В статье мы расскажем:
- Психологическая теория о разных типах привязанности
- 4 основных типа психологической привязанности у детей
- Меняется ли тип привязанности к человеку по мере взросления
- Тест на определение своего типа привязанности
- Совместимость по типу привязанности
Существует теория, которая выделяет разные типы привязанности. Каждый из них объясняет свои виды реакций на те или иные ситуации в отношениях. Почему в одной паре взгляд в сторону проходящей мимо красивой девушки игнорируется, а в другой это повод для расставания? Почему некоторым мужчинам и женщинам необходимо время от времени оставаться в одиночестве, другие же не могут ни минуты провести в разлуке?
Каждый из типов привязанности формируется в детстве, и на него оказывают влияние отношения между ребенком и матерью. Не зря психологи советуют присмотреться к родителям своего партнера, чтобы понять, как их опыт взаимодействия ретранслируется в вашей паре. Кроме того, тип привязанности во многом предопределяет наш выбор второй «половинки» и то, как будут развиваться отношения. Давайте же разберем, какой из них можно назвать идеальным и стоит ли к нему стремиться.
Психологическая теория о разных типах привязанности
Автором теории привязанностей является известный в мире психоаналитик Джон Боулби. Он высказал мнение о том, что отношения между матерью и ребенком поддерживаются не только потому, что она помогает ему удовлетворять жизненно важные потребности, но и сопровождает процесс его адаптации к окружающему миру.
Боулби ввел в научный лексикон понятие «значимый взрослый» и предложил считать таковым человека, присутствие которого для малыша крайне важно. Он отметил, что без постоянного контакта с таким взрослым дети могут получить серьезную психологическую травму, последствия которой, возможно, проявятся в зрелом возрасте.
Исследования Джона Боулби оказали влияние на взгляды европейского общества. В результате были пересмотрены правила ухода за детьми в стационарах, увеличена продолжительность отпуска по уходу за ребенком и внесены изменения в принципы работы круглосуточных детских садов.
В 70-80-х годах прошлого века, изучая различные типы привязанности ребенка к матери, ученый-психолог Мэри Эйнсворт провела ряд научных исследований и дополнила положения теории Джона Боулби. В ходе искусственно созданных ситуаций велось наблюдение за поведением малыша рядом с матерью и во время ее отсутствия.
Сегодня принято деление привязанностей по следующим уровням:
-
Возрастной период до 1 года. Это уровень восприятия, существующий благодаря органам чувств. Ребенку необходимо ощущать присутствие значимого взрослого рядом.
-
После года формируется следующий уровень — привязанность основывается на чувстве схожести. Ребенок начинает копировать поведение взрослых, рядом с которыми находится.
-
По достижении возраста трех лет его привязанность вновь видоизменяется — теперь эта привязанность основана на верности. Ребенок учится проявлять эмоции, требует к себе исключительного внимания, начинает предъявлять права на обладание взрослым и ревнует его к остальным.
-
Четвертый уровень — уровень осознания собственной значимости четырехлеткой. Теперь он понимает важность своего существования и требует бережного отношения к себе.
-
Следующий уровень — понимание того, что такое любовь. Пятилетний ребенок начинает активно проявлять нежные чувства, говорить о том, как он любит окружающих, ждать от них ответной реакции.
-
Последний уровень привязанности формируется в возрасте шести лет. Это время, когда ребенок стремится к тому, чтобы его понимали. Он делится своими взглядами на мир, доверяет окружающим свои секреты и хочет быть признанным.
4 основных типа психологической привязанности у детей
Разберем подробнее существующие типы привязанности в детстве:
1. Надежный тип привязанности
Такой тип привязанности, как надежный, можно наблюдать у детей, которые считают себя достойными всеобщей любви и уважения и ощущают поддержку со стороны взрослых. Эти дети позитивно воспринимают свое окружение, проявляют интерес к другим людям, характеризуются высокой степенью эмоциональной устойчивости. Ребенок плачет, если мать выходит из комнаты, но его слезы высыхают очень быстро. Он изучает новое окружение и начинает общаться, проявлять интерес к игрушкам и предложенным занятиям. Возвращение мамы вызывает у него радость.
Типы надежной привязанности считаются оптимальными для создания хороших отношений с детьми. Он помогает ребенку проще адаптироваться к окружающему миру. Для его формирования от любящих родителей требуется умение разумно удовлетворять потребности малыша и стимулировать его самостоятельность.
#THREE_STEPS#2. Тревожно-избегающий тип привязанности
У детей, подверженных постоянным стрессам, типы привязанности иные — тревожные. Малыши не ждут помощи от взрослых, плохо контролируют свои действия и чувства, в общении нередко проявляют грубость и агрессию, шантажируют окружающих. Такой тип тревожной привязанности называют избегающим, так как эти дети воспринимают привязанность как повод для стресса и стараются ее избегать. Они не реагируют на уход мамы, продолжают заниматься своими делами, не проявляют эмоций после ее возвращения.
Обычно такая ситуация складывается в семьях, где матери эмоционально холодны и не в состоянии продемонстрировать ребенку живые реакции на его действия. Из-за отсутствия отклика дети также эмоционально зажимаются и стараются избегать внешних проявлений своих чувств. К ним рано приходит ощущение взрослости и самостоятельности, и все свои эмоции и переживания они до конца жизни удерживают при себе.
3. Тревожно-устойчивый, или амбивалентный, тип привязанности
Амбивалентный тип привязанности, характеризующийся как тревожный, свойственен детям, которые не уверены в своем окружении и не верят в себя. Они стараются держаться поближе к взрослым и рассчитывают на их помощь. Малыши очень капризны, эмоционально неустойчивы — их поведение кажется другим детям неадекватным, поэтому они стараются дистанцироваться от них. Эти малыши могут долго и безутешно плакать в отсутствие матери. Никакие игры или предложения пообщаться в это время они не воспринимают. После возвращения матери дети радуются, но при этом дают понять, что обиделись и очень сердиты.
Такой тип эмоциональной привязанности формируется в тех случаях, когда поведение взрослых непредсказуемо. Ребенок наблюдает резкие перепады их настроения, разные реакции на одни и те же события. Особую роль играет нестабильное участие матери в жизни малыша, что лишает его ощущения поддержки с ее стороны и вызывает чувство недоверия к людям.
4. Дезориентированный, или дезорганизованный, тип привязанности
Данные типы привязанности встречаются у детей, не справившихся со стрессом в результате разлуки. Малыши чувствуют себя преданными, покинутыми и никому не нужными. Это приводит к тому, что они создают вокруг себя прочную оборонительную стену и дистанцируются от окружающего мира. Мир — это источник угрозы, которую они готовы отражать самостоятельно. Реакции этих малышей на отсутствие или возвращение взрослого при таком типе привязанности непредсказуема. Они могут впадать в агрессию, кричать и биться в истерике, а могут отрешиться и не реагировать на происходящее вокруг.
Дезориентированный тип привязанности свойственен детям, пережившим травмирующие события или живущим рядом со взрослыми, не способными проявить любовь и заботу.
Любой из них формируется у детей под воздействием определенных факторов. Нередко случается так, что недостаток материнской заботы успешно компенсируют постоянно присутствующие в жизни ребенка бабушки или няни. Они, не зная о том, какие бывают типы привязанности и как можно с ними работать, тем не менее способны снизить уровень тревожности и вывести малыша на оптимальный уровень общения. К сожалению, такие приемы могут быть действенными только в отношении детей. Типы привязанности у взрослых изменить крайне сложно.
Очень важно помочь справиться с внутренними переживаниями ребенку, оставшемуся без попечения родителей. Предотвратить негативные последствия этого травмирующего события можно, окружив его заботой и вниманием, разделив с ним горе утраты и сопровождающие его эмоции. Важно создать такую атмосферу спокойствия и безопасности.
Только понимающая и принимающая его проблемы семья может изменить тип привязанности приемного ребенка. Примеры становления надежного типа привязанности к новым родителям встречаются довольно часто.
Меняется ли тип привязанности к человеку по мере взросления
Наша психика устроена так, что первичные модели поведения усваиваются людьми очень прочно. Проводившиеся на протяжении нескольких лет исследования свидетельствуют о том, что изменить сформировавшийся в детстве тип привязанности оказались способны только 20 % индивидуумов. Хотя благодаря новым достижениям психологической науки доля таких людей постепенно увеличивается. Возможность изменить тип привязанности благодаря открытиям в психологии вносит в отношения между людьми гармонию, а значит, повышает качество жизни.
Читайте также
«Партнерские отношения не помеха любви, а ее опора»Психологические травмы могут стать причиной изменения типа привязанности. Примеры жестокого обращения, разрушения границ личного пространства и других абьюзивных действий, травмирующих психику, подтверждают такую возможность. После пережитого стресса люди утрачивают доверие к окружающему миру, живут в состоянии постоянной тревоги и становятся замкнутыми.
В своих исследованиях Мэри Эйнсворт сумела провести параллели между детскими моделями поведения и типами привязанности, которые мы наблюдаем у людей во взрослом возрасте.
Проанализируем типы привязанности, составив описание следующих характеристик взрослых людей.
-
Надежный человек — независимый, самодостаточный человек, способный адекватно оценить как собственную личность, так и окружающих. Такие люди готовы к равноправию в отношениях, не испытывают беспочвенной ревности, способны выходить из конфликтов без лишних эмоции и умеют договариваться.
-
Тревожный человек — индивидуум с низкой самооценкой, склонный преувеличивать достоинства своего партнера. Они согласны жертвовать своими интересами ради любви и существовать в состоянии зависимости.
-
Избегающе-отвергающий человек — это тот, кто выбирает самодостаточность и независимость как средство защиты. Он боится вступать в близость и старается дистанцироваться от других людей. Если же у него появляется партнер, то при малейших трудностях, возникающих в отношениях, он разрывает их, опасаясь возникновения негативных переживаний.
-
Тревожно-избегающий человек — индивидуум, переживший травматичный опыт: предательство близких, сексуальное или психологическое насилие, побои. Он готов открыть свой внутренний мир, но боится оказаться непонятыми и отвергнутым, считая себя недостойным хорошего отношения.
Читайте также
«Полигамия – табу или норма отношений?»Попробуем смоделировать ситуацию следующим образом: на дорогах слякоть и гололед, а человек уехал в соседний город на машине. Он обещал позвонить, как только доберется до места, но так устал, что не нашел сил сообщить об этом. Представим, как люди с разными типами привязанности в отношениях пройдут этот тест на стрессоустойчивость.
-
Человек с надежным типом привязанности будет вести себя спокойно и выдержанно. Выждав какое-то количество времени, он сам наберет его номер и узнает, добрался ли тот до места. Он согласится с тем, что человек не сдержал обещание по причине сильной усталости.
-
Человек с тревожной привязанностью будет сильно нервничать. Его телефон буквально раскалится от постоянных звонков, а вопросы «Почему ты не звонишь?», «Ты где?», «Ты с кем?», «Ты скоро?» будут сыпаться как из рога изобилия.
-
Человек с избегающе-отвергающей привязанностью сильно обидится. Его начнут терзать подозрения в измене. Возможно, он даже уйдет, не дожидаясь возвращения своего партнера, решив, что лучше жить одному и ни о ком не заботиться.
-
Человек с тревожно-избегающим типом привязанности будет думать о том, что его не ценят и не любят и лучше поискать счастья в других отношениях.
Тест на определение своего типа привязанности
Самыми распространенными методиками выявления типа привязанности в отношениях детей и взрослых являются тесты, проективные техники и методы неоконченных предложений. Также используется специальная шкала, помогающая определить степень привязанности ребенка к близким людям. Задача данных методик – не позволить ребенку зациклиться на детских переживаниях, научить их спокойно воспринимать разлуку с близкими. Они помогают оценить возможность влияния детского опыта на дальнейшую жизнь малыша, увидеть признаки обесценивания ранее существовавших привязанностей.
Тестирование взрослых предполагает наличие вопросов, касающихся интимных отношений.
-
Рассказывают ли партнеры о своих проблемах?
-
Насколько они понимают друг друга?
-
Легко ли протекает процесс сближения?
-
Боятся ли они, что их бросят?
-
Насколько комфортно им в отношениях?
Читайте также
«Понимание в отношениях: работа для двоих»Анализ ответов помогает психологу определить степень тревожности респондента и понять ее основные мотивы. Высокая тревожность угнетает людей, заставляет жить в постоянном напряжении. Она не характерна для тех, кто обладает низким уровнем привязанности. Они не готовы жертвовать комфортом ради партнера и всегда готовы заменить его другим человеком.
Совместимость по типу привязанности
Выяснив, какие есть типы привязанности, попробуем оценить на этой основе совместимость людей. Лучше всего уживаются друг с другом надежно привязанные, хотя их союз с тревожно-устойчивыми или тревожно-избегающими людьми также возможен. Лучше они ощущают себя в союзе равных, так как все остальные варианты предполагают их доминирующее положение в паре. Говоря об остальных сочетаниях, можно отметить следующее:
-
Тревожно-устойчивый и тревожно-избегающий
Данный союз нежелателен и неустойчив. Отношения в паре крайне сложные — устойчивый стремиться привлечь внимание избегающего, который этому противится.
-
Надежный и тревожно-избегающий
Тревожно-избегающий заинтересован в таком союзе, так как это укрепляет его уверенность в том, что надежный останется ему верен.
-
Тревожно-избегающий и тревожно-избегающий
Союз с такими типами привязанности крайне ненадежен, ведь в нем очень низкий уровень доверия друг к другу. Это тревожные отношения, где каждый боится быть оставленным.
Многие считают, что для стабильного сосуществования подходят только надежные типы привязанности. Но лучшим может оказаться любой союз, в котором люди будут чувствовать себя счастливыми, несмотря на споры, ревность и другие проявления непонимания. Главное научиться находить компромиссы и не доводить ситуацию до взрывоопасной.
Контролировать тип привязанности необходимо не только для того, чтобы наладить отношения между мужем и женой, но и с целью установить прочные связи с детьми. Это позволит обеспечить надежные привязанности в будущих семьях.
Корректировать сложные модели поведения, заложенные в детстве, лучше в сотрудничестве с психотерапевтом. Это длительный процесс, результатом которого может стать изменение поведения взрослых, нашедших корни своих проблем в детских воспоминаниях.
Конечно, младенческий тип привязанности не всегда находит отражение во взрослой жизни, но он, несомненно, влияет на характер близких отношений человека. Поэтому ненадежные стили ведут к низкой самооценке и постоянной тревожности, а надежные позволяют жить полной жизнью и создавать крепкие и счастливые семьи.