Мы в соц. сетях:

Почему это происходит? Конфликты в школе могут быть разными. Ведь здесь могут возникать ссоры между учениками, между детьми и педагогами и даже между учителями и родителями. Но что бы ни стало причиной, игнорировать ситуацию нельзя.

Почему важно с этим бороться? Если не получается предотвратить развитие конфликта в школе, самое главное – как можно раньше предпринять все необходимые меры. Иначе он может иметь очень серьезные последствия, вплоть до вмешательства сотрудников МВД.

В статье мы расскажем:

  1. Понятие конфликта в школе
  2. 4 мифа о конфликтах в школе
  3. Разнообразие конфликтов в школе и причины их возникновения
  4. 5 шагов решения конфликта в школе
  5. Меры по предотвращению конфликтов и проблем в школе
  6. Как помочь ребенку вместе с родителями уладить детские конфликты в школе

Понятие конфликта в школе

Что мы называем конфликтом? Существует два полюса понимания этого явления. Часто, говоря о конфликте, подразумевают вражду, которую вызвали столкновение интересов, противоположные цели, взаимоисключающие нормы поведения людей.

Другой подход – это определение конфликта как нормального явления, без которого невозможна общественная жизнь. При этом конфликт должен не приводить к отрицательным результатам, а являться фактором, стимулирующим дальнейшее развитие взаимодействий в обществе.

Конфликт может быть деструктивным или конструктивным, это будет зависеть от последствий его разрешения.

  • Деструктивный конфликт – тот, в результате которого одна или обе стороны не остались удовлетворены результатом, вызывает непонимание, обиды, негативно сказался на отношениях.

  • Конструктивный конфликт – завершившийся с пользой для участвовавших сторон, принёсший ценный опыт, его результат всех удовлетворяет.

4 мифа о конфликтах в школе

Миф 1. В хорошей группе не может быть конфликтов

Когда в самом деле не может возникнуть конфликт между учениками в школе? Во-первых, в первоначальный период знакомства, когда дети ещё не сформировали отношения. Ребята постепенно пытаются сблизиться, проявляют осторожность в общении. Даже если в какой-то момент ситуация обостряется, большинство детей предпочтёт «не заметить» это, чем пойти на конфликт.

Во-вторых, если дистанция между членами группы большая, и в сближении никто из них не заинтересован. Такая ситуация может возникнуть, если это временное объединение (например, группа для кратковременного обучения) и его участники достаточно взрослые.

Если же перед нами школьный коллектив, который существует длительное время и состоит из детей, в силу возраста имеющих небольшой социальный опыт, то здесь возникновение конфликтов неизбежно. Ученики могут успешно скрывать конфликт, так, что учитель его не увидит, что иногда бывает у старшеклассников. В целом, конфликт является нормальной ситуацией в группе.

Миф 2. Среди младших школьников конфликты несерьёзные

Существует популярное мнение, что дети изначально являются добрыми существами, лишёнными от природы агрессии. Действительно, конфликты в начальной школе возникают не по злому умыслу детей. Может произойти случайная обида или ссора, которая затем закрепляется и перерастает во что-то большее. Конфликт появляется и усиливается спонтанно.

Существует ряд антиутопий на тему детской агрессии, такие как «Повелитель мух». В настоящее время в случае школьного конфликта родители чаще всего активно вмешиваются в ситуацию, но не всегда это приводит к положительному результату. Независимо от возраста участников конфликта, даже если это дошкольники, педагог обязан контролировать ситуацию. Чаще всего бывает достаточно внимательно отнестись к детям, и они смогут сами найти выход.

4 мифа о конфликтах в школе

Миф 3. Нужно дать детям разобраться самостоятельно

Мнение очень спорное. Действительно, такой подход может научить детей находить решения самостоятельно, и они смогут вынести из конфликта ценный опыт. Но зачастую у ребят не хватает ресурсов для того, чтобы изменить ситуацию. Тогда опыт, приобретенный школьниками, будет отрицательным: они получают ответственность за то, на что не могут повлиять.

У детей пока невелик социальный опыт, в связи с чем сложный или затяжной конфликт для них неразрешим. Чтобы безопасно и деликатно выйти из него, нужна помощь взрослых, причём степень вмешательства нужно правильно определить.

Миф 4. Заметное отличие от других членов группы становится причиной конфликта

На самом деле, причиной конфликта становится столкновение интересов. Особенности ребёнка (полнота, ношение очков, ОВЗ, плохая или отличная успеваемость, цвет волос и т.д.) здесь ни при чём. В одном из коллективов примут ребёнка с тем или иным отличием и окажут ему поддержку, а в другом этого же ребёнка сделают изгоем.

Нужно искать причину во внутренних процессах, происходящих в коллективе. Если в группе детей есть предпосылки для конфликта, дать ему старт может любая ситуация. К примеру, даже межнациональные конфликты в школе вызваны именно внутренним напряжением в группе, а не национальностью участников. Когда конфликт проявляется в виде словесных унижений, злых шуток и порчи имущества, это называется школьной травлей и такими терминами, как «буллинг» и «моббинг».

Разнообразие конфликтов в школе и причины их возникновения

Школьная жизнь становится полем для произрастания разных видов конфликта, он может произойти даже между учителями. В статье разбираются случаи противодействия между разными участниками образовательного процесса. Зачастую учителю бывает необходимо взять на себя роль психолога во время общения с учениками и коллегами.

«Ученик — ученик»

Ссоры среди детей являются обычным событием, и в школе тоже. Хотя в этой ситуации педагог не участвует в конфликте в качестве одной из сторон, но зачастую ему нужно вмешаться в детские разногласия.

Разнообразие конфликтов в школе и причины их возникновения

Причиной конфликта «ученик-ученик» в школе может стать:

  • борьба за лидерство;

  • конкуренция;

  • ложь, распускание слухов;

  • обзывания и оскорбления;

  • обиды;

  • неприязнь к «любимчикам» учителя;

  • личная антипатия к человеку;

  • интерес к девочке/мальчику без взаимности;

  • соперничество за девочку/мальчика;

«Учитель — родитель ученика»

Инициатором конфликта может быть как родитель, так и учитель. Могут быть и обоюдные претензии.

Что может стать причиной столкновения между учителем и родителями:

  • несовпадение мнений о воспитании ребёнка недовольство родителя методами обучения педагога;

  • личная неприязнь;

  • несправедливое, по мнению родителей, выставление низких отметок ученику.

«Учитель — ученик»

Конфликты в школе «учитель – ученик» происходят нередко, так как ученики проводят время в обществе учителей не меньше, чем в кругу своей семьи.

Разнообразие конфликтов в школе и причины их возникновения

Конфликты с учителями в школе могут произойти по таким причинам:

  • отличающиеся требования разных учителей к детям;

  • чрезмерное количество требований к ученику;

  • отсутствие стабильности в требованиях учителя;

  • нарушение условий самим учителем;

  • мнение ученика об оценке учителя, как недостаточной;

  • непримиримость учителя по отношению к несовершенствам ученика;

  • черты характера учителя или ученика (вспыльчивость, равнодушие, грубость).

5 шагов решения конфликта в школе

Шаг 1. Прислушаться к себе

Чтобы не пропустить начало конфликтной ситуации, необходимо уделять внимание своему внутреннему состоянию и прислушаться к чувствам. Другие способы на данном этапе вряд ли помогут.

Что может послужить сигналом, что в группе назревает напряжённость:

  • у вас возникает нежелание идти на урок в этот класс;

  • иногда у детей возникает неловкая пауза в разговоре;

  • появляется чувство, что дети хотят что-то скрыть, и это явно не сюрприз к празднику;

  • учащиеся как бы избегают определённой темы или человека, переводят разговор либо «засмеивают».

Последний пункт является наиболее сложным. Когда у учителя много нагрузки и он работает в нескольких классах, может возникнуть отстранённость. Человек перестаёт осознавать своё состояние, настроение, работает «на автомате».

Шаг 2. Открыто высказывайте своё мнение

Используя слова о своём отношении к ситуации, можно исправить её, при условии что она находится на начальном этапе развития. Можно сказать детям, что вам неприятно слушать оскорбления в адрес кого-либо из них, что вы сожалеете, что ребята ругаются, вместо того, чтобы договориться. Можно выразить своё нежелание наблюдать несправедливость или жестокость. При этом важно говорить искренне.

Это помогает по нескольким причинам. Для многих школьников важно, как к ним относится педагог, им хочется быть в хороших отношениях с учителем. Зачастую дети не могут определиться в своём отношении к происходящему в классе, а мнение взрослого может помочь им правильно оценить ситуацию.

Если учитель обозначает свою позицию и интересуется мнением учеников, то у них появляется возможность разобраться в своих чувствах. Зачастую непростые моменты следуют друг за другом, и дети, вовлечённые в конфликт, просто не успевают распознать своё состояние и чувства. Для этого необходима пауза.

5 шагов решения конфликта в школе

Шаг 3. Предлагайте разные способы решения

В случае хороших, доверительных отношений с учениками, столкнувшись с конфликтом в школе между детьми, учитель может предложить им различные пути разрешения. Можно обсудить вместе с учениками данную ситуацию или тему в целом. Для этого можно использовать беседу на классном часе или дискуссию с обсуждением спорных утверждений. А можно просто подать детям идею и спросить, не хотят ли они попробовать такой выход.

Даёт хорошие результаты метод, когда в качестве эксперимента ученикам предлагают на короткое время какое-то новшество. Например, один день при разговорах называть друг друга по имени и отчеству и обращаться на «вы», а в конце провести краткое обсуждение результата.

Шаг 4. Когда все ваши действия не помогают решить ситуацию

Традиционно наша культура предполагает самостоятельное решение проблем. Но существуют ситуации, когда человек не может справиться в одиночку, даже если он действует умело. Тогда надо обратиться за помощью к другим учителям, психологу, администрации школы. Может быть, вместе с коллегами вы придёте к выводу, что нужно привлечь специалистов извне. Например, пригласить психологов, которые проведут работу с детьми и родителями конфликтующего класса.

Шаг 5. «Круг сообщества»

Когда ситуация зашла в тупик, разовые воздействия не принесут результатов. Кроме того, если всё сложно, недостаточно будет действий одного учителя и даже совместных усилий работников школы. Различные методики предлагают разные способы разрешения конфликтов в школе. Пример такой технологии, дающей хорошие результаты – «Круг сообщества».

Используют эту технологию, когда необходимо сформировать переломный момент в ситуации конфликта, если возникла необходимость системного вмешательства и проводить работу только с одной группой недостаточно. Здесь необходимо не только привлечь психологов для работы с классом. Консультации психологов понадобятся и педагогам, и родителям.

Применяя технологию «Круг сообщества», специалисты помогают коллективу работать результативно и аккуратно, способствуют принятию нужных решений, опираясь на систему ценностей членов группы.

5 шагов решения конфликта в школе

Так как это сложная и серьёзная работа, для неё предпочтительно пригласить психологов со стороны, которые не будут заинтересованы в конкретном решении и останутся беспристрастны. Несомненно, что и от школы потребуется много затрат, в первую очередь это время. Поэтому иногда школьное руководство самоустраняется и не обращает внимания на конфликтную ситуацию.

Но в этом случае проблема только разрастается, и в результате приводит к тяжёлым последствиям или к решению проблемы более затратными методами.

Меры по предотвращению конфликтов и проблем в школе

Комплекс классных часов, посвящённых конфликтам

Основная цель состоит в том, чтобы в игровой форме отработать различные ситуации, возникающие в школе, и научить детей держать свои эмоции под контролем во время конфликта. Необходимо, чтобы школьники поняли важную мысль: если в сложной ситуации человека ведёт не разум, а эмоции, это приводит к аффекту, и мы перестаём осознавать свои слова и поступки. Это может произойти во время конфликта детей в школе и усугубить его последствия.

Существует кодекс поведения в ситуации конфликта, разработанный специалистами:

  • Дайте время партнёру, чтобы выплеснуть эмоции. Когда человек находится во власти агрессии и раздражения, диалог с ним невозможен. Поэтому пусть он снизит уровень внутреннего напряжения. Реагировать на выброс переживаний нужно, сохраняя спокойствие, но не проявляя высокомерие.

  • Погасите агрессию непредсказуемыми способами. Например, можно задать вопрос на тему, не связанную с конфликтом, но значимую для собеседника. Или попросите у противника совета в деле, не имеющем отношения к конфликтной ситуации.

  • Используйте «Я-сообщения» вместо отрицательной оценки партнёра. То есть вместо фразы «Вы обидели меня своими словами» используйте формулировку «Я чувствую обиду, слыша такое».

  • Попросите обозначить конечную цель, к которой стремится собеседник и преграды к её достижению. Проблема – это ситуация, требующая решения, а ваше отношение к партнёру – всего лишь одно из условий, в которых нужно действовать. Возьмите эмоции под контроль, совместно с оппонентом определите проблему и сфокусируйтесь на её решении, не принимая во внимание личную неприязнь.

Меры по предотвращению конфликтов и проблем в школе
  • Предложите противнику высказать свои варианты решения возникшей проблемы. Вместо того чтобы искать виновника и причины возникновения конфликтной ситуации, нужно найти путь выхода из неё. Способов решения должно быть несколько, это даст возможность выбрать наиболее приемлемый из них, чтобы были удовлетворены интересы обеих сторон.

  • Дайте противнику возможность «сохранить лицо». Не стоит выдавать ответную агрессию и оскорблять собеседника. Оценивайте не личность, а действия.

  • Давайте обратную связь. Такие фразы, как «Вы хотите сказать, что…», «Если я верно Вас понимаю…» или «Вы имеете в виду..», показывают, что вы вникаете в смысл высказываний и претензий партнёра и снижают уровень его агрессии.

  • Если чувствуете свою вину, открыто признайте это и извинитесь. На это способна только зрелая и уверенная в себе личность. Такие действия вызывают уважение собеседника и настраивают его на сотрудничество.

  • Не пытайтесь ничего доказать. Во время конфликта это бесполезно, так как накал эмоций не позволяет слышать доводы и соглашаться с ними. Тратить время на доказательства – бессмысленное занятие.

  • Прекратите спор первым. Не требуйте замолчать своего оппонента, а сделайте это сами. Помните, что ваше молчание не должно быть вызывающим или злорадным.

  • Не давайте характеристику эмоциональному состоянию собеседника. Ваши фразы, содержащие отрицательную оценку («Что ты бесишься?», «Не нервничай», «Не надо злиться»), наоборот, усилят конфликт.

  • Каким бы ни был результат спора, постарайтесь не разрушить отношения.

Те правила доброжелательного общения, которые были составлены во время классного часа, можно коллективно доработать и разместить в классном уголке

Подводя итоги школьной жизни в конце недели, каждый из детей может оценить, насколько его поведение соответствовало этим правилам. В случае разногласий используется обмен мнениями всего класса. Этот приём развивает умение прислушиваться к мнениям других и в итоге помогает предотвратить межличностные конфликты в школе.

Меры по предотвращению конфликтов и проблем в школе

Не оставляйте без внимания ни один случай спора, недовольства или ссоры

Сразу же проанализируйте ситуацию, разберитесь в причинах, обсудите совместно с детьми.

Как помочь ребенку вместе с родителями уладить детские конфликты в школе

Привлечение родителей к разрешению конфликтной ситуации, конечно же, необходимо. При этом нужно умело настроить их на объективность, иначе может получиться так, что родители эмоционально встают на защиту своего ребёнка и не могут разобраться в сути проблемы. Иногда ссора детей в школе перерастает в конфликт между родителями.

Важно донести до родителей правильное отношение к конфликтам, в которые может быть вовлечён их ребёнок.

С каждым случаются конфликтные ситуации

Возникновение конфликтов в школе неизбежно: дети ссорятся друг с другом, у них возникают противоречия с учителями, могут возникнуть проблемы со старшими учениками. Невозможно полностью исключить столкновения интересов. Оно может вылиться как в вербальный конфликт, так и привести к драке, может ограничиться одним спором, а может превратиться в длительное противостояние.

Помощь ребёнку не заключается в том, чтобы действовать вместо него

Родителям, конечно, хочется поддержать своего ребёнка и уберечь его от негативных переживаний. Но если самим решать его проблемы, договариваться вместо ребёнка с его учителями, разговаривать с обидчиками, то маленький человек лишится возможности получить жизненный опыт. В следующий раз он снова окажется неспособен найти выход из сложной ситуации.

Помощь родителей должна заключаться в том, чтобы выслушать ребёнка, обсудить с ним возможные пути решения, но предоставить ему решать проблему самому. Особенно важно это при конфликте подростков в школе, здесь прямое вмешательство родителей на раннем этапе может навредить

Невозможно оградить ребёнка от всех проблем

Жить в обществе нелегко, и нельзя заранее предвидеть, с какими именно сложностями столкнётся ребёнок во внешнем мире. Родители в силу жизненного опыта понимают, что последствия конфликтов могут быть очень серьёзными, и их тревогу и волнение легко объяснить. Но, стараясь каждый раз защитить своего ребёнка, иногда даже вопреки его мнению, родители оказывают ему плохую услугу. Школьник в этом случае не имеет возможности научиться противостоять трудностям жизни.

Взрослые могут переоценить серьёзность конфликта

Рассматривая ситуацию с позиции опыта взрослой жизни, можно увидеть в детской ссоре то, о чём дети даже не задумывались. Взрослые добавляют в конфликт дополнительный смысл на основе своих переживаний.

Это в первую очередь такие примеры:

  • родители находят сексуальный оттенок в общении детей в тех случаях, когда сами дети (если даже конфликт произошёл в средней или старшей школе) об этом не думали;

  • взрослые боятся закрепления вражды между детьми, которые вступили в ссору или подрались;

  • родители или педагоги считают последствия бездумных поступков детей умышленным членовредительством (например, если ребёнок сильно толкнул другого и тот получил ушиб).

Иногда действительно подобное толкование может оказаться верным, но в первую очередь нужно проанализировать свои подозрения. Такие необоснованные обвинения пугают и родителя, и ребёнка.

Как помочь ребенку вместе с родителями уладить детские конфликты в школе

Разделить зоны ответственности

В случае, когда конфликт детей в школе находится в такой стадии, что требуется включение родителей и учителей, разрешить его возможно, только если действовать сообща. Каждая из сторон при этом отвечает за свою часть работы и имеет свои механизмы воздействия на других участников.

Зона ответственности учителя – это безопасность всех участников учебного процесса. Он должен вовремя информировать родителей о возникающих проблемах, организовать взаимодействие между детьми, регулировать конфликт с помощью дисциплинарных методов.

Ребёнок должен отвечать (или учиться это делать) за свои действия. Но у школьника, особенно начальных классов, не всегда есть для этого ресурсы. Обдуманная реакция взрослых на нарушение детьми норм поведения помогает формировать у ребёнка чувство ответственности за свои действия.

Важна любая информация

Для того чтобы своевременно и правильно отреагировать на возникшую опасную ситуацию, родитель должен быть полностью информирован. Прежде чем вмешаться и начать защищать ребёнка или наказывать его за что-то, нужно владеть всеми подробностями. Для этого необходимо поговорить с учителями ребёнка и с родителями других детей.

Не путайте разговор с разборками. В случае педагогической ситуации конфликта в школе наиболее подробную информацию сможет дать классный руководитель.

Встаньте на сторону ребёнка

Чаще всего ребята сами выходят из конфликтных ситуаций, и родители просто не ставятся об этом в известность. Но если ситуация настолько серьёзна, что потребовала вмешательства взрослых, помните, что ребёнку нужна поддержка близкого человека.

Родители должны быть для детей надёжным тылом. Не поддавайтесь эмоциям и действуйте спокойно, даже когда ребёнок виноват.

Существует важная заповедь для родителей: нельзя осуждать личность ребёнка, оценивать нужно его поступок. Иначе дети начинают сомневаться в безусловной родительской любви, которая является основой доверия к миру.

Как помочь ребенку вместе с родителями уладить детские конфликты в школе

Выберите для беседы диалог и основывайтесь на фактах

После завершения конфликтной ситуации, в которой принимал активное участие ребёнок, у родителей возникает желание высказать своё мнение. Разобрать ситуацию с ребёнком полезно, но важно, чтобы он услышал родителя. Зачастую взрослые высказывают все свои эмоции, страхи, перечисляют возможные опасности в виде длинного монолога. При этом часто повторяется одна и та же основная мысль.

Несмотря на то, что эта мысль может быть абсолютно верной и справедливой, при её многократном повторении ребёнок «отключается» от смысла слов, воспринимая речь взрослого как некий звуковой фон.

Чтобы не потерять внимание ребёнка, используйте диалог. Обсуждая ситуацию на равных с ребёнком, вы получите больше информации, узнаете его мысли и чувства касательно произошедшего, сможете заключить договор о дальнейших правилах поведения и заложите фундамент для будущих доверительных отношений.

Социальные конфликты в школе наверняка будут ещё происходить, а доверие ребёнка, его готовность делиться с родителями и желание рассказывать о сложностях и проблемах помогут вовремя изменить ситуацию и не доводить конфликт до критического состояния.

Чтобы успешно решать конфликты любого рода в общеобразовательной школе, важно не забывать о том, что их причина заключается не в самой ситуации, а в межличностных взаимодействиях участников.