Идеи правят современным миром. Побеждает тот, кто может генерировать свежие мысли. Один из секретов, как задавать тренды, кроется в развитом ассоциативном мышлении.
В статье мы расскажем:
- Что такое ассоциативное мышление
- Виды ассоциативного мышления
- В чем польза ассоциативного мышления
- Игровые упражнения для развития ассоциативного мышления
«Не думай о белом кролике!» — и мы сразу начинаем думать о нем и обо всем, что связано с кроликами. Мы вспоминаем самых известных кроликов из мультфильмов и фэнтези. Возможно, в памяти всплывает история из детства, когда мы, гуляя с родителями, фотографировались в парке с пушистыми зверьками. Или перед внутренним взором появляется изображение, из-за которого кролики теперь вызывают плохие ассоциации.
Что такое ассоциативное мышление
Ассоциации — это следы в нашей памяти, благодаря которым у нас сформировано или формируется представление о каких-то предметах. Английский мыслитель XVIII века Дэвид Гартли впервые ввел понятие ассоциации и объяснил, как сложные психические процессы трактуются через соединение простых элементов (ощущений, представлений).
Любое действие извне (слово, запах, звук и т. д.) активирует очаг возбуждения в коре больших полушарий. Возбуждение по нервным волокнам распространяется в коре, активируя прежние очаги и вызывая в памяти чувства, картинки, мысли. Все эти возникшие образы встраиваются в процесс мышления и порождают новые образы и мысли.
Ассоциативное мышление — не подарок судьбы, а данность. Мы все умеем мыслить ассоциациями. У одного это получается чуть лучше, у другого чуть хуже. Но каждый обладает своим неповторимым набором и спектром ассоциаций. Чем обширнее и богаче наши ассоциации, тем ярче мы можем выразить себя во внешнем мире, изобретая ассоциативные ряды. Эти ряды могут быть нелогичны и противоречивы друг другу, но в сознании они существует. Для кого-то осень — это слякоть, а для кого-то пора вдохновения и любви. Очень хорошо видна развитость ассоциативного мышления в искусстве. И в том числе через искусство мы расширяем свои ассоциативные ряды.
Виды ассоциативного мышления
Древнегреческий философ Аристотель разделил ассоциации на виды, которыми мы пользуемся по сей день.
А именно:
-
По смежности. Это связь формируется при частом восприятии явлений или предметов одновременно. Например, Новый год и мандарины, хипстер и голые лодыжки, Михаил Боярский и шляпа». Этот вид относится также к устойчивым речевым выражениям, например: кот — ученый, дуб — могучий и т. д.
-
По сходству. Эта связь появляется, когда объекты похожи друг на друга. Символ «М» — метро и «Макдоналдс», небо и океан, клетка — в тетради и решетка.
-
По контрасту. Эти ассоциации появляются на противопоставлении друг другу. Самые простые: день и ночь, зима и лето, огонь и вода.
Позже ученые добавили классификацию по смыслу, когда в основе ассоциации лежит смысловая нагрузка, созданная отдельным человеком. Мы анализируем информацию и создаем свои ассоциации, понятные только нам. Хотя есть то, что по смыслу будет ясно всем, например «Дубай — роскошь».
Все ассоциации, приведенные выше, индивидуальны, и у каждого из нас могут родиться свои. На одно слово могут появляться все виды ассоциаций. И это будет говорить о богатом личном опыте и развитом мышлении.
В чем польза ассоциативного мышления
История знает много случаев, когда сила воображения и ассоциативного ряда отдельного человека двигала вперед прогресс. Когда ученые пытались понять место субатомных частиц в атоме, у физика из Японии Х. Нагаоки родилась ассоциация с Солнечной системой.
Инженер Броун однажды сидел под кустом и увидел паутину, и это натолкнуло его на идею изобретения подвесного моста, который крепится на тросах. Возможно, он не первый день думал, как решить эту задачку. Будучи инженером перебирал в голове различные варианты из тех, что были ему известны. Его мозг уже был занят решением этого вопроса, когда его взгляд упал на паутину. И череда ассоциаций привела его к решению.
Но смог бы додуматься до идеи моста человек, который ничего не смыслит в инженерном деле и про мосты знает только то, что по ним можно ездить? Вряд ли!
Ассоциативное мышление позволяет нам мыслить нестандартно, без клише и шаблонов, но не только. Также оно:
-
Способствует развитию воображения.
Мы начинаем строить связи, которых, казалось бы, нет. Ищем лазейки через новые образы. Так создаются новые фантазийные миры, где соседствуют на первый взгляд противоположные явления. Но в них есть логика автора, ассоциативный ряд, который он может показать.
-
Улучшает адаптацию к новым, нестандартным ситуациям.
Почему одни из нас в сложной ситуации паникуют, а другие ищут пути решения? Дело в образе мышления и возможности выстроить ассоциации. Одна девушка, порвав колготки на левой ноге, уедет расстроенная домой или тихо сядет в уголочке, чтоб никто не заметил, а другая порвет их еще и на правой ноге, вспомнив образ бунтарки Харли Квин, и повеселится от души.
-
Улучшает объем памяти.
В книге «Суперпамять» автор Тони Бьюзен предлагает использовать ассоциации, для того чтобы быстрее и лучше запоминать информацию. Чтобы новое понятие укоренилось в нашей памяти, мы должны провести связь с тем, что нам уже знакомо, через ассоциацию. Потому что наша память устроена так, что запоминать то, что связано между собой, проще.
#THREE_STEPS#-
Стимулирует работу мозга.
Советский физиолог, профессор П.К. Анохин говорил, что возможности мозга по формированию ассоциативных связей намного превосходят его возможности по хранению информации. Таким образом, принцип ассоциативного мышления лежит в основе работы мозга. И чем больше мы развиваем это мышление, тем лучше функционирует мозг.
-
Помогает генерировать новые идеи.
Мы придумываем новое тогда, когда можем отступить от привычного. Когда можем мыслить по-другому. Мозговые штурмы в этом смысле помогают расшевелить сознание и выйти за пределы привычных ассоциативных рядов. Когда один человек на слово «самокат» говорит «счастье», остальные подхватывают и накидывают мысли, не характеризующие самокат напрямую.
Мы используем ассоциативное мышление везде, устраивая нестандартные праздники, работая над рекламной кампанией или придумывая слоганы. Мы пишем посты в социальных сетях, стремясь сделать их метафорическими и интересными, подбираем гардероб, ассоциируя себя с героиней сериала, и выстраиваем свою жизнь через ассоциации. Каждый день мы придумываем новые ассоциации, но этого бывает недостаточно, чтобы сделать проект, получить повышение на работе за особенное нововведение и стать интересным для общества.
Для этого нужно качать свое мышление, как мышцы в зале!
Упражнения для развития ассоциативного мышления
Для того чтобы создавать ассоциации, нужно потреблять информацию, интересоваться миром. Через книги, фильмы, спектакли и общение мы получаем много информации, которая связывается с тем, что у нас уже есть в голове. Чем сложнее и непривычнее эта информация, тем интереснее будут связи.
«Если мозг будет читать идиотские журналы, общаться с дураками, слушать легкую бессмысленную музыку и смотреть тупые фильмы, то не на что жаловаться, — говорит доктор биологических наук Татьяна Черниговская. — Книга, которая, может быть, для кого-то легкая, но для вас она сложная. Фильм, который вы не понимаете. Значит, вы будете думать, читать критику. Или спектакль, где неясно, что хотел сказать режиссер. В таком случае мозг будет занят работой».
Ассоциативное мышление будет таким, какую информацию мы дадим мозгу для обработки. Но все же эта информация просто будет, а нужно, чтобы появлялись новые и интересные ассоциации.
Психологи вывели ряд упражнений, выполняя которые мы развиваем ассоциативное мышление.
Упражнение 1. Берем несвязанные между собой слова и выстраиваем между ними цепочку ассоциаций. Например, платье и смородина. Платье — ситец — лето — смородина.
Упражнение 2. Берем разные слова и ищем к ним общие ассоциации. Например, «кошка» и «Москва». Ассоциации могут быть следующими: красивая, быстрая, сама по себе.
Упражнение 3. Ищем ассоциации, которые не только подходят для нескольких слов, но и объединяют их в одну категорию. Например: тяжелый и плотный. И это будут «вода», «пух», «песок».
Упражнение 4. Пишем в ряд 16 любых букв и к каждой букве — первое пришедшее на ум слово, начинающееся с этой буквы. Затем эти слова нужно расставить по парам и выстроить ассоциативные цепочки. Юнг и Фрейд обращались к этому методу, чтобы заглянуть в бессознательное и вытащить оттуда решение проблемы или суть какого-либо состояния.
Эти простые упражнения учат нас мыслить нестандартно и видеть между предметами невидимую другим необычную связь. Необязательно выполнять их дома, можно играть в ассоциации в машине, общественном транспорте или во время обеденного перерыва.
Расширяя свой угол зрения, мы начинаем по-новому смотреть на привычные смыслы, предлагать интересные решения и снижаем стрессовые реакции. Ведь всегда можно включить воображение и отреагировать по-новому!