Неуверенность в себе как в специалисте

 Неуверенность в себе как в специалисте

Также мы можем бояться столкнуться с неприятными ощущениями, например с тем, что начальник не согласится с нашими аргументами, поставит под сомнения наши достижения и профессионализм, пошатнет самооценку. А все это опять же повлечет за собой нестерпимую волну стыда. В нашей голове зародится мысль, что мы и так не дотягиваем в профессиональном плане, а еще хотим какого-то повышения зарплаты. Ну стыд и позор же!

Вина за чувства другого 

Бывает сложно проявлять активность также из-за ощущения, что наша просьба вызовет напряжение, неудовольствие или сложные чувства у другого человека. Мы начинаем додумывать за него, и чаще всего делаем это в самом мрачном ключе: «У компании и так денег нет, а он/она еще и прибавку просит! Кризис на дворе! Никакого сопереживания и понимания у людей, все ради денег».

Неумение и нежелание просить 

В сумме все эти чувства могут сложиться в «синдром самозванца», когда мы ощущаем, что недостаточно хороши для того окружения, в котором оказались, для того дела, которым мы занимаемся, и тем более для тех денег, которые за это хотим.

 

Но неужели из-за детских переживаний, неприятных ситуаций и «накрывающего медным тазом» нашу уверенность в себе синдрома самозванца мы так и останемся «не у дел»? Или все-таки стоит за себя побороться?! 

Конечно, стоит. И в этом нам помогут нехитрые шаги. 

Как справиться с неприятными чувствами. Практика

Чтобы заранее понять свои реакции для обсуждения денежных тем, важно ответить для себя на следующие вопросы:

  • Какие фразы всплывают в памяти, когда мы думаем о деньгах?
  • Можем ли мы себе такое позволить — иметь больше денег, проявлять инициативу, привлекать к себе внимание, говорить о своих успехах, настаивать на улучшении качества своей жизни? Или «надо быть скромнее», «от добра добра не ищут», «я — последняя буква алфавита»?

«Вот мы подумали, увидели свои слабые точки, теперь давайте разбираться с этой “красотой”, — говорит психотерапевт Виктория Ашихмина. — Для этого нам стоит выписать на лист бумаги все фразы от родителей и бабушек с дедушками, которые мы вспомнили на тему денег и материальных ценностей. Это могут быть и полезные послания в духе “копейка рубль бережет”, а могут быть резкие вроде “где я на это деньги возьму, я тебе их печатаю, что ли?”. 

С чем мы сейчас готовы поспорить, с чем — согласиться? Все ли эти установки подходят нам для нашей жизни? Что точно не про нашу ситуацию? С критическими голосами в голове можно и нужно спорить. А также успокаивать их, ведь они выполняют важную задачу — пытаются нас уберечь от потенциальной опасности: “так было в советские времена, а сейчас совсем другая жизнь”, “бояться нечего — моя ситуация совсем другая”, “то, что когда-то было, не повторится”, “этот сценарий неправдоподобный, не надо катастрофизировать”». 

Как просить о повышении зарплаты. Пошаговый алгоритм

Когда мы разобрались с чувствами, важно правильно подготовиться к предстоящей беседе с работодателем. В этом помогут следующие шаги: 

Шаг 1. Определиться с суммой, которую мы хотим зарабатывать

Проверить ее на соответствие реальности: изучить данные по зарплатам в открытых источниках, порасспрашивать друзей и коллег о том, какие зарплатные вилки существуют в профессии. Известная американская рекламистка Синди Галлоп дает совет: «Называйте самую высокую цифру, которую можете произнести вслух, чтобы при этом не расхохотаться». Главное — поверить в то, что именно столько стоит обмен наших ресурсов на выполнение работы.

Шаг 2. Заручиться поддержкой реальных и доброжелательно настроенных к нам людей. 

Близкие могут сказать нам важные слова, укрепляющие уверенность в нашей ценности, и напомнить о тех эпизодах жизни, о которых мы и не думали как о значимых или достойных гордости и уважения. Например, они напомнят нам, как мы пришли на помощь другу или коллеге в нужный момент, как остались на работе допоздна, чтобы помочь руководителю подготовиться к важной встрече или найти нужные документы. Или просто еще раз заверят в том, что мы настоящие профессионалы в своем деле, имеем отличное образование и солидный стаж, а также все необходимые навыки и таланты.

Шаг 3. Доверять своему телу и учиться опираться на него как на лучшего друга. 

Для ведения любых переговоров нам будет полезно научиться дышать глубоко и расслабленно, твердо стоять на обеих ногах, выпрямлять спину. Навык «заземления» поможет нам сохранить спокойствие на встрече с начальником и чувствовать себя уверенно в любой ситуации. 

Даже если в первый раз у нас ничего не получится, мы уже сделали первые шаги в нужном направлении. Ведь чтобы вырасти финансово, нам следует в первую очередь вырасти в своих глазах, прекратить обесценивать свой труд. Внушить себе наконец-то мысль, что просить (а иногда и требовать) достойного вознаграждения за свои труды —правильно, не стыдно, хорошо. Так же хорошо, как, например, заботиться о своем здоровье или своей семье. Иногда на все это требуются время и старания. Но уж что-что, а стараться-то мы умеем, не так ли?