Мы в соц. сетях:

О чем речь? Архетипы по Юнгу помогают дать унифицированную характеристику личности. Каждый из нас обладает своими уникальными характеристиками, но большинство из них имеет схожие черты, что и позволяет говорить об определенном типе.

Как оценить? Архетипирование по Юнгу ориентируется на бессознательное. Правда, черты могут меняться в течение жизни, и потому принадлежность к одному типу не постоянна. Но обо всем по порядку.

В статье мы расскажем:

  1. Типология личности в аналитической психологии Карла Густава Юнга
  2. Что такое архетипы по Юнгу
  3. Список архетипов по Юнгу

Типология личности в аналитической психологии Карла Густава Юнга

Швейцарский психиатр и педагог Карл Густав Юнг стал основателем аналитической психологии. Ключевая задача этого ответвления глубинной психологии, по Юнгу, — это толкование архетипов, находящихся в бессознательной сфере человека.

В первой половине ХХ века в своей диссертации и в ряде работ ученый познакомил научный мир со своей теорией, где интегрировались взгляды на сущность индивидуума, на самопознание человеком своего внутреннего мира и методы, с помощью которых психотерапевт прорабатывает глубинные установки пациентов.

Типология личности в аналитической психологии Карла Густава Юнга

Что лежит в фундаменте аналитической психологии Карла Юнга:

  • теория об индивидуации — она содержит симбиоз бессознательного и осознаваемого; развитие индивидуума не заканчивается в детстве, оно продолжается всю жизнь;

  • разработка методов и подходов для анализа и коррекции личностных проблем в аналитической психотерапии (песочная терапия, арт-терапия, психодрама и другие);

  • введение понятий об экстраверсии и интроверсии (доказательства существования интровертов и экстравертов).

Карл Густав Юнг первый ввел в сферу психотерапии понятие коллективного бессознательного и определил его роль в человеческой психике. Здесь возникли его разногласия с Зигмундом Фрейдом, допускавшим лишь существование индивидуального бессознательного. Юнг развил понятие индивидуального бессознательного, считая, что на этот врожденный комплекс представлений и установок влияет весь опыт мировой цивилизации.

Человек, по мнению Юнга, впитывает архетипы коллективного бессознательного в процессе формирования личности, он часто не осознает глубинное содержимое своего подсознания. Он переживает эти представления как свои собственные и с этой позиции реализует их в своем сознании.

В результате чего формируется личное бессознательное:

  • забывание;

  • вытеснение;

  • неосознанное восприятие — закрепившиеся в подсознании полученные индивидуумом впечатления и ощущения, а также слабые представления;

  • неясные представления — смыслы и содержание индивидуального бессознательного, появившиеся непосредственно в нем.

Что такое архетипы по Юнгу

Архетип в переводе означает «первичная модель». Вот как звучит краткое определение архетипов по Юнгу — это фундаментальные структуры психики человека, действующие как катализатор, они влияют на поведение индивидуума, принятые им решение, реакции на окружающую действительность.

Ни в коем случае нельзя проводить параллели между архетипами по Карлу Юнгу и типами личности, ее чертами характера и шаблонами поведения. Врожденные архетипы не осознаются человеком, они определяют то, как его эмоции, поведение, когнитивная составляющая разума будут реагировать на ту или иную ситуацию.

Все виды архетипов по Юнгу имеют следующие признаки:

  • они относятся к архаическому порядку, и их можно отследить в мировом фольклоре, мифах и сказаниях;

  • не существуют отдельно от жизни, так как именно в ней могут быть реализованы;

  • неизменны для любых народов и временных отрезков истории цивилизации;

  • концепт и символ – основные формы отображения архетипов по Юнгу в человеческом сознании, хотя могут быть и другие варианты

  • в каждом архетипе присутствует дихотомичность (амбивалентность), то есть они не могут быть исключительно негативными или позитивными, там всегда есть темная и светлая части;

  • невозможно как-то повлиять на архетип извне, он противится любой коррекции;

  • оказывают огромное влияние на эмоции, владеющие индивидуумом в каждый момент времени;

  • сны наполнены символами, отображающими архетипы, поэтому введение человека в гипнотический сон – неоценимый диагностический прием для психоанализа;

  • они неподвластны сознанию, проявляют самостоятельно инициативу, обладают собственной энергетикой, архетипы по Юнгу активно влияют на жизнь человека, на принятие важных решений, направляя ход его мыслей.

Список архетипов по Юнгу

Ни одному философу или авторитету в области психологии не удалось привести хотя бы одно клиническое доказательство существования архетипа по Юнгу, так же, как и конкретных примеров их проявления. Эти образы существуют в сфере предположений. К восприятию архетипической теории Карла Густава Юнга нужно подходить абстрактно, по-философски.

Перед тем, как создать свою теорию, автор исследовал и проанализировал мифы и сказания народов мира. На этом фундаменте он вычленил мотивы, на которые опирается, по его мнению, любая структура, и использовал для их обозначения архетип.

Особую роль в своей теории Юнг отдал таким архетипам, как «маска», «аниме», «тень», «самость». Автор проводил параллели между ними и героями классических произведений мировой литературы. Например, архетип по Юнгу «тень» – это Мефистофель из книги «Фауст» Гёте, «мудрец» – это Заратустра из философского романа Фридриха Ницше.

Список архетипов по Юнгу

Архетип «мудрец»

Мудрец, или мыслитель, изначально сделал выбор в пользу духовного, игнорируя материальный мир. Он всегда находится в состоянии спокойствия и максимальной концентрации. Мудрец – аскет, его материальный мир прост и понятен. Поскольку архетипам личности по Юнгу соответствуют определенные тона цветовой гаммы, мудрецу присуще отсутствие цвета, ахроматические оттенки.

Не стоит вешать на философа клеймо холодного человека, не желающего общаться с окружающими. Он отрицает бесполезную болтовню и пустое веселье, предпочитая им поиск истины. «Мудрецы» открыты для помощи людям и легко делятся с нуждающимися мудростью, которую приобрели в результате своего творчества, экспериментирования и поиска нового.

Архетип «анима»

Это один из архетипов мужчин по Юнгу, хотя здесь характеризуются типичные женские проявления мужской психики. Он состоит из эмоций, чувств, настроения и порывов представителей сильной половины человечества, проявляющихся по-женски: резкая смена настроения, способность любить раз и навсегда, склонность к пророческим инсайтам.

Этот мужской архетип по Юнгу характеризуется, как готовность к внезапному прыжку, порыву. Мужчин, имеющих в своем подсознательном этот гендерный архетип, называли раньше аниматозными. Для них характерна быстрая возбудимость, импульсивность, раздражительность и выраженная реакция психики даже на слабый стимул.

Архетип «анимус»

Второй архетип личности по Юнгу, тоже относящийся к гендерным, выделяет в психике женщины черты, присущие мужчинам. Он связан не с настроением, как «аниме», а с формированием мнения. Часто бывает, что серьезные с виду женские убеждения не имеют под собой никакого фундамента, зато принятое на их основе решение практически непоколебимо.

Функции коллективного бессознательного также могут проявляться в этом архетипе, так как здесь мнением индивидуума жертвуют в пользу коллективной совести. Это характерная черта «анимуса», его персонификация. Если этот архетип присутствует в подсознании женщины, она часто оперирует незнакомой ей терминологией, шаблонными фразами типа «общеизвестно», «так поступают все», впитывает в себя информацию из книг и умных разговоров, свидетелем которых она была.

Архетип «самость»

Автор теории ставил его на первое место, считая, что от него зависит целостность личности. В архетипе «самость», по мнению Юнга, объединяется сознательное и бессознательное человека, формируется баланс противоречащих друг другу компонентов психики индивидуума.

Исследуя структуры личности и подводя их под соответствие архетипам, Карл Густав Юнг пришел к выводу, что «самость» охватывает абсолютно все, уравнивая и согласовывая между собой несовместимые противоположности человеческой психики. Чаще всего люди не подозревают о наличии у них «самости», и она находится в зачаточном состоянии, иногда проявляясь в снах, как малозначащий образ.

Список архетипов по Юнгу

Архетип «тень»

Автор теории определяет его как «анти я». В архетипе «тень» по Юнгу лежат качества, которые сам человек не приемлет в себе, но тем не менее он их имеет. Это подавляемая нами обратная сторона личности, нечто темное, отрицательные мысли, животные страсти, агрессивные поступки, осуждаемые социумом. Если личность чрезвычайно эмоциональна и чувственна, архетип «тень» может проявить себя совершенно неожиданно, выскочив как паяц из табакерки.

Чем старше человек становится, тем больше «тень» набирает свою силу. К сожалению, индивидуум осознает это лишь к концу жизни. Очень помогает разобраться в себе индивидуальный анализ психики наподобие исповеди в католичестве. Важно помнить, что любой человек в самый неожиданный момент может проявить отрицательное поведение и склониться в сторону нехороших стремлений.

Архетип «персона»

Люди с архетипом «персона», по Юнгу, надевают на себя маску, исполняя какие-то роли в обычной жизни. Часть психики с этим архетипом помогает адаптироваться в окружающем мире, поэтому она обращена вовне. Маски типичны для социума, они являются элементом коллективного бессознательного. Этот архетип – своеобразный компромисс между обществом и индивидуумом, ведь человеку в маске проще взаимодействовать с окружающими.

Если персона отсутствует, то человека называют бесшабашным социопатом, не считающимся с нормами общества. Противоположный вариант тоже неприемлем, так как чрезмерное использование масок нивелирует индивидуальность, вплоть до нуля.

Архетип матери

Это начало всех начал и корень многих проблем. В психоанализе архетип матери по Юнгу имеет отдельное значение, так как ее влияние непременно выявляется в любых разновидностях психотерапии. Если он проявляется в качестве материи, у индивидуума обязательно присутствуют проблемы в обращении с вещественными объектами. Если он направлен на семью и связи в социуме, то человеку будет трудно общаться и адаптироваться в новых обстоятельствах.

Архетип ребенка

В психологии по Юнгу этот архетип личности определяется как «божественный». Он объединяет в себе силы природы и коллективного бессознательного, а также мощь духа. Здесь заключена дилемма, так как ребенок слаб и беззащитен перед теми, кто намерен нанести ему вред, но вместе с тем он необыкновенно жизнестоек. В подсознании человека могут присутствовать любые противоположные тенденции, но архетип ребенка связывает их в единое целое.

Список архетипов по Юнгу

Архетип ведьмы

Этот архетип символизирует потребность человека в познании того, что скрыто от нас в обычной жизни, инстинктивное стремление к веданию. Женщина с таким архетипом реализует себя в постижении тайн бытия, в религиозности или в занятиях эзотерикой. Она верит в защитную силу амулетов и оберегов, носит татуировки с символическим значением. У человека с архетипом ведьмы высокий уровень интуиции.

В описании этого архетипа личности по Юнгу указано, что он является светлой стороной ведьмы. Яркий пример – Мэри Поппинс или героиня фильма «Муза». Обратная сторона архетипа – стремление к интригам и хитрости, к управлению противоположным полом через соблазнение и провокацию желания.

Архетип «шут»

Человек с таким архетипом нестандартно мыслит, у него нетипичный взгляд на вещи и события. «Шут» легко относится к жизни, не задумываясь о чужом мнении. Он выпадает из обезличенной повседневной рутины, являясь для окружающих своеобразным лучиком света. «Шут» игрив и импульсивен, как ребенок, он совершает, как в детстве, нестандартные поступки. Несмотря на то, что вокруг него может царить произведенный им хаос, его место все-таки становится былью.

Люди с архетипом шута всегда открыты и приветливы, они непостижимым образом выходят из самых сложных и необычных ситуаций целыми и невредимыми. Любую работу, рутинную и скучную для других, они превращают в задорный и веселый творческий процесс. Выразительные примеры архетипа «шут» по Юнгу можно встретить среди киногероев. Это Чарли Чаплин, Семен Семеныч из комедии «Бриллиантовая рука» и задорная девочка Тося из кинофильма «Девчата».

Чтобы непрестанно развиваться как личность и расти духовно, полезно анализировать свои сны и представления, чтобы определить героев собственных архетипов по Юнгу и их вовлеченность в подсознание. Расшифровав язык бессознательного, заключенный в архетипах, можно понять истинные причины жизненных ситуаций. Постигая себя, человек обретает право выбора.