В статье мы расскажем:
- Что значит быть взрослым.
- Признаки взрослого человека.
- Когда же происходит взросление.
- Почему мы не взрослеем.
Взрослость не зависит ни от возраста или внешнего вида, ни от социального положения или вероисповедания. И даже чрезвычайная ответственность, серьезность и наличие работы не всегда служат показателем взрослости и зрелости личности.
Что значит быть взрослым
Представляя взрослого человека, мы подразумеваем, что он вырос физически, физиологически, ментально и эмоционально. Но происходит ли это в одно время?
Половое созревание раньше было одним из способов определения взрослости. Если человек готов продолжать род и стать родителем, значит, перестал быть ребенком. Так, у девочек оно происходит от 8 до 13 лет, у мальчиков от 9 до 14 лет. Это не значит, что организм перестает расти, но детородная функция к этому моменту сформирована. Большая часть костей нашего скелета формируется до 18 лет и только ключица с 25 до 35 лет. Может, именно она дает нам возможность взрослеть до 35 лет?
Также важно отметить, что на протяжении развития человечества были различные ритуалы и церемонии, которые сигнализировали переход ребенка во взрослое общество. В разных культурах инициация проходила по-разному, но ключевая мысль везде была одна. В наше время ритуалом можно называть выпускной из школы или колледжа. Или церемонию бар-мицва, после которой теоретически ребенок становится взрослым. На практике же все эти ритуалы не служат тумблером, переключая который человек обретает мудрость и взрослость.
Ну и наконец мозг! Он завершает свое развитие к 23–25 годам. Мы можем продолжать учиться, так как у нашего мозга есть свойство пластичности. Но в период созревания мозга это свойство лучше проявлено. Стал ли человек взрослым в 25? Хорошо, если стал, но так происходит далеко не всегда.
Юридически мы становимся взрослыми людьми в 18 лет, в некоторых странах в 21 год. И сколько совершенно не взрослых глупостей мы совершаем в этом возрасте!
#THREE_STEPS#
Получается, что ни один из вышеперечисленных ориентиров не гарантирует взросление. Так в чем же тогда оно заключается. Когда мы можем назвать себя взрослыми?
Признаки взрослого человека
Назвать себя взрослым может любой человек, который достиг психологической зрелости. И вот, пожалуй, ключевой ориентир: способен ли человек нести полную ответственность за свое душевное, эмоциональное и физическое состояние?
И вот какими мы должны быть, если считаем себя психологически зрелыми личностями:
- Мы в состоянии самостоятельно принимать решения, опираясь на собственное мнение, а также осознавать и отвечать за последствия своих решений.
- Мы умеем контролировать свои эмоции, конструктивно выражать их и находимся в контакте со своими чувствами.
- Мы умеем признавать ошибки, делать выводы, но не посыпаем пеплом голову до конца дней своих.
- Мы даем себе и другим право ошибаться, а также право исправлять ошибки. «Ребенок становится взрослым, — говорит психиатр Томас Сас, — когда осознает, что отныне ему позволено не только быть правым, но и быть неправым».
- Мы умеем прощать и принимать помощь, когда она нам нужна. А также способны оказать помощь без ущерба для себя и своей семьи.
- Мы уважаем свои и чужие границы, умеем выстраивать их и защищать при необходимости.
- Мы способны самостоятельно мотивировать себя на работу, не ожидая «волшебного пенделя» или нагоняя от начальника. Мы умеем чередовать труд и отдых.
- Мы не живем в иллюзиях по поводу себя и мира, способны анализировать свои чувства, мысли и действия. Оцениваем жизнь трезво.
- Мы нормально воспринимаем критику и даем конструктивную обратную связь при необходимости, но решения принимаем самостоятельно вне зависимости от мнения окружающих.
- Мы умеем налаживать прочные связи и не впадаем в истерию, если мнение близкого человека отличается от нашего.
- Мы способны осознавать свое поведение и оценивать поведение окружающих.
- Мы знаем, кто мы, что мы делаем и к чему стремимся. Мы способны ставить и достигать поставленных целей.
- Мы способны обеспечить себя и свою семью всем необходимым.
Прочитав все вышеперечисленное, становится немного не по себе. Каждый из нас нет-нет да и не соответствовал какому-то из этих пунктов. Иногда нам хочется переложить ответственность, иногда сложно проконтролировать свои эмоции и хочется побыть в розовых очках. А порой мы просто не можем сесть за работу, которую нужно было сделать еще вчера. И таких «неидеальных» среди нас очень много. Получается, в мире нет ни одного взрослого человека?
Конечно, есть. Эти критерии описывают общие положения. Но ни один нормальный человек не может быть постоянно собран. Другой вопрос, насколько часто мы пренебрегаем своими взрослыми обязанности и превращаемся в инфантильного ребенка. Если инфантильное поведение — норма, тогда следует задать себе вопрос: «Почему до сих пор я не повзрослел?»
Ребенок не может выстроить долгосрочные гармоничные отношения, добиться успеха и мыслить в долгосрочной перспективе. Ребенок ищет себя, эмоционально нестабилен и думает, что «завтра» еще где-то далеко.
Как же происходит взросление
Взросление начинается с самого рождения ребенка, как бы парадоксально это ни звучало. В разном возрасте оно проявляется по-разному. И если все этапы пройдены, то к совершеннолетию ребенок достигает взрослости. Но, к сожалению, таких случаев мало.
Клинический психолог, кандидат медицинский наук Виктория Мохова рассказала о том, как выглядит процесс взросления в разные периоды жизни ребенка.
От года у ребенка формируется доверие к миру и коммуникативные навыки.
Младенец не воспринимает людей отдельно, все сливаются воедино. Мы называем этот период первичным нарциссизмом, когда ребенку кажется, что любое его требование мир в виде взрослых удовлетворяет автоматически. Захотел есть — покормили.
И если в этот период потребности не удовлетворяются, если у мамы не хватает эмпатической чувствительности, чтобы понять, о чем кричит ребенок, то она не удовлетворяет его потребности. И отсюда возникает базовое недоверие к миру. Ребенок плачет, потому что хочет есть, а мама дает соску или игрушку, ребенку холодно, а мама его кормит.
В 2–3 года появляются навыки самообслуживания, умение переносить дискомфорт и трудности.
Это тот период, когда ребенок сам тянется к игрушкам. Пытается что-то сделать сам. Как-то справляется с тем, что не всегда его потребности удовлетворяются.
С 3 лет начинается первый этап сепарации.
Ребенок начинает понимать, что есть другие люди, у них есть какие-то свои дела, свои потребности. Он учится строить с ними отношения. Это как раз тот период: «я сам» / «иди ко мне», «люблю» / «не люблю», то подбегает, то убегает.
С 4 до 7 лет развивается эмпатия, ценности.
Ребенок, как губка, впитывает все то, что находится в родительской системе, перенимает все навыки коммуникации из семейной системы. До 7 лет у ребенка отсутствует критика и все, что говорят взрослые, прописывается на бессознательном уровне, ложится как база. Если родители функционально друг с другом общаются, ребенок это видит — и формируется функциональный тип взрослого.
С 7 до 13 лет формируются целеполагание, воля и произвольность.
В этот период в школе ребенок социализируется. Ему приходится налаживать контакт со сверстниками. Он учится формировать дружеские связи, лидировать, защищать себя.
С 13 лет начинается второй этап сепарации.
Подросток учится взаимодействовать с миром. Если родители продолжают обслуживать интересы подростка, говорить ему, что делать, удовлетворять все желания — взросления не происходит. Как и, наоборот, если родители не дают подростку навыков, как справляться с трудностями, вешают на него груз ответственности, но не оказывают при этом ему поддержки.
Психологическое взросление происходит, когда формируется достаточно способностей и навыков и все этапы сепарации пройдены нормально.
Почему мы не взрослеем
Получается, что во многом это «заслуга» тех взрослых, которые нас воспитывали. Тогда,в детстве, нам не давали принимать решения, говорили, как нужно, не считаясь с нашими чувствами и эмоциями. Очень часто воспитание носило директивный характер, а такой формат не предполагает психологического развития личности. Мы научились слушаться.
При таком формате воспитания контакта с чувствами у ребенка практически нет. Ребенок не получает навыка опоры на себя и свои ощущения, а отсюда неуверенность в себе и своих силах, неумение принимать решения и желание скинуть ответственность.
Как правило, такому выросшему ребенку бывает очень сложно выстроить свою жизнь. Встречаются два подростка, создают семью, рожают ребенка и, не справившись со взрослыми обязанностями, зачастую именно психоэмоциональными, расходятся. Ведь взрослый человек умеет думать о других и помнит о своей ответственности, как бы ни было сложно.
Но родители так воспитывали нас не специально. Зачастую родителям очень страшно, что у любимого чада что-то не сложится и он наделает ошибок, и предпринимают все, чтобы оградить от этого, оказывая ему медвежью услугу. У родителей нет достаточных знаний, для того чтобы помочь ребенку повзрослеть. Возможно, они сами еще не выросли и живут как придется.
Также многие родители используют понятие взрослости в воспитательных мерах, но не совсем корректно. Ребенок хочет идти без шапки на улицу или отказывается от супа, и родитель провозглашает: «Вот вырастешь — будешь делать что хочешь, а пока ешь». И у ребенка формируется понимание, что взрослым можно все и за это нет никаких последствий.
А бывает наоборот: родители лишают ребенка детства, нагружая взрослыми обязанностями. Те из нас, кто стал нянькой для своего младшего брата или сестры, помнят, как это напрягало. Хотелось гулять и заниматься своими очень важными делами, а нужно было сидеть с малышом.
Читайте также
«Основные направления психологии и их особенности»Чарли Чаплин хоть и был комедийным актером, очень глубоко понимал жизнь и говорил: «Кто никогда не был ребенком, никогда не будет взрослым». И если в детстве было мало детства, то повзрослевший ребенок хочет это восполнить и всеми правдами открещивается от взрослой жизни.
Но что бы ни происходило в нашем детстве, как бы нас ни воспитывали родители, мы выросли и способны если не прямо на скаку взять в руки свою жизнь, то хотя бы подумать о том, как вырасти психологически. Мы можем начать работать над своей зрелостью и воспитать себя сами. И стать теми, кем мечтали быть, когда вырастим.