Мы в соц. сетях:

В статье мы расскажем:

  1. Ступени самопознания личности.
  2. Первичное и вторичное самопознание человека.
  3. Виды и возрастные этапы самопознания.
  4. 2 простых и эффективных упражнения по тренировке самопознания.
  5. Ценные результаты самопознания человека.

Процесс самопознания – путь, который выбирают немногие. Он требует определенных усилий, работы над собой, честности и искренности, интереса, увлеченности, любопытства, открытости. Начинаясь еще в детстве, он может продолжаться всю жизнь. Дары от него поистине прекрасны: это целостная личность, ощущающая гармонию как внутри, так и снаружи.

Далее вы узнаете о природе самопознания, каких видов оно бывает и из каких этапов обычно состоит. Также мы поделимся практическими методами, воспользовавшись которыми, вы сможете получить ценные результаты самопознания, открыв себя с новой стороны.

Ступени самопознания личности

Процесс самопознания — это осмысление человеком своей индивидуальности, оценка своих возможностей и способностей, формирование представлений о своей личности. Он начинается с первых разумных действий ребенка и продолжается на протяжении всей жизни. В результате возникает целостная личность, способная реализовать себя в настоящем и продолжить развитие в будущем.

Процесс формирования самопознания состоит из множества этапов, прохождение которых связано с очередным уровнем восприятия окружающей действительности. Человек осознает свою уникальность постепенно, преодолевая путь от понимания своего физического существования до самоидентификации личности.

Ступени самопознания личности

К основным уровням самопознания относят:

  • биологический уровень: формирование представления о себе как о человеческом организме;

  • социальный уровень: осознание наличия способности понимать, постигать новое, усваивать знания и умения, быть способным соответствовать установленным правилам поведения;

  • личностный уровень: готовность делать выбор, организовывать жизненное пространство вокруг себя, осмысленно управлять своими действиями, принимать осознанные решения.

Процесс самопознания напрямую связан с успехом субъекта в процессе самореализации. Он влияет на качество результатов его деятельности. Этому способствует умение объективно себя оценивать и адекватно воспринимать собственные поступки и действия. Желание добиться наилучших результатов обеспечивает стремление к развитию и личностному росту.

Смысловыми характеристиками процесса самопознания с точки зрения психологической науки являются:

  • психологическое и психическое здоровье личности;

  • оптимальный уровень реализации личностного потенциала;

  • гармоничный внутренний мир и психологическая зрелость.

Они представляют собой целостную систему, благодаря которой обеспечивается эффективность процесса самопознания личности.

По мнению психологов, важнейшим периодом для формирования личности является детский возраст. Есть ряд факторов, которые могут запустить необратимые процессы, влияющие на результат самопознания, механизмы психологических зависимостей. Поэтому очень важно обеспечить ребенку позитивную среду развития и продемонстрировать как можно больше положительных примеров успешной самореализации.

Первичное и вторичное самопознание человека

Процесс самопознания начинается с младенчества и приобретает осознанный характер не сразу. Первым этапом восприятия собственного я можно считать проявление доверия к миру и к самому себе.

На этой стадии первичного самосознания у ребенка появляется способность воспринимать себя как субъекта отношений. У него формируется представление о других людях и окружающем мире. Он учится реагировать на происходящие события и понимать предпосылки действий других людей. Постепенно он начинает принимать себя и ищет свое место среди окружающих.

Первичное и вторичное самопознание человека

Огромную роль в процессе первичного самопознания ребенка играют члены его семьи. Они являются главным источником формирования представлений о себе и внешнем мире. Базой для формирования собственного я будет служить понимание того, как его воспринимают родители и как они ведут себя по отношению к окружающему миру. На этом этапе он сумеет впитать как похвалу в свой адрес, так и низкую самооценку, усвоить принципы мирного сосуществования с окружающими или конфликтность как норму поведения.

Заложенные в раннем детстве негативные основы самопознания могут привести к кризисным явлениям во взрослом возрасте. Столкнувшись с ситуациями, которые противоречат представлению человека о самом себе, он может глубоко переживать обманутые ожидания.

Самым ярким примером такой ситуации является кризис подросткового возраста, или кризис первичного самопознания. На этом этапе развития личности человек сталкивается с острыми противоречиями между идеализированными представлениями об окружающем мире и существующей действительностью. Особая проблема заключается в том, что эти изменения нужно принять и найти свое место в новых условиях существования.

Основная цель самопознания — научиться извлекать для себя пользу благодаря наличию индивидуальных характеристик, отличающих человека от остальных людей. На разных этапах жизненного цикла психика может претерпевать изменения, ведь существует огромное количество факторов, оказывающих влияние на нашу жизнь. Но цель при этом остается неизменной.

Особенностью процесса самопознания является постоянное видоизменение уже сформировавшихся представлений о себе. Это связано с тем, что человек находится в процессе непрерывного развития — он постоянно приобретает новые качества и при этом может утратить ранее приобретенные.

В результате через определенные периоды времени возникает необходимость принимать свое новое я, а затем предъявлять его окружающим. Иногда случаются ситуации, когда взгляд человека на самого себя не совпадает с тем, как воспринимают его окружающие. Появляется потребность собственной переоценки, требующая умения видеть себя с разных позиций. Этот процесс также является частью самопознания.

После завершения кризиса первичного самопознания наступает период вторичного самопознания. Его характерными чертами является присутствие у человека определенного жизненного опыта, в результате которого он научился управлять своими эмоциями и действиями. Теперь он способен оценить степень своей независимости, ценность своих суждений и то, как их воспринимают окружающие.

На стадии вторичного самопознания очень важно проявлять особое внимание к своей личности, суметь перестроить прежние взгляды на мир и разработать новый жизненный план.

Виды и возрастные этапы самопознания

Процесс самопознания может происходить с помощью разных подходов к восприятию себя.

1. Аналитический подход – базируется на нашей способности мыслить.

Аналитическое самопознание помогает человеку понять свое я, проанализировав результаты наблюдений за собственным поведением и эмоциями. При использовании данной методики приветствуются дневниковые записи, ведение внутреннего диалога с собой – так называемая самоисповедь. Часто этот процесс оказывается довольно трудным, так как наш мозг в определенные моменты может включить защитные механизмы. В этих случаях, скорее всего, не обойтись без помощи профессионального психолога. Обычная рефлексия, без последующей оценки самого себя, не сможет заменить данной методики.

2. Творческий подход – связан с нашей способностью проявлять чувства.

Этот подход предполагает возможность найти новые грани своего внутреннего я в процессе занятий творчеством. Вы можете проявить неизвестные вам ранее черты в ходе совместной деятельности, игры, участия в театральных постановках, занятиях художественным творчеством и т. д. Данная методика помогает вам заглянуть вглубь себя и увидеть то, что было глубоко скрыто.

3. Духовный подход – связан с верой или выбором религиозной конфессии.

Духовное самопознание нередко играет очень важную роль в формировании личности человека. Это может быть традиционная религия или другие существующие духовные практики, помогающие познать себя.

Возрастные этапы предполагают процессы опосредованного самопознания, характеризующегося анализом собственного поведения и мировосприятия.

По мере взросления человек проходит несколько фаз самопознания:

  • Пассивная фаза: возрастной период 3–8 месяцев, основное внимание направлено на изучение окружающего мира, сопровождается эпизодами познания самого себя.

  • Активная фаза:

  • 12–15 лет – первостепенное значение придается собственному внешнему виду и особенностям телосложения;

  • 20–30 лет – процесс самопознания субъектом своей внутренней сущности, поиск среды для самореализации и смысла жизни.

  • Фаза снижения жизненной активности: от 60 лет – ощущение полного самопознания и частичная потеря интереса к этому процессу.

Виды и возрастные этапы самопознания

С возрастом восприятие процесса самопознания как возможности найти путь к просветлению постепенно утрачивает свой смысл. В результате приобретения общественного статуса, постоянного давления обязанностей и ощущения ответственности человек нередко переоценивает действия, которые ранее составляли смысл его жизни. Окружающий мир становится для него обыденным и малоинтересным.

2 простых и эффективных упражнения по тренировке самопознания

Для того чтобы процесс самопознания не только способствовал развитию личности, но и вызывал у человека интерес, психологи разработали различные методы, многие из которых можно практиковать самостоятельно у себя дома. В качестве примера приведем несколько упражнений в игровой форме.

  • «4 квадрата психологии сознания»

Цель упражнения – определить позитивные и негативные черты своей личности.

2 простых и эффективных упражнения по тренировке самопознания

Делим бумажный квадрат на 4 части и каждую часть нумеруем. В квадрате под номером 1 записываем 5 своих положительных качеств, а в квадрате под номером 3 – 5 отрицательных.

Не пытайтесь хитрить и присваивать себе несуществующие качества. Ваша искренность – залог получения достоверного результата.

Затем подберите своим негативным качествам более мягкие определения, и запишите их в квадрат под номером 2. «Вспыльчивость» можно поменять на «эмоциональность», «жадность» на «бережливость» и т. д.

Положительные качества перефразируйте в отрицательные. Например, вместо «принципиальности» укажите «упрямство» и внесите новые слова в квадрат под номером 4.

В ходе выполнения этого упражнения к вам должно прийти понимание того, что любая характеристика может восприниматься и как положительная, и как отрицательная. Для одних людей щедрость может выглядеть как стремление помогать окружающим, а для других – как неумение рационально вести хозяйство. Поэтому не стоит обращать внимание на общественное мнение, а лучше развивать те качества личности, которые представляют интерес лично для вас.

  • «Мои мечты, желания и цели»

Выделите на это упражнение примерно полчаса времени. Возьмите лист бумаги, хорошо подумайте и запишите на нем все свои мечты. Это могут быть как глобальные цели, так и совсем маленькие желания. Хорошо, если их наберется около сотни. При этом вы должны точно знать, для чего вам это требуется.

Осмысление, которое придет в процессе письма, позволит вам глубже понять свои намерения и действительно существующие потребности, получить новый энергетический посыл к проживанию своей жизни.

Ценные результаты самопознания человека

Процесс самопознания позволяет человеку представить свою эго-концепцию, на основе которой и будет сформирована его самооценка. Он поймет, какие черты личности являются приемлемыми, а где, очевидно, требуется коррекция и дополнительные усилия, направленные на самосовершенствование. Какая-то часть процесса самопознания останется в сфере бессознательного, а значит, он будет продолжаться до конца дней.

Насколько глубоко человек захочет проникнуть в тайны своего я, будет зависеть только от его желания и стремления познать себя.

Ценные результаты самопознания человека

Иногда сложившаяся самооценка может быть неадекватной. Человек мысленно наделяет себя чертами, которые у него отсутствуют, и пытается презентовать воображаемый образ окружающим. В результате возникает конфликт с реальностью, избежать который можно, только правильно формируя свою самооценку.

Для этого необходимо:

  • Ощутить свою идентичность. Почувствовать себя полноценным участником жизненного процесса и частью окружающего мира. Данное чувство должно с каждым годом становиться сильнее, в противном случае человек может впасть в отчаяние и убедить себя в бессмысленности своего существования.

  • Принять себя со всеми своими особенностями, положительными и отрицательными чертами. Данная позиция не должна стать поводом для прекращения поисков себя. Ее следует воспринимать как стартовую площадку для дальнейшего личностного роста. Частичное приятие или неприятие своего я может привести к попытке победить себя самого. Такая внутренняя борьба носит разрушительный характер, так как вариант полной победы невозможен.

  • Проявить уважение к своей личности. Отношение к самому себе должно формироваться на основе действительных результатов и быть благожелательным. Человеку следует гордиться своими делами и поступками, радоваться собственным успехам. Неуважение собственной личности также ведет к внутренним конфликтам.

  • Почувствовать границы личностной компетентности. Нужно верить в свои силы и строить жизнь так, как вам нравится. Но эти процессы должны осуществляться на основе осознанного восприятия себя, своих способностей и возможностей.

Результат, полученный в процессе познания себя, представляет собой комплекс, состоящий из знаний о своей личности и эмоционально-ценностного ее восприятия.