Мы в соц. сетях:

В статье мы расскажем:

  1. Нехама: переезд в юном возрасте
  2. Юлия: случайный переезд
  3. Татьяна: переезд «по любви»
  4. Дмитрий: в вечном поиске

Переезд в более благополучную страну часто кажется нам спасением от невзгод и кратчайшей дорогой к счастью. Но так ли это на самом деле?

Бросить все и уехать на необитаемый остров, в «деревню, к тетке, в глушь, в Саратов», в Америку. Кто об этом не думал хотя бы раз в жизни? Но действительно ли смена места жительства делает нас счастливее? Так ли просто выучить новый язык и привыкнуть к традициям, пройти социальную и карьерную адаптацию? 

Мы решили разобраться в этом вопросе: собрали реальные истории тех, кто решился на переезд. И попросили клинического психолога Ксению Блинову объяснить, откуда появляется такое желание и когда переезд действительно может сделать нас счастливее.

Нехама: переезд в юном возрасте

Лет в 15 я решила, что после окончания школы хочу уехать из Волгограда. Возможно, я бы переехала и раньше, но мама настояла, чтобы школу я закончила дома.

Нехама: переезд в юном возрасте

Думала, что буду учиться в Москве. Но в апреле, незадолго до окончания школы, я попала на две недели в Израиль и буквально влюбилась в эту страну. С этого момента мне было понятно, что еду я только туда. Начался настоящий марафон: за четыре месяца я нашла подходящую программу, оформила документы и в начале сентября уже улетела в Израиль.

Первый год был легким в бытовом плане, поскольку я жила в общежитии, на всем готовом, получала небольшую стипендию и совсем немного подрабатывала на личные расходы. Я понимала, что если хочу чего-то добиться в новой стране, то первым делом мне нужно хорошо выучить язык, поэтому первый год был полностью посвящен изучению иврита. Я читала детские книжки, мы с подругами диктовали друг другу предложения, чтобы тренировать письмо, договаривались об определенных часах, когда говорим только на иврите.

Мои старания не прошли даром, я успешно сдала вступительные экзамены (на иврите!) и уже в следующем учебном году училась в институте. Тут начались суровые будни. Во время учебы мне нужно было успевать посещать занятия, делать домашние задания, а по вечерам подрабатывать. Были времена, когда я уходила из дома в 7 утра, а возвращалась в час-два ночи. К счастью, через год в Израиль приехала мама и очень помогла мне с бытовыми проблемами. Да и морально легче, когда рядом кто-то родной.

Я живу в Израиле 19 лет, большую часть жизни. Были разные периоды, белые и черные полосы, как, наверное, у любого человека и в любой стране. Но ни разу за это время я не пожалела, что приехала сюда. Я не ехала изначально с мыслью попробовать, как пойдет, и не держала в уме вариант, что уеду обратно. Вероятно, это мне помогло закрепиться в стране. К тому же мне было проще, чем многим, так как я уехала сразу после школы и многие значимые моменты в жизни произошли уже здесь.

Сделал ли меня переезд счастливее? Думаю, да. Я чувствую, что это моя страна, а когда приезжаю в гости в Россию, ощущаю себя туристкой. С другой стороны, неизвестно, как сложилась бы моя жизнь, если бы я осталась в России.

Комментарий психолога

Ксения Блинова, клинический психологjpg

Ксения Блинова, клинический психолог

Эта история — один из самых оптимальных вариантов переезда. 

Во-первых, цель сформирована заранее и продолжает «греть душу» на протяжении некоторого времени, то есть поездка была не спонтанной — смогла «дозреть». Такой подход ограждает от импульсивных решений, поэтому стоит дать себе время подумать. 

Во-вторых, в юном возрасте есть легкость и понимание, что еще будет шанс что-то изменить, — это все поддерживает. Нет сильных привязанностей, груза накопленных бытовых благ. 

В-третьих, есть возможность спокойно начать ассимиляцию без значительных бытовых сложностей. Ее дают программы обучения, по которым предоставляется жилье и выплачивается стипендия. Все это закрывает одну из базовых потребностей — потребность в безопасности, которая обычно и страдает в ситуации эмиграции. В этой истории потребность в реализации удовлетворялась переездом, это и сделало автора счастливее, потому что базовые потребности были закрыты и оставалось лишь реализовывать остальные.

Юлия: случайный переезд

Я верила и продолжаю верить, что переезд может сделать человека счастливее, главное — понимать, зачем ты это делаешь, какие сложности тебя могут ждать на этом пути, и постараться по максимуму решить свои психологические проблемы еще до переезда. Потому что смена страны их уж точно не решит.

Юлия: случайный переезд

Увы, теория теорией, а на практике у меня случилась вовсе не эмиграция в тщательно выбранную страну, о чем я подумывала еще со студенчества, а стихийный переезд туда, где жить мне никогда не хотелось. Да и переездом это назвать сложно: приехала в Грузию в очередной, 10-й раз, с чемоданом летних вещей на неделю, влюбилась, осталась, живу.

И это оказалось чертовски сложным — пережить разрыв с друзьями, которые мне куда ближе, чем кровные родственники; с любимым городом (при всем отношении к государству в Москве мне всегда было хорошо, я человек мегаполиса, и Тбилиси мне тесен); потерять идентичность и столкнуться с необходимостью выстраивать ее заново, но уже в месте, не населенном фантомами моего прошлого, там, где меня никто не знает, где у меня нет истории.

Возможно, в каком-то смысле мне было даже проще, чем тем, кто переезжает по любви к стране, — не было периода влюбленности, иллюзий и, соответственно, их болезненного крушения; вместо этого — более или менее трезвая оценка происходящего.

Но, как я поняла по встречам в группе психологической поддержки эмигрантов (кстати, они спасение, если переезд дается вам нелегко, обязательно отыщите такую!), «идеальный» переезд мало с кем случается. Как бы мы ни готовились, сколь тщательно ни выбирали бы страну, как ни просчитывали бы риски, все равно переезд — это стресс, и потребуются навыки самоподдержки и заботы о себе, чтобы его пережить. И стать хоть немного счастливее.

Комментарий психолога 

Действительно, спонтанные переезды, особенно связанные с отношениями, достаточно сложны психологически. По сути, мы не выбираем переезд, мы выбираем человека, наше решение опосредованно. Отлично, если все сложилось и партнер помогает и поддерживает. А если нет? Стоит подстелить соломку заранее, трезво оценить ситуацию. Поэтому соглашусь с автором истории: важно понимать, зачем мы переезжаем, по возможности хотя бы начать работу с психологом до переезда и продолжать поддерживать себя группами по эмиграции после.

Татьяна: переезд «по любви»

Сколько себя помню, всегда хотела уехать из России. Не то чтобы были какие-то невыносимые условия или «все плохо», просто чувствовала себя не на своем месте в Волгограде. Смену города тоже рассматривала, но опыт переезда в Пермь показал, что «не то пальто». Попав случайно в Грузию в 2014 году, почувствовала, что сердце екнуло: оно! Просто ощутила спокойствие и умиротворение в этих бесконечных горах и маленьких зеленых деревнях. Потом еще два года подряд сюда приезжали, объехали почти всю страну с чудесным гидом. Однажды утром я проснулась с чувством: «Надо ехать. Невозможно уже больше жить без Грузии». Упаковали в машину вещи и котов и стартанули в Грузию.

Татьяна: переезд «по любви»

Переезд прошел гладко, правда, сначала не сложилось с квартирой, на которую мы рассчитывали, и пришлось в срочном порядке искать жилье, но помог тот самый гид, который нас возил по Грузии — нашел квартиру в своем доме. Адаптации как таковой не было: во-первых, многое уже было знакомо, во-вторых, мы сразу погрузились в процесс открытия своей кофейни. Поиск помещения, ремонт, закупки — это отнимало все время и силы, рефлексировать было особо некогда. Много взаимодействовали с самыми разными людьми — и местными, и такими же «понаехавшими», как и мы, но более опытными. Поиск контактов и коммуникация сильно помогли расширить круг общения, обзавестись полезными знакомствами и влиться в новую жизнь, избежав чувства одиночества, которое часто сопровождает переезд.

С момента переезда прошло уже почти четыре года, и я, наверное, успела пройти полный цикл от отрицания до принятия. Несмотря на то что Грузия довольно близка нам по менталитету, поскольку у нас одна религиозная основа, отличия в образе жизни и мышления есть, и они порой достаточно существенные. Меня начало накрывать где-то через полгода после переезда, и эта стадия достигла кульминации примерно к началу второго года. Как раз была зима, мало работы в кафе, много времени на раздумья. 

Но потом я поняла, что если не переосмыслю реальность и не приму ее, то сойду с ума от постоянных триггеров: необязательности, уровня сервиса, отсутствия привычных вещей и продуктов, стиля вождения (с последним, кстати, пока не получается смириться). Помогла пандемия — по воле случая пришлось пересидеть первый локдаун в России, а как известно, любовь сильнее на расстоянии. 

Комментарий психолога

Часто слышу такую фразу: «Не путайте туризм с эмиграцией». Действительно, когда мы приезжаем как туристы, снимаем отель, арендуем машину, путешествуем с гидами, это не самостоятельное постоянное проживание в стране, мы не знаем тонкостей, нюансов, даже элементарной ситуации с оплатой коммуналки и налогов. Поэтому переезд даже после нескольких туристических заездов может разрушить все очарование и повернуть обратно. В таких случаях можно попробовать пожить в стране полгода-год, не разрывая связей с родной страной (пандемия как раз оптимальное время, если есть возможность работы на удаленке). Это даст возможность погрузиться в атмосферу, переварить решение о переезде и либо утвердиться окончательно в своем решении, либо вернуться. Безусловно, все мы разные и ситуации разные, если принято решение после обычных путешествий — пробуйте, однако обязательно просчитывайте все возможности, обязательно четко сформулируйте: «Почему я это делаю, зачем мне это, к какой цели я иду?» И конечно, после переезда обращайтесь в группы помощи эмигрантам — это поддерживает.

Дмитрий: в вечном поиске

Я уехал из России в августе 1991 года — на учебу в Китай. Пока я учился, развалился Советский Союз. В Китае я встретил свою будущую жену, и мы стали думать, куда бы переехать, чтобы не возвращаться назад — в Россию и Югославию, на родину жены. В первую очередь мы рассматривали эмиграцию в англоязычные страны. В то время проще всего было уехать в Новую Зеландию. С помощью иммиграционного адвоката мы подали документы на получение резидентской визы и уже в 1995 году переехали в Новую Зеландию, а потом перебрались в Австралию.

Дмитрий: в вечном поиске

Думаю, переезд не просто сделал меня счастливее, но и превратил в другого человека. Я уехал в Китай в 21 год, и у меня не было опыта самостоятельной жизни. Моя взрослая жизнь началась уже в Новой Зеландии и Австралии, и это повлияло на мой менталитет. Российский образ жизни для меня абсолютно чужой, как иностранный язык, на котором ты хорошо говоришь, все понимаешь, но он для тебя не родной. Переезды не были простыми, но я рад, что уехал. Время показало, что это было правильное решение.

Комментарий психолога 

Похожую ситуацию мы разбирали выше. Учеба, молодой возраст — все это помогает в лучшей адаптации. В данной истории оказывает влияние и внешний фактор: небезопасная ситуация на родине. Как раз потребность в безопасности в большей степени может быть удовлетворена в другой стране, даже в другой части света, нежели при возвращении домой. И тогда мы выбираем переезд.

Вместо заключения

Идея переезда в более благополучную страну часто выглядит лучшим выходом: проблемы остаются на родине, а мы отправляемся в новое место с высоким уровнем жизни, свободы и фантастическими возможностями. Но иногда мы настолько увлекаемся идеей, что забываем: меняя место жительства, продавая имущество и разрывая социальные связи, мы забираем с собой самое главное — самих себя, а значит, и свои неразрешенные проблемы.