Мы в соц. сетях:

В статье мы расскажем:

  1. Cуть коммуникации и ее определение
  2. Суть модели коммуникации
  3. 5 основных функций коммуникации
  4. Виды коммуникации в зависимости от ее сути
  5. Суть эффективной коммуникации
  6. Как познать суть эффективной коммуникации

Суть коммуникации, казалось бы, должна быть ясна каждому человеку, ведь все мы «животные социальные». Однако есть огромная разница между простым общением и эффективным коммуникативным взаимодействием. Суть отражена в последнем слове – это именно взаимодействие.

Сегодня поговорим про виды, цели и функции коммуникации, а также расскажем о том, как научиться общаться продуктивно, добиваясь поставленных целей.

Cуть коммуникации и ее определение

Термином «коммуникация» (с латинского communico – делать общим, связывать) обозначают общение, социальное взаимодействие, передачу какой-либо информации от одного человека к другому, специфическую форму межличностного взаимодействия. Человек осуществляет любое свое действие при прямых или косвенных отношениях с другими индивидуумами, а потому это действие всегда имеет не только физический, но и коммуникативный аспект.

Суть коммуникации заключается в использовании различных способов донесения информации. Для нее характерны все каналы передачи и распознавания сигналов. Среди основных видов коммуникации выделяют:

  • вербальную;

  • невербальную;

  • письменную;

  • пиктографическую;

  • пространственно-символьную и проч.

Эффективной называют коммуникацию, при которой процесс общения между отправителем и получателем информации происходит «на одной волне». Но даже если оба будут пользоваться единой знаковой системой, нельзя с уверенностью утверждать, что сообщение будет понято корректно.

Cуть коммуникации и ее определение

Эффективная коммуникация предполагает, что потеря смысловой нагрузки послания будет минимальна. Любому человеку следует совершенствовать собственные навыки коммуникации, если он стремится успешно строить дружеские и любовные отношения, продвигать свой бизнес.

Простейшим животным также свойственно общение, посредством которого они обмениваются информацией. В ходе эволюции человеческая коммуникация усовершенствовалась. К используемым ранее жестам и разговорной речи со временем добавились письменная, символьная и образная речь. Но все эти преобразования сделали процесс понимания более сложным, а потому изучению эффективной коммуникации стали уделять особое внимание.

#THREE_STEPS#

Суть любого процесса коммуникации составляет наличие пяти элементов:

  1. Коммуникатор – тот, кем передается информация.

  2. Содержание, смысл послания.

  3. Способ передачи сообщения (как происходит обмен информацией).

  4. Аудитория, или реципиент, – тот, кто получает послание.

  5. Заключительный этап – на нем приходит понимание, была ли коммуникация эффективной. Достигнуть его можно только при хорошем уровне остальных четырех.

Более подробно рассмотрим коммуникативную модель.

Суть модели коммуникации

Особенности социума оказывают большое влияние на специфику обмена сообщениями, вследствие чего понятие коммуникации содержит в себе множество социокультурных смыслов. Но ключевыми компонентами, отражающими суть термина «коммуникация» и способствующими успешному взаимодействию, являются:

  • Источник, который стремится донести информацию до получателя, – фактически им является адресант, формирующий послание.

  • Проводник, который занимается преобразованием информации в различные сигналы. Иными словами, речь идет о передатчике, который отправляет сообщение посредством определенного канала связи.

  • Каналы связи – те средства, с помощью которых передаются сообщения.

  • Приемник послания, который занимается распознанием и расшифровкой сигналов, передаваемых источником. Фактически, это декодировщик, преобразующий сигналы в понятную и доступную информацию.

  • Получатель, на которого было направлено сообщение. Речь идет о конечном адресате, которому посылалась информация.

Суть данной модели коммуникации в том, что адресант формирует и зашифровывает определенные данные при помощи знаковых средств, которыми пользуется знаковая система выбранного канала связи.

В случае адресата происходит обратный порядок тех же действий, направленных на усвоение принятой информации, результатом чего становится декодирование.

Главная коммуникативная единица – это послание (сигнал, сообщение), несущее одну определенную функцию либо сразу несколько.

5 основных функций коммуникации

В научных изданиях отсутствует единое мнение о том, какие функции отражают суть коммуникации. Но подавляющая часть авторов говорят о 5 основных коммуникативных функциях. Расскажем о них более подробно.

5 основных функций коммуникации

Информационная функция

В настоящее время под термином «информация» наука понимает различные знания, данные, сведения, которыми люди обмениваются друг с другом посредством общения. Иными словами, коммуникация выступает в качестве посредника. Процесс коммуникации подразумевает межличностный обмен мыслями, мнениями, идеями, суждениями и решениями. Причем целью информационного обмена может быть не только решение определенного вопроса, достижение какой-либо цели, но и сам по себе коммуникативный процесс для поддержания общения с окружающими.

Социальная функция

Суть социальной функции коммуникации – сформировать и совершенствовать навыки межличностного общения. С помощью этой функции у человека вырабатываются определенные реакции на происходящее вокруг, формируются мнения и мироощущение. Существование культуры невозможно без процесса общения – человек как социальное существо только так может прийти к согласованию собственных действий с действиями окружающих, достигнуть поставленных важных социальных задач, совершенствовать себя как личность.

Эта функция обеспечивает получение каждым членом социума необходимой культурной осведомленности, которая помогает нормально существовать и взаимодействовать с окружающими.

Экспрессивная функция

Данная функция находит свое выражение в стремлении коммуникантов к взаимному выражению и пониманию эмоциональных настроений. Началом любой коммуникации в обществе является налаживание контакта между собеседниками. И для лучшего восприятия следует не просто представить себя партнеру, предоставить первичную информацию посредством шаблонных фраз вербальной речи – следует добавить к этому такие невербальные средства, как рукопожатие или улыбку, чтобы выразить свое расположение к человеку.

То, каким будет первое впечатление от партнера, влияет на успешность дальнейшего общения. При первичном налаживании контакта также необходимо проявлять эмоции, особенно если целью является какая-либо совместная деятельность, – это способствует упрочнению связей.

Важную роль экспрессивная функция играет для творческих личностей, которые занимаются созданием различных произведений, образно выражая в них собственное мироощущение, отношение к окружающему и ожидая их оценки другими людьми. Данная функция вызывает формирование необходимых эмоциональных переживаний, что ведет к перемене эмоционального состояния.

Прагматическая функция

Сутью данной функции коммуникации является упорядочение поведения и действий коммуникантов, согласование их совместной деятельности. Ее применение возможно как по отношению к себе, так и к партнеру. При этом может потребоваться побудить собеседника к каким-либо действиям либо, наоборот, ограничить или полностью запретить определенные поступки. Люди строят общение, ставя перед собой определенные цели и направляя свои действия на их достижение. Эти действия необходимо непрерывно контролировать и коррелировать. В этом и состоит суть прагматической функции коммуникации.

5 основных функций коммуникации

Интерпретативная функция

Ее действие направлено на лучшее понимание собеседника, его стремлений, побуждений и переживаний, его настроя и состояния. В различных коммуникативных средствах отражаются происходящие вокруг события, при этом они трактуются в зависимости от конкретной системы ценностей, политических взглядов.

Согласно ряду зарубежных специалистов, данное свойство коммуникации носит название interpretation function, которое указывает в первую очередь на интерпретацию сообщения, сбора и рассмотрения фактов с конкретных точек зрения. Одновременно с этим суть этой функции коммуникации составляет передача определенных способов деятельности, взглядов, умозаключений, оценок и прочего.

Рассматривая функциональную сторону коммуникативного процесса, не следует забывать о взаимосвязи всех перечисленных функций и наличии различных их комбинаций в любой коммуникации. В действительности каждая из этих функций оказывает воздействие в своей степени на различных уровнях коммуникации, среди которых выделяют деловой, интимно-личностный и социально ролевой.

Суть социально-ролевого уровня коммуникации состоит в выполнении индивидуумом ожидаемой от него роли, что будет недостижимо при отсутствии знаний о нормах среды, которая его окружает. В данной ситуации общение можно охарактеризовать как анонимное вне зависимости от того, знакомы или не знакомы между собой собеседники.

Интимно-личностный уровень коммуникации подразумевает удовлетворение индивидуумом своих потребностей в понимании, одобрении, сочувствии. Как правило, отношения на этом уровне строятся на психологической близости, доверии, симпатии и сопереживании.

Виды коммуникации в зависимости от ее сути

Перед коммуникацией стоит множество различных задач. Вследствие разносторонности общения можно разделить коммуникацию на несколько основных видов:

  • информационный, предполагающий, что общение является видом личностной коммуникацией, при которой собеседники обмениваются информацией;

  • интерактивный, подразумевающий под общением процесс взаимодействия людей при совместной форме деятельности;

  • гносеологический, в котором индивидуум является субъектом и объектом социально-культурного познания;

  • аксиологический, суть данного вида коммуникации – в осуществлении обмена ценностями в процессе общения;

  • нормативный, который определяет место и роль общения в нормативном регулировании поведения людей, а также передачу и закрепление поведенческих стереотипов;

  • семиотический, представляющий общение в форме специфической системы знаков и в роли посредника в работе многочисленных знаковых систем;

  • практический, в котором под общением понимается обмен умениями, способностями, знаниями и результатами различных действий.

Виды коммуникации в зависимости от ее сути

Любое межличностное общение подразумевает наличие определенных целей. Суть основных целей коммуникации заключается в следующем:

  • обмен данными, передача информации;

  • формирование навыков и способностей, позволяющих вести успешную социально-культурную деятельность;

  • формирование восприятия себя, окружающих, всего общества;

  • обмен опытом различной деятельности и использования инновационных техник, приемов и средств;

  • смена поведенческой мотивации;

  • обмен впечатлениями, переживаниями и эмоциями.

Суть эффективной коммуникации

В первую очередь следует разграничить такие понятия, как «эффективная коммуникация» и «успешная коммуникация».

Под успешной понимают произошедшую коммуникацию, при этом нет разницы, каким образом был закончен процесс общения. Суть эффективной коммуникации составляет достижение в итоге коммуникативного акта поставленных перед ним целей.

Эффективная коммуникация требует применения специального набора навыков, способствующих эффективному общению. И суть этого типа коммуникации не только в простоте налаживания контакта и способности вести беседу на любую тему, а в необходимости наличия особых умений, называемых навыками синтонного общения.

Суть эффективной коммуникации

Синтоны являются своего рода эмоциональными «поглаживаниями», то есть такими психологически позитивными элементами общения, которые способствуют лучшему установлению контакта и взаимопонимания.

Сутью эффективной коммуникации, рассматриваемой под таким углом, является ее признание высшим уровнем общения, в процессе которого происходит не обезличенный обмен фактами, а стремление добиться тех эмоций и ощущений собеседника, благодаря которым будет достигнута поставленная цель. Коммуникатор должен не просто распознавать мотивы и стремления партнера, но и управлять его настроем и эмоциями.

Существует также понятие неэффективной коммуникации – в этом случае речь идет о негативном общении, приводящем к непониманию, спорам и противоречиям. Результатом такого общения могут стать тяжелые конфликтные ситуации с ужасным и неисправимым исходом.

Как познать суть эффективной коммуникации

Для того чтобы понимать суть эффективной коммуникации и успешно вести этот процесс, следует помнить о пяти несложных правилах:

  1. Молчи и слушай. Не следует всегда принимать на себя главенство в разговоре. Партнеру будет приятнее увидеть, что вы готовы выслушать и понять его, а не просто узнать ваше мнение о своих суждениях.

  2. Эмпатия. С точки зрения психологов, процесс общения будет более успешным, если вы научитесь смотреть не только на голые факты, но и прислушиваться к чувствам и эмоциональному настрою партнера. Важно показать себя отзывчивым, соучастным, приветливым и понимающим собеседником.

  3. Оптимизм. Нельзя обсуждать исключительно негативные моменты и ситуации, сыпать постоянными жалобами – партнер по коммуникации быстро потеряет к вам интерес. Старайтесь поддерживать и воодушевлять, заряжать собеседника позитивом – это подтолкнет к общению с вами даже тех, кто ранее не обращал на вас внимания.

  4. Уважение. Нельзя допускать откровенную критику, осуждение и грубые шутки. Относиться к собеседнику и его чувствам с уважением – это не просто проявление вежливости, а уровень вашего воспитания.

  5. Щепетильность. Каждый по-своему определяет момент, когда следует уступить. Однако если вы не согласны с партнером, не нужно сразу начинать отстаивать свою точку зрения. Ни в коем случае нельзя шутить и насмехаться – пусть даже партнер очевидно не прав, будьте тактичны, воздержитесь от высказывания или уступите ему.